Урок литературного чтения в 4 классе на тему "П.П. БАЖОВ. СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Свиридова Любовь Павловна

В данном материале представлена разработка урока и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavel_petrovich_bazhov.docx21.61 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx734.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ.
«СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»

Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского  сказочника  Павла  Петровича  Бажова;  показать  своеобразие, необыкновенность, красоту сказов Бажова; прививать интерес к литературе; воспитывать в детях доброту, отзывчивость, душевность, учить сопереживать.

        Оборудование: портрет Бажова, рисунки, рабочие тетради, словарь Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

– В один из жарких июльских дней 1936 года в саду, под развесистой липой, собралась семья Бажовых: дочери, жена – Валентина Александровна и он – Павел Петрович. Пришли соседи, родственники, друзья, знакомые. Отмечалась серебряная свадьба Павла Петровича и Валентины Александровны.

Когда были высказаны самые тёплые пожелания, съедены пироги, приготовленные хозяйкой дома, выпита не одна чашка чаю, поднялся Павел Петрович и сказал:

– Я вот подарок приготовил своей супруге Валентине Александровне. – Он отложил в сторону давно потухшую трубку и не спеша достал из внутреннего кармана пиджака исписанные крупными чёткими буквами листы.

– Подарок-то какой, – Павел Петрович обвёл глазами гостей.

– Сказ «Медной горы Хозяйка». Спешил к этому дню закончить. Успел…

Глуховатым голосом, изредка поглядывая в рукопись, он начал рассказывать:

– Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были…

Существует мнение, что «Малахитовая шкатулка» оказалась полнейшей неожиданностью в творческой деятельности Павла Бажова. До появления сказов Бажова как писателя знали немногие, несмотря на то что он, активный журналист, был автором не только многочисленных газетных очерков, фельетонов, корреспонденций, но также автором двух книжек-очерков о Сысертских заводах, которые находились недалеко от Екатеринбурга, а позднее – автором историко-революционных книг. Первое издание «Малахитовой шкатулки» вышло в 1939 году, когда её автору исполнилось 60 лет. Но появление сказов не было случайностью. Бажовские сказы – итог всей его долгой жизни.

Родился П.П. Бажов 135 лет назад 28 января 1879 года в семье рабочего Сысертского завода Петра Васильевича Бажова. Когда Павел немного подрос, мать показала ему буквы (она обучилась грамоте самостоятельно), а потом мальчик учился в заводской школе в Сысерти, учился отлично. То, что Павел увидел, услышал и пережил в детстве и юности, не забывалось им никогда, в том числе рассказы бабушки. От неё впервые он услышал рассказы о Медной горе, которые позже стали основой бажовских сказов. Много сказов узнал Павел от Василия Алексеевича Хмелинина – дедушки Слышко. Через много лет он вернётся к сказам дедушки Слышко, и они станут своеобразной канвой его сказов.

Павел Петрович получил духовное образование, долго работал учителем, участвовал в гражданской войне, был корреспондентом. В художественную литературу пришел поздно, в 57 лет, однако успел создать целый свод «Сказов старого Урала». Всего за 14 лет написал свыше 40 сказов. Первый его сборник называется «Малахитовая шкатулка».

Сказы П. П. Бажова очень полюбились читателям. Они издавались миллионными тиражами на многих языках мира.

По  мотивам  сказов  П. П. Бажова  созданы  кинофильм  «Каменный цветок» (режиссер А. Л. Птушко), балет «Сказ о каменном цветке» (автор С. С. Прокофьев), опера «Сказ о каменном цветке» (автор К. В. Молчанов), симфоническая поэма  «Азов-гора» (автор А. А. Муравлёв)…

        Сказ – это не рассказ и не сказка. Само слово сказ произошло от слова сказывать, т.е. говорить. Сказ содержит в себе как реальные события, так и фантастические. Повествование в сказах ведется от лица автора. Сказ «Серебряное копытце» очень известное произведение, даже есть такой мультфильм.

 Физкультминутка

2. Работа над произведением.

– Сегодня мы будем читать сказ «Серебряное копытце», который впервые был опубликован в альманахе «Уральский современник» в 1938 году, позже, в 1942 году, произведение было отредактировано для сборника «Ключ-камень».

         В сказе нам встретятся незнакомые слова, мы с вами постараемся их объяснить.Сейчас мы начнем читать сказ, вы внимательно слушайте, а в конце постарайтесь ответить на вопрос, почему сказ так называется?

Чтение первой части сказа и последующая словарная работа:

Приказчик – тот, кто управляет работой на заводе;

барская рукодельня – место, где молодые девушки делали все своими руками;

по шестому году – шести лет;

несподручно – неудобно;

пособник – помощник;

горюн – человек, у которого плохое житье (горькое).

Обсуждение прочитанного и составление плана сказа

- Как вы думаете, почему Кокованя решил взять сиротку?

- Кого предложили соседи? Почему?

- Как можно озаглавить эту часть?

(На экране появляется первая озаглавленная часть:

Кокованя решил взять Даренку)

Чтение второй части сказа и последующая словарная работа:

Пожитки – вещи.

Обсуждение прочитанного и составление плана сказа

- О чем говорил Кокованя с Даренкой?

- Что удивило Даренку?

- Что он рассказал о себе?

- Почему Даренка согласилась?

- Кого захотела взять с собой Даренка? Почему?

- Как можно озаглавить эту часть?

(На экране появляется  озаглавленная часть:

Даренка согласилась жить у Коковани)

Чтение третий части сказа, обсуждение прочитанного и составление плана сказа

- Как жили Кокованя, Даренка и Муренка?

- Кто чем занимался?

- Почему весело жилось?

- О чем постоянно расспрашивала Даренка Кокованю?

- Что ее интересовало?

- Как можно озаглавить эту часть?

(На экране появляется  озаглавленная часть:

Жизнь у Коковани)

Чтение четвертой части сказа и последующая словарная работа:

Сдалека – из далека;

балаган – изба для охотника;

маленько – немного.

Обсуждение прочитанного и составление плана сказа

- Почему Кокованя не взял Даренку, отправляясь в лес осенью?

- Почему он согласился взять ее в лес зимой?

- Как можно озаглавить эту часть?

(На экране появляется  озаглавленная часть:

Кокованя пообещал взять Даренку в лес)

Чтение пятой части сказа и последующая словарная работа:

Дивуются – удивляются.

Обсуждение прочитанного и составление плана сказа

- Что они взяли с собой в лес?

- Кто еще отправился в лес?

- Как можно озаглавить эту часть?

(На экране появляется  озаглавленная часть:

Сборы на охоту)

Чтение шестой части сказа и последующая словарная работа:

Солонина – соленое мясо. 

Обсуждение прочитанного и составление плана сказа

- Какой было охота Коковани?

- Почему Коковани нужно было идти на завод?

- Как можно озаглавить эту часть?

(На экране появляется  озаглавленная часть:

На охоте)

Чтение седьмой части сказа и последующая словарная работа:

Запостукивало – начало стучать.

Обсуждение прочитанного и составление плана сказа

- Как чувствовала себя Даренка без Коковани?

- Что случилось в первый день? А во второй?

- Как можно озаглавить эту часть?

(На экране появляется  озаглавленная часть:

Даренка с Муренкой в лесу)

Чтение восьмой части сказа, словарная работа, обсуждение прочитанного и составление плана сказа:

Покосный ложок – неглубокий, но широкий лесной овраг, где косят сено.

Почему загрустила Даренка?

- Что ее испугало?

- Кого она увидела на покосном ложке?

- Что они делали?

- Куда прибежали?

- Что произошло на крыше?

- Как можно озаглавить эту часть?

(На экране появляется  озаглавленная часть:

Встреча с Серебряным Копытцем)

Чтение заключительной части сказа, обсуждение прочитанного, составление плана:

- Почему Кокованя не узнал свой балаган?

- Кого он увидел на крыше?

- Когда исчезли Муренка и Серебряное Копытце?

- Почему Кокованя нагреб полшапки камней?

- Что произошло на утро?

- Какие следы после себя оставил Серебряное Копытце?

 - Как можно озаглавить эту часть?

(На экране появляется  озаглавленная часть:

Возвращение Коковани)

Обобщающая беседа:

- Почему же сказ так называется?

- Как вы думаете, почему Коковане так хотелось увидеть Серебряное Копытце: потому, что дедушка верил в сказки и хотел увидеть чудо,  или потому, что он был бедный и надеялся разбогатеть? Подтвердите это словами из текста.

- Как отнеслись и исчезновению камней Даренка и Кокованя?

- Что их огорчило?

- Какими были Даренка и Кокованя?

- За что наградил их Серебряное Копытце?

III. Итог урока.

        Наш урок подходит к концу.

- Что мы с вами сегодня читали на уроке?

- В чем особенность этого произведения?

- Чему оно нас учит?

      IV. Домашнее задание:  выписать в тетрадь по чтению слова и выражения, характеризующие Дарёнку и Кокованю (в 2 столбика); подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

Используемая литература

  1. Литературное чтение 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 части (Составитель Л.Ф. Климанова) – М.: Просвящение 2013 год. “Школа России”.
  2. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс.
  3. Словарь Ожегова.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Павел Петрович Бажов

Слайд 3

Кокованя решил взять Даренку

Слайд 4

Даренка согласилась жить у Коковани

Слайд 5

Жизнь у Коковани Обещание Коковани взять Даренку в лес

Слайд 6

Сборы на охоту

Слайд 7

На охоте

Слайд 8

Даренка с Муренкой в лесу

Слайд 9

Встреча с Серебряным Копытцем

Слайд 10

Возвращение Коковани

Слайд 11

http://vseskazki.su/images/bajov/serebryannoe-kopitce/img_2.jpg http://vseskazki.su/images/bajov/serebryannoe-kopitce/img_3.jpg http://vseskazki.su/images/bajov/serebryannoe-kopitce/img_5.jpg http://vseskazki.su/images/bajov/serebryannoe-kopitce/img_6.jpg http://vseskazki.su/images/bajov/serebryannoe-kopitce/img_7.jpg http://vseskazki.su/images/bajov/serebryannoe-kopitce/img_8.jpg http://vseskazki.su/images/bajov/serebryannoe-kopitce/img_9.jpg http://vseskazki.su/images/bajov/serebryannoe-kopitce/img_10.jpg http://vseskazki.su/images/bajov/serebryannoe-kopitce/img_12.jpg http://900igr.net/datai/literatura/Skazki-Pavla-Bazhova/0003-002-2-konkurs-Skazochnik-Pavel-Petrovich-Bazhov.jpg http://www.edu.cap.ru/home/6189/img_308980.jpg http://media.nn.ru/data/forum/images/2011-05/35745410-79722_l.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/102/384/102384825_large_74.jpg Источники информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Данный урок является первым в теме. К конспекту прилагается презентация. Слайды биографии выполнены ученицей 4 класса....

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Данная презентация является наглядным материалом к конспекту. В неё вкючены слайды с биографией автора....

Презентация к уроку литературное чтение 4 класс на тему "Серебряное копытце" П. П. Бажов

Презентация к уроку литературное чтение 4 класс на тему "Серебряное копытце" П. П. Бажов...

Урок литературного чтения. 4 класс. П.П. Бажов "Серебряное копытце"

На уроке литературного чтения учащиеся впервые знакомятся с жизнью и творчеством П.П. Бажова. Отрабатываются навыки выразительного чтения. Учитель прививает  у учащихся любовь к родному кра...

Урок литературного чтения в 4 классе тема:П.П. Бажов "Серебряное копытце:

Презентация и конспект к уроку литературного чтения в 4 классе Тема: П.П. Бажов серебряное копытце"...

Открытый урок с презентацией по литературному чтению 4 класс. Тема: П.П. Бажов " Серебряное копытце".

Открытый урок с презентацией по литературному чтению 4 класс. Тема: П.П. Бажов " Серебряное копытце"....