Урок чтения 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Каяшова Ольга Николаевна

Урок открытия новых знаний. Материал доступен детям. Урок построен по ФГОС по линии духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx58.18 КБ
Файл chtenie.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения  

Тема урока: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Класс: 2

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Базовый учебник «Родная речь» в 2-х частях, 2 класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. УМК «Школа России»,

Цель урока:  способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В. Драгунского  «Тайное становится явным».

Задачи:

- познакомить учащихся с рассказом В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

- развивать умение активно воспринимать  учебный материал: анализировать   поступки героев, прогнозировать текст,

  сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста;

- учить пользоваться разными видами чтения,

- формировать коммуникативные навыки работы в группе;

- воспитывать честность, правдивость.

- развивать креативность мышления.

 Планируемые результаты:

Личностные:

- оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: , «терпение», «семья», «желание понимать друг друга», «понимать       позицию другого»;
- принимать мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относиться к мнению других читателей;
- выражать свои ценностные ориентиры в собственном развернутом ответе по заданной теме;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- контролировать способ чтения других учеников;

Коммуникативные:

- четко и грамотно выражать свои мысли;
- аргументировать своё мнение;
- принимать позицию другого;
- задавать вопросы;
- отвечать на вопросы;

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
Предметные:

- создавать в устной речи развернутый ответ на вопрос по заданной теме;

- читать осознанно текст художественного произведения;
- выявлять авторское отношение к герою;
- распознавать героя произведения по характеристикам, данным автором;
- характеризовать героя произведения с опорой на текст;

Познавательные:

- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
- Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

Оборудование для учащихся: учебник «Родная речь»

 (авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.), 2 класс

Оборудование для учителя:

Мультимедийный проектор, презентация.

Карточки с заданиями.

Портрет писателя.

Использование  Перволого.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

2мин

-Вспомним  стихотворение:

На уроке будь старательным, будь спокойным и ….(внимательным)

Всё пиши не отставая, слушай не …(перебивая)

Говорите чётко внятно, чтобы всё было …(понятно)

Если хочешь отвечать надо руку …(поднимать)

- Договаривают концовку стихотворения

Коммуникативные:

-формировать умения слушать и слышать.

II.Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. (слайд1)       Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Они состоят из деталей.

- А что произойдет, если  убрать хоть одну деталь?  

-  Совершенно верно. Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. С каждым новым  уроком  вы узнаёте  всё больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу много улыбок и уверена, что у нас всё получится.

-Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».  (на доске)

-  Прочитайте глазами;

-  Прочитайте медленно вслух;

-  Прочитайте с  утвердительной интонацией;

-  Прочитайте выразительно;

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

-Они перестанут идти.

обсуждение высказывания

- О правде всегда узнают, даже если ты и обманул

- всегда надо говорить правду

Коммуникативные:

-уметь слушать и понимать речь других.

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

III. Актуализация знаний учащихся.

«Давайте  повторим»

- Вспомните название раздела, который мы изучаем?

- Произведения  каких авторов  мы читали?

Игра « Назови автора».(слайд 2)

- Соотнеси фамилию автора с названием произведения.    

-Проверка! (слайд 2)

- Ребята, а почему вы не смогли назвать из какого произведения эта иллюстрация?

- А вы бы хотели познакомиться с новым произведением и его автором?

-«И в шутку и всерьёз»

Ответы детей

Работа в парах.

Высказывают мнения.

Ответы детей.

Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому классу (виду)

 Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

IV.Формулирование темы урока.

Постановка учебной задачи.

- Найдите  неповторяющиеся буквы и сложите  из них фамилию писателя. (слайд3)

- Какая фамилия у вас получилась? (слайд 4-портрет автора)

-  Кто слышал фамилию этого писателя и читал его произведения?

- Биография писателя:

    Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке. Он был токарем, режиссером, лодочником, актером, даже работал в цирке клоуном. А когда в 40лет у него родился сын Денис, он стал писателем И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые и дети. Читая рассказы Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли и чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.

- Посмотрите внимательно на выставку его книг. Это только маленькая часть его произведений.

- Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский?

(о детях и для детей)

- Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, который мы будем сегодня читать.

- Составьте пословицу из слов:   не   мешке   утаишь   в   шила.  ( Шила в мешке не утаишь). (в первологе у доски)

-  Правильно.  А кто сможет объяснить смысл этой пословицы.

- Невозможно скрыть то, что само себя выдаёт.

- Правду не скроешь.

- Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

- Рассказ, с которым мы познакомимся, называется « Тайное становится явным» (слайд 5) 

- Исходя из всего сказанного, сформулируйте тему сегодняшнего урока
- А теперь попробуем сформулировать задачи урока

Словарная работа.

- Прежде, чем знакомиться с новым произведением,  давайте разберём некоторые слова, которые нам встретятся.

- Что такое тайна?

- Назовите синоним к слову тайна  

- Прочитайте выражение “Грановитая палата”  (слайд 6)

Интеллигентный человек- (слайд 7)
Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Клевета –    (слайд 8)
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
-Подберите синонимы к этому слову.( Ложь, враньё)
Язвительный -   (слайд9)
злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Выполняют задание в парах на листах.

Драгунский

Ответы детей.

Ответы детей.

Составляют пословицу.

Объясняют её смысл.

Читают на слайде.

 Рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»

Познакомиться с рассказом, научиться анализировать поступки героев, прогнозировать текст.

1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;

2. нечто неразгаданное, ещё не познанное;

3. скрытая причина чего-нибудь;

Работают со словами.

Читают на слайдах.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому классу (виду)

 Личностные:

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные:

- уметь определять тему урока и ставить задачи с помощью учителя

V. Физминутка.

Вы наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

Выслушивают стихотворение и выполняют движения.

Коммуникативные:

-проявлять активность в коллективной деятельности.

VI. Первичное ознакомление с текстом.          

I. Первичное чтение рассказа учителем.

-Чтение рассказа вслух учителем, все дети следят, до слов: «А я остался с кашей наедине»

Дискуссия:

- из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?

- как вообще можно разрешить конфликт? ( договориться, уступить)

- как решили конфликт между собой мама и Дениска? (договорились)

- как вы думаете, что может произойти дальше?

2.Чтение – разведка.

- А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения.

- Вы прочитаете вторую часть рассказа до слов: «А в это время вошла мама».

и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.

- Кто первым возвращается из разведки, молча встает.

- Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте.

- Что Дениска сделал с кашей?

- Чем, по-вашему, закончится рассказ?

3. Дочитывание до конца учителем.

*Беседа по содержанию.

- Понравился вам рассказ?

- Кто является главным героем рассказа?

-Какой поступок он совершил?

-Понял ли Денис смысл слов: «Тайное становится явным» без маминого объяснения?

(Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове.) 

- Были ли у вас в жизни такие ситуации ,когда вам приходилось обманывать или вас обманули, а потом все раскрылось. Как вы себя чувствовали в тот момент?

Следят пальчиками за учителем.

Ответы детей.

Высказывания детей.

Самостоятельное чтение 2 части.

Ответы детей.

Предположения детей.

Ответы детей.

Высказывания детей.

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

Регулятивные:

- уметь высказывать своё предположение (версию)

- уметь работать самостоятельно.

Познавательные:

-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую .

-выбирать решение из нескольких предложенных

VII.Применение знаний и умений в новой ситуации.

Практическая работа

 сейчас давайте  проверим внимательно ли вы прослушали рассказ.  

* Картинный план. (в первологе)

Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив картинки  по порядку

*Цитатный план.    (слайд 10)

. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.

- Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.

Впишите в кружки соответствующие цифры.

        «Видеть не могу манную кашу!»

        «Вы выливаете разную гадость за окно!»

        «Ты это запомнил на всю жизнь?»

        «Ты должен съесть всё до дна!»

        «А я остался с кашей наедине».

-Проверьте правильность выполнения задания на слайде.

Работают в парах.

Проверь   себя

Один на компьютере.

Работают в группах.

Расставляют номера.

Проверяют.

Регулятивные:

-уметь проговаривать последовательность действий на уроке

-уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группе.

VIII. Применение знаний и умений в контролирующем задании.

Прочитайте  и выберите правильный ответ.(тестовое задание) (слайд 11)

1. Как зовут главного героя?

а) Мишка

б) Дениска

в) Вовка.

2. Куда хотела мама отвести Дениску?

а) в Кремль

б) в Грановитую палату

в)  в цирк.

3. Какая каша была предложена на завтрак?

а)  манная

б)  гречневая

в) овсяная.

4. Что сделал Дениска с кашей?

а) съел

б) выбросил в окно

в)  отдал собаке.

5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

а)  в магазин за покупками

б)  в театр на спектакль

в) фотографироваться.

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

а) обрадовалась

б) заплакала

в) ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

а)  Я все равно пойду в Кремль!

б)  Тайное  всегда становится явным.

в)  Я весь вечер проведу в углу.

Самостоятельно выполняют тестовое задание.

Регулятивные:

- умение работать по предложенному учителем плану.

Личностные:

- умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

IX.  Итог урока.  

- Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? (слова на слайде 12)

( Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).

- Какая проблема волнует автора?    

( проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей).

- Какой урок вы извлекли для себя?

(нужно всегда говорить правду, не совершать поступков за которые было бы стыдно. Ну а если поступил нечестно, нужно признаться потому что когда то об этом всё равно узнают.)

-Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

 «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский».

-Какие «витамины» нужны вам?

- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

Выбирают слова.

Ответы детей.

Витамины доброты, честности…

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

- умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

- умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Домашнее задание.

По выбору:

-Пересказ рассказа, нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку.

- Творческая работа: «Если бы я был главным героем рассказа……»(продолжить)

Выбирают карточку.

Рефлексия.

А теперь оцените свою работу на уроке. продолжить предложение «Сегодня на уроке…»

                                     узнал    

    Я                   научился    

                                        Запомнил    удивился

- А теперь оцените свою работу сегодня на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Если вы считаете что поработали на отлично возьмите смайлик зеленого цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо возьмите желтый смайлик, а если вы считаете, что могли б лучше работать, но сегодня не получилось,  возьмите красный смайлик  

  - Спасибо вам за сегодняшний урок.                                  



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение

Слайд 3

«И в шутку и всерьёз» Игра « Назови автора»

Слайд 4

Б. Заходер Э. Успенский Г. Остер Б. Заходер Э. Успенский И. Токмакова

Слайд 5

Зачеркните повторяющиеся буквы и прочитайте фамилию писателя из оставшихся букв Д Б Р А В Г Е У Н С К Ж Е И В Й Ж З Б З

Слайд 6

Д Р А Г У Н С К И Й

Слайд 7

Драгунский Виктор Юзефович

Слайд 9

В.Ю. Драгунский "Тайное становится явным"

Слайд 10

Словарная работа Тайна? Грановитая палата — памятник архитектуры в Московском Кремле , одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни русского государства , она являлась парадным тронным залом. Интеллигентный человек Клевета Язвительный

Слайд 11

Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку. «Видеть не могу манную кашу!» 1 4 5 2 3 «Вы выливаете разную гадость за окно!» «Ты это запомнил на всю жизнь?» «Ты должен съесть всё до дна!» «А я остался с кашей наедине».

Слайд 12

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 1. Как зовут главного героя? а) Мишка б) Дениска в ) Вовка 2. Куда хотела мама отвезти Дениску? а) в Кремль б) в Грановитую палату в) в цирк 3. Какая каша была предложена на завтрак? а) манная б) гречневая в) овсяная 4. Что сделал Дениска с кашей? а) съел б) выбросил в окно в) отдал собаке

Слайд 13

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски? а) обрадовалась б) заплакала в) ужасно рассердилась 7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска? а) Я всё-равно пойду в Кремль. б) Тайное становится явным. в) Я весь вечер проведу в углу.

Слайд 14

Проверь себя! б а а б в в б

Слайд 15

весёлый озорной выдумщик в нимательный к словам мамы честный у меет признать свою вину

Слайд 16

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский». поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского

Слайд 17

«Сегодня на уроке…» Я узнал научился удивился запомнил

Слайд 18

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...