конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Воскобойник Ольга Николаевна

Содержит развернутый конспект урока по литературному чтению по теме "Бродячая история"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: Бродячие истории.

ЦЕЛЬ:

учить обобщённому пониманию смысла сказок « «Золотая рыба»,  «Сказка о  рыбаке и  рыбке» на основе их сравнительного анализа.

ЗАДАЧИ:

• формировать умение сравнивать похожие по сюжету произведения  —«Золотая рыба» (индийская народная), « «Сказка о  рыбаке и  рыбке» (А. С. Пушкин);

• на основе сравнительного анализа формировать умения: определять сюжет произведения; чувствовать и понимать его образный язык, выражать своё отношение к героям;

 понимать смысл произведения;

соотносить похожие по сюжету произведения;

• формировать творческие умения: графически иллюстрировать прочитанное; творчески преобразовывать сказочный текст; создавать собственный текст на основе прочитанного;

• обогащать словарный запас учащихся, развивать

связную речь, внимание, логическое мышление, умение рассуждать и обосновывать свою точку зрения;

• формировать нравственные понятия, добрые чувства;

• развивать познавательный и  читательский интерес;

Познавательные УУД

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

-устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;

-проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям;

Регулятивные УУД

-умения использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;

-умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;

-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

Коммуникативные УУД

-составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

- умения владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

сравнительная таблица на каждую  группу карточки на каждого учащегося для оценивания выступающих (красного и  синего цвета);  цитат А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки! «,презентация к  уроку.

Ход урока

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Учитель распределяет учащихся класса на две  группы.

На разминке каждая  команда должна составить стихотворение по предложенным словам.

1 группа: (Улетели, Не, слышен, дальние, осень, птицы, Наступила, края, песен, В, соловья.)

Наступила осень

Не слышен песен соловья

Улетели птицы

В дальние края

 2 группа :(Под, шелестят, ногами, золотые, листья, По, ветру, летят, Листья, Ветер, рвёт.)

слайд1

Ветер листья рвёт

По ветру летят

Листья золотые

Под ногами шелестят

слайд 2

ІІ. СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ

Звучит музыка «В мире много сказок…».

слайд 3

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ТЕМЫ И  ЦЕЛИ УРОКА

Учитель. Ребята мы закончили изучение бродячих историй и сегодня мы с вами подведём итог. Я приглашаю вас в гости к сказкам, которые вы читали к сегодняшнему уроку. Отгадайте их по отрывку. Каждая команда получает карточку с  написанным отрывком из сказки. Задание: определить, из какой сказки отрывок, назвать, кто её написал, в  какой стране жил автор.

Задание 1-ой группе « Эх, жена, жена... Говорил ведь я тебе: много хочешь – мало получишь! Говорил я тебе: старуха, не жадничай, потеряешь и то, что имеешь. Ты моих слов тогда не слушала, а вышло-то по-моему! Так чего же теперь плакать?. («Золотая рыба». Индийская народная сказка)

Слайд 4

Задание 2-й группе

Жил старик со своею старухой

У  самого синего моря.

Они жили в  ветхой землянке

Ровно тридцать лет и  три года.

(«Сказка о  рыбаке и  рыбке». А. С. Пушкин. Россия)

Слайд 5

Учитель. Все эти сказки появились в  разное время, в  разных странах. Интересно, есть ли в  них что-то общее? Ответить на этот вопрос нам поможет сравнительная таблица. Посмотрите внимательно на неё и  определите цель нашего урока.

Дети. Мы должны сравнить эти сказки, найти сходства и  отличия.

Учитель. Прежде чем мы начнём нашу работу, я попрошу вас доказать, что все эти произведения являются сказками. Дети с помощью опорной схемы на слайде находят в текстах следующие признаки: зачин, волшебные числа, повторы, образные выражения, устаревшие слова, волшебное существо, волшебные превращения, финал, урок. Слайд 6

.)

Учитель. Сравнивать сказки мы будем по группам, выполняя различные задания. Если группа готова ответить, она должна поднять сигнальную карточку.

С  помощью карточек вы будете выставлять друг другу за работу оценки:

• красная карточка  — группа отвечала хорошо;

• синяя  — недостаточно хорошо.

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:

СРАВНЕНИЕ  СКАЗОК

Учитель. Первое испытание:

Задание 1. Сравните, как живут старик и  старуха в  двух  сказках (жилище, работа старика).

Задание 2. Одинаковые ли в этих сказках исполнители желаний?

Учитель. Второе испытание. Кто быстрее?

На доске на магнитах прикреплены вразброс картинки

с  желаниями старухи из сказки Пушкина. Детям нужно убрать лишние желания и  установить правильную последовательность желаний (задание выполняет вся команда)

Изба

Корыто

 Новая шуба

Столбовая дворянка

Вольная царица

Владычица морская

Автомобиль

Дача

После выполнения учитель задаёт вопросы:

— Какое из данных желаний не исполнила рыбка?  Почему? Одинаковое ли количество исполненных желаний в  сказках?

Самооценка. Группы оценивают работу друг друга

по сравниванию сюжета сказок.

Учитель. Третье  испытание: сравнить героев сказок, ответив на вопросы.

Задание 1. Похожи ли старухи в  сказках? Какие чувства они вызывают?

Задание 2. Похожи ли старики в  сказках? Какие чувства они вызывают

Задание 3.. Кто из героев вызвал у  вас симпатию? Почему?

Самооценка. Группы оценивают работу друг друга по сравниванию героев сказок.

Четвёртое испытание: сравнить нравственные «уроки» сказок.

— Какой же урок извлекли вы из сказок? Скажите, ребята, обязательно ли иметь рыбку, чтобы желания исполнялись?

Дети. Конечно, нет. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить людям на помощь, делать добро, совершать хорошие поступки.

Выводы по исследованию: Слайд 7,8,9.

• все сказки очень похожи, в  них есть небольшие различия, но смысл всех двух сказок одинаковый: нельзя жадничать; надо беречь, ценить то, что у тебя есть; чтобы что-то получить, надо трудиться, работать; надо быть добрым по отношению к  другим людям;

• герои в  сказках отличаются друг от друга характерами, но в  целом образы их похожи (старухи  — жадные, злые, ворчливые, вызывают чувство осуждения, неприязни; старики  — слабовольные, трусливые, их жалко; исполнители желаний  — добрые, справедливые, вызывают симпатию), в  авторских сказках у  героев появляются чувства, также у  авторов введён ещё один герой  — море;

• все изученные произведения являются сказками, так как в  них есть сказочные признаки (зачин, волшебные существа, волшебные превращения, образные

выражения, финал, нравственный урок);

• только А. С. Пушкин создал сказку на сюжет о  жадности в  стихотворной форме.

Творческая работа «Самый необычный и оригинальный финал сказки». Команды придумывают новый финал к сказкам о жадности.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Подведение итогов работы групп

Подсчёт баллов, награждение отличившейся группы,

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Придумать свою сказку о жадности (в помощь даётся памятка на с. 17).

VII. РЕФЛЕКСИЯ. ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ

НА  УРОКЕ? ЧТО БЫЛО ТРУДНЫМ?

Получилось хорошо? Чему надо учиться?

Приложение1

Сравнительная таблица сказок со схожим сюжетом

Название  «Золотая рыба» «Сказка о рыбаке и рыбке»

Автор

(если есть)

Русская народная сказка

Индийская народная сказка

Исполнитель желаний

Золотая рыба , Золотая рыбка

Образ старухи (жены)

Вредная, жадная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, требовательная, плохая, гадкая, своевольная

 Вредная, жадная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, требовательная, плохая, гадкая, своевольная

Вредная, жадная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, требовательная, плохая, гадкая, своевольная

Вредная, жадная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, требовательная, плохая, гадкая, своевольная

Образ старика

Слабовольный, исполнительный, безотказный, послушный, трусливый

Добрый, пытается противиться старухе, не хватает смелости, твёрдости характера

Пытается возражать жене. На каждое требование жены уговаривает, убеждает её отказаться

от желаемого, но не смеет жене перечить

Добрый, пытается противиться старухе, не хватает смелости, твёрдости характера

Как старуха обращается со стариком

Командует стариком, заставляет просить всё у дерева

Приказывает старику, заставляет себе подчиняться

Проявляет ласку, берёт за руку. Но заставляет выполнять свои приказы

Приказывает, даже бьёт старика:

«Старика старуха забранила»;

«Ещё пуще старуха бранится»;

«На чём свет стоит мужа ругает»;

«На него прикрикнула старуха,//

На конюшне служить его послала»; «Ещё пуще старуха вздурилась»; «Осердилася пуще старуха,

/По щеке ударила мужа»; «На него старуха не взглянула,/ Лишь с очей прогнать его велела»

Каков урок сказки?

Надо уметь довольствоваться тем, что есть, нельзя жадничать, надо думать о других

Жадность к добру не приводит

Нельзя жадничать, надо думать о других. Добиваться чего-либо нужно своим умом и трудом

Не жадничай, цени то, что имеешь, будь добр к другим, трудись, чтобы чего-либо добиться

Приложение 2

ПАМЯТКА

Как придумать сказку?

1. Название.

2. Зачин. Выбери готовый или придумай свой.

а) «В стародавние времена, в  далёком-предалеком королевстве жили-были

король и королева».

б) «Давным-давно жила-была женщина. Была у  неё дочка».

в) «В некотором царстве, в  некотором государстве жили-были две сестры-

принцессы».

г) «Жил-был на свете бедный пастух».

д) «У одного старика был сын, пошёл он как-то на охоту».

3. Герои (положительный / отрицательный).

4. Исполнитель желаний. Выбери или приду-

май своего.

а) Краб; б) птичка; в) лесной зверь; г) цветок;

д) волшебник.

5. Желания.

6. Образные выражения:

«долго ли, коротко ли» Жить припеваючи

«путём-дорогою» Теперь твоя душенька довольна?

«ступай» Белёны объелся

«кликать» Остаться у разбитого корыта

«не печалься» Быть на посылках

«молвить» Простофиля

Красоты невиданной и неслыханной, что

ни в сказке сказать, ни пером описать

Поперёк слово молвить

7. Финал.

8. Пословицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...