Проверка навыка чтения в 3 - 4 классе.
материал по чтению (4 класс) на тему

Гринчук Вера Егоровна

Даётся текст, ученики знакомятся с произведением молча, затем  отвечают на поставленные вопросы (в виде теста). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проверка техники чтения молча.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проверка навыка чтения  в 3 – 4 классе.

I вариант

Г.А. Скребицкий

Мать

В начале августа на рассвете мы с Джеком пошли на охоту.

Выбрались на знакомую лесную поляну.

В этот ранний час лесная поляна походила на широкую тихую заводь. По ней струились волны тумана. Они поднимались и уходили вдаль, в зеленоватый простор предутреннего неба. И в этом просторе далёким крохотным парусом белел и таял заходящий месяц.

Мы присели на краю поляны и стали ждать, когда совсем рассветёт и можно будет идти разыскивать тетеревов.

По зорям эти дикие лесные куры обычно выходили на поляны и кормились ягодами брусники. Заслышав нас, они убегали в кусты и затаивались среди высокой травы и прошлогодних листьев. Но Джек всё-таки отыскивал их по следам и, подкравшись, замирал на месте — делал стойку. Он стоял неподвижно, чуть вздрагивая от нетерпения, ожидая только моего приказания, чтобы броситься и вспугнуть затаившуюся дичь.

Я командовал: «Вперёд!», Джек бросался, и тяжелые, крупные птицы с шумом вылетали из своей засады.

Я стрелял. Если птица падала, Джек опрометью кидался её поднимать и с торжеством подавал мне. Если же я промахивался, он долго смотрел вслед улетевшей дичи, а потом оборачивался ко мне с таким укоризненным видом, словно хотел сказать: «Эх, брат, оплошал ты!»

И мы шли дальше.

В это утро, только мы подошли к кустам, Джек остановился и замер на стойке — почуял дичь. Я скомандовал: «Вперёд!» Джек бросился в кусты, но оттуда никто не вылетел, а только послышался какой-то странный писк.

Я даже не понял, кто это так кричит — зверь или птица.

В недоумении раздвинул кусты и увидел необыкновенное зрелище: Джек, виляя хвостом, раскапывал носом кучу прошлогодних листьев, а вокруг его морды бегал и угрожающе пищал большой старый ёж.

Что это значит? Я ещё никогда в жизни не слышал, чтобы ёж пищал. И почему он не свёртывается в клубок, а бросается прямо на собаку, норовит её укусить?

Я нагнулся к Джеку и тут только разглядел и понял, в чём дело.

В развороченных сухих листьях копошились три крохотных, почти совсем голых ежонка. Так это мать ежиха защищала своих детей!

Джек покосился на ежиху, потом на меня, будто спрашивая: «Чего она так кричит? Я ведь и не думаю их кусать».

— И молодец, что не тронул, — похвалил я. — Не стоит с ними и связываться.  Идём-ка лучше тетеревов искать.

Джек, видимо, согласился. Он весело замахал хвостом и побежал прочь.

(369 слов)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1.        О чём рассказывается в этом произведении?

  • об охоте на тетеревов
  • о собаке Джеке
  • о том, как Джек выполнял команды
  • о том, как мать ежиха защищала ежат
  • о том, что Джек не тронул ежат

2.        Где произошла описанная история?

  • на реке
  • на лесной поляне
  • в лесу
  • на озере
  •  в поле

3.        В какое время охотник вышел на охоту?

  • в августе вечером
  • летним днём
  • в начале августа на рассвете
  • летним утром
  • в конце лета

4.        Как автор называет тетеревов? Найди ответ в тексте.
Запиши.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.        Где и когда произошла встреча рассказчика с матерью ежихой?

  • утром в лесу
  • утром у кустов
  • днём у дерева
  • утром у берёзы
  • днём на поляне

6.        Кого увидел охотник в прошлогодних сухих листьях?

  • птенцов
  • крохотных ежат
  • червячков
  • гусениц
  • бабочек

7.        Восстанови план рассказа. Расставь цифры в нужном  порядке. Пункт с цифрой 1 - начало истории.

  • Охота на тетеревов.
  • Странный писк.
  • Ранний час на лесной поляне.
  • Мать ежиха.
  • Джек.

8.        Почему Джек не тронул ежат?

□        потому что пожалел ежат

  • потому что мать ежиха отчаянно защищала ежат
  • потому что был умной собакой
  • потому что боялся хозяина
  • потому что боялся уколоться

9.        Какое предложение помогает понять главную мысль?

  • Я даже не понял, кто это кричит — зверь или птица.
  • Джек, видимо, согласился.
  • Так это мать ежиха защищала своих детей!
  • Я ещё никогда в жизни не слышал, чтобы ежи пищали.

10.        Какие новые для тебя факты из жизни ежей сообщил автор?

  • У ежей в августе появляются ежата.
  • Тетерева — это лесные куры.
  • Тетерева кормятся ягодами брусники.
  • Ежи пищат.
  • Охотничья собака замирает на месте при виде добычи.

                         II вариант

Е.И. Чарушин

                      Кошка Маруська

                                Из цикла «Про охоту»

У деревенского охотника Никиты Ивановича Пистончикова жила пёстрая кошка Маруська. Плешивая кошка, худая, тощая, потому что Никита Иванович её очень плохо кормил.

Весной кошка Маруська с голоду стала ходить в лес на охоту. Потихоньку, крадучись, чтобы деревенские собаки ее не видели, уйдёт она из деревни и охотится в лесу. То мышку поймает, то изловит какую-нибудь птицу.

Пошла она так однажды охотиться, да и осталась совсем жить в лесу.

Скоро кошка Маруська потолстела, похорошела, гладкой стала. Ходит по лесу, как разбойник, гнёзда разоряет — живёт в своё удовольствие.

A хозяин её — Никита Иванович Пистончиков — о ней совсем забыл.

Но вот пришла осень. Птицы из лесу улетели. Только мыши остались на добычу кошке Маруське. Потом и настоящая зима настала.

Мыши стали жить под снегом. Редко-редко когда выбегут. Пробегут поверху немного и опять уйдут в свои подснежные ходы-переходы.

Плохо тут пришлось Маруське. И холодно и голодно. Как прокормиться?

Стала устраивать засады. Залезет на дерево и лежит на суку: ждёт, не пробежит ли под деревом мышка или заяц. А если пробежит, Маруська тогда сверху и кинется.

Недобычливая такая охота. Отощала кошка, похудела, стала злющей-презлющей, как дикий зверь.

Однажды Никита Иванович собрался на охоту. Надел заячью шапку-ушанку, овчинный полушубок, взял ружьё, взял мешок для добычи и пошёл на лыжах в лес.

Идёт он по лесу и разные звериные следы разбирает.

Вот заяц прыгал — наследил, вот лиса прошла, а вот белка от дерева к дереву по снежку проскакала.

Проходит он мимо высокой толстой ели, и вдруг как свалится ему прямо на голову какой-то зверь. Когтями его заячью шапку рвёт, шипит, ворчит. Никита хвать зверя обеими руками — так вместе с шапкой и снял его с головы. Хотел бросить зверя наземь — глядит: да это его пёстрая кошка Маруська! Тощая-претощая, одна кожа да кости.

— Эх ты, — засмеялся Никита Иванович, — горе-охотник! Заячью шапку с зайцем перепутала.

Пожалел он её, принёс домой и с тех пор стал кормить как следует.

(314 слов)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1.        О ком рассказывается в этом произведении?

  • о деревенском охотнике
  • о кошке Маруське
  • о мышах и зайцах
  • о лесных животных

2.        Где жил охотник с кошкой?

  • в деревне
  • в городе
  • в лесной сторожке
  • в сельском доме
  • на берегу реки

3.        Почему кошка Маруська ушла в лес?

  • захотела погулять
  • была голодная
  • решила жить в лесу
  • захотела поиграть с зайцами
  • захотела побегать по поляне

4.        Когда кошка Маруська жила в своё удовольствие в лесу?

  • летом
  • весной
  • зимой
  • осенью
  1. Чем питалась кошка Маруська в лесу весной и летом? Найди ответ в тексте и запиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Никита Иванович собирался на охоту? Найди ответ в тексте и запиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.        Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1- начало произведения.        

         □ Жизнь в лесу в свое удовольствие.                

□        Встреча с хозяином.        
1 Жизнь у охотника.        

□        Охота в лесу весной.        

  □Зимняя охота.        

8.        О чём важном хотел рассказать автор?

 □ о находчивости кошки        

 □ о её трудном житье

  • о добром отношении человека к кошке        .
  • о том, как Никита Иванович собирался на охоту
  • о том, что жизнь кошки зависит от природы и чeлoвeка

9.        Почему охотник назвал кошку горе-охотником?

  • потому что она была голодная
  • потому что она была худая
  • потому что она жила в лесу
  • потому что заячью шапку приняла за зайца
  • потому что она убежала из дома

10.        Какой другой заголовок мог бы подойти к рассказу?

  • «Кошка-охотница»
  • «Горе-охотник»
  • «Жизнь в лесу»
  • «Кошка и человек»        
  • «На охоте»

III вариант

В.К. Железников

История с азбукой        

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за ее сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти.

И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то го кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше её головы.

Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели, и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждет.

— Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?

 Никакого внимания.

— Может быть, потеряла что-нибудь?

Молчит и сидит как статуя, не шелохнётся.

   Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую» а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал Первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом по отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, и они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

—        А мы с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?

      —        Нет, — отвечает. — Я домой не пойду.

       — Что же, ночевать здесь будешь?

       — Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос.

Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось.

Ну, её эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

—        Ты, — говорю, — если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он раз-два: «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: "Дыши, не дыши» — и градусник суёт под мышку Холодный, как сосулька.

—        Ну и хорошо. Поеду в больницу. Честное слово, она была ненормальная.

       — Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?!

—        Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

  • Ну и что же?
  • А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

—        Сильна ты обещать, — сказал я. — В один день всю буку! Может быть, ты тогда школу окончишь в один год? Сильна врать!

—        Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

—        Буквы учат целый год. Это непростое дело.

—        У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. А я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчишкам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.

Сейчас она должна была заплакать.

—        Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. — Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. — Это буква «А». Она из трех  палок. Буква-шалашик.

Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

—        А теперь, — говорю, — пойдём к твоему брату, и я все ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка, пальцы подушечками, и теплая.

Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь...

А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

  • Слушай, — говорю, — старина. Как бы тебе это объяснить? Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.
  • Значит, не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.
  • Мы писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

—        Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся. Тогда я догнал его.

—        Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? Наука – сложное дело.

Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

—        Я весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

  • Боже мой, какая трагедия, — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.
  • Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живём в этом доме, за железной изгородью. Правда, Серёжа, хорошо?
  • Ладно, — ответил Серёжа. — Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос:

—        Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежали в подъезд.

          - Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? — сказал Серёжа. — Надо читься целый год.

  • Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка, и плакала ваша Сибирь.
  • Ничего не плакала, — ответил Серёжа. — У меня есть, друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.
  • Все ты врёшь, — сказал мальчишка. — Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моем характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

—        Между прочим, его зовут Юркой, — крикнул я. — Ест; такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжка ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих.

А я спрыгнул на землю и пошёл домой.

Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

(1013 слов)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. О ком рассказывается в этом произведении?

  • о детях
  • о девочке-первокласснице
  • о вредном мальчишке
  • о добром Юре

2.        Где произошла встреча Юры с девочкой?

  • в школе
  • в классе
  • во дворе
  • в спортивном зале

3.        Почему девочка не могла идти домой? Найди ответ в тексте произведения и запиши.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.        Почему переживал Серёжа?

  • Он скучал по родителям.
  • Он поверил сестре.
  • Он сочинял письмо маме.
  • Он просто капризничал.

5.Каким ты представляешь соседского мальчишку? Запиши.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.        Какую помощь предложил Юра?

    проводить детей домой

  • наказать соседского мальчишку
  • написать письмо родителям в Сибирь
  • поиграть с детьми

7.        Какой совет даёт герой рассказа родителям?

  • играть с детьми
  • учить детей
  • брать всегда детей с собой, а не оставлять одних
  • заботиться о детях

  1. Почему Юра — «всемирно известное имя»? Запиши.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.        От чьего имени ведётся рассказ?

  • от имени автора — участника событий
  • от имени героя рассказа
  • от имени неизвестного человека
  • от имени автора

10.        Подумай, почему у Юры было хорошее настроение

  • потому что он большой
  • потому что он умеет писать
  • потому что он познакомился с хорошими детьми
  • потому что он помог детям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка навыка чтения 2 класс

   Несколько тестов по чтению, которые помогут понять насколько ученики понимают прочитанное, умеют ли работать с текстом и др....

Проверка навыка чтения в 1-4 классах

Проверка навыка чтения в 1-4 классах...

Тексты для проверки навыка чтения для 2 класса.

Подбор текстов для проверки навыков чтения во 2 классе в начеле обучения, в середине года  и в конце года....

Текущая проверка навыка чтения. 2 класс

Проверяется навык чтения вслух (способ, правильность, понимание) и молча (понимание чтения, получение информации)....

Итоговая проверка навыка чтения 1 класс

Контрольно-измерительный материал на конец 1класса (образовательная система Л. Занкова)...

тест для проверки навыков чтения 2 класс

тест для проверки навыков чтения 2 класс...

Проверка навыка чтения 3 класс

Предназначен для комплексной проверки формирования работы с текстом (понимание, поиск информации в тексте, личностное отношение)...