Проверка навыка чтения 3 класс
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Предназначен для комплексной проверки формирования работы с текстом (понимание, поиск информации в тексте, личностное отношение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teksty_dlya_proverki_navyka_chteniya_3_klass.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Спецификация диагностической работы по чтению

Навык чтения во многом определяет эффективность обучения по другим предметам. Именно поэтому очень важно отслеживать развитие навыка чтения у каждого ученика, проводить необходимую работу по совершенствованию техники чтения.

Контроль техники чтения в 3 классе осуществляется не реже одного раза в полугодие.

У учащихся третьих классов проверяется:

  • умение читать целыми словами;
  • осмысление содержания прочитанного текста;
  • использование основных средств выразительности (интонации, пауз, логических ударений).

Требования к чтению

На конец обучения в третьем классе у детей должно быть сформировано правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, логического ударения, громкости, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

Нормы техники чтения в третьем классе

Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 3 классе должна составлять:

·         в 1 полугодии — 60-70 слов в минуту;

·            во 2 полугодии — 70-80 слов в минуту.

Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС

При выставлении оценок за технику чтения в 3 классе, необходимо придерживаться определенных критериев:

  • наличие ошибок при чтении,
  • количество слов в минуту,
  • выразительность,
  • осознанность.

Оценки за технику чтения 3 класс*

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

60 и более

«4»

55-59

«3»

45-54

«2»

Менее 45

Текст для проверки навыка чтения.  

                                                                             

                                                                      Помощник

Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа называл деревянными. Почему?

Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками — полетели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст. Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.

Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются.

Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото.

— Эти инструменты обязательно вылечат твои руки — сказал отец.

(87 слов. По Е. Елинсону)

  

№     

Проверяемые элементы

баллы

1

Темп чтения*

более 60 слов

3

55-59 слов

2

46 – 54 слов

1

менее 45 слов

0

1.1

Отсутствуют ошибки при чтении

1

Допускает ошибки на повтор, постановку ударения, определение слова, слога.

0

1.2

Чтение выразительное, соблюдаются паузы, логические ударения

1

 Чтение монотонное или скороговоркой

0

2

Работа с текстом

2.1

Определение жанра

 Верно: Рассказ

1

 Неверно: Другое

0

2.2

Умение ориентироваться в тексте (ответ на вопрос с опорой на текст)

Верно 1 вариант: Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может...

2 вариант: Как это на одной яблоньке такие разные яблочки уродились! Чудеса!

1

Неверно (нет ответа, другое предложение)

0

2.3

Характеристика персонажей и их взаимоотношений.

Верно 1 вариант:

Одноклассники: поздоровались и робко спросили

                помолчали, переглянулись

по-настоящему поняли, какое несчастье произошло

        радовались его пятёркам

  Лёва    вышел, ощупывая путь рукой

               стал всемирно известным математиком

 2 вариант:

Крикса       бряк-бряк, наговорит с три короба, а что к чему – не поймёшь.

схватит что повкуснее и была такова.

трень-брень – стишки читает, песни поёт, никому покоя не даёт.

 Тишеня       сначала подумает, а потом слово скажет. Речь её всем приятна.

 прежде чем сесть поесть, спросит: все ли ели.

 громыхать попусту не хочет

2

1 ошибка

1

неверно

0

2.4

Оценочные суждения. Умение выражать свое мнение о прочитанном.

Суждение развернутое, верное

2

Суждение неразвёрнутое, верное

1

Суждение не соответствует тексту

0

2.5

Составление простого плана (последовательность событий)

1 вариант:

а) Всемирная известность.                              6
б) Мальчик перестал ходить в школу.           1
в) Решение ребят не бросать друга в беде.    3
г) Успешная учеба Лёвы в школе.                  4
д) Одноклассники у Лёвы дома.                     2
е) Новые друзья в институте.                          5

2 вариант:

а) Две сестрицы                   1
б) Родители удивляются.    6

в) Первая получка.               5
г) Как  девочки работали.   4
д) Глаза сестричек.              2              

е) Речь Криксы и Тишени.  3

3

Допущена 1 ошибка

2

Допущено 2 ошибки

1

Более 2-х ошибок

0

2.6

Умение озаглавливать текст

1 вариант:«Друзья познаются в беде»

2 вариант: «Разные яблочки»

1

  другое

0

3

Расширение словарного запаса

3.1

Лексическое значение

Верно 1 вариант: в) заговорили одновременно;

2 вариант: в) работает не спеша, но хорошо

1

неверно

0

3.2

 Синонимы

Верно 1 вариант: затихал, затаивал дыхание, застывал

2 вариант: как  попало; и так сойдёт; раз-два – и готово!

1

неверно

0

4

Ориентировка в литературоведческих понятиях 

4.1

Определение понятий

верно Рифма –  это созвучие окончаний стихотворных строк.

 Басня - это небольшое произведение с нравоучительным содержанием.

Присказка –  это шутливое начало или шутливая концовка сказки.

Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов качествами живых объектов.

2

4.2

Поиск рифм

 1 вариант: кроет – завоет

                    крутя – дитя

2 вариант: золотой – ногой

                   в лесу - красу

1

макс

20

  

баллы

20-18

17 - 15

14 -11

10 и менее

отметка

5

4

3

2

1 вариант                        ФИ _________________________          Дата _____________

 

Прочитай текст «Прозрение» Бориса Ганаго.

 

В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две...

Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой.

Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:

– Почему Лёва не ходит в школу?

Мама печально ответила:

– Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может...

Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

– А мы его по очереди в школу водить будем.

– И домой провожать.

– И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники.

У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.

Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:

– Здравствуйте.

И тут со всех сторон посыпалось:

– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.

– А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

– А я по истории.

Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.

После ухода ребята составили план – кто, когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.

В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.

А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!

Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты...

Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.

После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.

Не счесть людей, прозревших для добра.                                                

 

Выполни задания. Отметь  утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

  2.1. Укажи жанр этого произведения

            а) басня

            б) рассказ

            в) сказка

            г) стихотворение

            д) былина

2.2.  Как Лёвина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  

2.3 Соедини действия героев с их поступками:

 Одноклассники           поздоровались и робко спросили

                                       вышел, ощупывая путь рукой

                                       помолчали, переглянулись

                                       по-настоящему поняли, какое несчастье произошло

Лёва                               радовались его пятёркам

                                       стал всемирно известным математиком

2.4.  Одноклассники Левы стали учиться лучше. Как ты думаешь, почему? _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2.5. Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.

а) Всемирная известность.                                      __
б) Мальчик перестал ходить в школу.                   __
в) Решение ребят не бросать друга в беде.           __
г) Успешная учеба Лёвы в школе.                         __
д) Одноклассники у Лёвы дома.                            __
е) Новые друзья в институте.                                __

 

 2.6. Какой заголовок подойдёт к этому произведению?

      а) «Симфонические концерты»

б) «Знаменитый математик»

в) «Друзья познаются в беде»

3.1. Какое значение вкладывает автор в слово защебетали (одноклассники)?

а) запели;
б) заговорили одновременно;
в) заспорили между собой.

 

3.2 Класс замирал, когда Лёва отвечал. Замени синонимом  слово  замирал

 ____________________________

4.1. Соедините                понятие с его обозначением.

 

Рифма –                                это небольшое произведение с нравоучительным содержанием.

Басня –                                 это созвучие окончаний стихотворных строк.

Присказка –                         это наделение неодушевленных предметов качествами живых объектов.

Олицетворение –                это шутливое начало или шутливая концовка сказки.

 

4.2. Выпиши пары рифмованных слов.

 Буря мглою небо кроет,

 Вихри снежные крутя,             __________________  -  ___________________

 То как зверь она завоет,

 То заплачет как дитя.             __________________  -  ___________________

2 вариант                        Ф.И.________________________________________

Прочитай текст «Крикса и Тишеня»   Елены Благининой  

 

Жили-были две сестрицы. Одну звали Крикса, а другую – Тишеня.

    У Тишени глаза ясные, и в них разум светится. И у Криксы ясные глазки, да пустоваты – не светится в них разум.

    Тишеня сначала подумает, а потом слово скажет. Оттого речь её всем приятна.

     А Крикса – бряк-бряк, наговорит с три короба, а что к чему – не поймёшь.

    Тишеня, прежде чем сесть поесть, спросит: все ли ели? А поевши, крошки птицам кинет, кошке супцу плеснёт, собаке косточку даст.

    А Крикса – хап-хап – схватит что повкуснее и была такова: чашки не помоет, спасибо не промолвит.

     Тишеня дверь затворяет – проверяет, не идёт ли кто сзади, - не ушибить бы! Да и громыхать попусту не хочет – и так шуму на земле много.

    А Крикса – грох-грох! Прохожие – ох-ох! Но ей и горя мало: «Подумаешь, нежности какие!»

     В электричке ли едут – к деду с бабкой на праздники, Тишеня сидит у оконца. За оконцем – солнце! Берёзки разбегаются, пляшут, косицами машут. Тропинка вьётся-петляет. Вот бы побежать за ней – далеко-далеко! Вдруг царевну-лягушку встретишь у болотца… Или Дюймовочку!

     А Крикса – трень-брень – стишки читает, песни поёт, никому покоя не даёт. Только мать с отцом рады: Хороша дочка! Забавница!»

     Тишеня по улице идёт – приглядывается: не обижает ли большой малого, не заблудилось ли дитя, не страшится ли слепец перейти дорогу?

     А Крикса – тук-тук каблучками, нос задерёт, ать-два – вперёд! Горда, спесива: мол, я ль не красива?!

 Вот выросли сестрицы, обучились, пошли работать. Тишеня работает не скоро, зато споро. А Крикса – тяп-ляп – готово! Глядишь, она уж в награжденьях ходит. Получили сестрицы первую получку.

      Тишеня домой пришла, отцу-матери поклонилась и говорит:

       - Спасибо вам, родные, что вы меня в люди вывели. Теперь пришёл мой черёд  о вас заботится…  И выложила все денежки – до копеечки.

      А Крикса получку получила, в кулак зажала, в лавку побежала. В лавке – давка, гам, толчея.

      - Я! Я! Очередь моя!

Накупила духов-помады, платков-косынок, носков-ботинок. Прибегает домой:

      - Фу-у-у, устала!!!

Разложила покупки, мажет губки, примеряет юбки:

      - Ну, что – какова?!

Отец с матерью друг на дружку глядят, диву даются: как это на одной яблоньке такие разные яблочки уродились! Чудеса!

Спесива – высокомерна, т.е. необоснованно считает себя лучше и важнее других.

Выполни задания. Отметь √ утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

2.1. Определи жанр  этого произведения.

            а) басня

            б) рассказ

            в) сказка

            г) стихотворение

            д) былина

2.2.  Чему удивлялись отец с матерью? Выпиши слова из текста.

___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2.3. Как девочки относились к миру вокруг себя? Соедини имена девочек с их поступками.

Крикса                         бряк-бряк, наговорит с три короба, а что к чему – не поймёшь.

                                      сначала подумает, а потом слово скажет. Речь её всем приятна.

                                      схватит что повкуснее и была такова.

Тишеня                         прежде чем сесть поесть, спросит: все ли ели.

                                      громыхать попусту не хочет

                                      трень-брень – стишки читает, песни поёт, никому покоя не даёт.

2.4. Кто из героев произведения тебе  понравился? Почему? Запиши своё мнение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.

а) Две сестрицы                   __
б) Родители удивляются.    __

в) Первая получка.               __
г) Как  девочки работали.  __
д) Глаза сестричек.             __              

е) Речь Криксы и Тишени. __

2.6. Какой заголовок подойдёт к этому произведению?

      а)  «Девочки»

б) «Поездка к бабушке»

г) «Разные яблочки»

3.1. «Работает не скоро, зато споро». Как ты понимаешь это выражение? Отметь ответ.

  1. работает медленно и плохо

б) работает не спеша, но хорошо

в) работает быстро и плохо

3.2. «Тяп-ляп и готово!» Замени синонимом

__________________________________________________

4.1. Соедините  понятие с его обозначением.

Присказка –                         это небольшое произведение с нравоучительным содержанием.

Олицетворение –                это созвучие окончаний стихотворных строк.

Рифма –                                это наделение неодушевленных предметов качествами живых объектов.

Басня –                                 это шутливое начало или шутливая концовка сказки.

4.2. Выпиши пары рифмованных слов.

 Кроет уж лист золотой,

 Влажную землю в лесу,             __________________  -  ___________________

 Смело топчу я ногой,

 Вешнюю леса красу.             __________________  -  ____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка навыка чтения 2 класс

   Несколько тестов по чтению, которые помогут понять насколько ученики понимают прочитанное, умеют ли работать с текстом и др....

Проверка навыка чтения в 1-4 классах

Проверка навыка чтения в 1-4 классах...

Тексты для проверки навыка чтения для 2 класса.

Подбор текстов для проверки навыков чтения во 2 классе в начеле обучения, в середине года  и в конце года....

Текущая проверка навыка чтения. 2 класс

Проверяется навык чтения вслух (способ, правильность, понимание) и молча (понимание чтения, получение информации)....

проверка навыков чтения в 3 классе

Три варианта текстов для проверки навыков чтения в 3 классе с заданиями....

Итоговая проверка навыка чтения 1 класс

Контрольно-измерительный материал на конец 1класса (образовательная система Л. Занкова)...

Проверка навыка чтения в 3 - 4 классе.

Даётся текст, ученики знакомятся с произведением молча, затем  отвечают на поставленные вопросы (в виде теста)....