КТП 3 класс "Школа 21 века"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Фролова Любовь Юрьевна

рабочая программа для 3 класса по программе "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.docx74.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

          Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, положением о программе и на основе примерной и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2011.

Программа обеспечена следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Устав образовательной организации.

Основные образовательные программы НОО.

Примерные программы по учебным предметам.

Учебный план образовательной организации.

Положение о рабочей программе учителя (локальный акт ОО).

Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных)  к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

     Место предмета в базисном учебном плане: На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 102 часа в год (34 учебные недели по 3 часа в неделю).

Основные образовательные цели курса «Литературное чтение»:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства»,  соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

 Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

 изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

 в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальна возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерн к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), их авторах.

 Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.

Содержание программы по литературному чтение.

Круг чтения

Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:

• произведения устного творчества русского и других народов;

• стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;

• художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Основные разделы

 Устное народное творчество

Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Туга-рин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина

«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого

«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова

«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова

Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

«Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.И. Куприна

«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Произведения С.А. Есенина

«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г. Паустовского

«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака

«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева

«Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара

«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина

«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей

III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).

Примерная тематика:

произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие:

• более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей);

• стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.

Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.

Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.

Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.

Повествовательные рассказы (автор, рассказчик, рассказчик-автор, рассказчик-герой). Рассказы с включением диалога.

Басни: прозаические и стихотворные; структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия — мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.

Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:

• литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;

• присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;

• герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;

• стихотворение, рифма, строка, строфа;

• средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Работа с текстом:

« осознание последовательности и смысла событий;

• вычленение главной мысли текста;

• знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;

• деление текста на части и их озаглавливание;

• составление плана под руководством учителя;

• пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;

• самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Работа с книгой:

• самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

• отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;

• знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).

Навык чтения. Обучение осознанному чтению целыми слонами вслух и молча небольших произведений или глав из произведений. Умение читать текст выразительно, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (тон, паузы, темп, логическое ударе-

ние). Темп чтения вслух не менее 60 слов в минуту и молча — не менее 80 слов в минуту.

Творческая деятельность школьников. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений.

Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорогами сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.

Результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»

Личностные результаты освоения предмета «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)​ формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)​ овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)​ принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и

формирование личностного смысла учения;

6)​ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)​ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)​ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)​ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)​  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому

труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения предмета «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится:

1)​ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее

осуществления;

2)​ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)​ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)​ формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)​ освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)​ использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)​ активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети нтернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)​ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)​ готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)​ определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)​ готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14)​ овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)​ овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)​ умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится:

1)​ понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)​ осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3)​ понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4)​ достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5)​ умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны научиться:

1)читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);

2)читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;

3)определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;

4)пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;

5)самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;

6) работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;

7)отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

8)пользоваться справочной литературой.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.

  • Технология личностно – ориентированного обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Информационно- коммуникационные технологии;
  • Аудиовизуальная технология;
  • Метод проблемного обучения;
  • Метод самоконтроля;
  • Групповой метод;                 Метод создания ситуации успеха;          Фронтальная работа с классом

Основными формами текущего контроля  являются:

  •  устный опрос;
  •  диагностические работы;
  •  тестовые задания;
  • Заучивание наизусть

В конце учебного года проводится комбинированная письменная контрольная работа и комплексная работа на межпредметной основе

***  уроки внеклассного чтения в программе обозначены , как дополнительное чтение

  № п/п

 Дата по плану

 Дата по факту

 Тема урока

 Вид контроля

 Примечание

1 четверть 32ч.

Тема «Устное народное творчество» 16 ч

Знать:

– жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;

– особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);

– различия жанров.

Уметь:

– называть произведения и выделять их особенности;

– определять тему и

жанр произведения;

– называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных);

– определять главную мысль сказки;

– делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды;

– сравнивать сказки (былины) разных народов;

– самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;

– характеризовать особенности речи сказителя;

– использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация; – работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией

1

Малые формы фольклора: загадки. Загадка-сказка «Старик-годовик»

 Текущий

2

Малые формы фольклора: пословицы.

3

Малые формы фольклора: русские народные сказки. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую»

4

Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»

5

Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

6

Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках

7

Литературное слушание. Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка (в пер. А. Платонова)

8

Малые формы фольклора: скороговорки, потешки.

 Наизусть

9

 Обобщающий урок по теме; Устное народное творчество.

Проверка навыка чтения

 Тематический

10

Былины. «Добрыня и Змей»

11

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

12

Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга
и Микула»

13

Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича
и Змея Горыныча» «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»

14

 Обобщающий урок по теме: Былины

Проверка навыка чтения

 Тематический

Басни 5 часов

Знать:

– литературоведческие понятия: басня, мораль;

– о структуре басни;

– о художественных особенностях басни.

Уметь:

– правильно называть басни из круга детского чтения;

– различать сказку и басню;

– сравнивать героев басни;

– выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;

– выразительно читать басни с листа и наизусть;

– работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать

15

Эзоп «Лисица и виноград».

И. Крылов «Лиса и виноград»

 Текущий

16

И. Крылов «Ворона и Лисица», Эзоп «Ворон и Лисица»

 Наизусть

17

Литературное слушание. И. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягненок»

18

Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса»,

А. Е. Измайлов «Филин и Чиж», И. А. Крылов «Крестьянин и работник»

19

 Обобщающий урок по теме: Басни.

 Тематический

Произведения А. С. Пушкина. (10 часов)

Знать:

– литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм.

Уметь:

– находить сходства и различия литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения);

– ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста;

– находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения
(без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи

20

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

 Текущий

21

Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

22

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

 Наизусть

23

Литературное слушание и работа с детской книгой «Сказки Пушкина» К. Г. Паустовский.

Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде»; Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны»

24

А. С. Пушкин. Стихи «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер», «Няне». К.Г. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина»

25

 «Произведения А. С. Пушкина»

Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет. (5 часов)

Уметь:

– находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;

– понимать содержание стихотворения
(мысли и чувства поэта);

– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения

(ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

– выразительно читать стихотворение;

– давать оценку своему чтению

26

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…»

 Наизусть

27

А. Майков «Осень»

28

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»

29

Литературное слушание. И. Бунин «Листопад»

30

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

 Тематический

 Произведения Л.Н.Толстого – 11 часов

31

Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и Волк»

 Текущий

32

Литературное слушание. Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

33

Л. Толстой. Рассказы «Зайцы», «Лебеди».

Дополнительное чтение. «Лев и собачка»

34

Л. Толстой «Прыжок»

35

Былина «Как боролся русский богатырь»

36

Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь»

37

Литературное слушание. Книги Л. Н. Толстого.

Дополнительное чтение рассказов Л. Толстого «Ореховая ветка», А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

38

Произведения Л. Толстого. Обобщающий урок

 Тематический

Произведения Н.Некрасова- 7 часов

Знать:

– называть имя, отчество и фамилию поэта;

– называть произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы);

– понятия «лирический герой», «сказочный» и «реальный».

Уметь:

– находить справку о поэте в книгах- справочниках;

– использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения;

– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения;

– читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию;

39

Н. Некрасов «Крестьянские дети».

К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

 Текущий

40

Литературное слушание. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (полный текст)

41

Н. Некрасов «Славная осень»

42

К. И. Чуковский «Зеленый шум»

43

Стихи о природе.
Н. Некрасов «Мороз-воевода»

 Наизусть

44

Произведения Н. Некрасова.
К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова».

Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождем»

45

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

 Тематический

Произведения А. П. Чехова. (6 часов)

Уметь:– называть имя, отчество и фамилию писателя;

– называть произведения А. П. Чехова  (в рамках программы);

– сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование;

– находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа;

– понимать главную мысль, объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие – имя героя, заглавие – главная мысль);

– участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному;

– передавать краткое содержание изученного произведения

46

 А.П.Чехов « Степь»

 Текущий

47

 А.П. Чехов « Ванька»

48

 Судьба героя в рассказе « Ванька»

49

 Произведения А.П. Чехова

50

 Н.Шер о произведениях Чехова

51

 Обобщение по разделу « произведения А.П.Чехова»

 Тематический

Сказки зарубежных писателей. (4 часа)

Знать:

– имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы).

Уметь:

– различать сказки народные и литературные;

– определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним;

– передавать сюжет сказки, находить его части;

– сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей

52

Ш. Перро «Подарки феи»

 Текущий

53

И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре».

Дополнительное чтение Ц. Топелиус «Зимняя сказка»

54

Литературное слушание. «В мире сказок». Сказки
Г.-Х. Андерсена «Снеговик» и бр. Гримм «Умная дочь крестьянская»

55

Обобщение по разделу «В мире сказок»

Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания

 Итоговый

 Стихи русских поэтов – 7часов

Уметь:

– выделять языковые средства художественной выразительности;

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

– самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения;

– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть)

56

И. Никитин «Русь»

 Текущий

 Наизусть

57

И. Никитин «Утро»

58

И. Суриков «Детство»

59

Литературное слушание. Стихи русских поэтов.

Дополнительное чтение. И. С. Никитин «Помню я: бывало няня…»

 Наизусть

60

С. Дрожжин «Привет», «Зимний день»

61

Литературное слушание. Стихи о Родине. Дополнительное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва»

62

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

Текущая проверка навыка чтения

 Тематический

 Произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка

Знать:

– фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора;

– произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров.

Уметь:

– работать с сюжетом и планом;

– пересказывать по плану подробно и кратко;

– рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста;

– определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль;

– читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее 60–70 слов в минуту);

– читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение

63

Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

 Текущий

64

Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

65

Литературное слушание. Рассказы о животных.

Дополнительное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Постойко»

66

Обобщение по разделу. Рассказы Д. Мамина-Сибиряка

 Тематический

 Произведения А.Куприна

Знать:

– произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

– различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;

– делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;

– выделять в тексте описания, использовать их

67

А. И. Куприн «Синяя звезда»

 Текущий

68

А. Куприн «Барбос и Жулька»

69

Дополнительное чтение. А. Куприн «Собачье счастье»

70

Литературное чтение. А. Куприн «Ю-ю»

71

Обобщение по разделу «Рассказы А. Куприна»

 Тематический

 Стихи С.Есенина 7 часов

Знать:

– стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения;

– наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина.

Уметь:

– определять тему и содержание стихотворения

72

Есенин. Стихи о Родине

73

С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». Стихи

о природе

74

С. Есенин «Береза». Дополнительное чтение. Стихи о березе

 Наизусть

75

С. Есенин «Бабушкины сказки»

76

Литературное слушание. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. «Топи да болота…», «Сыплет черемуха снегом», И. С. Тургенев «Деревня»

77

Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина»

Текущая проверка. Начитанность и читательские умения.

78

Библиотечный урок. Стихи русских поэтов

 Наизусть

 Произведения К.Паустовского 8 часов

Знать:

– произведения К. Г. Паустовского разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

– читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя;

– различать художественные и научно-познавательные рассказы;

– различать рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ;

– работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания);

– самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план;

– пересказывать по плану (подробно и кратко);

– понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения;

– выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках;

– различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора);

– работа с книгой (в том числе и со справочной книгой)

79

К. Паустовский «Стальное колечко»

 Текущий

80

К. Паустовский «Заячьи лапы»

81

К. Паустовский «Кот-ворюга»

 Наизусть

82

К. Паустовский «Какие бывают дожди»

83

Литературное слушание. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»

84

Обобщение по разделу «Рассказы К. Паустовского»

Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания

 Тематический

85

Литературное слушание. Детские книги о природе (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим, В. Бианки и др.).

Дополнительное чтение. В. Астафьев «Стрижонок  Скрип»

86

И. С. Тургенев «Перепелка», «Воробей»

87

Урок-концерт «Моя любимая книжка»

 Итоговый

 Произведения С.Я. Маршака 4 часа

Выделение языковых средств художественной выразительности

88

С. Маршак «Урок родного языка»

89

С. Маршак «Ландыш».

В. Субботин «С Маршаком»

90

Литературное слушание. С. Маршак «Кошкин дом»

91

Обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака»

Текущая проверка .Литературная эрудиция – литературные диктанты.

 Тематический

 Литературный диктант

 Произведения Л.Пантелеева 6 часов

Знать:

– рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);

– понятия «автор-рассказчик», «ав-тор – герой произведения», «фантастический рассказ», «исторический рассказ».

Уметь:

– различать исторические и фантастические рассказы;

– выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко;

– рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;

– определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;

– читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;

– составлять отзыв о прочитанном

92

Л. Пантелеев «Честное слово»

 Текущий

93

Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

94

Литературное слушание. Книги Л. Пантелеева.

Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

95

Обобщение по разделу «Рассказы Л. Пантелеева»

 Тематический

 Произведения А.Гайдара – 5 часов

Знать:

– произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.

Уметь:

– работать с сюжетом и планом;

– определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и героям произведения;

– рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;

– читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту;

– читать выразительно подготовленный текс

96

А. Гайдар «Горячий камень»

97

А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы)

 Тест

98

С. Михалков «Аркадий Гайдар».

К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Дополнительное чтение «С. В. Михалков «Ошибка»

99

Литературное слушание. Детские книги о детях.

Ю. Драгунский «Девочка на шаре»

 Тематический

 Литературный диктант

 Произведения М. Пришвина 6 часов

Знать:

– произведения М. Пришвина разных жанров.

Уметь:

– различать художественные и научно-познаватель-ные рассказы;

– находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний;

– определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;

– уметь представить книгу (правильно назвать,

100

М. Пришвин «Моя Родина»

101

М. Пришвин «Двойной след»

102

М. Пришвин «Выскочка»

103

М. Пришвин «Жаркий час».

В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине»

104

Литературное слушание. Детские книги о природе.

Дополнительное чтение. В. Бианки «По следам»

105

Обобщение по разделу «Книги писателей-натуралистов».

Текущая проверка .Литературная эрудиция – литературные диктанты.

 Тематический

 Произведения зарубежных писателей

Знать:

– произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томп-сона, Дж. Чиарди).

Уметь:

– называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения;

– сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей

106

Дж. Лондон «Волк»

107

Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

108

Проверка навыка чтения.  Произведения зарубежных писателей

 Итоговый

109

110

Литературное слушание. Книги для детей зарубежных писателей.

Дополнительное чтение. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик», «Об удивительных птицах», Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди»

 Текущий

111

Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей»

  Тематический

112

 Урок-викторина по произведениям, изученным в 3 классе

 Текущий

Перечень учебно-методической  литературы и материально-технического обеспечения.

 1.Основная литература

Л.А.Ефросинина:Литературное чтение 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е  изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012г

Л.А.Ефросинина: Литературное чтение 3 класс. Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений – М: Вентана-Граф, 2008. – 256 с.

Л.А.Ефросинина: Литературное чтение 3 класс Рабочая тетрадь №№ 1, 2,  для учащихся общеобразовательных учреждений, 3 класс. .- М.: Вентана-Граф, 2014г.

Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И.Оморкова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 224с.).

2. Дополнительная литература

Л.А.Ефросинина: Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. ; М: Вентана – Граф, 2013.

Методические рекомендации  к урокам литературного чтения.  3 класс. М.:Веитана-Граф, 2013.

3. Справочная литература

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений

Иллюстрированнай словарь иностранных слов: ок.5000 слов и словосочетаний/ авт.-сост.Е.А.Гришина. –М.:АСТ:Астрель, 2008. – 319.

Список литературы

  1. Л.А.Ефросинина:Литературное чтение 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е  изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012г
  2. Л.А.Ефросинина: Литературное чтение 3 класс. Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений – М: Вентана-Граф, 2008. – 256 с.
  3. Л.А.Ефросинина: Литературное чтение 3 класс Рабочая тетрадь №№ 1, 2,  для учащихся общеобразовательных учреждений, 3 класс. .- М.: Вентана-Граф, 2014г.
  4. Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И.Оморкова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 224с.).
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений

Иллюстрированнай словарь иностранных слов: ок.5000 слов и словосочетаний/ авт.-сост.Е.А.Гришина. –М.:АСТ:Астрель, 2008. – 319.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме "Искусство России XIX века " Золотой век" УМК "Школа 21 века"

Данный урок требует подготовки не только учителя, но и детей, т.к. они выступают с заранее подготовленными сообщениями по теме. Добавлена презентация к уроку....

Контрольная работа по математике 3 классШкола России

Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Искусство России 19 века. "Золотой век" русской культуры. Поэты и писатели 19 века. А.С.Пушкин"

Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" Данный урок относится к разделу "Человек и общество, в котором он живёт". Цель урока расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Формировать ин...

Детство в творческом создании писателей XIX века и поэтов Серебряного века

В статье представлен материал о творчестве писателей и поэтов 19 века...

"Сквозь века, в века грядущие" интеллектуальная игра для учащихся 4-5 классов.

Эта игра посвящена 200 летию Бородинского сражения....

Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.

Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....

Учебно-методический комплект (конспект урока+учебный материал) Тема:«Россия в ХХ веке. События начала века.»

Цель: узнать о событиях в России ХХ века.Планируемые результаты:Личностные УУД:·          Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положитель...