рабочая программа по литературному чтению 4 класс "ШКОЛА-2100"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

          Рабочая программа по литературному чтению  для 4 класса составлена на основе  авторской программы (Авторы: Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) Образовательная система  «Школа 2100». Сборник программ.  Начальная школа. (М.: Баласс, 2010)) Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандартау 2009,  рассчитана на 136 часов  в год  (4 часа в неделю) и обеспечена учебниками  «В океане света» для 4  класса,  авторы Р. Н. Бунеев,  Е. В. Бунеева.

Формирование  функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Венера\Desktop\Царева\001 (5).jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

1.Пояснительная записка

          Рабочая программа по литературному чтению  для 4 класса составлена на основе  авторской программы (Авторы: Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) Образовательная система  «Школа 2100». Сборник программ.  Начальная школа. (М.: Баласс, 2010)) Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандартау 2009,  рассчитана на 136 часов  в год  (4 часа в неделю) и обеспечена учебниками  «В океане света» для 4  класса,  авторы Р. Н. Бунеев,  Е. В. Бунеева.

Формирование  функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо  заложить основы  формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.         

       Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1)  формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3)  развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов  анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

2. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебник 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч., а также методические рекомендации для учителя и «Тетрадь по литературному чтению» для учащихся.  В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 4-м классе, составить представление о многообразии творчества писателей. Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью.  Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в

рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного

чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

           В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе по четыре часа в неделю (136 часов в год).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты

художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного

образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета результатами

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты –диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

4-й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

видеть языковые средства, использованные автором.

6. Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Раздел 1. «Любимые книги» - (9ч)  

Раздел 2. «У истоков русской детской литературы» - (20ч)  

Раздел 3. «XIX век. Путешествие продолжается…» - (45ч)  

Раздел 4. «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» - (62ч)  

Произведения современной детской литературы разных жанров. (9 ч) Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы. (20 ч) Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (46 ч) Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений. Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в. (61 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.

Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

 ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

 ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие умений:

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– пересказывать текст по плану.

 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения. Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

 ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл). Баллада – рассказ в стихах. Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

 ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Обучение:

– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;

– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;

– выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

Таблица требований к умениям учащихся по литературному чтению 4 класса (программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»:

– овладение функциональной грамотностью;
– овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
– овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

• самостоятельно находить ключевые слова;

• самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов,

самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

• вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовкой, концептуальной;

• формулировать основную мысль текста;

• составлять простой и сложный план текста;

• писать сочинение на материале прочитанного с предварительной

подготовкой

– определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

 аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

– приобщение к литературе как к искусству слова;
– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою;

собственное отношение к герою);

• относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

• относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

• видеть языковые средства, использованные автором

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:

1)  определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;

2)  развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

3)  мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе. В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускники начальной школы должны уметь читать осознанно текст про себя без учёта скорости.

Контроль скорости чтения учитель может проводить по своему усмотрению, чтобы иметь представление, как происходит постепенное её приращение у каждого ученика, и осуществлять необходимую коррекцию. При оценивании техники чтения следует учитывать следующие его параметры:

- способ чтения (для чтения вслух);

- правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения (для чтения вслух);

- его осознанность;

- выразительность (для чтения вслух);

- скорость (оптимальная для понимания текста или неоптимальная).

Не рекомендуется проводить строгий контроль навыка чтения третьеклассников, это может привести детей к стрессовым ситуациям. Желательно контроль проводить в индивидуальной форме, которая дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у обучающихся.

Для проверки детям предлагается прочитать незнакомый текст, доступный по содержанию, с которым они предварительно познакомились, прочитав про себя. Учитель путем фиксации допущенных при чтении ошибок, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.

Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится ребенок, что особенно важно и для учителя, и для ученика. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочитать текст потому, что он уже «хорошо читает». Ситуация успеха должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля. В третьем классе контроль навыка чтения производится как «чтение вслух» и «чтение про себя». При фронтальной форме проверки тексты большого объёма могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (цепочкой).

Тематический контроль осуществляется при проведении письменных проверочных работ в конце изучения каждого раздела. Для их проведения предназначены листы с заданиями, помещенные в середину рабочей тетради. Рекомендуется вынуть эти листы и раздавать их непосредственно на уроке перед началом проведения работы. Каждая проверочная работа содержит 4-5 заданий на проверку усвоения программного материала. Время проведения проверочной работы на уроке обобщения знаний по изученному материалу - 15-20 минут.

Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих и обязательных отметок за проверочные работы.                                                                                                                                          

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В океане света Учебник для 4 класса. В 2-х частях. - М.: Баласс, 2013.

2.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., О.В.Чиндилова Тетрадь по литературному чтению для 4 класса. - М.: Баласс, 2013.

   К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературного чтения, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор Интернет – ресурсы: www.school2100.ru

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе по программе «Школа 2100», 2014-2015 учебный год.

п/п

Тема урока

Тип урока

ЭОР к уроку

Планируемые результаты

Деятельность обучающихся

Виды контроля

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

по плану

Часть 1 (52 часа)

Раздел 1. Любимые книги (8 часов)

1

Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог»

Урок повторения.

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе. Стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и свер​стниками.

Регулятивные:

– самостоятельноформулировать тему и цели урока;формулировать основную мысль текста

Познавательные:осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предла​гать разные способы выпол​нения заданий.

Коммуникативные:

высказывать иобосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; –оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучения, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать свое и чужое высказывания.

Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп, ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нем логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументированно свое отношение к прочитанному, к героям.

Культура письменной речи

Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Творческая деятельность

Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

 

2

Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»)

Урок повторения изученного.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

 Текущий контроль: устный рассказ.

3

Начало удивительных событий (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.1 и 2)

Урок повторения изученного.

 Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть.

4

Что может Электроник? (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.3)

Урок повторения изученного.

 Текущий контроль: рассказ о городе будущего.

5

Наука как искусство (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести

Урок обобщения изученного.

Презентация.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

   Текущий контроль: выразительное чтение 4 части.

6

Смешные стихи о серьезных вещах (Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада»)

Проверка навыков техники чтения

Урок введения новых знаний.

 Текущий контроль: проверка навыков техники чтения.

7

Обобщение по разделу. Проверочная работа №1 по разделу «Любимые книги»

Урок обобщения и контроля изученного.

 Тематический контроль: выполнение проверочной работы.

 

8.

Что такое детская литература?

Р.О. Сочинение о любимом писателе

Урок развития связной речи.

 Тематический контроль: творческая работа.

Раздел 2. У истоков русской детской литературы (15 часов)

9.

Летопись и летописцы (А.Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…»)

Творчество Пушкина на Кавказе

Урок введения новых знаний.

Карточка ресурса.

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художе​ственного слова. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обу​чающегося. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Регулятивные: – самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– строить рассуждения;

Познавательные:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректироватьсвою деятельность;

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

Текущий контроль: фронтальный опрос.

10.

«Повесть временных лет». «Расселение славян»

Урок введения новых знаний.

 

Текущий контроль: чтение текста наизусть.

11.

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

Урок развития умений и навыков.

 

Текущий контроль: выразительное чтение летописных текстов.

12.

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого

Былины народов Северного Кавказа

Урок закрепления изученного.

Карточка ресурса.

Текущий контроль: выразительное чтение текста.

13.

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям)

Урок закрепления изученного.

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– отличать древнерусские стихи от современных

Текущий контроль: чтение наизусть нескольких строк из летописи.

14.

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт

Урок развития умений и навыков.

Текущий контроль: выразительное чтение текста.

15.

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина

Урок повторения изученного.

Фрагменты звукозаписи.

Текущий контроль: выразительное чтение отрывка.

16.

Обобщение по разделу. (Древнерусская литература XI-XVII вв.)         Проверочная работа №2 по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 1)

Урок проверки знаний.

Уметь:

– выполнять творческие задания;

– определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги

Тематический контроль: проверочная работа.

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

17.

Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых («Детские годы Багрова - внука», гл.1)

Урок повторения изученного.

Текущий контроль: выразительное чтение.

18.

Традиция семейного чтения (С.Аксаков «Детские года Багрова – внука», гл.2-3)

Урок повторения изученного.

Текущий контроль: рассказ о герое книги.

19.

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары.

Урок введения новых знаний.

Карточка ресурса.

Текущий контроль: выразительное чтение текста.

Знать:

– о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;

– отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

Уметь:

– сравнивать построение нравоучительных статей;

– соотносить текст с пословицами

20.

«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И.Новикова)

Урок закрепления изученного.

Текущий контроль: выразительное чтение статьи.

21.

Образ «идеального ребенка» в детских стихах А.Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

Урок введения новых знаний.

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Текущий контроль: пересказ по плану.

22.

Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI-XVIII веках

Писатели Ставропольского края XVIII века

Урок введения новых  знаний.

Текущий контроль: фронтальный опрос.

23.

Проверочная работа №3 по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 2)

Урок обобщения и контроля изученного.

Тематический контроль: проверочная работа.

Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается… (30 часов)

24.

Путешествие 3.Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А.Крылов «Слон и Моська»)

Урок введения новых знаний.

Презентация.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл уче​ния. Понимать причины успеха и неудач в собст​венной учебе. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Регулятивные:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

– самостоятельнопрогнозироватьсодержание текста до чтения;

– самостоятельнонаходить ключевые слова;

Познавательные:осознавать способы и приёмы действий при ре​шении учебных задач. Предлагать разные спосо​бы выполнения заданий. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Владеть диало​гической формой речи. Осуществлять анализ и синтез; устанав​ливать причинно-следственные связи; стро​ить рассуждения.

Коммуникативные:

– задавать вопросы.

высказывать иобосновывать свою точку зрения; формулироватьосновную мысль текста.

– Самостоятельнопрогнозироватьсодержание текста до чтения;

– самостоятельнонаходить ключевые слова;

– задавать вопросы.

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Текущий контроль: выразительное чтение басни.

25.

Характерные особенности жанра басни (И.А.Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»)

Проверка навыков техники чтения

Урок обобщения изученного.

Аудиопрослушивание.

Текущий контроль: чтение басни наизусть, проверка навыков техники чтения.

26.

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка

Урок развития умений и навыков.

27-28.

А.Погорельский «Черная курица…»

1. Нелегкий путь в подземное царство (ч.2, 3)

2. Встреча с подземными жителями (ч.4, 5)

3. Главный герой сказки (ч.6)

Урок закрепления и обобщения изученного.

Презентация.

Уметь:

– характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку

Текущий контроль: краткий пересказ, творческий пересказ.

29.

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?

Урок введения новых знаний.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: краткий пересказ.

30-32.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1. Знакомство с героями сказки (ч.1-3)

2. Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч.4-6)

3. Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч.7-9)

4. Царь Салтан и князь Гвидон (ч.10-15)

5. В чем главный смысл сказки?

(Финал)

Урок развития знаний и умений.

Аудиопрослушивание.

Текущий контроль: прогнозирование содержания сказки по иллюстрации.

33.

Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»

Урок повторения изученного.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

34.

Обобщение. Литературные сказки

Урок обобщения изученного.

Презентация.

Текущий контроль: чтение отрывка сказки наизусть.

35.

Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В.Даля), «Кузовок» (игра

Урок развития умений и навыков.

Карточка ресурса.

Текущий контроль: фронтальный опрос.

36.

Р.О. Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И.Далю)

Урок развития связной речи.

Тематический контроль: творческая работа.

37.

Обобщение.Проверочная работа №4 по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 3-5)

Урок проверки знаний.

Тематический контроль: выполнение проверочной работы.

38.

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг

Урок повторения изученного.

Презентация.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: краткий пересказ.

39.

Картины природы в книге С.Аксакова «Детские годы Багрова - внука»

Урок повторения изученного.

Текущий контроль: индивидуальный опрос.

40.

Поэты XIX века о природе. Стихи А.К.Толстого и А.Плещеева

Урок введения новых знаний.

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть.

41.

Стихи А.Майкова и Ф.Тютчева о природе

Урок закрепления изученного.

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть.

42-43.

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1. Картины русской природы в стихотворении

2. Дедушка Мазай – добрый охотник

Уроки закрепления и повторения изученного.

Прослушивание звукозаписи.

Текущий контроль: выразительное чтение текста.

44.

Путешествие 7.Школа в ясной Поляне

Урок развития умений и навыков.

Презентация.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения

наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть.

45.

Л.Н.Толстой как учитель (сказка «Два брата»)

Урок закрепления изученного.

Текущий контроль: коллективное составление плана о Л.Н.Толстом.

46.

Непростые простые тексты (Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»)

Урок закрепления изученного.

47.

Учебная книга К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»)

Проверка навыков техники чтения

Урок закрепления изученного.

Текущий контроль: чтение по ролям.

48.

Первое знакомство с Родиной (К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»)

Урок повторения изученного.

Карточка ресурса.

Текущий контроль: чтение по ролям.

49.

Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д.Ушинский «Наше Отечество»)

Урок повторения изученного.

Тематический контроль: творческое задание в рабочей тетради.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и

главную мысль произведения;

пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части,

составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

50-51.

А.И.Куприн «Слон»

1. Непонятная болезнь (ч.1-3)

2. Можно ли выполнить желание Нади? (ч.4-5)

3. «Я уже совсем здорова!» (ч.6)

Урок развития умений и навыков.

Презентация.

Тематический контроль: творческий пересказ.

52.

Проверочная работа №5 по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 6-7)

Урок обобщения и проверки знаний.

Тематический контроль: проверочная работа.

Часть 2 (50 часов)

Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями (49 часов)

53.

Путешествие 8 (в…библиотеку). Загадка Лидии Чарской

Урок развития знаний и умений.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Принимать и осваивать социальную роль обучаю​щегося.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков -своих и окружающих людей. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

Регулятивные:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– в диалоге с учителемвырабатывать критерии оценки и определятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

– строить рассуждения; владеть монологической и диалогической формами речи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Осознавать способы и приёмы действий при ре​шении учебных задач. Предлагать разные спосо​бы выполнения заданий. Осуществлять анализ и синтез; устанав​ливать причинно-следственные связи; стро​ить рассуждения.

Коммуникативные:

– слушать и слышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- высказывать иобосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

54-56.

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»

1. Первый день Лены в гимназии (гл.8)

2. Друзья и враги Лены Икониной (гл.10-11)

3. Образ Лены Икониной. Обобщение

Урок обобщения изученного.

Текущий контроль:толкование слов и словосочетаний, ответы на вопросы.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

57.

Путешествие 9.Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак

Урок введения новых знаний.

Текущий контроль: фронтальный опрос.

58.

Настоящий капитан (Б.Житков «Николай Исаич Пушкин»)

Урок повторения изученного.

Текущий контроль: письменное выполнение заданий.

59.

Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»)

Урок повторения изученного.

Тематический контроль: выразительное чтение.

60.

Обэриуты. Стихи Д.Хармса

Урок повторения изученного.

Прослушивание звукозаписи.

Тематический контроль: фронтальный опрос.

61.

Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского

Урок обобщения изученного.

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть.

62.

Путешествие 10.Вокруг Маршака

Урок закрепления изученного.

Карточка ресурса.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть.

63-64.

Е.Шварц «Два брата»

1. Живой мир и мир вечного покоя (гл.1-4)

2. Спасение Младшего - победа живого мира (гл.5-8)

3. Мудрость сказки Е.Шварца (обобщение)

Урок усвоения новых знаний.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную

мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить

текст на смысловые части, составлять

его простой план;

– анализировать сказки;

– составлять цитатный план;

– сравнивать сказки со схожим сюжетом;

– выразительно читать фрагменты сказок

Текущий контроль: фронтальный опрос.

65.

Превращение Пиноккио в Буратино (Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»)

Урок развития умений и навыков.

Текущий контроль: литера турный диктант.

66.

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н.Толстой «Фофка»

Урок повторения изученного.

Текущий контроль: фронтальный опрос.

67.

Удалось ли А.Н.Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н.Толстой «Кот сметанный рот»)

Урок повторения изученного.

Презентация.

Текущий контроль: индивидуальный опрос, творческая работа.

68.

Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»)

Урок повторения изученного.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.;

– выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений

Текущий контроль: фронтальный опрос.

69.

Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я.Маршака «Сила жизни»)

Урок усвоения новых знаний.

Текущий контроль: самостоятельная работа, фронтальный опрос.

70.

С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор

Проверка навыков техники чтения

Урок повторения изученного.

Презентация.

Текущий контроль: фронтальный и индивидуальный опрос.

71.

Обобщение.Проверочная работа № 6 по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 8-10)

Урок проверки и обобщения знаний.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;

– характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение

Тематический контроль: проверочная работа.

72.

Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский и А.Барто

Урок усвоения новых знаний.

Текущий контроль: самостоятельная работа.

73-75.

Ю.Олеша «три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом»

1. Живая кукла наследника Тутти (ч.2)

2. Три Толстяка и другие герои сказки (ч.3,4)

3. «Простые высокие истины» (обобщение)

Урок повторения изученного.

Презентация.

Текущий контроль: стилистический эксперимент.

76.

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б.Галанов «Как найти город Трех Толстяков?»)

Уроу- практикум.

Уметь:

– выделять ключевые фразы, мысли при чтении;

– комментировать прочитанное

Тематический контроль: практическая работа.

77.

Путешествие 12.«Дорогие мои мальчишки» (Р.Фраерман «Гайдар и дети»)

Урок усвоения новых знаний.

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление о книге.

Уметь:

– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;

– выразительно читать по ролям, инсценировать;

– пересказывать текст с добавлением диалога;

– характеризовать героев;

– участвовать в обобщающей беседе по вопросам

Текущий контроль: фронтальный опрос.

78-79.

А.Гайдар «Тимур и его команда»

1. «Этот чердак был обитаем» (ч.1,2)

2. Игра или серьезное дело? (ч. 3, 4)

3. Тимур и тимуровцы (ч.5, обобщение)

Урок усвоения новых знаний.

Карточка ресурса.

Текущий контроль: творческая рабрта.

80.

Путешествие 13.Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н.Носов «Федина задача»)

Урок усвоения новых знаний.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть.

81.

Юмористический рассказ на серьезную тему (В.Драгунский «Что любит Мишка»)

Урок повторения изученного.

Карточка ресурса.

Текущий контроль: пересказ.

82.

Стихи А.Барто. Сатира или юмор?

Урок повторения изученного.

Прослушивание звукозаписи.

Текущий контроль: фронтальный опрос.

83.

Путешествие 14.«Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е.Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца и др.

Урок усвоения новых знаний.

Знать произведения классиков детской поэзии

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть.

84.

Стихи И.Токмаковой и Г.Сапгира

Урок повторения изученного.

Знать:– отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов;– авторов и их произведения данного периода.

Уметь:– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);– сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;– определять авторские особенности;– выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;– импровизировать произведения;– размышлять о творчестве поэтов;– рассказывать об авторах произведений;– создавать собственные миниатюры

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

85.

Стихи Э.Мошковской и Э.Успенского

Урок повторения изученного.

Карточка ресурса.

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

86.

Стихи Саши Черного и В.Долиной

Урок повторения изученного.

Текущий контроль: выразительное чтение стихотворения.

87.

Миниатюры Г.Цыферова

Р.О. Создание собственных миниатюр

Урок Развития речи.

Презентация.

Текущий контроль: творческая работа.

88.

Стихи Н.Матвеевой

Урок повторения изученного.

Текущий контроль: выразительное чтение стихотворения.

89.

Практикум «Учусь читать литературный текст»

Урок- практикум.

Тематический контроль: практическая работа.

90.

Обобщение.Проверочная работа №7 по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 11-14)

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Знать произведения классиков детской поэзии.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Тематический контроль: практическая работа.

91-93.

Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок»

1. Знакомство с героями (картины 1,2)

2. Поиски снежного цветка (картины 3-5)

3. Мудрая сказка для малышей (картины 6-8)

Урок закрепления изученного.

Видеофрагмент.

Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.

Уметь:– анализировать характеры героев;

– инсценировать пьесу;

– читать по ролям;

– рисовать волшебный цветок;

– участвовать в обобщающей беседе

Текущий контроль: инсценировка.

94.

Путешествие 15.Современные детские писатели. (К.Драгунская «Крайний случай»)

Проверка навыков техники чтения

Урок усвоения новых знаний.

Уметь:– читать выборочно, цитировать текст;

– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора

Текущий контроль: индивидуальный опрос.

95.

Творческая манера Ксении Драгунской (К.Драгунская «Ерунда на постном масле!»)

Урок закрепления изученного.

Уметь:– анализировать характеры героев;

– инсценировать пьесу;

– читать по ролям;

– рисовать волшебный цветок;

– участвовать в обобщающей беседе

Текущий контроль: фронтальный опрос.

96.

Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина)

Урок повторения изученного.

Карточка ресурса.

Текущий контроль: фронтальный опрос.

97-98.

Обобщение. Берем интервью у детских писателей

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Итоговый контроль: проверочная работа.

99.

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам»

Текущий контроль: фронтальный опрос.

100-102.

Резервные уроки.

Уметь группами представить темы «О чем хочется читать», выступать перед аудиторией с инсценировками, чтением отрывков из книг

Тематический контроль: индивидуальный и фронтальный опрос.

ИТОГО:

102

C:\Users\Венера\Desktop\Царева\001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...