Урок литературного чтения (букварный период) в 1 классе по программе РО "Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Арбузова Ирина Юрьевна

На уроке дети знакомятся с новым способом деления слов на слоги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvar.rar84.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков»                                                           (Система развивающего обучения  Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)                                                                             Комментарий к предметному содержанию урока. В системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова дети знакомятся со слогоделением, как минимальными единицами, которыми будут оперировать при чтении и письме. Начинается слогоделение  с опорой на собственное произнесении (кусочками) учениками слов.  На прошлом уроке  учащиеся учились делить на слоги путем «прохлопывания», «удара», медленного  проговаривания слов.                                                                                                                                                                                                                                                  

Учебный предмет

Литературное чтение (букварный период)

Класс

1

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи

Цели урока

Образовательная: познакомиться с  новой работой гласных (ртооткрыватели) и согласных (ртосмыкатели) звуков, формировать умение различать согласные и гласные звуки, определять количество слогов в словах по гласным (ртооткрывателям)                                                                                                                                          Развивающая: совершенствовать умение делить слова на слоги разными способами, формировать УУД                                                         

Технологии, методы, приемы

Метод решения учебных задач

Основные понятия, термины

Гласные и согласные звуки, слог, слово, звуковой анализ слова

                                                                                           Планируемый результат

Предметный                                                                                                   учебно – языковые умения:                                                                                - определять на слух количество слогов в словах;                                         - различать согласные и гласные звуки;                                                           - составлять звуковую модель данных слов;                                                  - делить звуковую модель слова на слоги;                                                  речевые умения:                                                                                                  - - при ответе строить полные высказывания                                                        

Личностный:                                                                                                           -  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе ;                                                                                           Метапредметный:                                                                                             - сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи; слушать и понимать речь других                                                                                 

                                                                                                        Организация пространства

                               Формы работы

Ресурсы

Фронтальная                                                                                                     Работа в парах                                                                                                   Индивидуальная работа

В.В.Репкин. Е.В.Восторгова. В.А.Левин. Букварь (1 часть)                        В.В.Репкин Букваренок                                                                                      Компьютер, интерактивная доска

Технология обучения

Этапы                 урока

       Формируемые                          умения:                           предметные, УУД   

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Организа - ционный

УУД:                                         - умение мобилизоваться для работы

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя.                  Проверяют готовность к уроку.

II.Создание ситуации успеха

Предметные:                       - делить слова на слоги известными способами;    УУД:                                         - отличать верно выполненное задание от выполненного неверно;      - Слушать и понимать речь других; учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли     

Интерактивная доска

       У

- Ребята, давайте вспомним, что интересного мы узнали на прошлом уроке

- А как мы можем определить количество слогов в слове?                                        

- А сколько может быть в слове слогов?  

- Приведите примеры слов и разделите их на слоги разными способами  

- А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Найди домик»  

- Вы просто молодцы! Все сделали правильно. Оцените на линеечке как вы умеете выполнять такие задани.                      

- Слова состоят из «кусочков». Их мы назвали – слоги.

- Можем прохлопать слова или посмотреть, сколько раз откроется (разомкнется) наш рот

- Один, два, три, четыре, много или мало.

- Дети приводят свои примеры и разными способами делят слова на слоги.

- Дети у доски «расселяют» слова по домикам

- Дети оценивают свои умения

III.Создание ситуации разрыва (затруднения)

Предметные:                      

- записывать слова при помощи моделей – слов предметов, признаков, действий

УУД:                                          - Слушать и понимать речь других; правильно выражать свои мысли

           

- Что вы видите на доске?

- А что это за модель?

- А можно ли на модели показать количество слогов в слове? (дети работают в парах)

- Посмотрите на доску. Авосик сделал это так. Вы согласны?

- Так  мы можем показать на модели количество слогов в слове?

- Это модели слов:

1- слово – предмет

2 – слово – признак

3 – слово – действие

- Это модель любого слова

- Можно

   Нет

   Не знаем                                            - Надо придумать как это сделать

- Но это похоже на модели слов предметов, действий, признаков.

- Нет, не умеем. Надо что- нибудь придумать. Нам не хватает наших знаний

   

IV. Моделирование, продолжение поиска в решении учебной задачи

Предметные:                      

- фиксировать различия гласных и согласных звуков; анализировать звуковой состав слов

УУД: 

- анализировать с целью выделения существенных признаков гласных и согласных звуков;                - устанавливать слогообразующую роль гласных при делении на слоги                                    

             

                 

                                 

     

            ●        ●  

                           

             ●              

                     

 

             

                 

                                                                       

- Проанализируйте  слова МАМА и МОСТ

- А сколько в этих словах слогов?

- А почему же мы, произнося первое слово, открываем рот 2 раза, а второе – только 1 раз? Ведь в каждом слове одинаковое количество звуков.

- Составьте звуковые модели этих слов

- Что интересного заметили на моделях? На что похожи гласные звуки?

- А когда мы открываем рот при произношении слов, что происходит со словом?

- Молодцы, правильно. Как же назовем все гласные, которые заставляют нас открыть рот при делении  слов на слоги

- А согласные?

- Каких же звуки помогают нам определить количество слогов в словах?

- Давайте придумаем, как обозначить количество слогов на этих моделях.

- В  слове МАМА 4 звука

(МммммАаааааМмммАааа). В слове мост тоже 4 (МмОоСссТтт)

- В первом слове -2 слога, во втором -  1 слог

Дети предлагают свои варианты ответов. Один из них может быть такой: может быть, это зависит от того, какие звуки «работают» в наших словах

Дети составляют модели слов в тетрадочках, а два ученика – на доске (на местах дети работают в парах)

- На моделях гласные звуки похожи на открытый рот.

- Мы делим слово на слоги. Гласные заставляют нас открыть рот.

Дети пытаются дать названия гласным (учитель помогает им своим произношением: рот открываем). В результате коллективного обсуждения появляется слово – ртооткрыватель

- (рот смыкаем) ртосмыкатель

- Гласные звуки. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Дети предлагают разные варианты. Среди них наиболее приемлимые:  оставляем точки под гласными и так называемые «улыбочки»                                            

V. Рефлексия изученного на уроке

Предметные:  

- объяснять новый способ определения количества слов в словах

УУД: 

- уметь выражать свои мысли

               

- Давайте посмотрим как дядюшка Ага справился с работой в учебнике.

- Работая с картинками, определите количество слогов в словах: УСЫ, КРОТ, КУЛАК

- Какую работу выполняют гласные?

- А как тогда назовем согласные звуки?

- На нашей линеечке отметьте, пожалуйста, научились ли вы определять количество слогов в слове при произношении слова.

- Спасибо за работу на уроке. Вы работали хорошо и дружно.

Ученики работают по учебнику, где дядюшка Ага приготовил опорные модели.

- Дядюшка Ага выделил в словах гласные звуки. Значит, мы верно решили, что гласные звуки помогают узнать нам сколько в словах слогов.

- В слове УСЫ гласные У и Ы, значит 2 слога. В слове КРОТ гласный О, значит 1 слог. В слове КУЛАК – У и А, значит, 2 слога.

- Они являются «Ртооткрывателями». Помогают нам определить количество слогов в слове.

- «Ртосмыкатели». По согласным определить количество слогов не получится.               У                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2-ом классе. Образовательная программа: «Школа России» Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»

Задачи:образовательные:  дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым рассказом;формировать навыки выразительного чтения;развивающие: развивать способность по...

Урок литературного чтения во 2-ом классе. Образовательная программа: «Школа России» Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»

Задачи:образовательные:  дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым рассказом;формировать навыки выразительного чтения;развивающие: развивать способность по...

Методическая разработка к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по программе " Школа - 2100"

Методическая разработка урока литературного чтения создана для учащихся 2 класса по новым стандартам ФГОС....

Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по программе Л. Ф. Климанова В.И. Белов. "Ещё про Мальку".

Данный урок относится к разделу «Люби живое» в системе образовательной программы. В основу урока легло целенаправленное и систематическое использование приема антиципации для усиления субъ...

Конспект урока литературного чтения во 2 «в» классе по программе «Школа России» Тема: В.Бианки. «Музыкант»

Цель: .Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;2. Отрабатывать грамотное выразительно...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Детство моё, постой!" Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (4 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения сказки «Чудо» С. Г. КозловаЗадачи:Дидактические:1) дать понятие о ...