Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по программе Л. Ф. Климанова В.И. Белов. "Ещё про Мальку".
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Казакова Елена Александровна

    Данный урок относится к разделу «Люби живое» в системе образовательной программы. В основу урока легло целенаправленное и систематическое использование приема антиципации для усиления субъектной позиции младших школьников, проблемно – исследовательская работа; личностно – ориентированная, здоровьесберегающая, развивающая технологии обучения. Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями девятилетних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения в 3-м классе по программе  Л. Ф. Климанова

    В.И. Белов. "Ещё про Мальку"

    Цели урока:

    • продолжить изучение творчества В. И. Белова;
    • познакомить детей с новым произведением “Еще про Мальку”;
    • научить определять отношение автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения “Еще про Мальку”;
    • помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям;
    • расширять читательский опыт учащихся;
    • развивать речь, мышление;
    • отрабатывать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;
    • тренировать наблюдательность;
    • воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

    Оборудование:

    • учебник “Родная речь” (книга 2, часть 2) (авт. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова);
    • аудиозапись отрывка из рассказа “Верный и Малька”;
    • таблицы;
    • тренажеры;
    • сигнальные карточки;
    • книга В. И. Белова “Ещё про Мальку”.

    Используемые технологии: ИКТ, работа в группах, игровые, личностно ориентированные, здоровье сберегающие.

    Ход урока

    I. Формулирование темы и цели урока. Сегодня на уроке мы  продолжим знакомство с творчеством известного русского писателя – знатока деревенской жизни, доброго, талантливого  человека. (Учитель вешает портрет на доску) Его имя...

    Д. Василий Иванович Белов.

    Д.  Работа в карточках по вариантам. Определи название произведения. Объясни, как ты его прочитал.

    1-й вариант: «еМщАёЛпЬрКоУ».

    2-й вариант:

    6

    27

    7

    17

    18

    16

    14

    1

    13

    28

    12

    21

    У. Назовите тему урока полностью.

    Д. Тема урока «Василий Иванович Белов и его произведение «Ещё про Мальку»

    У. Используя опорные слова, поставьте цель на урок.

    Цель:

    • расширить знания о Ж и Т … … …;
    • познакомиться с произведением … … … «… … …»;
    • учиться ??? … «… …».

    Д. Цель урока:

         *расширить знания о жизни и творчестве Василия Ивановича Белова;

          *познакомиться с произведением Василия Белова «Ещё про Мальку»;

          * учиться анализировать произведение «Ещё про Мальку».

    II. Подготовительная работа.

    У. Начнём работу над первой частью цели урока.

    Вспомните, что вы знаете о Василии Ивановиче Белове?

    Д. Василий Иванович Белов родился в 1932 г. в селе Тимониха Вологодской области в семье крестьянина. Его папа до войны каждый вечер читал своим сыновьям книги. Старший брат Юрий научил читать Василия до школы.

    Слайд 1. Заглянем в литературную гостиную.

    У.  Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов был такого же возраста, как вы. Из воспоминаний детства  ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению. У отца имелась небольшая библиотека. Иногда собирал книги с чердаков брошенных домов. Все  книги Вася изучил  от корки до корки.  Иногда специально растягивал удовольствие и читая медленно, чтобы надолго  хватило. Любимой  была  А.П.Гайдара "Дальние страны". Когда Василий Иванович стал писателем, написал много книг, в том числе серию рассказов «Про Мальку». Прочитав эту маленькую книжку, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно.

    III. Проверим домашнее задание по тренажёру.

    С А М З Л

    Ф В А Ж И

    Е Т Л Ц Д

    Д О Ь Щ И

    Я Р К А Я

    Ч К А С Ш

    Задание 1. Уч. - На этом тренажёре “затерялись” действующие лица из рассказа “Малька провинилась”. Помогите их найти. (Малька, Федя ,Лидия, автор)

    Нарисуйте словесный портрет внешности Мальки.

    Задание 2. -Из набора рисунков собак выберите на ваш взгляд самый подходящий для нашей героини.

    - Какой у нашей героини характер? (прослушать запись отрывка рассказа “Верный и Малька”)

    Задание 3.

    Прочитать соответственно выражению масок:

    с. 77 абзац 5 предложение (- Сиди! – осадила ее Лидия. – Сиди, никто не возьмет твоих шаромыжников! Кому они нужны…)

    Задание 4.

    Работа в группах (решение проблем).

    1-ая группа:

    В чём провинилась Малька? За что её ругала Лидия?

    2-ая группа:

    Как вы считаете – правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?

    3-ая группа:

    Как вы понимаете слова “материнская верность собаки”? Покажите на примере Мальки.

    Задание 5.

    Вопрос:

    Куда это Малька каждый день бегает?

     (Выбранный ответ доказать словами текста)

    IV. Работа с новым материалом.

    Первичное восприятие произведения (чтение учителя можно заменить прослушиванием аудиозаписи).

    Уч. – К какому жанру относится прочитанное мною произведение? (рассказ)

    Уч. – Почему вы так решили? Докажите. (Все события происходят в реальной жизни)

    Уч. – Кто главный герой в рассказе?

    Уч. – Что нового вы узнали про Мальку?

    Словарная работа.

    Слайд 2.

    1. Антиципация частей слова.

    пригля----дывая

    поста----вить

    подбе ----жали

    взгля----нул

    свис----тели

    (Прикрыть листом вторую половину слов, читать начальные элементы, добавлять к ним возможные варианты окончаний. Правильность проверяется)

    Слайд 3.

    2. Трудночитаемые слова

    за-хлеб-ну-лась

    бес-по-мощ-на-я

    стре-ми-лась

    под-пра-вил

    Слайд 4.

    3. Упражнение “Фотоглаз”

    лава

    плесо

    верши

    низина

    обормот

    обомлел

    Правила работы.

    а) Открыть на 5 секунд для запоминания.

    - Какие слова запомнили?

    б) Выслушать ответы учащихся.

    в) Объяснить значение слов, используя словари Ожегова.

    - Какое слово лишнее? Почему? (обомлел – глагол) Слайд 5.

    2. Чем отличается пара слов?:

    нахлебалась

    - захлебнулась,

    причалил

    приплыл,

    наловил

    - выловил,

    подбежала

    прибежала,

    набиваясь

     выбиваясь.

    (приставки изменяют смысл слов)

    Уч. – Какие из этих слов встречались в рассказе? Подтвердить словами текста.

    Работа с текстом.

    Уч. – Где пролегал путь Мальки в соседнюю деревню?

    В подтверждение читаем 1 и 2 абзац способом “буксир” (учитель выступает в роли ведущего, по его знаку к чтению по одному присоединяются дети, в итоге синхронно читает весь класс).

    Уч. – Как автор изобразил картину наступающей весны?

    - Как меняется настроение автора к концу 2 абзаца? (Радость от изменений в природе сменилась тревогой за  Мальку)

    V. Физкультминутка.

    3 абзац читаем способом “догонялки” (чередуясь: учитель - дети)

    Уч. В какой переплет угодила Малька?

    3 абзац 4 строка.

    Уч. Найдите предложение: Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды!

    - Найдите в предложении имена прилагательные.

    - Какую роль играют имена прилагательные в этом предложении? (уточняют существительное, подчеркивают всю серьезность момента)

    - С каким настроением вам хотелось бы прочитать это предложение? Почему?

    а) Прочитать удивленно.

    б) Прочитать равнодушно.

    в) С восторгом.

    г) С вопросом.

    д) С негодованием.  

    Как вы думаете, почему Малька бросилась в бурлящую реку? Что толкнуло её на такой поступок?

    - Какая пословица подходит к описываемому событию?:

    Сам погибай, а товарища выручай.

    Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет?

    Уч. – Опишите своими словами, что заставило автора волноваться. Как бы вы поступили в ситуации с Малькой?

    Чтение концовки.

    Задания:

    1. Пробежаться глазками, приготовиться к чтению по ролям.

    Уч. – Как закончилась эта история? В какой момент вы особенно переживали за Мальку?

    Слайд 6.

    Попробуем дать характеристику нашей героине.

    храбрая

    умная

    злая

    добрая

    заботливая

    ласковая

    верная

    кусачая

    - Какими из этих качеств обладает наша собака?

    - А теперь попробуем дать характеристику людям, которые принимают участие в судьбе Мальки.

    добрые

    злые

    глупые

    умные

    равнодушные

    верные

    заботливые

    ленивые

    трудолюбивые

    переживающие

    талантливые

    - С какими людьми вам хотелось бы общаться?

    - Проведем параллель между характеристиками людей и животного. Что общего? В чем различие?

    - Общее, как видите, есть.

    Василий Иванович в своих рассказах наделяет животных качествами человека. Но нельзя забывать, что человек – высшая ступень развития, а значит и спрос с него больше.

    VI. Итог урока.

    Уч. Подводя итог нашего урока, я хочу спросить у вас, ребята: понравились ли вам рассказы В. И.Белова?

    Что вы можете сказать о его отношении к героям своих произведений?

    Сегодня вы, как всегда, хорошо трудились на уроке. Отметьте свою работу на уроке смайликами.

    Отметки и пожелания вас ждут в электронном дневнике.

    VII.  Домашнее задание.

    Написать в тетрадях по литературному чтению свой собственный рассказ о собаке, будь то Малька или Дружок. Нарисовать понравившийся эпизод из жизни собачки.

    Сегодня мы прикоснулись к творчеству Василия Ивановича Белова и по-новому увидели не только окружающий мир, но и самих себя.  Ещё раз поняли, что всегда нужно  поступать по совести: прийти на помощь в трудную минуту, уважительно относиться к окружающим.

    Вспомним любимые строки:

    Не стой в стороне равнодушно,

    Когда у кого – то беда.

    Рвануться на выручку нужно

    В любую минуту, всегда.

    И если кому – то поможет

     Твоя теплота иль дружба твоя.

    То день не напрасно был прожит.

    На свете живёшь ты не зря!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения в 3-м классе по сказке В.М. Гаршина + презентация к уроку "Лягушка–путешественница" (2 ч.)

    Урок литературного чтения в 3-м классепо сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" (2 ч.) Урок построен по технологии критического мышления...

    конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"

    Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, в...

    Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "В.В. Бианки. «Мышонок Пик»

    Тема. В.В.Бианки «Мышонок Пик» (продолжение).Цели:·         Продолжить знакомство с творчеством и произведениями В.В.Бианки из цикла «Люби живое».·...

    конспект урока литературного чтения в 3-м классе

    урок внеклассного чтения в 3-м классе "Стихи о зиме". Материал включает в себя конспект урока, электронную презентацию и приложение к уроку...

    Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

    Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...