рабочая программа по литературному чтению 4 класс перспективная начальная школа
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Кошевая Ирина Алексеевна

Этот материал может быть использован при работе с учебником "Литературное чтение" 4 класс Н.А.Чураковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_4_klass.docx69.34 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2014-2015 учебный год, примерной  программой по литературному чтению,  авторской программой  Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (программа для 1-4 кл) / Проект «Перспективная  начальная школа»./ Программы по учебным предметам - М.: Академкнига,2011.

Программа учитывает  возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся,  способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи ООП НОО МКОУ Нерастанновской СОШ.

        Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

   - овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  -развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  -воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи      обучения :

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

Количество часов на год по программе – 102, количество часов в неделю – 3, что соответствует учебному плану  Нерастанновской СОШ на 2014-2015 учебный год.

Основное содержание программы

В соответствии с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ данная программа сокращена до 102 учебных часов в отличии от авторской программы, в которой учебный материал распределен на 136 часов. В связи с этим в авторскую программу внесены следующие изменения: раздел " Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире" сокращен на 2 ч., раздел " Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств" сокращен на 2 ч. , раздел " Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека" сокращен на 4 ч., раздел " Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда" сокращен на 4 ч., раздел " Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое  отечество"  сокращен на 6 ч, раздел " Работа с хрестоматией" сокращен на 18 ч., так как навыки развития речи, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств формируются на предмете ОРКСЭ.

Тема раздела

Кол-во часов по авторской программе 

Количество часов по рабочей программе

  1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

15

13

  1. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств

10

8

  1. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

16

12

  1. Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас

10

10

  1. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.

10

10

  1. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения

8

8

  1. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда.

17

13

  1. Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое  отечество.

17

11

  1. Работа с хрестоматией

33

15

  1.  Итого:

136

102

Требования к планируемым результатам изучения программы.

 

Метапредметные ( универсальные учебные действия)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
  • Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

 

 Раздел "Виды речевой и читательской деятельности"

выпускник научится:

- читать про себя в процессе ознакомительного, выборочного и изучающего чтения;

- грамотно писать письма и отвечать на них;

- определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа.

выпускник получит возможность научиться:

- характеризовать героев произведения. сравнивать характеры героев;

- читать наизусть стихотворные произведения, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

- ориентироваться в книге по ее элементам;

- самостоятельно работать с разными источниками информации.

Раздел "Литературоведческая пропедевтика"

выпускник научится:

- отличать народные произведения от авторских;

- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе.

выпускник получит возможность научиться:

- отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира;

выпускник получит возможности научиться:

- отслеживать проникновение фабульных элементов истории в жанры устного народного творчества - волшебной сказки и былины;

- представлять жизнь жанров фольклора во времени;

- обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой;

- понимать роль творческой биографии писателя в создании художественного произведения.

Раздел "Элементы творческой деятельности учащихся"

выпускник научится:

- устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов,

 живописных и музыкальных произведений.

выпускник получит возможность научиться:

- читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями чтения;

- обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Номера

уроков

Наименования

разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки

прохождения

1 триместр 

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире  - 13ч

1

  Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей»

 Прогнозировать содержание раздела.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать систему условных обозначений.

Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание».

2

  Древнегреческое сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом». Икона «Христос спускается в ад»

3

  Русская народная

сказка «Сивка-бурка»

Ориентироваться в тексте, подтверждать ответы фрагментами текста.

4

  Русская народная

сказка «Крошечка-Хаврошечка»

 Объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке

Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире.

Находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке

5

  Древнегреческое

Сказание «Персей».

Поход в «Музейный Дом». Икона с изображением Георгия

Победоносца

.

6

 Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» 

7

  Русская народная сказка «Морозко»

  Определять в сказке волшебный мир, его хозяина; читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке

8

  Русская народная

сказка «Финист - ясный сокол»

 Делиться своими личными впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

9

  Русская народная

сказка «Финист - ясный сокол».

Слушаем музыку. Музыкальная пьеса Анатолия Лядова «Баба-яга»

  Называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать изображение героев в литературном и музыкальном произведениях

10

  Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»

 Осмысливать мотивы, поступки, чувства и переживания героя.

Находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой

 11-12

  Башкирская народная сказка «Алтын-сака -золотая бабка»

 Находить средства художественной выразительности, работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам

Создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению

13

  Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире»

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств - 12ч

14-15

  Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь»

  Работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица

16

  Илья Муромец и Святогор.

Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь»

  Работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения

17

 

Былина «Садко».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция

картины Н. Рериха «Заморские гости»

 Находить средства художественной выразительности.

Анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев; пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой

18-19

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

  Работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки

20-21

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

 Осмысливать мотивы, поступки, чувства и переживания героя.

Называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки

     22

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка»

 Характеризовать главных героев.

Осмысливать мотивы, поступки, чувства и переживания героя.

отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог детей

 Находить средства художественной выразительности.

23

 Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История пятая. Маленькая разбойница». «История шестая. Лапландка и финка»

 24

  Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом».

Слушаем музыку. Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига

 Делиться своими личными впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Анализировать содержание сказки; описывать внешний вид героини; сравнивать характеры Герды и маленькой разбойницы; называть географические названия мест, которые указывает автор

25

Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств»

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека 12ч 

26

В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции

картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники»

 Находить средства художественной выразительности.

работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художествен-ной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины

27

 Давид Самойлов «Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь».Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина»

 Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.

 Осмысливать мотивы, поступки, чувства и переживания героя.

Определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства

28

Николай Заболоцкий «Оттепель»

29

Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»

 Определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения

30

Владимир Набоков «Обида»

 Наблюдать за особенностями речи героев, работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники

2 триместр

31

Владимир Набоков «Обида».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили

Шанкс «Наём гувернантки»

  Выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине

32

Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...»

 Осмысливать мотивы, поступки, чувства и переживания героя.

сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора

33

Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!».Поход в «Музейный Дом».

Репродукция картины С. Лучишкина «Шар улетел»

  Работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения

Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского

34

Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»

35

Борис Сергуненков «Конь Мотылек». Репродукция картины В. Батенина «Голуби в небе»

 Сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова

 Иметь представление об изготовлении офорта.

Уметь: анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника; называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения

36

Джералд Даррелл «Землянично- розовый дом» (отрывок из повести «Моя семья и другие звери»). Репродукции картин Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»

37

Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»

  Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас 14ч

 

38

Леонид Андреев «Петька на даче»

  Работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения

39-40

Леонид Андреев

«Петька на даче».

Репродукции картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы»

 Цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова-

Бельского «Ученицы», «У дверей

школы»

41

Антон Чехов «Ванька».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова- Бельского «Визитеры», «Дети за пианино»

Характеризовать главных героев.

Работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения

Работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения

42-43

Антон Чехов «Мальчики»

 Работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения

44-49

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части

Выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст

Анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста

50

 Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»

51

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота 11ч 

52

Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы»

 Работать в библиотеке; находить сведения о писателях; объяснять название рассказа; определять жанр произведения; подтверждать свое мнение словами из текста; давать характеристику героям произведения

53

Людмила Улицкая «Бумажная победа».

Слушаем музыку Ф.Шуберта «Музыкальный момент №3, фаминор»

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре,

пользоваться толковым словарем; объяснять поведение героев; делить текст на части; слушать музыкальный фрагмент

54

Людмила Улицкая «Бумажная победа». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины З.Серебряковой «Катя с натюрмортом»

 Работать с иллюстрацией; отвечать на вопросы по содержанию текста; выразительно читать и пересказывать; выделять художественные приемы

55

Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать его, смотреть на происходящее с разных точек зрения; давать характеристику героям произведения; отвечать на вопросы по содержанию

56

Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле»

Рассуждать и делать выводы по прочитанному.

выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять в литературном произведении силу красоты; зачитывать строки из текста

57

Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!»

Рассуждать и делать выводы по прочитанному, читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения

58

Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок)

Сформулировать основную мысль текста.

Находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов)

59

Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши»

 Цитировать произведение; определять точку зрения поэта; сравнивать чередование тишины и ярких проявлений жизни; сравнивать произведение В. Соколова со сказкой С. Козлова «Пой, птица!»; определять тему и основное содержание литературного произведения

60

Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр»

Работать с толковым словарем; определять, чьими глазами автор смотрит на школьников, улицы и дома; называть имена героев; цитировать произведение; определять литературный прием, который использует автор с целью передать переживания героини

61

Сергей Козлов «Лисичка»

Объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений

62

Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА»

Делиться своими личными впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения (9 часов)

63-65

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

 Анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения

Описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части

Давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану

3 триместр

66-67

Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

 Объяснять выделенные в тексте

слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка

Объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану

68-69

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

 Пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль

Дополнять слова учителя; цитировать произведение; зачитывать нужный фрагмент; определять, каким приемом пользуется автор при описании зимнего пейзажа

70

К. Паустовский «Теплый хлеб».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем

В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской». Слушаем музыку «Шутка» из Оркестровой  сюиты си-минор И.С. Баха

 Доказывать снос мнение; объяснять название произведения; определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения

71

Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком»

 Выразительно и осознанно читать текст

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда (13 часов) 

72

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал бы настоящий писатель

Работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей

73

Мария Вайсман «Шмыгимышь».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

Пользоваться библиотекой; анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

74

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы». В. Хлебников «Кузнечик»

Анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями

75

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой»

Сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения

76

А.Кушнер «Сирень».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень»

Сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения

77

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать

78

Афанасий Фет «Это утро, радость эта...»

Выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать

79

Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»

Иметь представление о кольцевой и охватной рифме.

Выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности

80

М. Лермонтов «Парус»

Находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения

81

Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль...».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал»

Работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности

82

Самуил Маршак «Как поработала зима!»

Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме.

Выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения

83

А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»

84

Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда»

Выразительно и осознанно читать текст

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое  отечество. (11 часов) 

85

Алексей Пантелеев «Главный инженер»

Анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев

86

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины А. Дейнеки «Окраина Москвы»

Работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения

87

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника»

Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой.

Уметь  работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности - контраст

88

Анна Ахматова «Памяти друга»

89

Н.Рыленков «К Родине»

 Работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения

90

Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!».

Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2, Сочинение 18»

 Делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение

Определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения

91

Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер»

92

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот».

 Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации

 Сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание последних строк; объяснять значение выделенных слов

93

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний

день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту»

 Сравнивать фотографию руин древней Помпеи и репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»; рассказывать о творчестве художника; сравнивать содержание картины К. Брюлова и содержание произведения Плиния Младшего; цитировать произведение

94

А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...»

 Объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А.Пушкина

95

Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество»

Делиться своими личными впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

96

Путешествие в Казань. В мастерской художника

  Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами.

Пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности

97

В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавловский собор»

98-100

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

Изучить выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы

101

Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

Выразительно и осознанно читать текст

102

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря»

Учебно-методическое  обеспечение

 1. Чуракова, Н. А. Литературное чтение: 4 класс: учебник : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.

2. Малаховская, О. В. Литературное чтение: 4 класс: хрестоматия / О. В. Малаховская ; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.

3. Малаховская, О. В. Литературное чтение: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.

4. Чуракова, Н. А. Литературное чтение: 4 класс: метод. пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.

 

Согласовано

На заседании ШМО

учителей нач.классов

Протокол №______от «____»________2014г.

_____________И.А.Кошевая

Согласовано

Зам.дир.по УВР

__________ ___ПоповаС.Б.

«_____» ______________2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уро...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 3 класс.

Рабочая программа по  литературному чтению составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, примерной программы начального общего образования по литературному чтению...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...

рабочая программа по литературному чтению умк "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 2 класса разработана на основе программы "Литературное чтение" (авторы Н.А.чуракова, О.В. Малаховская) . Составлена в соответствии с требованиями...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспективная начальная школа"...