Психология обучения чтению
статья по чтению (1 класс) на тему

Материал для обучения чтению с психологической точки зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologiya_obucheniya_chteniyu.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Психология обучения чтению

          Процесс чтения – неважно, на родном или неродном языке – это частный случай процесса восприятия. Чтение подчиняется общим закономерностям любого восприятия. И главное здесь в том, что существуют две различных ситуации восприятия: первая -  когда происходит первичное формирование образа восприятия ( в нашем случае – графического образа слова), вторая – когда происходит  опознание уже сформированного  образа.

         Поэтому, чтобы научиться читать, нужно, во-первых, научиться «складывать» из отдельных «кусочков» целостный графический образ слова. Во-вторых, научиться  узнавать его в тексте по разным признакам. Как правило, методика обучения чтению замыкается на решении этих двух задач, т.е.  на обеспечении так называемой формальной грамотности.

         Есть и другое очень важное понятие: функциональная грамотность.

Что это такое?

          Если  формальная грамотность  есть владение навыками  и умениями чтения, о которых  мы только что говорили, то функциональная  грамотность  - это способность человека свободно использовать эти навыки для целей получения информации из реального текста, т.е. для понимания, сжатия, трансформации и т.д. .

          На начальном этапе формирования чтение «есть действие  по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели. Ребенок, когда он приступает к обучению чтению, уже владеет несколькими сотнями или тысячами слов родного языка – понимает их на слух, употребляет их на слух, употребляет в собственной речи.  Но при этом он не умеет производить сознательный анализ звучащего слова. И ему необходимо, во – первых, усвоить набор элементарных письменных знаков, т.е. букв, во- вторых, научиться сознательно выделять в звучащем слове все отдельные звуки, соотносимые с буквами, и, в – третьих, усвоить правила воссоздания по графическому  образу слова соответствующего звукового  слова. Все это соответствует первому этапу овладения грамотой.

      Звуковой анализ  дает ребенку ориентацию в  звуковой системе языка, без которой нельзя сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать.

      Следовательно, без чтения вслух  овладение грамотой  едва ли возможно. Но чтение вслух не есть главная, более единственная цель обучения чтению. Его нужно научить, умению понимать чужую мысль, которая заключена в тексте, извлекать из текста тот смысл, который вложил в него автор при создании, почувствовать то, что чувствовал другой человек. И еще это значит, что равное внимание необходимо уделять равное внимание необходимо уделять и чтению вслух, и чтению про себя.

        Чтобы научиться читать про себя, ему необходимо научиться  опознавать графическое слово уже само по себе, без обращения к его звуковому варианту. Эта задача алгоритмически решена  быть не может. Чтобы опознать графическое слово, ребенок может использовать разные признаки. Но главное: для опознания данным ребенком именно данного слова в каждом контексте нужна в каждом случае своя система операций, ее невозможно представить в виде жесткого алгоритма.                      

      «Отделение» графического образа слова от звучащего слова и переход от  жесткого алгоритма к эвристическому принципу приводят, между прочим, и к тому, что графическое слово начинает напрямую ассоциироваться ребенком с его семантикой, его значением. У ребенка формируется образ содержания читаемого слова, который может заменять его графический образ в процессах восприятия текста.

       Третий этап овладения грамотностью – это как раз такое восприятие либо целостного высказывания, либо прямо – текста, состоящего из высказываний. Как это может быть, возможно оперировать сразу с текстом, минуя отдельное высказывание? Если читать «медленно», оперируя каждым высказыванием в отдельности, количество так называемых фиксаций глаза на печатной странице, во время которых информация как раз и  «вычитывается» из текста, довольно велико. В каком месте страницы фиксируется взгляд, зависит от того, какие слова в высказывании  являются ключевыми, несут в себе наиболее значимую информацию, и от того, как мы способны прогнозировать дальнейшее развертывание высказывания или цепочки высказываний. Но если читать «быстро», то фиксацией оказывается мало по сравнению с «медленным» чтением, оперативной единицей оказывается  не высказывание, а большой содержательный  «кусок»  текста.

И прогнозируем мы в этом случае не развертывание высказывания, а семантическое развертывание  целого текста.

     «Обычно думают, - писал  Выготский, -  ..  что понимание лучше при медленном чтении, однако… при быстром чтении ( не динамическом, а просто более быстром.) понимание идет лучше, ибо … сама скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

    «Чтение - сложный процесс, в котором  непосредственное участие принимают высшие психические функции в частности мышления, и развитое и недоразвитое чтение имеют ближайшие причины в развитии мышления ребенка.  Понимание  рассказа подобно решению задачи в математике.

     Процесс овладения чтением на родном языке – это система разнохарактерных, но тесно взаимосвязанных психологических процессов. В сущности, мы учим не читать,   наша действительная задача – научить понимать читаемый текст.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте (обучение чтению) Знакомство с буквой и звуком Х,х. Малые литературные жанры.

Знакомство с новой буквой и звуком Х,х Малые литературные жанры - пословица, поговорка....

Обучение чтению. Приемы работы по обучению учащихся делению слов на слоги

Система работы по обучению учащихся делению слов на слоги...

урок литературного чтения-обучение грамоте-обучение чтению

урок дан в рамках школьного методического объединения, на неделе литературы в школе....

Психология и чтение

"Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем"....

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Статья " Психология обучения чтению в группе продленного дня".

Этот материал способствует   улучшению  психологического климата в коллективе. Помогает находить положительные стороны в критических ситуациях....

Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).

               Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...