Интегрированный урок-презентация по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Филатова Ирина Викторовна

Интегрированный урок-презентация по литературному чтению и
окружающему миру  во 2 а  классе МБОУ «Суземская СОШ №1»
Учитель: И.В.Филатова

Цели: познакомить обучающихся с содержанием произведения В.А.Осеевой «Волшебное          слово»;

 развивать внимание, навык чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из     текста, делить текст на части, определять главную мысль части и целого;

воспитывать вежливость, доброжелательное отношение к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока32.79 КБ
Файл Презентация2.09 МБ
Файл продолжение1.53 МБ
Файл продолжение2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-презентация по литературному чтению и
окружающему миру  во 2 а  классе МБОУ «Суземская СОШ №1»

Учитель: И.В.Филатова

Цели: познакомить обучающихся с содержанием произведения В.А.Осеевой «Волшебное          слово»;

 развивать внимание, навык чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из     текста, делить текст на части, определять главную мысль части и целого;

воспитывать вежливость, доброжелательное отношение к людям.


«Культура поведения»

I          Орг. момент.

-Добрый день! Придумано кем-то.

Просто и мудро при встрече здороваться!

Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам!

Каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть добрый день длится до вечера.

Улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь.

I I   Работа с учебником.

  1.  Откройте учебники на с.52 и прочитайте тему нашего урока.

Ребята, а что означает быть вежливым?

-

В толковом словаре С. И. Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый  - соблюдающий правила приличия, воспитанный»

- Ребята, а где должны соблюдаться правила приличия?

- Везде.

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало  «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.

  1.  Какую проблему ставит  перед нами муравьишка Вопросик?

-Что такое культура поведения?

-Для чего она нужна?

Может ли кто-то сразу ответить на этот вопрос?

-

В конце урока мы проверим, верны ли были ваши предположения.

А сейчас возьмите карточки, лежащие у вас на столе, и с помощью стрелок составьте словосочетания.

           сказка                                            деревянная

           палочка                                         красивый

          лампа                                            интересная

          слово                                             настольная

          цветок                                           волшебное

 

Проверим правильность выполнения заданий.

Какое словосочетание здесь лишнее?

-волшебное слово

Почему?

-оно употреблено в переносном значении

Можем ли мы употребить слово «волшебное» со словами из 1-го столбика?

-

Что же у вас получилось?

Ребята, а что же обозначает словосочетание «волшебное слово»?

-это вежливые слова

В обиходе вежливого человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».

Что же это за слова?

-

В каких случаях мы используем эти слова?

- приветствие, прощание, благодарность, просьба, извинение

Ребята, а как волшебное слово может действовать на поведение человека?

-

Я предлагаю узнать ответ на этот вопрос, прочитав произведение В. А. Осеевой  «Волшебное слово», но прежде мы познакомимся с жизнью и творчеством этой писательницы.

- БИОГРАФИЯ

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве.

         В юные годы она мечтала стать актрисой  и даже поступила на актерский факультет. Однако все изменилось с переездом в Москву.

           В 21 год посетив трудовую коммуну для беспризорников, она поняла, что ее призвание – воспитывать детей.

       Этому делу В.Осеева отдала 16 лет, работая воспитательницей в детских учреждениях.

            На досуге она сочиняла для ребят сказки, писала пьесы, придумывала игры.

            В 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».

       А особенно полюбили дети цикл рассказов «волшебное слово», в которых повествуется о человеческих отношениях.

А теперь подготовим наши речевые аппараты к чтению и выполним речевую разминку.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

 Вы можете в зубы попасть крокодилам!

 Они притаились на каждой площадке

 И всех, кто съезжает, хватают за пятки.

 И тащат на дно африканского Нила.

 Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Прочитайте с мольбой в голосе.

Прочитайте строго (не сердито).

Как читать было сложнее?

-строго, т.к  надо приказывать, с мольбой читать легче, т.к. это просьба со слезами. Обращение прошу вас, является просьбой.

Ребята, произведение «Волшебное слово» мы будем читать по частям. Первую часть читаем абзацами до слов: «Он вскочил и побежал домой…»

-

Поведение, какого героя вам понравилось, и  почему?

-

Найдите в тексте, как выглядел старичок?  Прочитайте!

-

Кого он вам напомнил? Почему?

-волшебника (длинная седая борода, говорит о волшебном слове)

А что можно сказать о Павлике?

-он был сердит, грубил, сжимал кулаки, хотел убежать из дома, засопел от обиды, стукнул кулаком.

Найдите и подтвердите словами текста.

Ребята, а какое название можно дать этой части?

-1. Встреча

Ребята, а какое волшебное слово мог сказать старичок Павлику?

-

Продолжим чтение до слов «Он думал теперь только о волшебном слове» и узнаем, верны ли были наши предположения.

-

Итак, так какое же волшебное слово сказал Павлику старичок?

-пожалуйста

Как это слово подействовало на Лену? Найдите и прочитайте в тексте.

-

Как можно озаглавить эту часть?

 -2. Лена, дай мне одну краску, пожалуйста…

Ребята, куда же дальше отправится наш герой?

-к бабушке

Сейчас мы продолжим чтение до слов «Волшебник! Волшебник!»  -повторял он про себя, вспоминая старика.

-

Как повела себя бабушка услышав от Павлика волшебное слово? Подтвердите словами текста.

-

Какое название подойдет к этой части?

  1. Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой!

На ком еще должен был испытать это слово Павлик , чтобы окончательно убедиться, что слово волшебное и старик волшебник?

-на своем брате

Прочтем абзацами до слов: «Помогло! Опять помогло!»

-

Подействовало ли на брата волшебное слово? Подтвердите словами текста.

-

Ребята, а как изменилось поведение Павлика после того, как он узнал волшебное слово? Найдите и прочитайте.

-

Какое название подойдет к этой части?

  1. «Помогло! Опять помогло!»

А теперь давайте прочитаем заключительную часть.

-

Почему Павлик в конце рассказа возвращается в сквер?

-он очень изменился, он бежит в сквер не за тем, чтобы получить, как он привык: краску от сестры, пирожок от бабушки, путешествие от брата, а за тем, чтобы отдать (поблагодарить) старика

Как можно озаглавить эту маленькую, но очень важную часть?

  1. Возвращение в сквер.

Итак, перед нами план рассказа, который поможет вам в выполнении домашнего задания.

А теперь найдите в тексте, как надо правильно произносить волшебное слово?

 … говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь...

VI   Физминутка

Настало время немножко отдохнуть

  • -Вы куда спешите, слон?  (ходьба на месте)

 - К серой мышке на поклон  (наклоны вперед)

      День и ночь я танцевал, (руки на пояс, приседания)

      Спать мышатам не давал. (руки на поясе, поворот головы влево, вправо)

      Попрошу теперь прощения  (поклон)

      За такое поведение.

VI I Работа по учебнику ОМ.

А теперь  зная, как надо правильно произносить волшебные слова, соотнесите рисунки  из учебника и диалоги. Разыграйте эти диалоги в парах.

Какое же из волшебных слов подходит к первому рисунку?

звините 

- Кто же все-таки разбил вазу с цветами?

- Мамочка, это я. Извини!

Подберите диалог ко 2 рисунку. Разыграйте.

-До свидания

- Я скоро вернусь! Будьте умницами!

- До свидания, мамочка!

Когда и кому говорят эти слова?

- старшим по возрасту людям

Какими словами их можно заменить?

-пока, до встречи

Что обозначает это выражение?

-увидимся еще раз

Ученик читает стихотворение.

Подберите и разыграйте диалог к этому рисунку

-пожалуйста

- Оля, дай мне диск с мультфильмами о динозаврах, пожалуйста!

- Конечно, конечно, Никита!

Узнали это слово???

Следующий диалог.

-спасибо

- Яна, ты уже прочитала всю книгу?

- Да, вот возьми. Она оказалась очень интересной, большое спасибо.

Какой диалог подойдет к этому рисунку?

-здравствуй

- Машенька, я   дома!

- Ура! Здравствуй, папочка!

Что обозначает это слово?

-здравия желаем

Какими словами его можно заменить?

-привет, здорово

Кого можно им приветствовать?

Старших по возрасту людей

Разыграйте диалог к последней картинке

Благодарю

- Куда же  запропастились мои очки?

- Да вот же они, бабушка!

- Благодарю, Алешенька!

Прочитайте вывод все вместе.

Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо-слова!

Прочитайте телефонный разговор героев на стр. 53 учебника.

-

Можно ли назвать их разговор вежливым и понятным?

-

Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

-

  1. Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
  2. Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
  3. Не следует говорить слишком долго.

Придумайте и разыграйте телефонный разговор, с опорой на план, который был бы вежливым и понятным.

Разговор Рыжика и Попугая.

П      -  Алло, здравствуйте. Это звонит Попугай.

Р       - Здравствуйте, Попугай.

П       - Пригласите, пожалуйста, Сережу к телефону.

Р        - К сожалению Сережи нет дома, а что передать?

П         -  Спасибо ничего. Я перезвоню позднее. До свидания.

Р.         - До свидания.

Так для чего же нам нужны волшебные слова?

-с помощью этих слов можно совершать чудеса, поднимать человеку настроение, располагать людей к себе.

А теперь послушайте историю еще об одном Павлике, автором которой является А.Л.Барто.

Вежливый поступок

Было лето,

Пели птички…

Павлик ехал

В электричке.

Вдруг на станции

Фили

Две девчонки

В дверь вошли.

 Не толкаются девчонки,

Скромно стали в уголке

И беседуют в сторонке

На английском языке.

Павлик понял:

«Иностранки!

Это видно

По осанке!

Может быть, они туристки,

В первый раз у нас в стране?»

И с трудом он по-английски

Произнёс: — Позвольте мне

Пригласить вас на скамью!

Ну, а сам я постою!..

Было лето,

Пели птички…

Две девчонки

В электричке

Сели около окна.

— Между прочим,

Мы москвички,—

Улыбается одна.

Павлик крикнул:

— Как же так!

Значит, я

Попал впросак?!

И теперь не пьёт,

Не ест он!

Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место

Неизвестно почему!

Какой поступок совершил Павлик?

-

Можно ли мальчика назвать вежливым?

-

Почему? Подтвердите словами текста.

-

А вы совершали вежливые поступки? Какие?

-

Как на  них реагировали окружающие?

-

Можно ли назвать эти поступки волшебными?

-

Ребята, а как вы думаете, волшебные слова и волшебные поступки связаны между собой?

 -

А как мы будем называть человека, который совершает волшебные поступки, сопровождая их волшебными словами?

-вежливым, культурным, воспитанным

Так что же такое культура поведения?

-это вежливые слова и поступки

А для чего она нам нужна?

Культура поведения украшает человека, помогает сделать общение приятным.

Произведения каких авторов помогли разобраться с этими вопросами?

В.А. Осеевой, А.Л. Барто

А теперь проверим, какие вежливые слова вы запомнили.

Я буду начинать, а вы должны закончить.

  1. Растает даже ледяная глыба

        От слова теплого …(спасибо)

  1. Зазеленеет старый пень,

         Когда услышит …(добрый день)

  1. Мальчик вежливый     и развитий

         Говорит, встречаясь…(здравствуйте)

  1. Когда нас побранят за шалости,

          Мы говорим: прости, …(пожалуйста)

  1. И в России, во Франции, в Дании

         На прощание      скажи: …(до свидания)

Вот и подошел то момент, когда мы должны сказать друг другу до свидания.

Сейчас мы запишем д/з

  • Литературное чтение:

С. 87-92 перечитать рассказ, I часть текста читать по ролям.

(!) Составить пересказ от лица Павлика.

  • Окружающий мир:

С. 52-55 прочитать. Составить рассказ  «Волшебный поступок»

Рефлексия.

Перед вами белое и красное «сердечко чувств». Если вы сегодня сочувствовали, переживали , не были равнодушными, то возьмите красное сердечко и закрепите его на доске, а если вам было все равно, вы остались безразличны, то возьмите белое и закрепите на доске.

Определились с выбором?

У кого остались белые сердечки, украсьте их волшебными словами и оставьте себе на память о нашем сегодняшнем уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок во 2 а классе « Литературное чтение и окружающий мир » «Культура поведения» Учитель начальных классов И.В. Филатова

Слайд 2

- Добрый день ! Придумано кем-то. Просто и мудро при встрече здороваться! Добрый день солнцу и птицам, Добрый день улыбчивым лицам! Каждый становится добрым, доверчивым, Пусть добрый день длится до вечера .

Слайд 3

Работа по учебнику Прочитайте тему урока на стр. 52 учебника.

Слайд 4

«Толковый словарь» С.И.Ожегова Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный .

Слайд 5

«Вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.

Слайд 6

Проблема. - Что такое культура поведения? - Для чего она нужна?

Слайд 7

Составьте словосочетания. сказка деревянная палочка красивый лампа интересная слово настольная цветок волшебное

Слайд 8

сказка палочка л ампа волшебное слово цветок

Слайд 9

Волшебные слова. Какие слова мы называем волшебными? Спасибо Извините Пожалуйста Простите Здравствуй Благодарю Эти слова делают нашу речь приятнее, более тёплой, доброжелательной.

Слайд 10

В каких случаях мы используем эти слова? Благодарность Прощание Просьба Извинение Приветствие

Слайд 11

Валентина Александровна Осеева (1902-1969) Родилась в Киеве. Мечтала стать актрисой. Работала воспитательницей в детских учреждениях 16 лет. Сочиняла сказки, писала пьесы, придумывала игры. 1940 году выпустила первую книгу «Рыжий кот» Самые популярные рассказы из цикла «Волшебное слово»

Слайд 12

Речевая разминка. Прошу вас, не надо съезжать по перилам! Вы можете в зубы попасть крокодилам! Они притаились на каждой площадке, И всех, кто съезжает, хватают за пятки, И тащат на дно африканского Нила! Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Слайд 13

Волшебное слово. Работа по учебнику

Слайд 14

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал. – Что же, не берёт тебя брат? – А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду: – Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот. – Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза… – А какое слово? Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил: – Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его. – Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. Он вскочил и побежал домой.

Слайд 15

План Встреча.

Слайд 17

План Встреча. Лена, дай мне одну краску, пожалуйста…

Слайд 19

План Встреча. Лена, дай мне одну краску, пожалуйста… Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой!

Слайд 21

План Встреча. Лена, дай мне одну краску, пожалуйста… Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! «Помогло! Опять помогло !»

Слайд 23

План Встреча. Лена, дай мне одну краску, пожалуйста… Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! Помогло ! Опять помогло ! Возвращение в сквер.

Слайд 24

… говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь ...

Слайд 25

Немножко отдохнем -Вы куда спешите, слон? - К серой мышке на поклон День и ночь я танцевал, Спать мышатам не давал. Попрошу теперь прощения За такое поведение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа по учебнику Рассмотрите рисунки на стр. 52 учебника.

Слайд 2

Работа в паре. Разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова.

Слайд 3

Извини

Слайд 4

До свидания

Слайд 5

До свидания. Когда и кому говорят эти слова? Какими словами можно их заменить? Что обозначает это выражение? «До свидания» - т.е. мы надеемся увидеть вас ещё раз. До свидания. Пока. До встречи.

Слайд 6

« До свидания ! » - На прощание Говорим; О том и речь, Что ещё нас ждут свидания , Много-много новых встреч!

Слайд 7

Пожалуйста

Слайд 8

Спасибо

Слайд 9

Здравствуй

Слайд 10

Здравствуйте. Что обозначает это слово? Кого можно им приветствовать? Какими словами можно заменить это слово? Мы желаем вам здоровья (здравия).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я другу говорю: « Привет! » А он в ответ: « Здорово! » Тут ничего Плохого нет, Подходят оба слова . Старшему, если встречаемся с ним, Первыми « Здравствуйте! » мы говорим.

Слайд 2

Благодарю

Слайд 3

Вежливых слов не одно и не два, Помни и знай эти чудо-слова!

Слайд 4

Работа по учебнику. Прочитайте телефонный разговор героев на стр. 53 учебника. Получился ли разговор вежливым и понятным?

Слайд 5

Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

Слайд 6

Помни! Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном. Использовать слова приветствия , благодарности , извинения, прощания. 3. Не следует говорить слишком долго.

Слайд 7

Работа в парах . Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

Слайд 8

Работа в парах

Слайд 9

Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и и быть понятным своим собеседникам.

Слайд 10

А. Л. Барто «Вежливый поступок»

Слайд 11

Связаны ли межу собой волшебные слова и волшебные поступки ?

Слайд 12

Что такое культура поведения ? Культура поведения – вежливые слова и это вежливые поступки.

Слайд 13

В. А. Осеева А. Л. Барто

Слайд 14

спасибо Растает даже ледяная глыба От слова теплого …

Слайд 15

д обрый день Зазеленеет старый пень, Когда услышит …

Слайд 16

здравствуйте Мальчик вежливый и развитий Говорит, встречаясь …

Слайд 17

пожалуйста Когда нас побранят за шалости, Мы говорим: прости, …

Слайд 18

до свидания И в России, во Франции, в Дании На прощание скажи: …

Слайд 19

Домашнее задание Литературное чтение: С. 87-92 перечитать рассказ, I часть текста читать по ролям. (!) Составить пересказ от лица Павлика . Окружающий мир: С. 52-55 прочитать. Составить рассказ «Волшебный поступок»

Слайд 20

5

Слайд 21

4

Слайд 22

Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу .

Слайд 23

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и литературного чтения в 4 классе. Урок –путешествие. Тема: «Задачи на движение".

Урок математики в 4 классе общеобразовательного профиля по программе Моро М.И.Урок разработан в виде игры-путешествия по улице Николаева города Чебоксары с посещением Музея космонавтики в с.Шорш...

Рабочая программа по интегрированному курсу "Русский язык + литературное чтение" для 4 класса по системе "Планета знаний".

Рабочая программа имеет следующее содержание:1. Пояснительная записка.2. Общая характеристика учебного предмета.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.4. Описание ценностных ориентиров со...

Интегрированный урок изо-музыка-литературное чтение во 2 классе

Данный урок можно использовать в 1-2 классах....

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

Интегрированный урок музыки и литературного чтения в 4 классе

Тема урока:  «Являться Муза стала мне…»: музыка и литература в жизни лицеистов.Задачи урока:  1.    Обобщить знания учащихся об основных событиях – в первую очередь, лицейског...