Интегрированный урок изо-музыка-литературное чтение во 2 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Данный урок можно использовать в 1-2 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_-urok.docx441.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа №71

Методическая разработка интегрированного урока

(музыка – литературное чтение – изобразительное искусство)

ТЕМА УРОКА: «ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ …»

Праздник осенних звуков и красок».)

                                        Учитель начальных классов

                        Тельных Татьяна Анатольевна.

г. Краснодар

Методическая разработка интегрированного урока

(музыка – литературное чтение – изобразительное искусство)

ТЕМА УРОКА: «ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ …»

(«Праздник осенних звуков и красок».)

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №71, г.Краснодар  

Тельных  Татьяна Анатольевна.

Цель урока:

  1. Показать, как писатель, композитор, художник выражает свои чувства через слово, звуки, краски и наоборот, какие чувства вызывают в нас слово, звук, краска.
  2.  Учить воспринимать произведения искусства, находить в них поэтические образы природы. /Воспитывать любовь к природе, к поэзии. /
  3. Развивать наблюдательность и способствовать формированию эстетического отношения к действительности.

МАТЕРИАЛЫ.

  1. Для учителя:

а) Репродукции картин:

                        И.Э. Грабарь. «Рябинка.»

                        Бродский «Опавшие листья.»

                        А.М. Грицай. «Летний сад.»

                        М.В. Нестеров. «Осенний пейзаж.»

б) Слайды:

                        Борисов-Мусатов. «Осенняя песнь.»

                        И.И. Левитан. «Золотая осень.»

                        Ф.А. Васильев. «Болото в лесу. Осень.»

в) Фотографии-слайды осенней природы.

г) Муз.записи:

                П.И. Чайковский. «Осенняя песня.»,«Сентиментальный вальс.»

                Шопен. «Вальс ми минор» № 14.

д) Стихи об осени:

                        И. Бунин, А. Пушкин, Н Некрасов, В. Авдиенко,

                        З. Федоровская, О Высотская, Ф. Тютчев.

2. Для учащихся:

        Художественный материал /акварель, гуашь/, бумага, тампоны, кисти.

3.Словарная работа: ПЕЙЗАЖ, КОЛОРИСТ, ХОЛСТ,ЖАНР, ТЕМА,

РЕПРОДУКЦИЯ,

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

- Совсем недавно, ребята, у вас начался учебный год

- С приходом какого времени года совпадает его начало?  / Приход осени. /

- А любите ли вы осень?

- Я приглашаю вас и наших гостей побывать на природе.

- Принимаете моё приглашение?

- Мы отправимся путешествовать на любимом сказочном паровозике. Рассаживайтесь поудобней и смотрите внимательно, что удивительного происходит в природе осенью.

               Мы отправляемся. Поехали!

ЗВУЧИТ МУЗЫКА.( Отрывок из песни Пляцковского

«Волшебный цветок»)

- Оглянись вокруг! Как красива природа осенью!

Осень на опушке краски разводила,

                        По листве тихонько кистью проводила.

                        Пожелтел орешник погода стоит,и зарделись клены,

                        В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

                        Утешает осень:

                                        - Не жалейте лето!

                                        - Посмотрите- роща золотом одета!

                                                        /В.Авдиенко. /

СЛАЙД №1

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=bb3feac6a7208626cc3895cb18a9a20c-103-144&n=21-Погода стоит тёплая. Дни солнечные! И действительно,кажется, что ещё продолжается лето.

-Как в народе называют этот тёплый период ранней осени? ( «Золотая осень», «Бабье лето».)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА.      /П.И.Чайковский.  

«Осенняя песня». /

                       Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

                       Весь день стоит как бы хрустальный

                       И лучезарны вечера...  

  /Ф.Тютчев/

-Золотая осень!Деревья в яркой разноцветной одежде. Каждый поэт находит свои слова об этом неповторимом времени года.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=28ea79c4d9dde8467677c8d611407f6d-89-144&n=21Вспомните стихи И.А.Бунина «Листопад».

Лес, точно терем расписной.

Лиловый, золотой, багряный.

  Весёлой, пёстрою стеной

         Стоит над светлою поляной.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=c940cfe99157fe6dcb2d0f26b2d6c377-73-144&n=21СЛАЙД №2                   Берёзы светлою резьбой

                               Блестят в лазури голубой,

                               Как вышки ёлочки темнеют,

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=f640310871d37436365abc21abac008a-54-144&n=21

СЛАЙД №3

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Паутинки

СЛАЙД №4                  Сегодня на пустой поляне,

                               Среди широкого двора

                               Воздушной паутины ткани

                               Блестят, как сеть из серебра.

      Красоту природы передавали многие поэты, композиторы, художники.

Какому ЖАНРУ изобразительного искусства посвящается изображение природы?             /Жанр пейзаж. /

      С репродукциями картин некоторых художников мы и раньше знакомились. Художник-пейзажист не просто изображает то или иное состояние природы. Для него «природа является средством выражения личного душевного настроения и собственного взгляда на мир.»/М.К.Претте/ Своё видение,настроение художник отражает в произведениях: то радостное и светлое, то грустное и тревожное.

        Для осеннего пейзажа характерен свой КОЛОРИТ.

= Что такое колорит?  /Сочетание красок. /

СЛАЙД №1.

РАБОТА ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=27e6e6ee7fbad9260f505bfd5e8be9f0-15-144&n=211.   Любил осень и замечательный русский художник И.И.Левитан. Он так же, как и А.Пушкин, Ф.Тютчев и многие другие ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года.

       В своей картине «Золотая осень» художник показал нам уголок русской природы. Он сопоставляет прозрачную голубизну осеннего неба с пылающим на солнце золотом листвы, порыжевшую траву с холодной синевой речки. Всё залито яркими лучами солнца.

      Это повышенное цветовое восприятие осенней красоты вносит в картину свежее жизнерадостное настроение.

                                Вспоминаются сроки  Н.Некрасова:

Славная осень! Здоровый, ядрёный

                                    Воздух усталый силы бодрит…

- Чем вам особенно понравился этот пейзаж?

                                                            /Краски светлые, яркие и т.д./

    Осень на картине Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно. Левитан оставил более 100 «осенних» картин, не считая этюдов.

СЛАЙД №2

2.  Композиция картины  Ф.А.Васильева «Болота в лесу. Осень»  наполнена другими чувствами.

     Во всём богатстве осенних красок стоят огненно-желтые деревья, они светятся на фоне свинцово-фиолетовой тучи, являясь предвестием осенних гроз и скорого увядания. Вянущая листва, грозовое небо, заросший пруд повышает беспокойство и тревогу.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=123e892f3b8b462688237e0873319ea9-11-144&n=21   Изображенное на картине звучит празднично, но торжество красок в то же время печально, даже трагично.

       Уж небо осенью дышало,

       Уж реже солнышко блистало,

       Короче становился день,

       Лесов таинственная сень

       С печальным шумом обнажалась…

       Приближалась довольно скучная пора…

/А.Пушкин./

     Художнику не удалось закончить работу, оставив непрописанным многие детали картины.

СЛАЙД №3.                        Лес задумчивый овеян голубою дымкою

                                  Каждый листик серебрится лёгкой паутинкою.

                                  И листочки пёстрой стайкой

http://www.stihi.ru/pics/2014/02/12/2193.jpgТихо-тихо падают,

От реки притихшей веет

Лёгкою прохладою…

/А.Плещеев./

   Такой изобразил осень художник Борисов-Мусатов и название её «Осенняя ПЕСНЬ

5. РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЯМИ.

  1. Пейзаж, изображенный на одной из прекрасных картин  М.В. Нестерова «Осенний пейзаж» /1906г./ построен на контрастных сочетаниях.

осень        Здесь нет конкретных деталей, цвет насыщен и ярок, в нём нет прежней тихой общей приглушенности бледно-голубых-золотых цветов. Природа кажется застывшей в своём холодном спокойствии. Неподвижные свинцовые воды реки, пустынные её берега, тёмные полосы леса, отраженные в воде, не шелохнётся отражение в воде. Но у самого горизонта серое осеннее небо светлеет, и кажется, что должен выглянуть луч слабого осеннего солнца.

        Всё точно начинает загораться на глазах – тёмный лес с багряными пятнами постепенно делается зелёным, потом изумрудным, малиновый цвет земли ещё ярче загорается от контраста со свинцовыми тонами реки и неба.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=11f976dc99da4da7405f1cc109f12a74-89-144&n=21        Природа выступает в своём реальном прекрасном обличье. С каждым днём всё меньше и меньше остаётся в природе зелени. Падают, падают и тихо шелестят засохшие листья. Красные, желтые, буровато-коричневые.

        Горит разноцветьем красок красавица осень!

2)                Улетели птицы разные

                  Смолк их звонкий перепев.

                  А рябина осень празднует,

                  Бусы красные надев.

/О. Высоцкая. /

Описание картины Игоря Грабаря «Рябинка»        Перед нами репродукция картины И.Э.Грабарь  «Рябинка».  Художник в своей работе использует приём фрагментарной композиции. Он изображает озимые поля и слегка тронутые желтизной дали, виднеющиеся сквозь свисающие ветки золотистой берёзы, роняющей свои листья, и сквозь ярко- красные гроздья рябины и оранжевую листву тонких её ветвей.

Вершину берёзы, как и ствол рябины, мы не видим, не видим и часть холма, на который падают осенние листья. Это, как бы увиденная часть из окна, часть осенней природы передаёт ощущение ясного дня.

        -Какие краски использовал художник?

        - Какое настроение вызывает у вас картина?

                                /Оживлённое, радостное настроение тепла и света. /

3/       Осень. Осыпается наш бедный сад.

        Листья пожелтелые по ветру летят…

                                                        /А. Толстой.

Осень-прощальная печальная пора с увядающей природой. На картине  

И.И.Бродского «Опавшие листья» - это рассказ о том, что каждое время года по-своему прекрасно – и зима, и весна, и лето. И осень! Потому что только осенью так много ярких красок вокруг – в лесу, в поле, в саду.

        - Что чувствуете вы глядя на репродукцию картины? Опишите.

        Картина Бродского «Опавшие листья» - пейзаж. В ней нет людей, но и в то же время ощущается чьё-то присутствие. Будто человек присел у открытой двери погреться на всё еще тёплом солнышке. Наверно это сам художник. Он засмотрелся на яркие краски осени. Кажется, что в доме звучит тихая грустная музыка.  

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. (П. Чайковский.«Сентиментальный вальс.»)

        С каждым днём все ближе зима. Но терло, которое сегодня уходит, вернётся весной, когда всё вокруг снова проснётся и расцветёт ещё более пышно и красиво.

                                        Как хорошо в гостях у осени

                                        Среди берёзок золотых,

                                        Подольше б золото не сбросили,

                                        Стоял бы лес багрян и тих.

                                        Почаще  б солнышко лучистое

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=b1f935ca5bf1147e0f57b3bf93e561ee-09-144&n=21    Гостило в золотом лесу,

    Чтоб защитить от ветра шалого

    Лесную позднюю красу.

        А нам пора возвращаться из нашего путешествия по «осени первоначальной» назад. Но о своих наблюдениях и впечатлениях об этом прекрасном времени вы, ребята расскажите в рисунках.

6.        Практическая работа.

а) - Что будем рисовать?

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=a9ef4ec591a042cb4496db5dfc9ce701-105-144&n=21        Давайте нарисуем праздник цвета и тишины. Мы будем рисовать по представлению «Осенний день» Но какой?

        Может это будет листопад, и на земле красивый пёстрый ковёр…

Кружатся, кружатся листья-

                В нашем саду листопад.

                Красные, желтые листья

                По ветру льются, летят…

        

А может, кто-то изобразит рябинку с багровыми кистями ягод…Или берёзку с золотым дождём осыпающихся листьев, и одинокую красавицу-ёлку… Или ещё что-то? Вы можете построить композицию рисунка используя поэтическое описание. Подумайте.

б/ -Готовим лист бумаги-тонируем его.

     -Определите у кого сколько будет неба и земли.

     -На палитре разведём акварельную краску, прозрачную и лёгкую для неба, для земли – яркую, сочную – гуашевую.

     -С помощью тампона и кисти тонируем лист акварелью. И пока не просохла краска на листе, можно, используя приём вливания цвета в цвет

/ по- сырому/, показать далёкий лес, облака, разноцветные краски земли и т.д.

-Вспомним, как изображают много деревьев и кустарников на картинах.

        /Разная высота основания деревьев: какое к нам ближе, у того основание ниже, чем дальше дерево или куст, тем выше от края картины его основание. Дерево тянется из земли к небу, всё выше и выше. /

-Когда заготовки подсохнут, лёгкими движениями карандаша наметить композицию своей работы.

-Гуашью рисуем деревья и падающие листья.

в/ Самостоятельная работа над композицией.

        

7. ИТОГ УРОКА.  Рефлексия.

1/ Выставка работ, их анализ.

2/ Обобщение:

        -Какие краски характерны для Художника Осени?

        -С произведениями каких художников мы познакомились?

        -Можно ли назвать саму осень художником?

        -Какие краски характерны для осени?

ЗВУЧИТ МУЗЫКАПляцковского «Волшебный цветок»

        При анализе исходить  из следующих критериев:

-Передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита, настроение.

-Разнообразие композиции.

-Передача пропорций, размеров предмета.

-Соответствие изображения в рисунке поэтическому описанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"

На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....

Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, чтения 2 класс "Весна:поэт - художник - композитор"

Урок интрересен не только для детей, но и для педагогов, хотя подготовки немало. Урок с презентацией....

Интегрированный урок руского языка и чтения. 2 класс

Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных" проходит на материале произведений И.П. Токмаковой. Дети знакомятся с биографией поэтессы, много читают её весёлых стихов, разгадывают кро...

Генералиссимус и адмирал. Интегрированный урок истории и внеклассного чтения 4 класс

Интегрированный урок истории и внеклассного чтения. На уроке учащиеся знакомятся с талантливыми  людьми: полководцем А.В.Суворовым и флотоводцем Ф.Ф.Ушаковым. Произведения С.Алексеева «Расс...

конспект интегрированного урока русский язык - литературное чтение 1 класс

конспект урока был разработан для 1 класса по УМК Свиридовой (система Занкова)....

Интегрированный урок математики и литературного чтения. 4 класс.

Сказки А.С. Пушкина – великого русского поэта, любят дети и взрослые не только в нашей стране, но и за рубежом.  Мы вспомним эти удивительные произведения, поработаем с текстом одной из сказок, н...

Интегрированный урок математики и литературного чтения. 2 класс

На уроке закрепляются  умения учащихся складывать и вычитать числа в пределах 100, находить значения числовых выражений удобным способом, решать задачи на смекалку. Материал по математике тесно п...