Интегрированный урок математики и литературного чтения. 4 класс.
план-конспект урока (математика, 4 класс) по теме

Кириллова Светлана Борисовна

Сказки А.С. Пушкина – великого русского поэта, любят дети и взрослые не только в нашей стране, но и за рубежом.  Мы вспомним эти удивительные произведения, поработаем с текстом одной из сказок, не только перечитаем её выразительно и быстро найдём нужные нам отрывки, а самое главное – пересчитаем прочитанное. Да, да, я не ошиблась, именно пересчитаем. Пересчитывая сказки, мы будем повторять все арифметические действия с многозначными и именованными числами и решать задачи разных типов.

Итак, мои дорогие, в добрый путь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока59 КБ
Package icon Презентация к уроку2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и литературного чтения.

Тема:                                    «ПереСчитаем  Пушкина».

Задачи урока:

образовательные:  закрепить навыки сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел, а также чисел оканчивающихся нулями; формировать умение решать косвенные задачи; закреплять знание единиц измерения и действия с ними; совершенствовать навыки чтения и умения ориентироваться в прочитанной литературе;  

развивающие: способствовать развитию интереса к творчеству А.С.Пушкина; формировать нестандартное логическое и вариативное мышление;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к литературному наследию прошлого; формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность коллектива.

Оборудование: текст «Сказки о царе Салтане», презентация, рисунки учащихся, выставка книг.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, посмотрим на наших гостей, улыбкой также поприветствуем  их и с хорошим настроением отправимся в путь.

А урок у нас сегодня будет необычный, сейчас мы с вами отправимся в путешествие. А какое и куда? Я надеюсь, вы скажите сами.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!

- Друзья, так кто же из вас догадался: какое путешествие нам предстоит? ( По сказкам А.С.Пушкина)

- Да, конечно, сказки А.С. Пушкина – великого русского поэта, любят дети и взрослые не только в нашей стране, но и за рубежом. Сегодня мы вспомним эти удивительные произведения, поработаем с текстом одной из сказок, не только перечитаем её выразительно и быстро найдём нужные нам отрывки, а самое главное – пересчитаем прочитанное. Да, да, я не ошиблась, именно пересчитаем. Пересчитывая сказки, мы будем повторять все арифметические действия с многозначными и именованными числами и решать задачи разных типов.

Итак, мои дорогие, в добрый путь!

      II. Актуализация знаний.

Ученик 1:

Ветер по морю гуляет, дует в паруса.

Никогда не перестанем верить в чудеса.

Где царевна оживает злу наперекор,

Где красавиц похищает мрачный Черномор,

Где Балда с чертями спорит, белочка поёт,

Где разбитые корыта рыбка раздаёт,

Где шумит волна морская, нас туда зовёт

Лукоморье, цепь златая и учёный кот.

Ученик 2:

Друзья Людмилы и Руслана!

На звуки вещего баяна

Спешите к нам скорей сюда,

Где величавый дуб стоит,

И Лукоморье всех манит!

Где сам поэт, великий Пушкин,

Вас снова в сказки пригласит!

На встрече нашей необычной,

Пусть даже в чём-то непривычной,

Вы снова встретитесь с друзьями

С какими? Догадайтесь сами!

Учитель:

- Раз, два, три – сказку начни!

1) - Я сейчас прочту отрывки из известных вам сказок, а вы догадайтесь, какое магическое число использовал А.С.Пушкин в своих сказках?

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

И в третий раз закинул он невод…

Петушок кричит опять,

Царь скликает третью рать… (Это число 3)

- Да, в сказках очень часто используется число 3. Это и три желания, и три чуда, и три брата и т. д. А сейчас и вы поработаете с этим числом.

Вот задача не для робких!

Вычитай, дели и множь,

Плюсы ставь, а также скобки!

Верим, к финишу придёшь!

3…3…3…3 = 90          (33 – 3) х 3 = 90

3…3…3…3 = 36          (3 + 3) х (3 + 3) = 36

3…3…3…3 = 3            (3 – 3) х 3 + 3 = 3

(Фронтальная проверка: первый, справившийся с заданием, работает у доски, результаты сравниваем со слайдом)

2) – А сколько лет прожил старик со своей старухой у самого синего моря? (Ровно 30 лет и 3 года.)

- Посчитайте-ка, сколько это дней?

(Взаимопроверка: 1 ученик у доски, дети работают в своих татрадях.)

365 х 33 = 365 х (30 + 3) = 365 х 30 + 365 х 3 = 10950 + 1095 = 12044

3) - Какой величины родился ребёнок у царицы в «Сказке о царе Салтане…»?

Найдите отрывок в тексте и ответьте на этот вопрос.

                                                                 («Наступает срок родин,

                                                                    Сына Бог им дал в аршин».)

- Что такое «аршин»?

- А ….. я попрошу найти определение этого слова в словаре.

       

- Как рос ребёнок у царицы? (Не по дням, а по часам.)

- Да, действительно:

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

- Вот вам и следующее задание.

     За 5 часов он вырос на 40 см. Каким он будет через сутки, если родился царевич ростом 71см 12мм? (читают дети)

(Фронтальная проверка: 1 ученик у доски. Проверка по слауду.)

5 ч – 40 см

24 ч - ? см

Рост – 71см 12 мм

- Повторите вопрос задачи. Ничего вас здесь не смущает? (Единицы измерения роста. Ведь 12мм – это 1см 2мм, итого получается 72см 2мм)

- Но ведь это же старинная мера длины, давайте её оставим без изменений.

1) 40 : 5 = 8 (см) – за 1 час

2) 8 х 24 = 192 (см) – за сутки

3) 71см 12мм + 192см = 263см 12мм – рост царевича через сутки.

- Как же назвал царевича А.С.Пушкин за столь необыкновенные качества?

                                                                                    (Славным и могучим богатырём.)

4) - Ну, что же, продолжаем наше путешествие.

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

 На раздутых парусах…

- Ребята, а помните ли вы, куда держит путь этот корабль? (Мимо острова Буяна,

                                                                                                      В царство славного Салтана.)

- А вот вам и ещё одно задание:

  Судно затратило на весь путь от царства Салтана до острова князя Гвидона ½ часть суток, это на 9 часов меньше, чем оно затратило на обратном пути. Сколько времени на обратном пути было судно.

(Работа с чертежом. 1 ученик на индивидуальной доске, а остальные – самостоятельно. Взаимопроверка.)

1) 24 : 2 = 12 (ч) – от С. до Г.

2) 12 + 9 = 21 (ч) – обратно.

- Почему существует разница во времени туда и обратно?

                                           (Это зависит, от скорости ветра и  куда плыли – по течению или против течения…)

  1. Физкультминутка – релаксация.

- Усаживаемся поудобнее, закрываем глазки и отправляемся на этом корабле до острова князя Гвидона за чудесами.

- Вот мы и на месте.

IV. Работа по теме урока.

5) -Найдите и прочитайте описание первого чуда этого острова.    (Первое чудо – это белочка.)

                                                               

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница такая!

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые, всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной,

И приставлен дьяк приказный

Строгий счёт орехам весть.

- Давайте поможем дьяку посчитать доход:

    За два часа белка разгрызла 120 орехов. Сколько орехов она разгрызёт за неделю? 

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Что для этого мы должны знать? ( Количество орехов - за 1 час и сколько часов в неделе.)

( Самостоятельная работа. Фронтальная проверка: сравнение со слайдом)

120 : 2 х (24 х 7) =10080 9 (ОРЕХ.)

6) - Какое ещё чудо нам встретилось в царстве князя Гвидона? ( 33 богатыря )

- Подтвердите это строчками из сказки.

Каждый день идёт там диво:

Море вздуется бурливо,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге –

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит.

- Что значит «попарно»?

Сколько пар богатырей выходило на берег, посчитайте?

- Кто готов? Расскажите, как посчитали?

(Взаимопроверка)

 33 : 2 = 16 (ост.1)

Кто остался один без пары?

7) - О каком чуде мы ещё не упомянули? Об этом вы узнаете, расставив вычисления в порядке убывания. ( с.69 № 6 )

345008 – 269871 =75137 (Л) – 1 ученик у доски

 126547 – 79652 = 46895 (Е) – 2 ученик у доски

 247 х 4 = 988 (Б) – 3 ученик у доски

 109 х 8 = 872 (Е) – в тетрадях

208 х 4 = 832 (Д) – в тетрадях

 182 х 3 = 546 (Ь) – в тетрадях

(Фронтальная проверка с хлопками, сравнение со слайдо.)

- Обратите внимание на это слово. Какого рода является данное существительное? (М.Р.)

-А в сказке А.С.Пушкина оно употреблено в форме женского рода. Да, это устаревшая форма слова, которую использовал автор в своём произведении.

- Найдите описание Лебедя в этой сказке.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

- Как автор называет свою Лебедь, с чем сравнивает? (С павой)

- Вот вам и домашнее задание:

  В толковых словарях найдите определение слова «пава».

- Это задание по литературному чтению, а по математике вам предстоит решить задачу из сказки А.С.Пушкина «О попе и его работнике Балде». Прочитаем её. Знакомы ли вам эти персонажи. Дома вы узнаете: сколько караваев хлеба сэкономит поп ежедневно? А те, кто забыл, что такое «каравай», также может обратиться к словарю.

V. Итог урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Что же в нём было необычного? (Мы пересчитывали сказки А.С.Пушкина)

- А зачем мы математику связали со сказками?

- Математика – наука точная и скучная. А в жизни так много различных явлений, предметов, окружающих нас, кроме сухих цифр и чисел. И нельзя математику отрывать от нашей действительности.

Нам без сказок

Скучно будет жить,

Ведь от сказок наша встреча так искрится…

Расскажи её своим друзьям

И умчишься в Лукоморье, словно птица…

И тогда к тебе придёт

Самый умный в мире кот,

И русалка спляшет с лешим в хороводе…

Вот уж больше 200 лет

Знает сказки белый свет,

И, конечно, любят Пушкина в народе.

- Урок окончен. Спасибо вам, дети, за работу.

                               

                                                                       



Подписи к слайдам:

МОУ «Краснопахорская средняя общеобразовательная школа»Интегрированный урокМатематика + Литературное чтениев 4 «А» классе
ПереСчитаем Пушкина Учитель: Кириллова С.Б.
3…3…3…3 = 903…3…3…3 = 363…3…3…3 = 3
(33 – 3) х 3 = 90(3 + 3) х (3 + 3) = 36(3 – 3) х 3 + 3 = 3
365 х 33 = 365 х (30 + 3) == 365 х 30 + 365 х 3 == 10950 + 1095 = 12045
5 ч – 40 см1 ч – ? смчерез 1 сут - ? смрост – 71см 12мм
1) 40 : 5 = 8 (см) – за 1 час2) 8 х 24 = 192 (см) – за 1 сутки3) 71см 12 мм + 192см = 263см 12мм – через суткиОтвет: 2м 63см 12мм - рост царевича через сутки
2 ч – 120 орех.1 нед. - ? Орех.
120 : 2 х (24 х 7) = 10080 (орех.)Ответ: 10080 орехов за неделю.
75137 Л46895 Е988 Б872 Е832 Д546 Ь
За Пушкина Руси спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"

На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....

Интегрированный урок математики и литературного чтения "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Закрепление пройденного  материала на основе стихотворения К. И.  Чуковского "Муха- Цокотуха".Презентация и конспект урока....

конспект интегрированного урока русский язык - литературное чтение 1 класс

конспект урока был разработан для 1 класса по УМК Свиридовой (система Занкова)....

Интегрированный урок математики и литературного чтения в 4 классе. Урок –путешествие. Тема: «Задачи на движение".

Урок математики в 4 классе общеобразовательного профиля по программе Моро М.И.Урок разработан в виде игры-путешествия по улице Николаева города Чебоксары с посещением Музея космонавтики в с.Шорш...

Интегрированный урок математики и литературного чтения. 2 класс

На уроке закрепляются  умения учащихся складывать и вычитать числа в пределах 100, находить значения числовых выражений удобным способом, решать задачи на смекалку. Материал по математике тесно п...

Интегрированный урок математики и литературного чтения по теме "Умножение пяти, на пять "

Интеграция урока математики и литературного чтения позволяет закрепить знание таблицы умножения и деления на 5,формировать вычислительные навыки,развивать логическое мышление,воспитывает любовь к книг...

02. Интегрированный урок математики, ОБЖ, литературного чтения с применением технологии УДЕ "Жемчужное ожерелье здоровья"

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока математики 1 класс (возраст 7-8 лет) по теме: Закрепление пройденного материала «Жемчужное ожерелье здоровья». Данный урок сос...