02. Интегрированный урок математики, ОБЖ, литературного чтения с применением технологии УДЕ "Жемчужное ожерелье здоровья"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Ефремова Ирина Михайловна

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока математики 1 класс (возраст 7-8 лет) по теме: Закрепление пройденного материала «Жемчужное ожерелье здоровья». Данный урок составлен в соответствии с дидактическими принципами УМК «Гармония», а также в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Мобилизующее начало урока осуществляется в игровой форме и вступительном слове-обращении учителя к детям, что позволяет реализовать мотивационный компонент урока, поддержание эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия. Основной этап урока основам на  ранее изученном  материале. Все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. Разнообразие приёмов, форм, методов, заданий, а  также сюжетная линия приводит к достижению поставленных целей. Использованы современные педагогические и информационно-компьютерные технологии. Интерактивная доска позволяет сделать урок более интересным и многообразным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx385.19 КБ

Предварительный просмотр:

Ефремова И.М.

учитель начальных классов

Интегрированный урок  по математике, ОБЖ, литературного чтения

 с применением технологии УДЕ. 

Закрепление пройденного материала

«Жемчужное ожерелье здоровья»

Тип урока:  урок обобщения и  систематизации знаний.

(Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного подхода и обладает высоким воспитательным потенциалом.)

Приёмы УДЕ:

  • использование укрупнённых заданий;
  • опережающее обучение;
  • выполнение заданий на интерактивной доске одновременно двумя учениками.

Цель: отработка вычислительных навыков.

Задачи:

  • образовательные: формирование умения читать математические записи: равенства и неравенства, запись двузначных чисел в виде суммы разрядных  слагаемых; повторение состава изученных чисел, геометрических фигур, признаков предметов, совершенствование вычислительных навыков;
  • развивающие: развитие логического мышления, наблюдательности, умения сравнивать предметы по различным признакам,   классифицировать их, обобщать;
  • воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, интересу к учебной деятельности.

Дидактический материал и оборудование:

  • компьютер, ИД SmartBoard,  ПО SmartNotebook 10.0;
  • учебник:  Истомина Н.Б. «Математика». Учебник для 1 кл. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012г.;
  • рабочая тетрадь: Истомина Н.Б. Тетрадь по математике для 1 кл. в 2 ч. Ч. 1 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012г.;
  • разрезной геометрический материал для работы в парах;
  • карточки  с числами для устного счета;
  • карточки с числовыми выражениями для работы в группах;
  • справочник здоровья для каждого ученика;
  • листок с заданием «Раскрась картинку».

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;
  • действовать согласно составленному плану;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной, определять основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Ход урока:

І. Мотивация. Создание проблемной ситуации

1.1. Психологический настрой

Учитель:

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке.

Начинается урок.

Учитель: Ребята, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей.

Учитель: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них, любого цвета, и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

  • Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
  • Те, кто выбрал красный  - желают общаться.
  • Жёлтый – проявят активность.

Учитель: Помните, что красота урока зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. Займите свои места.

II. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Сегодня у нас необычный урок математики. Прочитайте девиз урока: «Математика + Здоровье = ?» Попробуем соединить науку математику и науку о здоровье в одном уроке, перелистаем страницы прочитанных книг.  И посмотрим, то из этого получится.

Запись числа и словосочетания «классная работа» выполняется с комментированием.

Учитель: Закройте глаза и вспомните улыбки своих товарищей. Почувствуйте, как от улыбок идет тепло. Это волшебная сила необыкновенных улыбок. Она перенесет нас с вами в сказку. Откройте глаза. Мы с вами в сказке «Жемчужное ожерелье здоровья». А вот и главный герой.

Отгадайте:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит)

Учитель: Из какой сказки этот герой? Кто автор? Какие еще сказки читали?

Ученик: К.И.Чуковский «Айболит», «Путаница», «Телефон», «Мойдодыр», «Федорено горе»…

III. Формулирование темы и цели урока

  • Страница 4

Переход к разделам по стикерам. Возврат к титульной странице по стрелке (домик).

Учитель: Задание Айболита

  • Он просит вас, ребята, помочь ему собрать бусинки жемчужного ожерелья здоровья, те из них, которые не достались людям, а попали к злому Пирату. Он проговорился,  что с помощью ваших знаний мы сможем уменьшить его силу и собрать все бусинки.

IV. Работа по теме урока

  • Раскроем 1-й секрет, спасем 1-ю бусинку
  • Упражнение «лишнее число»

           37, 67, 68, 57, 47, 77

Учитель: Посмотрите на ряд чисел, какое из них «лишнее»? Почему?

Ученик: Число 68,  так как в разряде единиц – 8, в остальных – 7.

Учитель: Дайте характеристику числу 68.

Ученик: Число 68 – двузначное четное число, состоит из 6 десятков и 8 единиц.

Учитель: Перевернем карточку с числом 68. Прочитайте, то, что не возьмем в путь. Что не возьмем с собой в дорогу?

Ученик: Лень.

Учитель: Почему с помощью лени нельзя победить Пирата?

Учитель: Пропишите число ниже через клетку, очень старайтесь.

  • Упражнение «Расставь числа в порядке возрастания»

Учитель: Остальные числа расставьте в порядке возрастания от меньшего к большему и запишите ниже через клеточку. Дайте характеристику чисел.

Ученик: 37, 47, 57, 67, 77. Это двузначные числа, нечетные числа.

Учитель: Проверим, прочитаем слово.

  • Режим (дня) - 1-й секрет здоровья. Режим дня – это правильное сочетание и чередование труда, занятий и отдыха.

  • Страница 5

Учитель: Молодцы, вот мы первую жемчужину освободили из плена. Раскрывать другие секреты здоровья, помогать будут герои полюбившихся сказок. А кого вы узнали?

Ученики:

Герои сказки Дж.Родари (перевод С.Я. Маршака) «Приключения Чиполлино» - граф Вишенка, Чиполлино, профессор Груша,  К.И.Чуковский «Мойдодыр» - великий умывальник - знаменитый Мойдодыр, Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» - доктор Пилюлькин лечит всех с люльки, Вальдемар  Бонзельс «Приключения пчелки Майи» - Майя  хочет познавать мир и никого не может оставить в беде, А.Милн (перевод Б.Заходера) «Винни Пух и Все-Все-Все» - Винни Пух.

Учитель: А в гости они к нам пришли неслучайно, потому что сегодня мы поговорим о здоровье.

  • Раскроем 2-й секрет, спасем 2-ю бусинку

  • Страница 6

Найти значения выражений, проверить, переместив ответ в интерактивное поле.

На цифры настроена утилита множественного клонирования.

Учитель: Итак, граф Вишенка предлагает нам следующее задание. Самостоятельно запишите выражения в тетрадь и найдите их значения.

10 + 7         5 + 3                14 + 1        7 + 2                4 + 10        9 – 3                 12 - 1

Учитель: Молодцы. Спасли еще одну бусинку ожерелья и  открыли секрет.

  • Секрет здоровья – движение, активный образ жизни.

  • Страница 7

Интерактивное средство  Сортировка понятий.

Распределить выражения на две группы со значением 40 и 70.

Цель задания:  отработка вычислительных навыков сложения  и вычитания двузначных и однозначных чисел в пределах 100.

  • Раскроем 3-й секрет, спасем еще одну бусинку

Учитель: Задание предлагает главный герой – Чиполлино. Нужно распределить выражения на две группы. Девочки запишут в тетрадь выражения значения, которых равно 40, а мальчики  - с ответом 70.

Проверим у доски.

Учитель: Бусинку ожерелья освободили, а секрет не открыли.

  • Групповая работа

Учитель: Найдите значение выражений. Помним правила работы в группах. Чья группа выполнит задание, возьмитесь за руки, я сразу увижу, что вы готовы. Итак, вы готовы помочь друг другу в преодолении трудностей?

35 – 5 + 30 – 50 = 10

46 – 6 + 30 – 60 = 10

67 – 7 + 20 – 70 = 10

Учитель: Ребята, а сейчас нам нужно восстановить силы, нужен отдых, а для полноценного отдыха нужен здоровый сон.

  • Каждый раз  у нас получалось 10, и это не случайно, т.к. ваш сон должен длиться не менее 10 часов.

Учитель: Молодцы, вот и раскрыли еще один секрет здоровья - крепкий здоровый сон.

  • Страница 8

Запуск – по щелчку, цикл движений повторяется. Сначала следим только глазами, когда начинается второй цикл – повторяем движения головой и/или туловищем.

Физминутка – зарядка для глаз (от доктора Айболита)

Учитель:

Потрудились – отдохнем,

Дружно, без сомнения.

Дружно быстренько встаем,

Выполним движения.

Учитель: Он приготовил для вас сюрприз – физкультминутку. Предлагаю отдохнуть! Выйдите из-за парт. Последим сначала глазками за движущимся объектом, затем повторяем те же движения головой.

  • Страница 9

  • Раскроем 4-й секрет, спасем еще одну бусинку

Учитель: Раскрыть секрет поможет Винни Пух.  Послушайте и решите, правильно ли поступал Винни Пух.

В лесу жил в избушке

 Смешной толстячок,

С ним был неразлучен

Сосед – Пятачок.

Наелся он меда, варенья, конфет,

И все это только лишь на обед

Съел то он совсем немного: 3 кг конфет, 4 банки меда.

Сколько сладостей было у него во время обеда?

Учитель: Какое правило здоровья нарушил? Подскажите, что он должен сделать, чтобы стать подвижным, менее упитанным?

  • 4-й секрет – Правильное питание – раскрыт! Чтобы быть здоровыми мы должны правильно питаться. Витамины с нами живут рядом – овощи, фрукты, молочные продукты, рыба…

Учитель: А теперь осталось спасти бусинку ожерелья здоровья. Вместе со своим другом Пятачком предлагает вам выполнить задание в паре.

Для проверки перемести нужные части фигуры на фигуру слева.

Учитель: Из каких фигур справа можно составить фигуру слева. Выполните практическую работу на парте со своим соседом. Кто выполнит – встаньте, возьмитесь за руки.

Учитель: Проверим (два ученика выполняют задание на интерактивной доске).

Учитель: Молодцы! Спасение удалось.

 

  • Страница 10

Учитель: Я предлагаю вам просмотреть мультфильм «Здоровое питание». Что можете сказать об увиденном?

  • Страница 11

Дети дают свой ответ, кликнув на капельку проверяют его. Когда исчезнет последняя капля, выглянет солнышко.

  • Раскроем 5-й секрет, спасем еще одну бусинку

Учитель: Ребята, если вам стало вдруг немного грустно,  что может улучшить ваше настроение?  

Ученик: Мама, родные и близкие, друзья, одноклассники, музыка, солнечная погода, цветы…

Ученик: Давайте поможем Профессору Груше выполнить задание, тем самым прогоним тучку, которая скрывает яркое солнышко. Если справимся, то спасем бусину и откроем секрет.

54 –        = 50                60 +      = 69

10 +      = 17                     + 10 = 15

45 +      = 45                21 –       = 20

     + 70 = 73                83 – 80 =

  • 5-й секрет здоровья – хорошее настроение. Хорошее настроение – секрет здоровья. Улыбаться гораздо проще,  чем хмуриться, и здоровья при этом прибавляется.

  • Страница 12

При помощи инструмента Ластик (выбор одного  из трех по размеру) убирается красный фон на цветке (сердцевина) - для этого проводим круг Ластика по нужной области.

  • Раскроем 6-й секрет, спасем еще одну бусинку

Учитель: А теперь поможем пчелке Майи собрать нектар с цветков для меда. Чем полезен мед?

Ученик: Этот удивительный продукт, который для нас вырабатывают пчёлы, является можно сказать феноменом природы, используют для оздоровления и спасения от болезней...

Ученик: Она может собрать нектар, если вы правильно продолжите числовой ряд. Найди закономерность, продолжи ряд.

  • 6-й секрет – отдых!

Физминутка

(Дети – дежурные одевают маски лягушат и проводят физминутку)

1. Веселые лягушата

На болоте две лягушкиG:\Фото, 1 класс 2013-2014\2-е полугодие\Неделя нач.кл\Концерт\SAM_1822.JPG

Две зеленые подружки.

Рано утром умывались, 

Полотенцем растирались, 

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет –

Всем друзьям физкульт – привет!

2. Песня-танец «Лягушачий джаз»

(Девочки - солисты исполняют куплет песни, все другие – танцуют, выполняя танцевальные движения – Номер подготовлен для  Недели начальных классов «Рождественские встречи»).

  • Страница 13

Перед выполнением повторить – кликнуть на информационную кнопку в верхнем левом углу (кнопка со знаком - ?), после повторения кликнуть на кнопку еще раз – таблица закроется. Проверка: переместить картинку, изображающую Мойдодыра влево до конца экрана. На появившемся поле проявятся правильные ответы.

  • Раскроем 6-й секрет, спасем еще одну бусинку 

Учитель: И нам осталось спасти последнюю бусинку из ожерелья здоровья, раскрыть последний секрет. Может кто-нибудь догадался, какой секрет скрывает Мойдодыр? Тогда выполним его задание. Запишем цифрами заколдованные числа. Но сначала повторим.

5 дес. = … ед.                                

7 дес. 4 ед. = … ед.

67 ед. = … дес. … ед.                        

1 дес. 1 ед. = … ед.

Учитель: Для проверки переместите Мойдодыра влево до конца экрана. На появившемся поле проявятся правильные ответы.

  • 6-й секрет – личная гигиена. Чистота – залог здоровья!

Учитель: Бусинку ожерелья освободили, а Секрет  открыли, а  бусинку ожерелья не освободили. Для завершения нужно выполнить последнее задание.

  • Страница 14

Определить название линии, состава данной линии. Ответить на главный вопрос: какая фигура получится, если замкнуть ломаную линию. При щелчке – появится линия.

  • Задание от Пилюлькина   

Учитель: Незнайка начертил линию. Как она называется?

Ученик: Ломаная линия.

Учитель: Из чего состоит ломаная?

Ученик: Ломаная линия состоит из отрезков – звеньев.

Учитель: Сколько звеньев?  

Ученик: Ломаная линия состоит из трех звеньев. 

Учитель: Какая фигура получится, если замкнуть эту ломаную линию? Что можете рассказать о ней.

Ученик: Квадрат. У квадрата все четыре стороны одинаковой длины, 4 угла.

Учитель: Проверим.

Учитель: Начертите такую же фигуру.

V. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Пришло время подвести итог урока. Какое открытие вы сегодня совершили? Что особенно значимо было для вас на сегодняшнем уроке?

Ответы детей.

Учитель: Оцените свою работу и работу своих одноклассников в паре. По каким критериям  мы сможем это сделать?

Дети: Умение высказать своё мнение.

Дети: Умение выслушать мнение товарища.

Дети: Умение принять совместное решение.

Дети: Работать с хорошим настроением.

Учитель: Вот и подошел к концу урок «Математика + Здоровье = ?» Освободили все бусинки жемчужного ожерелья здоровья, раскрыли почти все секреты здоровья, повторили изученное.

Учитель: Доктор Айболит заботился о том, чтобы у вас было хорошее настроение. Удалось ли ему? Давайте проверим. У кого хорошее настроение – улыбнитесь мне, друг другу, нашим гостям.  А если  что-то не получалось сегодня, не надо грустить. На следующем уроке вы будете успешнее. Я в это верю.

Учитель: А сейчас напомним главные секреты здоровья (прочитать на бусинках).

 

Учитель: Не забывайте слова доктора Айболита.

Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь,  смеяться и любить.

Но, что бы стали вес мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

  • В конце урока подарок  детям -  брошюра «Секреты здоровья» и раскраска.

VI. Дополнительный ресурс

  • Страницы 15 – 18 Тест в ПО SMART Response

  • Для проведения тестирования с помощью системы голосования SMART Response, должен быть создан  журнал.  С его помощью ученики могут зарегистрироваться для выполнения теста и увидеть свои результаты.
  • Для проведения тестирования перейти к вкладке Выполнение и задать режим Начать сейчас.

C:\Users\Admin\Desktop\На конкурс_16.pngC:\Users\Admin\Desktop\На конкурс_17.pngC:\Users\Admin\Desktop\На конкурс_18.png

  • Ученикам раздавались беспроводные пульты. С их помощью они отвечали на вопросы, выбирая правильный ответ из нескольких вариантов.
  • На доску выводились не только вопросы и варианты ответов, но и статистика, отчеты. Отчеты помогли узнать мнение каждого ученика, а так же всего класса в целом в % соотношении или числовом. Подробные отчеты помогли отследить, кто из учеников разобрался с материалом.

  • Рефлексия
  • Встань вместе с ёжиком на ступеньку:

зелёная – урок прошёл  удачно  и я доволен собой;

желтая – мне было трудно, но я справился с заданиями;

красная – мне было очень трудно и мне нужна помощь.

Используемые источники:

1. Н.Б. Истомина. Математика, 1 класс. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012 г.

2. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь по математике, 1 класс. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012 г.

3. Н.Б. Истомина.  Методические рекомендации. Пособие для учителя,1 класс. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007 г.        

http://www.nachalka.info/uroki/ - Интерактивные средства - Начальная школа.

http://kak.znate.ru/docs/index-84430.html - на приеме у доктора Айболита

http://pda.privet.ru/blog/2417?page=7 – пчела Майя

http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=672269 – Винни-Пух

http://ru-mapa.livejournal.com – Чиполлино

http://www.nachalka.com/photo/v/literetura/illustrations/graf+vishenka.jpg.html?g2_imageViewsIndex=1 – граф Вишенка, профессор Груша

http://digart.ru/en/characters/moidodyr/ - Мойдодыр

http://allforchildren.ru/pictures/showimg/neznaika/neznaika07gif.htm - Пилюлькин

http://fermer.ru/taxonomy/term/444/0?page=3 – Копатыч

http://forum.tv100.ru/index.php?s=e09e1f8b6e85904ccdc52c0216939e87&showuser=24134 – Совунья

http://fazofyh.ias3.com/?c=19&p=animashki-iz-multfilmov-neznajka – Незнайка

http://www.vkusa2.ru/viewtopic.php?p=581 - Ежик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и литературного чтения "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Закрепление пройденного  материала на основе стихотворения К. И.  Чуковского "Муха- Цокотуха".Презентация и конспект урока....

Интегрированный урок математики и литературного чтения в 4 классе. Урок –путешествие. Тема: «Задачи на движение".

Урок математики в 4 классе общеобразовательного профиля по программе Моро М.И.Урок разработан в виде игры-путешествия по улице Николаева города Чебоксары с посещением Музея космонавтики в с.Шорш...

Интегрированный урок математики и литературного чтения. 4 класс.

Сказки А.С. Пушкина – великого русского поэта, любят дети и взрослые не только в нашей стране, но и за рубежом.  Мы вспомним эти удивительные произведения, поработаем с текстом одной из сказок, н...

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками" (Урок литературного чтения с применением технологии здоровьесбережения) Мастер – класс по обмену опытом в связи с введением ФГОС ООО.

Мастер – класс   по обмену опытом   в связи с введением ФГОС ООО проводит учитель высшей  категори  МБОУ СОШ №8 Данильченко Л.П. Тема: Системно – деятельностный подход ...

Интегрированный урок математики и литературного чтения. 2 класс

На уроке закрепляются  умения учащихся складывать и вычитать числа в пределах 100, находить значения числовых выражений удобным способом, решать задачи на смекалку. Материал по математике тесно п...

Алгоритм проектирования урока литературного чтения с применением технологии изучающего чтения в начальной школе

Алгоритм проектирования урока литературного чтенияс применением технологии изучающего чтения в начальной школе I. Подготовка учителя к работе в технологии изучающего чтения1. Чтение текста.2. Определе...

Интегрированный урок математики и литературного чтения по теме "Умножение пяти, на пять "

Интеграция урока математики и литературного чтения позволяет закрепить знание таблицы умножения и деления на 5,формировать вычислительные навыки,развивать логическое мышление,воспитывает любовь к книг...