Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа России".
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Бабакова Ирина Викторовна

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» в 4 классе разработана на основе:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования (Москва «Просвещение» 2011 г.);
  • Примерной программы МО РФ начального общего образования по литературному чтению (Москва «Просвещение» 2011 г.);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc335 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» в 4 классе разработана на основе:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования (Москва «Просвещение» 2011 г.);
  • Примерной программы МО РФ начального общего образования по литературному чтению (Москва «Просвещение» 2011 г.);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора - музыканта.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения.  Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

На изучение курса «Литературное чтение» во 4 классе отводится 3 ч в неделю. Программа рассчитана на 102 ч.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при ном играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

V. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Личностные:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные:

) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Летописи, былины, сказания, жития (7 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда…». «И вспомнил Олег коня своего…». «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (18 ч)

П.П.Ершов «Конёк-горбунок». А.С.Пушкин. (Няне, Туча, Унылая пора…, Птичка Божия не знает…, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.М.Ю. Лермонтов (Дары Терека, Ашик-Кериб).А.П.Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (11 ч)

Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А.Баратынский. А.Н.Плещеев. И.С.Никитин. Н.А.Некрасов. И.А.Бунин, В.Я,Брюсов, С.А.Есенин, М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак, С.А.Клычков, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов, С.А.Есенин

Литературные сказки (11 ч)

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке. П.П.Баратынский «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Делу время –потехе час. (7 ч)

Е.Д.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский. В.В.Голявский

Страна детства (7 ч)

А.И. Куприн. М. Пришвин. К.Г. Паустовский. В.П.Астафьев, Б.С.Житков. М.М.Зощенко, Д.Н.Мамин-Сибиряк.

Поэтическая тетрадь (5 ч)

Природа и мы (11 ч)

Поэтическая тетрадь (7 ч)

Рассказы Д. Н. Мамина- Сибиряка, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина.

Родина (5 ч)

И.С.Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине…». А.В.Жигулин «О, Родина!». Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

Страна Фантазия (3 ч)

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычов «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (10 ч)

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С.Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете»


VII.  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Дата

Раздел.

Тема урока.

Кол-во

часов

Формируемые УУД

Вид контроля

план

факт

I четверть – 27 часов.

Летописи. Былины. Жития  (7 ч)

1

2.09.

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

 Знать жанр «летопись».

Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями.

Устный опрос

2

3.09.

 Сравнительный анализ летописи «И вспомнил Олег коня своего» и стихотворения А. С. Пушкина.

1

Работа по карточкам

3

4.09.

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».

1

Знать жанр устного народного творчества «былина».

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг.

Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями.

Различать жанр устного народного творчества «былина».    определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст.

Искать и выделять необходимую информацию.

Осуществлять взаимный контроль.

Устный опрос

4

9.09.

Былина «Ильины три поездочки».

1

Работа по карточкам

5

10.09

«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской  литературы.

1

Знать произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план, нахождение главного. Пользоваться справочной литературой.

Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории.

Устный опрос

6

11.09.

Внеклассное чтение № 1:

«Житие Сергия Радонежского» Характеристика главного героя.

1

Подготовка сообще

ния

7

16.09.

Обобщение по разделу

«Летописи, былины, жития».

1

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения.

Проверочная работа

8

17.09.

Чудесный мир классики.
П.П. Ершов. «Конёк-
Горбунок»

(отрывок)

1

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Работа по карточкам

9

18.09.

Характеры главных героев в  сказке П.П. Ершова  «Конёк-Горбунок».

1

Знать творчество П. Ершова.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Научатся  читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией.

Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения.

Поиск и выделение необходимой информации.

Составление характеристики героев.

Составление плана произведения.

Инд. опрос

10

23.09.

Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П. Ершова

«Конёк-Горбунок».

1

Работа по карточкам

11

24.09.

Внеклассное чтение № 2:

А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение,  выраженное в стихах.

1

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности.

Пользоваться справочной литературой; находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Инд. опрос

12

25.09.

А.С. Пушкин.
Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

1

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту.

Определять границы частей, составляют план.

Устанавливать смысловые связи частей текста; составлять сложный план с помощью учителя.

Чтение наизусть

13

30.09.

А. С.Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь анализировать поведение героев.

Пользоваться справочной литературой; находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Инд. опрос

14

1.10.

Волшебные  сказки: народные и литературные.
А.С. Пушкин.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Работа по карточкам

15

2.10.

А. С.Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Поступки и действия как основное средство изображения персонажей.

1

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Инд. опрос

16

7.10.

Внеклассное чтение № 3:

«Что за прелесть эти сказки!..».  

Сказки  А. С. Пушкина.

1

Знать сказки А. С. Пушкина.

Уметь различать сказки народные и литературные

Ознакомление с историей создания произведений, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией.

Подготовка сообще-ния

17

8.10.

М. Ю. Лермонтов.

Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека».

1

Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М. Ю. Лермонтова.

Уметь различать жанры произведений.

Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией.

Инд. опрос

18

9.10.

М. Ю. Лермонтов.

«Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей.

1

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

Искать и выделять необходимую информацию.

Устный опрос

19

14.10.

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб».

1

Работа по карточкам

20

15.10.

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство».

1

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Составлять небольшое монологическое высказывание.

Искать и выделять необходимую информацию.

Инд. опрос

21

16.10.

Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой.

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Искать и выделять необходимую информацию.

Составлять характеристики героев.

Составлять план произведения.

Инд. опрос

22

21.10.

Отличие рассказа от сказки.

Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе
А. П. Чехова «Мальчики»

1

Знать отличие рассказа от сказки.

Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев.

Письмен

ная работа

23

22.10.

Внеклассное чтение № 4:

В мире приключений.

Рассказы А.П.Чехова

1

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Подготовка сообще-ния

24

23.10.

А. П. Чехов «Мальчики».

Составление плана.

1

Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Инд. опрос

25

28.10.

Обобщение по разделу

«Чудесный мир классики».

1

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения

Тест

26

29.10.

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева.

«Еще земли печален вид…»

1

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Чтение наизусть

27

30.10.

Ф.И.Тютчев.  

«Как неожиданно и ярко…»

1

Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского,

Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина.

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста.

Письмен

ная работа

28

11.11.

А. Фет.

Своеобразие ритма и построения строк в стихотворениях «Весенний дождь», «Бабочка».

1

Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского,

Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина.

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста.

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Инд. опрос

29

12.11.

Внеклассное чтение. № 5:

Каким был мой ровесник?

Книги о ребятах-сверстниках.

1

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Подготовка сообще-ния

30

13.11.

Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского
«Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…»

1

Знать лирические произведения о весне.

Уметь выделять образные языковые средства.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Работа по карточкам

31

18.11.

Картина сельского быта. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка».

1

Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Инд. опрос

32

19.11.

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

1

Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы.

Письмен

ная работа

33

20.11.

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник»,

«В зимние сумерки нянины сказки…»

1

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Чтение наизусть

34

25.11.

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

1

Знать творчество И. А. Бунина.

Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений.

Работа по карточкам

35

26.11.

Внеклассное чтение № 6:  

Ожившие страницы прошлого.

Книги о жизни трудового народа.

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Знать книги о жизни трудового народа.

Подготовка сообще-ния

36

27.11.

Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь».

1

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения.

Проверочная работа

37

2.12.

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

1

Знать названия, основное содержание изученных произведений.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Инд. опрос

38

3.12.

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки
В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».

1

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Письмен

ная работа

39

4.12.

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке

В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

1

Знать творчество В. М. Гаршина.

Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Устный опрос

40

9.12.

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Отражение в сказке реальной жизни.

1

Знать творчество П. П. Бажова.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Инд. опрос

41

10.12.

Внеклассное чтение № 7:

Из истории нашей Родины.

Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века.

1

Знать книги, рассказывающие об истории нашей Родины.

Уметь использовать приобретенные знания и умения  для самостоятельного выбора и определения содержания  книги по ее элементам.

Подготовка сообще-ния

42

11.12.

Особенности речи героев сказа
П. П. Бажова «Серебряное копытце».

1

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Работа по карточкам

43

16.12.

Народные волшебные сказки и сказки литературные.

С. Т. Аксаков.  «Аленький цветочек»

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Инд. опрос

44

17.12.

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке

С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы.

Инд. опрос

45

18.12.

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке

 С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Письмен

ная работа

46

23.12.

Обобщение по разделу:

 «Литературные сказки»

1

 Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Учиться кратко передавать прочитанное.  Сравнение художественного произведения и мультфильма.

Тест

47

24.12.

Внеклассное чтение № 8:

 Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях.

1

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст

Подготовка сообще-ния

Делу время – потехе час (7 ч)

48

25.12.

Авторская литературная сказка
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

1

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Инд. опрос

III четверть - 30 часов

49

13.01.

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца

1

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Инд. опрос

50

14.01.

В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии).

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Работа по карточкам

51

15.01.

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе

В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

1

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Инд. опрос

52

20.01.

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения

Письмен

ная работа

53

21.01.

Внеклассное чтение № 9:

«В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных.

1

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Подготовка

сообще-ния

54

22.01.

Обобщение по разделу
«Делу – время,  потехе – час».

1

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст

Проверочная работа

Страна детства (7 ч)

55

27.01.

Б.С. Житков. «Как я ловил человечков».

Плохое  и хорошее в поступках людей.

1

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии).

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Устный опрос

56

28.01.

Б.С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых.

1

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Инд. опрос

57

29.01.

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

Поступки как средство характеристики героев.

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Работа по карточкам

58

3.02.

Средства художественной выразительности, используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

1

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Инд. опрос

59

4.02.

Внеклассное  чтение № 10: по страницам былин.

Былина «Садко».

1

Уметь приводить примеры произведений фольклора.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Подготовка

сообще-ния

60

5.02.

М. М. Зощенко. «Елка».

Комическое в рассказе, средства его создания.

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Работа по карточкам

61

10.02.

Обобщение по разделу

«Страна детства».

1

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Тест

Поэтическая тетрадь (5 ч)

62

11.02.

Тема детства в произведениях
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

1

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Инд. опрос

63

12.02.

Стихи о счастливых днях детства.

С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Работа по карточкам

64

17.02.

Тема природы и Родины в стихах

М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию.

Письмен

ная работа

65

18.02.

Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь».

1

Уметь читать стихотворные произведения наизусть.

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения.

Инд. опрос

66

19.02.

Внеклассное чтение № 11:

«Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Книги о ратных подвигах родного народа.

1

Знать основное содержание изученных литературных произведений о ратных подвигах родного народа.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.

Подготовка

сообще-ния

67

24.02.

Отношения человека и птицы в рассказе

Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

1

Знать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

Письмен

ная работа

68

25.02.

Роль рассуждений и диалогов в рассказе
Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

1

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Работа по карточкам

69

26.02

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе.

1

Знать творчество А. И. Куприна.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Инд. опрос

70

3.03.

Тема самопожертвования в рассказе
А. И. Куприна «Барбос и Жулька».

1

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Письмен

ная работа

71

4.03.

Внеклассное чтение № 12:

 «Где? Что? Как? Почему?».

 Рассказы-загадки про зверей и птиц.

1

Уметь различать элементы книги, пересказывать текст.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Подготовка сообще

ния

72

5.03.

Писательская наблюдательность

М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

1

Знать творчество М. М. Пришвина.

Уметь определять тему и главную мысль произведения.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Работа по карточкам

73

10.03.

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

1

 Знать творчество Е. И. Чарушина.

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Инд. опрос

74

11.03.

Тема природы в рассказе

В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».

1

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Письмен

ная работа

75

12.03.

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».

1

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

76

17.03.

Обобщение по разделу «Природа и мы».

1

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Проверочная работа

77

18.03.

Внеклассное чтение № 13: Творцы книг.

Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает.

1

Уметь различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), виды информации, опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал

Подготовка

сообще-ния

Поэтическая тетрадь (7 ч)

78

19.03

Настроение, выраженное в стихах

Б. Л. Пастернака «Золотая осень».

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства.

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения.

Инд. опрос

IV четверть 24 часа

79

1.04.

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах

С. А. Клычкова «Весна в лесу»

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.

Работа по карточкам

80

2.04.

Настроение, выраженное в стихах  

Д. Б. Кедрина «Бабье лето».

1

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.

Чтение наизусть

81

7.04.

Тема природы и Родины в стихах

Н. М. Рубцова «Сентябрь».

1

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения.

Инд. опрос

82

8.04.

Иносказательный смысл произведения

С. А. Есенина «Лебедушка».

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства.

Работа по карточкам

83

9.04.

Внеклассное чтение № 14:  

В мире фантастики.

1

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.

Письмен

ная работа

84

14.04.

Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь».

1

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Тест

Родина (5 ч)

85

15.04.

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь».

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения;  делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию.

Инд. опрос

86

16.04.

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения
С. Д. Дрожжина «Родине»

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать  образные языковые средства, различать жанры произведений.

Работа по карточкам

87

21.04.

Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина

 «О, Родина! В неярком блеске...»

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Устный опрос

88

22.04.

Тема войны в произведении
Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

1

Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Инд. опрос

89

23.04.

Обобщение по разделу «Родина»

1

Знать произведения о Родине.

Уметь выразительно читать.

Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения;  делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию.

Проверочная работа

Страна Фантазия (3 ч)

90

28.04.

Внеклассное чтение № 15:

«Чтобы помнили…» Произведения о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

1

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Подготовка сообще

ния

91

29.04.

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Письмен

ная работа

92

30.04.

Кир Булычев. «Путешествие Алисы»

1

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Инд. опрос

Зарубежная литература (10 ч)

93

5.05.

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

1

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Работа по карточкам

94

6.05.

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

Знать творчество Г.-Х. Андерсена.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Инд. опрос

95

7.05.

Внеклассное чтение № 16:  

В стране литературных героев.

1

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Подготовка сообще

ния

96

12.05.

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

  Знать: творчество и произведения писателей зарубежных стран.

Уметь:  читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям.

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Работа по карточкам

97

13.05.

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера».

1

Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Инд. опрос

98

14.05.

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

1

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Уметь прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям;  различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы.

Инд. опрос

99

19.05.

Библейские сказания.

С. Лагерлеф. «Святая ночь».

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Работа по карточкам

100

20.05.

Сказания о Христе.

С. Лагерлеф. «В Назарете».

1

Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план.

Знать: творчество и произведения писателей зарубежных стран.

Уметь:  читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям.

Инд. опрос

101

21.05.

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

1

Знать произведения зарубежных авторов.

Уметь выразительно читать.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 

Проверочная работа

102

26.05.

Урок-отчет за год.

Книги, рекомендуемые для прочтения летом.

1

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Фронт. опрос


  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Книгопечатная продукция

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник: 4 класс. Часть 1,2.

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь: 4 класс. Часть 1,2.

Кутявина С.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.

Печатные пособия

Портреты поэтов и писателей.

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе цифровой формат).

Информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение». 4 класс.

Технические средства обучения

Персональный компьютер

Акустическая система

Мультимедийный проектор

Принтер

Интерактивная доска

Оборудование класса

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

Доска.

Стол учительский.

Стол компьютерный.

Столы ученические двухместные с набором стульев.

УМК для учителя: Кутявина С.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.

УМК для учащихся: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А.

                                     Литературное  чтение. Учебник: 4 класс. Часть 1,2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....