Методическая разработка урока литературного чтения по программе "Школа России" для 4 класса
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Пахомова Татьяна Ивановна

Тема урока: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели урока: продолжить знакомить детей с творчеством К. Г. Паустовского;

развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения;

развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, давать характеристику героям рассказа;

развивать умение анализировать прочитанное;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k._paustovskiy.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения по программе "Школа России" для 4 класса

по теме: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Учитель начальных классов

Пахомова Т. И.

Цели урока: продолжить знакомить детей с творчеством К. Г. Паустовского;

развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения;

развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, давать характеристику героям рассказа;

развивать умение анализировать прочитанное;

воспитывать любовь к музыке, природе.

Оборудование: портрет писателя, портрет композитора Э. Грига, магнитофон, рисунки детей, карточки, выставка книг,  «Словарики настроений», учебник М. В. Головановой, В. Г. Горецкого, Л. Ф. Клемановой «Родная речь», кн.3, ч.1-2. М: Просвещение, 2010

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.  Организационный момент.

Психологический настрой детей на урок. Игра «Обмен настроением». (У детей на партах лежат «Словарики настроений». Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.) Ответы детей: «Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий».

«А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше»

«Моё настроение приподнятое. Я люблю быть на уроках, мы всегда такие интересные задания выполняем»

«А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок»

Учитель: я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Знаний. Удачи вам и новых открытий!

2.  Постановка цели. Актуализация знаний.

Учитель: сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и будем совершенствовать навыки работы выразительного чтения, умения работать с текстом и постараемся ответить на вопрос «Что делает человека вечным, бессмертным?»

3. Речевая разминка.

Учитель: прежде чем мы приступим к проверке  домашнего задания,  проведем речевую разминку. Посмотрите на предложение,  записанное на доске: «Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена»

и прочитайте его сначала монотонно, а затем от самого высокого тона до самого низкого,  с логическим ударением отвечая на мои вопросы -

 Кто проводил осень в лесах около Бергена?

 Что делал композитор в лесах около Бергена?

Где композитор проводил осень?

 Около чего композитор проводил осень?

А теперь возьмите карандаш и прочитайте это предложение с простукиванием гласных букв.

Дети берут карандаши и читают предложение с простукиванием гласных.

4. Проверка домашнего задания.

Учитель: давайте вспомним, что вы знаете о жизни и творчестве К. Г. Паустовского?

Какие произведения написал К.Г. Паустовский?

Как вы думаете, о каком периоде жизни Э. Грига К. Паустовский написал рассказ?

Что это за место, где встретились в лесу Э. Григ и девочка?

(Дети отвечают на вопросы)

Заслушиваются сообщения детей о Э. Григе

Учитель: действительно, Григ очень любил гулять в лесу, в горах. Любил встречаться с народными музыкантами и певцами, которые исполняли ему народные норвежские мелодии. У него есть цикл песен «Девушка с гор», написанный под впечатлением встречи с молодой девушкой. В последние годы жизни Григ в теплое время жил в местечке Тролльхауген (это означает «Холм троллей»). Название этому месту в горах, расположенному недалеко от родного города Бергена, дал сам Григ. В отдельно стоящем доме ничто не отвлекало Грига от работы.

С детства мама рассказывала ему сказки, легенды, пела норвежские народные песни о фантастических добрых и злых духах, живущих в лесах и горах Норвегии: гномах, троллях, эльфах, кобольдах. Григ и взрослым продолжал любить легенды и сказания и, как в детстве, верил в чудеса. Ему нравилось писать музыкальные произведения о сказочных существах.

Сюда приходили послушать музыку жители окрестных мест. Они любили Грига и уважали его за прекрасную музыку.

Звучит  тихая музыка Э. Грига

Учитель: Обратите внимание на выставку книг К. Г. Паустовского.

Чему учат его произведения?

5. Выборочное чтение 1 части

Учитель: предлагает ученикам найти в 1 –ой части рассказа К. Г. Паустовского  «Корзина с еловыми шишками» описание леса, осени, что помогало Григу писать музыку, какие чувства пробуждала в нем природа.

Вопросы для анализа.

Учитель: Где проводил Григ осень?

Учитель:  Как вы думаете, что делал Григ в лесу?

Учитель:  Правильно. Он гулял, любовался природой. Он черпал вдохновение из этой красоты.

Учитель:  Найдите и прочитайте  описание леса.

Паустовский – настоящий мастер олицетворений.

Учитель:  Что такое олицетворение? Найдите это в словаре.

Олицетворение — перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Учитель:  Что в этом отрывке оживил автор?

Учитель: А что такое эхо?

В этимологическом словаре говорится, что слово ЭХО – заимствовано в XVIII веке из немецкого языка, а в немецкий оно пришло из латинского. А ещё раньше из греческого и обозначает “отзвук”. И является производным от имени нимфы, которая по одной версии, в наказание за болтливость могла лишь повторять окончания слов, по другой версии - иссохла от любви к Нарциссу, и от неё остался только голос.

Учитель:  Какие удивительно точные сравнения подбирает писатель?

Учитель:  С чем он сравнивает мох?

Учитель:  С чем он сравнивает эхо?

Учитель: О каком времени года говорится в 1 части?

Учитель:  Прочитайте, как Паустовский описывает осень.

Учитель:  Кого встретил Григ в лесу?

 Учитель:  Вы бы стали разговаривать в лесу с незнакомым человеком?

 Учитель: Почему Дагни доверилась этому человеку и даже пригласила в гости?

 Учитель: Найдите в тексте сцену встречи Грига с дочерью лесника в лесу. Прочитайте диалог Грига и Дагни.

6. Выразительное чтение по ролям

Учитель: распределяет роли – девочки, Э. Грига, автора

Дети читают по ролям, учитель обращает их внимание на выразительность чтения

7. Выборочное чтение по абзацам

Учитель: а теперь перейдем ко второй части рассказа. Ответьте на мои вопросы словами из текста

Как выглядел дом Э. Грига?

Что было главным в его доме?

Что украшало его дом?

Какие чувства он выражал в музыке, играя на рояле?

Что представлял Э. Григ, когда писал музыку для Дагни?

Какие слова хотелось бы сказать Э. Григу при встрече с взрослой Дагни?

Кто был неравнодушен к музыке Э.Грига?

Какое впечатление произвела музыка на них?

8. Физкультминутка

Учитель: ваши глазки уже устали, а теперь пусть они отдохнут.

Ученики выполняют команды учителя:

1. 3акрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4 , затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6 . Повторить 4-5 раз.

  1. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза посмотреть вдаль на счет1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Не поворачивая головы посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх, налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

9. Изучение нового материала

1. Самостоятельная работа

Учитель: продолжаем работать над произведением К. Г. Паустовского  «Корзина с еловыми шишками». Найдите третью часть рассказа и прочитайте её самостоятельно, подготовьте ответ на вопрос, написанный на доске:

«Как случилось, что девочка оказалась в театре?»

После чтения третьей части рассказа, дети отвечают на вопрос.

2. Чтение по цепочке

Учитель: дети, давайте прочитаем четвертую часть рассказа К. Г. Паустовского  «Корзина с еловыми шишками» по цепочке и сделаем после окончания чтения анализ прочитанного.

(Дети читают по цепочке)

Учитель задаёт детям вопросы:

Вопросы для анализа четвертой части.

Учитель: Куда часто ходила Дагни и как она себя чувствовала после посещения театра?

Как к этому относилась тетушка Магда? На чем она настояла?

Какую музыку слушала Дагни впервые? Какое впечатление она произвела на Дагни?

Что почудилось девушке во время концерта? Почему она вздрогнула?

Кому была посвящена музыка, которую Дагни слышала в театре и по какому случаю?

Догадалась ли Дагни после посещения театра о каком подарке говорил ей Э. Григ 10 лет назад и кем был этот человек?

Встречались  ли вам люди, которые охотно давали, дарили хорошее настроение, улыбку? Расскажите о них.

Как вы думаете, какой бы стала жизнь, если бы все люди на земле видели бы счастье в том, чтобы дарить себя?

10. Физкультминутка.

Учитель: вы наверное устали, а теперь тихонько встали

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

Ученики выполняют команды учителя:

11. Творческая работа

Учитель: предлагает ученикам послушать музыку Э. Грига из его оркестровой сонаты «Утро» и назвать чувства, которые будут возникать у них во время музыкального исполнения.

(Дети слушают музыку и называют чувства, навеянные этим произведением)

12. Словесное рисование картин

Учитель: устно нарисуйте с помощью слов и своего воображения картины к оркестровой сонате Э. Грига «Утро»

(Дети составляют устные рассказы – картины)

Учитель: Э. Григ никогда не писал музыку специально для детей, как Шуман и Чайковский, но в любом сборнике его фортепианных произведений обязательно найдутся пьесы, как будто специально написанные для детей. Многие пьесы Грига очень понятны и близки детям. Примером может служить пьеса «Про маленькую девочку».

(Звучит музыка)

13. Характеристика героев рассказа.

Ученики дают характеристику Дагни (1 вариант) и Э. Григу (2 вариант) по плану, записанному на доске учителем:

Где герой живет?

Какие поступки совершает?

Чем занимается герой?

Какой характер у героя?

Как вы относитесь к герою?

Для раскрытия 4 пункта, на доске у учителя записаны слова, которые помогут детям дать характеристику героям рассказа:

вежливый, добрый, смелый, ленивый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, лживый, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный

(Дети выполняют работу самостоятельно в тетрадях по чтению.)

После завершения работы учитель  выслушивает характеристику Дагни и Э. Грига.        

14. Подведение итогов.

Учитель: Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем. Можно ли считать его навечно ушедшим от нас?

Что же делает человека вечным?

Что сделало бессмертным Грига?

А русский поэт И. Северянин написал стихотворение «Григ».

Учитель: читает стихотворение И. Северянина «Григ».

 Григ действительно является великим музыкантом и волшебником.

 Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение.

 Людей искусства благодарят аплодисментами.

Давайте поблагодарим Константина Паустовского за прекрасный рассказ и Эдварда Грига за чудесную музыку!

 15. Домашнее задание.

Учитель: перечитайте рассказ, подготовьтесь ответить на вопрос: «Чем же должен жить человек?»

Дагни это поняла, а поняли ли вы?

Найдите в тексте описание осени, зимы, леса.

Какие приёмы использовал писатель?

 Выпишите в тетрадь по чтению сравнения, метафоры, олицетворения.

Литература.

Журнал «Начальная школа», 2004, № 8, с.23

М. И. Байкова, Е. С. Гостимская Поурочные разработки по чтению, М:2004, Вако

Советский энциклопедический словарь  М:1980, с. 345

Приложение1 Схема рассказа  К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе тема:"Х.К.Андерсен"Пятеро из одного стручка"

МБОУ»Бушевецкая общеобразовательная начальная школа-детский сад»Урок литературного чтения в 3-м классеТема:»Х.К.Андерсен.»Пятеро из одного стручка»        ...

Методическая разработка урока литературного чтения(обучение грамоте 1 класс).

Урок литературного чтения соотвествует требованиям ФГОС НОО.В плане-конспекте урока предусмотрены все этапы включаяя деятельность учителя,ученика,необходимые УУД....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...