Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Козлова Алла Ивановна

Технологическая карта урока чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_pokazatel_myagkosti.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение (чтение)

Тема

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют интерес к окружающей природе

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют букву ь.

Коммуникативные: выразительно рассказывают

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Образовательные ресурсы

Нитка, шнурок. Предметные картинки

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

 

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Беритесь, ребята,

Скорей за работу.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный. Артикуляционная гимнастика

Выполним упражнения: «Чистим зубки», «Часики»

Выполняют упражнения под руководством учителя

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

– Сегодня мы отправляемся
в гости к необычной букве,
у которой нет звука. Показывает на «ленте букв»

Слушают учителя, рассматривают изображение буквы

Принимают учебную задачу

Фронтальный. Наблюдение учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 11)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

Перед учениками предметные картинки с изображением двух гусей и одного гуся.

– Рассмотрите схемы слов. Выполните слого-звуковой анализ слов.

– Буква ь сама никакого звука не обозначает, а нужна для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука

– Согласный звук в слоге си мягкий [c’]. Мягкость обозначена буквой и.

Слово гусь состоит из трех звуков (из слияния и мягкого согласного, гласного, твердого образующих один слог)

Выполняют слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Объясняют, как обозначена мягкость согласного звука [с’].

Соотносят звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливают количество звуков в слове

Фронтальный. Слого-звуковой анализ слов

2. Дидактическое упражнение «Один – много»

Фронтальная. Словесный, практический

– Прочитайте слова.

– Назовите слова, которые обозначают один предмет, много предметов

Читают слова.

– Один предмет: голубь, лебедь

Различают существительные единственного и множественного числа

Фронтальный. Устные ответы, упражнение

 Мягкий знак в словах

Дидактическое упражнение

Придумайте свои пары слов.

– Назовите все месяцы года

Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак?

Много предметов: голуби, лебеди.

– Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

По аналогии составляют свои примеры.

Распознают мягкий знак в словах. Перечисляют названия месяцев года

3. Знакомство с буквой ь

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

На что похожа буква ь?

Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась

В. Степанов

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

– Выложите букву ь из нитки или шнурка

Находят букву ь
на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из нитки выкладывают букву ь

Находят букву ь на «ленте букв». Моделируют ее из  нитки или шнурка

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

 4. Работа с текстом
(учебник, с. 11)

Коллективная. Словесный, практический. Чтение, беседа

– Прочитайте текст.

– О ком говорится в рассказе?

– Чем питается лось?

– Что насыпали мальчики лосю?

– Как можно назвать рассказ?

Читают текст рассказа, отвечают на вопросы.

Озаглавливают рассказ:

– «Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам»

Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте. Определяют основную мысль рассказа, озаглавливают его

Коллективный.

Чтение, беседа

5. Развитие речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 10)

Коллективная. Словесный. Беседа

– Рассмотрите картинку. Составьте по ней рассказ.

– Придумайте сказочную историю про лося

Рассматривают картинку, придумывают рассказ

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют рассказ на заданную тему

Коллективный. Рассказ

6. Работа с пословицами (учебник, с. 10)

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Прочитайте пословицы.

– Как вы понимаете смысл пословиц?

Читают, выполняют задание

Объясняют смысл пословиц, высказывают свое мнение

Фронтальный. Устные ответы

 V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Единственное и множественное число (учебник, с. 12)

Групповая. Словесный. Беседа, чтение

– Сравните слова. Какие из них обозначают один предмет, а какие – много предметов?

Читают слова в столбиках. Называют слова в единственном числе и во множественном числе

Различают существительные единственного и множественного числа

Групповой. Чтение, устные ответы

2. Развитие связной речи. Чтение рассказа (учебник, с. 12)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, рассказ

– Прочитайте рассказ.

– Найдите в тексте слова с ь
в середине и в конце слова.

– Как вы понимаете выражение «ударили морозы»?

– Придумайте конец рассказа

Читают.

Находят слова с ь.

Объясняют выражение.

Придумывают конец рассказа

Понимают смысл прочитанного рассказа, распознают букву ь
в словах, составляют связное продолжение рассказа

Фронтальный, индивидуальный. Чтение, рассказ

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку   « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Урок обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению: "Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...

«Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Обучающие·         познакомить  с особенностями буквы  ь;·         учить выполнять звуко-бу...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Предмет: обучение грамоте;УМК: Школа РоссииТип урока: открытие новых знаний...

Конспект урока по теме " Буква ь -показатель мягкости предшествующих согласных звуков."

Тема «Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков». Данный  урок № 52  обучения грамоте в системе уроков по разделу «Букварный период».  ...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе , тема "Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Урок строился  в соответствии с ФГОС на  основе  системно- деятельностного  подхода,  где детям надо было самим определить тему и учебные задачи урока, справиться с реальными ...