«Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Обучающие

·         познакомить  с особенностями буквы  ь;

·         учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;

·         учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

(обучение грамоте) в 1 классе

на тему «Буква ь — показатель мягкости

предшествующих согласных звуков»

с использованием технологии проблемного обучения

Разработала

учитель начальных классов

Тотикова Индира Хасановна

Тема урока:          Буква ь — показатель мягкости

предшествующих согласных звуков

Цель урока: познакомить с буквой Ь, его ролью в речи.

Задачи урока:

Обучающие

  • познакомить  с особенностями буквы  ь;
  • учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;
  • учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Развивающие

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Воспитательные

  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Предполагаемые результаты урока:

  • личностные

высказывают своё мнение, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

  • Предметные

знают букву Ь; понимают, что Ь не обозначает звука, а являются показателем мягкости предыдущего согласного; читают плавно, безотрывно, по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного.

  • Метапредметные

Познавательные: общеучебные – осознанность восприятия рассказа; логические – выполнение несложных логических действий – расшифровывание слов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Оборудование урока:  учебник «Азбука», демонстрационный материал (картинки с Ь), вееры с буквами, предметные картинки, магнитная доска с буквами, диск-приложение.

Технологии, используемые на уроке:

технология проблемного обучения

Методы и приёмы, используемые на уроке:

  • методы организации учебно – познавательной деятельности обучающихся:
  • Словесной передачи: беседа, рассказ.
  • Наглядной передачи: иллюстрация, наблюдение.
  • Передачи информации: дидактическая игра.
  • Методы стимулирования и мотивации обучающихся:
  •  Эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха.
  • Познавательные: создание проблемной ситуации.
  • Волевые: прогнозирование будущей деятельности.

Формы организации деятельности обучающихся на уроке:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная.

План урока:

  1. Актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний.
  2. Проблемная ситуация. Сказка про Ь.
  3. Чтение буквосочетаний с мягким знаком.
  4. Чтение слогов и слов.
  5. Составление схем.
  6. Чтение предложений и текстов.

Ход урока

Этапы урока, время

Действия учителя

Действия обучающихся

Доска и оборудование

1.Организационный момент

2.Актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний.

3. Физкультминутка

4. Создание проблемной ситуации

5.Объявление темы урока

5.Рефлексия.

- Прозвенел уже звонок, значит начался урок!

Друг на друга посмотрели, улыбнулись, ровно сели!

Сегодня на уроке мы будем выполнять много интересных заданий, открывать новое, определять почему…

 А для этого вам нужны: внимание, находчивость, ну и смекалка.

  1. Для начала, вспомним, какая же разница между звуками и буквами?

На какие группы можно разделить все звуки?

Как их можно различать?

Сколько гласных звуков в русском алфавите?

А букв, которые дают гласные звуки?

  1. На какие группы можно разделить все согласные?

  1. Какие гласные способствуют твердому звучанию согласных?

Какие мягкому звучанию согласных?

Поиграем: -Я буду произносить слоги с твердым произношением, а вы с мягким.

Ла-ла-ла

Ру-ру-ру

Но-но-но

За-за-за

  1. Вспомним, какую букву изучили на прошлом уроке?

Дайте характеристику букве Ч.

  1. Чтение текста «Часы» стр. 5.

«Осень» под музыку П.И. Чайковского.

Ребята, молодцы. Вы отлично справились с повторением изученного материала, давали правильные ответы.

Скажите ребята, какое время года на дворе?

А месяц какой?

А все осенние месяцы, кто перечислит?

А чем похожи произношения этих слов? (как звучит каждое слово в конце?).

Произнесем хором.

А что же их делает мягким в конце?

Давайте рассуждать. На магнитной доске соберем слово Осень.

Теперь прочитаем.

Как вы думаете, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают звуков, то есть, не произносятся?

(определяют по ленте букв над доской).

Послушайте, что «Ь» говорит о себе:

Я стою почти в конце

Звука нет и цвета нет…

Но зато, талант какой!

Стоит в слове появиться,

Угол в уголь превратится!

Галка в гальку,

А ел в ель!

Не сердись-это…мой удел!

«Буква ь — показатель мягкости

предшествующих согласных звуков»

Игра «Найди слово по картинке».

Выбрать те картинки, где мягкое звучание в конце (ель, конь, медведь..).

Почему?

ИКТ (диск –приложение).

  1. Собрать схемы слов: кольцо, пень, олень.

Фонетический разбор слова-пень.

  1. Найди слова с Ь на картинке «Медведь почтальон».

Работа с учебником (стр. 11).

  1. Разобрать схемы слов –гусь и гуси.
  2. Чтение слов -голубь-голуби, лебедь-лебеди.

Почему мягкое звучание в конце всех слов?

  1. Чтение текста учителем и словарная работа (заросли).

Чтение хором.

Озаглавить текст.

  1. Хором прочитать правило.
  2. Игра- по картинке определить, если есть Ь в слове, то поднять веер с Ь.

Что нового вы сегодня открыли?

Так для чего служит Ь?

Какие затруднения были?

Оцените свою работу сами.

Если было интересно, все понятно, поднимите руки вверх и похлопайте, а если не поняли, покажите руками тучку.

Спасибо за урок!

Ребята проверяют готовность к уроку.

- Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем.

- Гласные и согласные.

- Когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит свободно, когда произносим согласные, воздух встречает преграды.

- 6 гласных звуков.

- 10 букв, которые дают гласные звуки.

- мягкие и твердые, звонкие и глухие, всегда твердые и всегда мягкие.

- а, о,у,ы,э.

- и, е, ё, я, ю.

- ля-ля-ля

-рю-рю-рю

-нё-нё-нё

-зя-зя-зя

-Изучили букву Ч и звук (ч/)

- Согласный мягкий, непарный и глухой звук.

- На дворе осень.

- Месяц ноябрь.

- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Все слова звучат в конце мягко.

-Сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Осен_

- Ь , Ъ

Значит в слове осень надо дописать букву Ь.

- ель, конь, медведь, пень.

- потому что в конце слов мягкий знак.

-пень- (п/) (э) (н/)

- медведь, письмо, дверь, колокольчики, почтальон, ступенька.

- В словах голубь и лебедь Ь смягчает, а в словах голуби и лебеди смягчает И.

- Лось

- Мальчик, мельница, соль, обувь, дождь.

- Мы определили, что согласные звучат мягко, не только перед –е,ё,ю,я,и, но и перед Ь.

- Смягчает согласные звуки и образует новые слова (угол-уголь).

Демонстрационный материал: картинки с Ь, учебник «Азбука», вееры с буквами, предметные картинки, магнитная доска с буквами, диск-приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку   « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Урок обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению: "Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Предмет: обучение грамоте;УМК: Школа РоссииТип урока: открытие новых знаний...

Конспект урока по теме " Буква ь -показатель мягкости предшествующих согласных звуков."

Тема «Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков». Данный  урок № 52  обучения грамоте в системе уроков по разделу «Букварный период».  ...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе , тема "Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Урок строился  в соответствии с ФГОС на  основе  системно- деятельностного  подхода,  где детям надо было самим определить тему и учебные задачи урока, справиться с реальными ...