уроки литературы
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Урок 10.
Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Тема: Во что верят и играют мальчишки? (Глава 8 из книги М. Твена «Приключения Тома Сойера»)
Цели:
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• развитие умений делить текст на части, составлять простой план.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 2 1. Проверка домашнего задания. 2. Введение в тему урока. – Сегодня мы познакомимся с книгой, автор которой – американский писатель Марк Твен. Вам знакомо это имя? Чтение авторского текста (с. 53–54 до слов «…ты просто не заметишь…»). – Перелистайте страницы. Всё ли произведение будем читать? (Нет, только две главы.) – Мы будем читать текст в переводе с английского. Переводчик – К.И. Чуковский.
| Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | 2 4 1 2 1 2 3 I. Работа с текстом главы 8. 1. Работа с текстом до чтения. – О чём можно узнать из заглавия книги? Можно ли предположить, кто такой Том Сойер? – Прочитайте название главы 8 и рассмотрите иллюстрацию на с. 55. О чём хочется спросить? – Перелистайте страницы, рассмотрите иллюстрации, прочтите название главы 13. Вы получили ответы на свои вопросы? (Очевидно, что Том и его друзья играют в пиратов – морских разбойников.) Желательно, чтобы учитель прочитал вслух 1-ю главу книги и небольшие фрагменты из других глав, тогда перед нами предстанет герой книги – проказник, хитрец, выдумщик, любитель приключений, находчивый и любознательный Том; яснее станут место и время действия. Учитель или заранее подготовленный ученик может прочесть (пересказать) главу 7, из которой следует, почему Том «решил уйти куда глаза глядят и в этот день не возвращаться в школу». Можно пойти по другому пути: начать сразу читать главу 8, чтобы у ребят возникла мотивация прочесть книгу и узнать, что же произошло с Томом, почему он решил стать пиратом. – Вернёмся на с. 54, дочитаем авторский текст (установка на ведение диалога с автором). 2. Работа с текстом во время чтения. 2.1. Первичное чтение, озаглавливание частей. Часть 1 читает учитель, делая логическое ударение на словах, которые в учебнике подчёркнуты, задавая вопросы автору (они помещены в скобках). Часть 2 читают учащиеся вслух. Учитель помогает вести диалог с автором, обращает внимание на те места в тексте, где содержатся ответы на вопросы к автору (они даны в квадратных скобках). – Как можно озаглавить 1-ю и 2-ю части? Запись в тетради (задание 1, с. 7). Возможные варианты: 1. Бегство от людей. (Куда глаза глядят.) 2. Печаль и одиночество. (Тома терзает печаль.) Часть 3 читают учащиеся вслух, учитель комментирует 1-е предложение; затем обращает внимание на то, кем хочет стать Том (клоуном уже не хочет, более романтично – солдатом, покрытым ранами и славой…), главное – он хочет, чтобы восхищались им – его мужеством, красотой… Озаглавливание: 3. Он будет пиратом! (Великолепное поприще. Будущее, озарённое блеском.) Часть 4 учащиеся могут прочитать про себя. Вопросы после чтения: – Том решил собрать всё своё богатство, прежде чем убежит из дома и начнёт новую жизнь. Что это было за богатство? (Алебастровые шарики, то есть игрушки… Сокровища, которых пока нет.) – «Всё, во что верил Том, было подорвано в корне». Во что верил Том и его друзья? (В чудо, в старые поверья, в чары, которые могут быть разрушены ведьмой…) Озаглавливание: 4. Тайник для сокровищ. (Но чуда не произошло. Том собирает свои богатства.) Части 5, 6 лучше прочитать хорошо читающим детям. Учитель прокомментирует только, что Том и его друг Джо Гарпер играют в Робин Гуда, это их любимая книга, которую друзья знают почти наизусть. Нужно обратить внимание детей на то, что Том и Джо, очевидно, играют в разбойников частенько: в укромном месте спрятаны и оружие, и труба… Озаглавливание: 5. Благородный разбойник. (Лесное сражение.) 6. Игра в Робин Гуда. Учитель может перечитать два последних абзаца 6-й части (с. 60–61), обратить внимание на то, с каким замечательным юмором и любовью писатель рассказывает о своих маленьких героях. 2.2. Обобщающая беседа. а) Каким же мы увидели Тома Сойера в этой главе? (В начале главы – печальный, одинокий; мечтает о славе, о великолепном поприще, он романтик, любит приключения, книги о благородных разбойниках; справедливый, фантазёр, хороший друг.) Запись в тетради (задание 2, с. 7). б) Во что же верят и во что играют мальчишки – герои книги М. Твена? (Верят в чудеса и предания, в благородство и справедливость; играют в благородных разбойников.) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Итог. | – Попробуйте предположить: станет ли Том настоящим пиратом? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? | |
ΙV. Домашнее задание. | 1. Подготовить выразительное чтение по ролям ч. 5 или 6. 2. Прочитать часть 1 главы 13, задать вопросы автору. |
© ООО «Баласс», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"
Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение....
Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака"
Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака", проведён во 2 классе....
урок литературы 4 класс
урок литературы по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова по теме "Л.Н.Толстой". 4 класс...
Презентация к конспекту урока литературы в 4 классе "Поклонник вечной красоты"
Смотреть в конспект урока....
Конспект урока литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ Виталия Бианки «Лис и мышонок».
Конспект урока Литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения Школы 2 вида....
План урока литературы. Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка»
Открытый урок по произведению А.П. Чехова "Каштанка". Урок освоения новых знаний....
Эссе на тему : На уроке возникла проблема: ученик на уроке не стал выполнять индивидуальное задание, а готовился к следующему уроку литературы….. Как должен повести себя учитель?
--------------------------------------------------------------------------------------------...