М.Ю. Лермонтов "Горные вершины".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Фатеева Ирина Николаевна

                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov_gornye_vershiny._na_severe_dikom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению 4 класс

Тема: М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…»,

«На севере диком стоит одиноко…»

Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и  творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова; развивать эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.

Задачи урока:

1.Образовательные: знакомство детей с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова, познакомить детей с его произведениями, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение  детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух.

3. Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Оборудование: выставка книг М.Ю. Лермонтова, портрет М.Ю. Лермонтова; компьютерная презентация по теме

«М.Ю. Лермонтов»;

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

3. Работа по теме урока:  

А) Слово учителя о М.Ю.Лермонтове.

- Ребята, откройте разворот в ученике на странице 140. Рассмотрите его. (Детям дается пара минут на рассматривание)

- Прочитайте имя писателя, с произведениями ознакомимся на этом и на следующих уроках. ( Дети читают: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841).)

- Что вы увидели на этих страницах? (Портреты М.Ю, Лермонтова в маленьком возрасте, его автопортрет, портрет в военной форме, Петербургский университет, Кавказские горы…)

   Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841гг.)

   Михаил Юрьевич Лермонтов родился, а Москве в 1814 году. Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной наследницы значительного состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак, заключенный против  ее воли, был неравным и несчастливым; мальчик рос в атмосфере семейных несогласий. После ранней смерти матери ребенка взяла к себе бабушка,  устранив от воспитания отца. Женщина умная, твердая и властная, бабушка перенесла на внука все свои привязанности. Лермонтов получил столичное домашнее образование: помимо обычного гувернера – француза, у него была бонна – немка и позднее преподаватель – англичанин;           Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким  языками.                             Когда Мише было 11 лет, бабушка повезла его на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.

      Позднее  семья переезжает в Москву, и осенью  он зачисляется  в 4-й класс Московского университета благородного пансиона, одного из лучших учебных заведений России, где учились ранее В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, Ф.И.Тютчев и другие. Лермонтов получает систематическое гуманитарное образование, которое пополняет затем самостоятельным чтением.

       Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику его парадный портрет. Этот портрет у вас на развороте учебника.  Посмотрите внимательно!!!

      С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские  усики над пухлым ртом.

       Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные  стихи, очень хорошо рисовал. Портрет на развороте - его работа.

Б) Чтение учениками текста о поэте.

- А сейчас  прочитаем о М.Ю. Лермонтове  текст на страницах 142 – 143 учебника.

В) Беседа после чтения:

- Что нового узнали о писателе? ( Мы узнали, что он даже маленьким говорил в рифму, все этому удивлялись. Маленького Михаила Юрьевича звали Мишелем. Еще узнали, что когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Пушкина, в эти же дни Россия открыла стихи другого великого поэта -  молодого офицера Лермонтова. Стихи назывались «На смерть поэта», прожил мало лет)

4. Физкультминутка.

Мы сидели, мы сидели,

Наши спинки занемели.

Постоим немножко,

Поглядим в окошко.

     Раз! Подняться, потянуться.

     Два! Согнуться, разогнуться.

     Три! В ладошки три хлопка,

     Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за парту тихо сесть.

5. Продолжение изучение темы:

А) Чтение и обсуждение стихотворения «Горные вершины».

- Это произведение – перевод  М. Ю. стихотворения немецкого поэта Гете.

- Прочитайте стихотворение «Горные вершины» и подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. (Самостоятельная работа детей.)

- Ваши впечатления о прочитанном?  Какое настроение возникает при чтении стихотворения? (Мне стало так хорошо, спокойно.)

- Что нужно, чтобы прочитать  стихотворение выразительно. Что для этого надо?  (Понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, представить эту картину, о чем нам хочет сказать поэт)

- Что представили? (Горные вершины, успокоение)

- Если это стихотворение, что еще мы должны почувствовать? (Ритм, рифму)

- Найдите рифмующиеся слова.

- Как надо читать это стихотворение? (Медленно) Почему?

- Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях? (Метафору, олицетворение, сравнение)

- Найдите эти приемы в этом стихотворении  (олицетворение    -   ВЕРШИНЫ спят)      

- Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную – вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины»? (Ответы детей)

Б) Работа с репродукцией.

- Рассмотрите репродукцию картины в ваших учебниках.

- Кто автор этого полотна? (Иван Иванович Шишкин)

- Что вы  на ней видите? (На картине Шишкина в центре, на переднем плане изображена могучая одинокая сосна на мрачно-тревожном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства, она как будто погружена в вечный сон-мечту о другом, светлом и радостном мире. Колорит картины темный, мрачный.  Тень усиливает ощущение одиночества, холода, тоски)

- Как бы вы назвали эту картину? (Одиночество. Одинокая сосна. Ночь. Грусть) 

- Полотно художника находится в Третьяковской галерее.

В) Послушайте другое стихотворение М. Ю. Лермонтова (Учитель читает наизусть стихотворение «На севере диком стоит одиноко…»)

- Что представили? Какие образы? Сосна и пальма - Что у этих образов общего?  (ОДИНОКИЕ)

- Совпадают ли по настроению стихотворение и содержание картины И.Шишкина? (Да. Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению)

- Картина И.И. Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания, впечатления самого художника.

Г) Словарная работа.

- Какие слова вам показались непонятными? (риза, утес)

- Постараемся объяснить их лексическое значение.

    РИЗА – облачение, одежда священника при богослужении;

    УТЕС – высокая скала.

Д) Подготовка к выразительному чтению стихотворения

- Как будем читать это стихотворение? (Быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково)

- Тихо или громко, грустно, весело, радостно. Почему? (Одиночество)

- Выразительное чтение стихотворения

6. Итог урока

- С творчеством, какого писателя ознакомились сегодня на уроке?

- Понравились ли вам его стихотворения?

- Что нового узнали на уроке?

7. Домашнее задание.