Интегрированный урок
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ознакомить учащихся с материалом «Лесной газеты» В.Бианки, с иллюстрациями Е.Чарушина. Дать представление о проблемах охраны природы, о мерах её защиты. Познакомить с национальными парками и заказниками на территории Калужской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Интегрированный урок
                                                           Внеклассное чтение – окружающий мир

                                               Будь природе другом.  Сказки – несказки В.В. Бианки
                                              (по произведениям В.В.Бианки и творчеству Е.Чарушина)

Цели и задачи урока:
-  ознакомить учащихся с материалом «Лесной газеты» В.Бианки, с   иллюстрациями Е.Чарушина;
-  дать представление о проблемах охраны  природы, о мерах её защиты;
-  познакомить с национальными парками и заказниками на территории Калужской области.

Планируемые результаты обучения:
обучающиеся должны уметь:
- анализировать полученную информацию и делать верные выводы;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
- осознавать взаимосвязь между человеком и миром природы;
- определять правила охраны природы.

Основные понятия:  экология, организация «Гринпис», Международный союз охраны природы (МСОП), Международная Красная книга, заповедники, заказники, Национальные парки.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы: В.Бианки «Лесная газета», «Красная книга», аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик», иллюстрации Е.Чарушина, аудиозапись «Шум леса», презентация.

                                                                                          Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Личностные УУД

(самоопределение)

Долгожданный дан звонок, начинается урок

Эмоциональный настрой Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, рассаживаются по группам

Целеполагание

Личностные УУД
(освоение личностного смысла учения, желание продолжить свою учёбу)

Регулятивные УУД

(осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале)

- Сегодня мы будем работать в комитете по охране природы. Урок пройдёт в форме конференции. Каждая группа будет представлять какой-нибудь отдел по охране природы. Прочитайте табличку на своём столе:
1)  Охрана зверей
2)  Охрана птиц
3)  Охрана рыб
4) Охрана насекомых
5) Охрана растений
- У каждого отдела свой план работы, своё задание на урок. И каждый отдел  приготовил отчёт о  проделанной работе. Все вместе мы составим «Свод Законов о природоиспользовании»

Настрой на рабочий лад

Проверка домашнего задания

Личностные УУД

(осознание своих эмоций, интереса к изучаемому материалу)

Познавательные УУД

(умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде)

Коммуникативные УУД

(участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом)

Слайд1

- Что такое природа?
- Что испытывает человек, общаясь с природой?
- Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном мире, который нас окружает. И помогут нам в этом удивительные истории В.В. Бианки из книги «Лесная газета».

Слайды 2-9
- Чтобы лучше понять творческий замысел автора, следует немного познакомиться с самим автором.

- В.Бианки – биолог, исследователь, страстный охотник, писал сказки, рассказы, повести о жизни животных, о природе.


- Многие его книги иллюстрированы другим, не менее известным писателем и художником Евгением Чарушиным.
- Рассмотрите иллюстрации в этих книгах и попробуйте угадать, о чём в них идёт речь.

- Поднимите руку, кто из вас читал какую-нибудь из этих книг.
- Понравилась ли вам она?

- Уникальной по своему содержанию и форме является книга В.Бианки «Лесная газета». Она является своеобразным календарём природы, в него вошли 12 номеров газеты, по номеру на каждый месяц. А сейчас послушаем ваши сообщения из этой газеты, которые вместе обсудим

- Не забудьте, что это должны делать взрослые, т.к. это опасно

- Как поступите вы, если найдёте птичье гнездо?

- Какие интересные названия насекомых вы узнали?

Сообщение биографических сведений о В.В.Бианки (приложение в конце урока)

Обсуждение иллюстраций

Стол №3 Охрана рыб

Краткий пересказ статьи В.Бианки «Под ледяной крышей». Учащиеся задают вопросы:
- Почему рыбы зимой могут задохнуться в воде?
- Что должен делать человек, чтобы помочь рыбам?

Стол № 5 Охрана растений

Чтение статьи В.Бианки «Кому смех, кому слёзы». Вопросы учащихся:

- Почему берёзы часто истекают весной соком?
- Чем им это грозит?

- Как помочь берёзам, имеющим раны?

Стол №2 Охрана птиц

Чтение по ролям статьи «Странное исчезновение козодоевых яиц»

- Почему козодой спрятал яйца в другое место?
- Правильно ли вели себя корреспонденты?

Стол № 1 Охрана зверей
Инсценировка рассказа В.Бианки «Как лиса барсука из дома выжила»

- Что такое отнорочек?
- Для чего он нужен?
- Имела ли право лиса на новую квартиру?

Стол №4 Охрана насекомых

Чтение статьи В.Бианки «Невтерпёж»

- Почему они так называются?
- Для чего они выходят из своего укрытия?
- Что такое шушера?

Физминутка

Личностные УУД

(проявление готовности следовать нормам здоровьесберегающего поведения)

- Закройте глаза. Попробуйте представить себе, как через мох (ваши ноздри) в лёгкие леса входит воздух, как лес медленно вдыхает и выдыхает

Выполняют дыхательную гимнастику

Создание проблемной ситуации

Познавательные УУД

(осмысление способов переработки информации, преобразования её)

Личностные УУД

(эмоционально

 - нравственный отзыв на чувства других, умение сопереживать)

Коммуникативные УУД (поиск ответов на вопросы с использованием своего жизненного опыта и различной информации)

Слайд 10

- Человек является частью природы, природа даёт человеку возможность дышать и жить, питание, материал для создания одежды и жилья; человек меняет природу, выращивая новые виды растений и животных, уничтожая вредных для себя животных, вырубая леса, загрязняя атмосферу.

Слайд 11

- Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу для себя и для тех, кто будет жить после нас на Земле? А может ничего и не случится?
- Подумаешь, сломал одну ветку, сорвал растение, напился берёзового сока, раздавил бабочку.
Как вы думаете?

- Да, природе будет хуже! Каждая сломанная ветка, попусту сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. А если одну такую рану нанесёшь ты, другую твой товарищ, третью, четвёртую, пятую кто-то ещё, что же станет с природой?

Слайд 12

- Человек создаёт всё новые и новые предприятия, отходы которых загрязняют и воду, и воздух, и почву. - Как вы думаете, отражается ли это на жизни животных, растений и самого человека? Почему?

- А как вы думаете, как отражается быстрая вырубка лесов на животных?

Сообщение  учащихся
Стол №5 Охрана растений

- Люди не просто пользуются дарами природы, но и изменяют её. Для строительства новых домов и предприятий требуются новые площади, прокладываются новые дороги. Всё это ведёт к новым вырубкам лесов

Стол № 1 Охрана зверей

- Многие животные, лишившиеся привычного места обитания, либо уходят вглубь леса, либо погибают

Стол № 3 Охрана рыб

- Если животные могут поменять место жительства, то бывшие обитатели осушенных прудов обречены на вымирание. Рыбы, лягушки и другие обитатели водоёмов не могут долгое время находиться без воды, поэтому не могут найти себе другой пруд и поселиться в нём

Стол №2 Охрана птиц

- Птицы не могут спасти своих птенцов во время вырубки или выжигания леса. Многие родители погибают вместе со своими, не умеющими летать детьми

Стол №4 Охрана насекомых

- Многие виды редких насекомых в результате деятельности человека не успевают отложить потомство, т.к. разрушается их среда обитания

Стол №1 Охрана зверей
- За 400 лет бесследно исчезло более 100 млекопитающих, почти 300 видам зверей также грозит уничтожение

Стол №5 Охрана растений

- Только за последние полвека с лица земли навсегда исчезло несколько сотен видов растений

Стол №2 охрана птиц

- За 400 лет также исчезло 150 видов птиц и более 200 видам грозит полное исчезновение

«Открытие нового знания»

Познавательные УУД (осознание значимости чтения энциклопедической литературы для дальнейшего обучения, понимание цели чтения: поиск фактов и неизвестной информации)

Личностные УУД

(оформление личного (эмоционального) отношения к окружающему миру)

Слайд 13

- К счастью, ещё 200 лет назад были предприняты первые шаги по охране редких животных. Первые организации защитников природы были созданы в Америке.
- Постепенно это движение охватило весь мир. Наиболее известной организацией, выступающей за сохранение природы и окружающей среды, является «Гринпис».
- Движение «зелёных» существует и в нашей стране.
- Ещё одной организацией, борющейся за охрану природы, является Международный союз охраны природы (МСОП). Именно этот союз издаёт Международную Красную книгу

Слайд 14

- Ребята, а кто из вас знает, как ещё человек старается сберечь животных и растения?

- Правильно, создаёт заповедники, заказники и национальные парки.

Слайды 15-18


- Мы с вами не строим заводов, от нас не зависит вырубка лесов. Можем ли мы участвовать в охране природы?
- Правильно, мы можем не рвать редкие цветы, не ломать молодые деревца, не засорять окружающую природу. Даже выбрасывая мусор  в мусорное ведро, мы невольно засоряем природу, не говоря уже о разбрасывании его в парке или в лесу. Учёные подсчитали, что каждый житель в год выбрасывает около тонны мусора. Вредные вещества при переработке мусора попадают в окружающую среду и отравляют её.

Стол №1 Охрана зверей

- В Красную книгу Калужской области занесено 132 вида позвоночных животных, 36 из них охраняются на территории всей Российской федерации.

Стол №3 Охрана рыб

- В Калужских водоёмах можно встретить стерлядь, русскую быстрянку, бычка – подкаменщика, занесённых в Красную книгу России.

Стол №5 Охрана растений

- Растения Красной книги Калужской области очень уязвимы, по разным причинам они находятся на грани исчезновения. Это: Волчье лыко, молочай солнцегляд, росянка круглолистная, Медвежье ушко, тополь чёрный, фиалка душистая и многие другие. В наших силах не допустить их исчезновения. Каждый человек, встретивший растения из Красной книги, должен хотя бы оставлять их в нетронутом состоянии

Стол №4 Охрана насекомых

- Заповедники – это уголки дикой  природы, где полностью запрещено убивать животных, ловить рыбу, вырубать леса. В заповеднике «Калужские засеки» водятся 450 видов бабочек, 178 видов птиц, растёт 703 вида растений, обитают зубры.

Стол №1 Охрана зверей

- В заказниках разрешена хозяйственная деятельность человека,  однако она не должна причинять вред природе. В государственном природном заказнике «Таруса» живут лоси, кабаны, пятнистые олени, маралы, бобры, лисицы, зайцы, боровая и водоплавающая дичь

Стол№ 4 Охрана рыб
- Национальные парки тоже созданы для охраны природы, однако они открыты для посещения людей и являются настоящими музеями живой природы. Территория
национального парка «Угра» является туристическим районом, особенно пользуются популярностью водные маршруты по Угре, Жиздре и Оке.

Стол №5 Охрана растений

На территории Калуги находится памятник природы «Калужский Бор». Возраст деревьев в нём составляет 180-200 лет, а некоторых сосен и 300 лет. Здесь находится 5 небольших болот. В бору растёт более 500 видов растений и обитает около 60 видов птиц.

Включение в систему знаний и повторений

Познавательные УУД

(осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий)

Регулятивные УУД
(саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)

- Ребята, какую проблему мы затронули на этом уроке?

- Как хозяйственная деятельность человека отражается на окружающей среде?

- Какие меры приняты для охраны природы?

- Какой вклад мы с вами можем внести в охрану природы?

- Проблему защиты природы.

- Загрязняется воздух, почва, вода.

- Создаются специальные организации, издаётся Красная книга, организовываются заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады, зоопарки.

- Не ломать деревья, не рвать растения, не загрязнять лес мусором.

Самостоятель-ная работа

Коммуникативные УУД

(оформление своей мысли в монологическое высказывание, рассуждение)

Регулятивные УУД

(планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей)

- Каждый стол должен предложить своё правило по защите своих подопечных.

- Нарисуйте нужный знак, запрещающий вредить природе

Свои работы дети подшивают в папку «Свод законов о природопользовании»

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Личностные УУД

(оценивание разного вида деятельности на уроке)
Регулятивные УУД

(формирование умения адекватно оценивать свою деятельность)

- Что понравилось на уроке?

Дети заканчивают предложения в зависимости от впечатления от урока:
- Сегодня мне удалось…

- Теперь я умею…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...