ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по чтению (1 класс) на тему

Нарушение чтения (дислексия)- это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narushenie_chteniya_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нарушение чтения (дислексия)- это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.                                             С 2011 года по 2014 год мною было обследовано 670 учащихся младшего школьного возраста со стойкой неуспеваемостью. У 520 человек (77,6%) причиной неуспешности в обучении является низкий уровень сформированности навыка чтения. Приведу подробную характеристику нарушений чтения, которые я наблюдала в ходе обследования сформированности техники чтения у детей, пришедших ко мне на консультацию. Обследовалась группа детей младшего школьного возраста в составе 30 человек (учащиеся 1-2 классов). Использовалась педагогическая диагностика, разработанная аналитическим научно-методическим центром «Развитие и коррекция» г.Москва.

Диагностические данные по обследованию технической и смысловой стороны чтения

Компоненты чтения

Кол-во

чел.

     %

Техническая сторона чтения

1

Знание букв

30

100

2

Правильное слияние (чтение прямых и обратных слогов)

2

6,6

3

Побуквенное чтение слога с последующим слиянием

1

3,3

4

Послоговое чтение

8

26,6

5

Послоговое чтение + целым словом

12

40

6

Чтение целыми словами + послоговое

4

13,3

7

Синтетический способ чтения

3

10

8

Темп чтения:

- медленный

11

36,7

- средний

16

53,3

- быстрый

3

10

9

Правильность чтения

7

23,3

Смысловая сторона чтения

1

Выразительность чтения

3

10

2

Понимание смысла прочитанного

16

53,3

Диагностические данные по обследованию правильности чтения

Типичные ошибки чтения

Кол-во

чел.

%

1

Замена гласных  звуков

10

33,3

2

Замена согласных звуков

12

40

3

Пропуск гласных звуков

3

10

4

Пропуск согласных звуков

9

30

5

Перестановка звуков

16

53,3

6

Вставка гласных между согласными при их стечении

11

36,7

7

Пропуск согласных при их стечении

4

13,3

8

Перестановки слогов

5

16,6

9

Замены слов другими словами (чтение «по догадке»)

21

70

10

Ошибки в окончаниях слов

14

46,7

11

Чтение многосложных слов (3 и более слогов)

20

66,7

12

Слова со стечением согласных

12

40

13

«Двойное чтение» (про себя, шепотом, а затем вслух)

19

63,3

14

Регрессии (повторное чтение уже прочитанного текста)

17

56,7

В результате обследования навыка сформированности техники чтения можно сделать вывод, что темп чтения, выразительность и осмысление прочитанного зависят от способа чтения. Чем не совершеннее способ, тем медленнее читает ребенок. Из-за низкой скорости, ошибок, которые допускает ребенок в процессе чтения, страдает целостное восприятие и осмысление прочитанного текста. Проанализировав часто встречающиеся ошибки, можно выделить типичные и постараться определить причину их возникновения.

  1. Из-за нетвердого знания букв, дети допускают замену букв, имеющих одинаковые элементы: вместо П читают Т или Н, Т – Г, Ш – Щ, Э – О, Х – К и др.
  2. Из-за слабого различения звучания некоторых близких по произношению звуков допускают замены по звонкости и глухости согласных: Т –Д, К – Г, Б – П, Ж – З, Ш – С и т.д.
  3.  В результате низкого самоконтроля, нарушения внимания, из-за считывания случайно попадающих в поле их зрения букв, дети допускают ошибки в виде пропусков, перестановок звуков (кот – кто, он – но, лампа – лапа и др.), слогов (лапа – пала).
  4. При чтении словосочетаний многочисленны ошибки в окончаниях слов. Они возникают из-за трудностей, связанных с осмыслением лексической связи между словами, которая осуществляется через окончания слов (молодая картошку, с душистый укроп, смеялись девочка ).
  5. Причины «двойного» чтения (сначала про себя или шепотом, а затем вслух), чтения «по догадке» (замены слов: картошка – карточка, посадила – поставила) кроются в том, что к ребенку родители, а часто и учитель в классе, предъявляют требование читать целым словом, а он еще не готов к этому из-за медленного темпа. Чтобы выполнить это требование, ребенок начинает читать «двойным» способом, замедляя темп, или, наоборот, убыстряя темп, называет слово «по догадке».
  6. Тормозят, мешают ребенку совершенствовать способ чтения, а значит и увеличивать скорость чтения, наличие в слове 3-х слогов, наличие стечения согласных (СССГ – вдруг, страх, ССССГ - взгляд, всплеск, встреча), недостаточно полное понимание значения слов, из-за отсутствия этого слова в активном слове школьника. Эти трудности являются причиной возникновения недостатка чтения – регрессии. Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

Эти особенности чтения я наблюдала у детей, имеющих нормальный слух, зрение, сохранный интеллект. У детей с трудностями обучения чтению наряду с указанными особенностями чтения я выделила и недостаточную сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

- недостаточная подвижность речедвигательного аппарата (нечеткая, неряшливая артикуляция);

-  снижение внимания и памяти;

Различны происхождения трудностей, их причины, а также проявление и характер. Спонтанно, без помощи взрослых ребенку трудно справиться с помехами, тормозящими формирование навыка чтения.

Учителю и родителям необходимо знать характерные особенности формирования навыка чтения. Учитель обязан установить причину возникновения трудностей. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная целенаправленная помощь учителя и родителей необходимы для оказания реальной помощи ребенку, испытывающему трудности в обучении чтению; снятия психического и физического напряжения; повышения самооценки, уверенности в своих силах. Для преодоления трудностей обучения чтению требуется специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс педагогических мероприятий. Большое значение приобретает четкая организация, содержание, личностно-ориентированный подход в коррекционной работе.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по преодолению фонетических ,фонетико-фонематических нарушений речи у детей младшего школьного возраста

Рабочая программа по преодолению фонетических, фонетико-фонематических нарушений речи у детей младшего школьного возраста составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Цель программы: Реализ...

Нарушения письма и чтения у детей младшего школьного возраста.

В статье перечисляются причины возникновения дисграфии и дислексии, а также симптомы их проявления и способы коррекции....

Причины нарушения письменной речи детей младшего школьного возраста.

На сегодняшний день острой становится проблема увеличения количества детей с нарушением речи сначала устной, а вследствие письменной (письмо и чтение), что вызывает определенные трудности при усв...

Профилактика нарушения чтения у детей младшего школьного возраста

Профилактикой нарушения речи должны заниматься еще в дошкольных образовательных учреждениях, особенно с детьми с речевыми нарушениями. Осуществляя работу по различным направлениям: развитие словаря. з...

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...

Статья "Работа учителя-логопеда по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье автор рассматривает такое нарушение речи как общее недоразвитие речи. В работе описан экпериментальный опыт по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим н...

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

В настоящее время отмечается значительное увеличение количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой п...