Нарушения письма и чтения у детей младшего школьного возраста.
статья по логопедии (2 класс) на тему

В статье перечисляются причины возникновения дисграфии и дислексии, а также симптомы их проявления и способы коррекции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narusheniya_pismennoy_rechi_u_detey_u_detey.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия и дислексия у детей

С точки зрения современной психологии, дислексия (нарушения в чтении) и, как её следствие, дисграфия (нарушения письма) — это внешняя симптоматика ребенка с синдромом дефицита внимания, что ведет его в будущем к серьезным нарушениям в восприятии целостности мира и объемных предметов внутри пространства.
Как ни парадоксально, но количество детей, с трудом осваивающих чтение и каллиграфическое письмо, становится все больше.
Причину нужно искать глубоко в сознании каждого ребенка, так как она строго индивидуальна, а общая проблема заключается в объективном исследовании данного отклонения в поведении, которое проявляется в 6-7 лет, тогда, когда дети идут в школу.

Что такое СДВ?

Синдром дефицита внимания у ребенка заключается в том, что он больше времени стал проводить со своим другом-компьютером, предпочитая ему живое общение со сверстниками и домашними. Его поведение становится инфантильным, его не интересует происходящее вокруг, глядя на таких детей, можно сказать, что у них есть определенная задержка в психическом развитии, хотя на самом деле это не так.

С другой стороны, неверное восприятие пространства может объясняться незрелостью отделов головного мозга, что, в свою очередь, усугубляет однобокое общение ребенка с виртуальными персонажами.

Признаки дисграфии у детей

Школьная программа устроена таким образом, что за год ребенок должен усвоить все навыки каллиграфического письма, научиться складывать слоги в слова, а слова в предложения, и, кроме этого, отображать это все на бумаге. Мозг и его подкорковые отделы должны полностью созреть для такой непростой работы. Это заключается в слаженной работе речедвигательных, слуховых, зрительных и рукодвигальных анализаторов.
Все психические процессы (восприятие, мышление, воображение, память, внимание) работают на полную мощность, когда ребенок обучается писать.

Дисграфия бывает у детей с нормальным интеллектом, она имеет несколько проявлений: перевернутое или зеркальное восприятие, потеря пространства на листе бумаги, отсутствие внутренней речи как обязательного этапа в обучении чтению и письму.

Дислексия и дисграфия у детей всегда идут рядом: если не научиться читать правильно, ни о каком нормальном отображении звуков буквами не может быть и речи.

Симптомы дислексии

Дислексия проявляется в избирательной особенности воспринимать написанное в то время, когда общая способность к обучению сохраняется.
Это — нарушения чтения, выражающиеся в делении слова на части и невозможности воспринять и понять смысл прочитанного.
Часто дети угадывают слово по первым буквам, у них развито механическое чтение как повторение отдельных слогов и звуков без осознания контекста.

Дислексия у младших школьников сопровождают такие феномены, как: ребенок видит буквы в зеркальном отражении, когда его взгляд соскальзывает со строки и когда он читает только первый слог в слове, а остальное додумывает по смыслу.

Как устранить симптомы данных психических расстройств?

1.Родителям потребуется помощь школьного дефектолога, чтобы правильно установить диагноз и скорректировать работу по устранению дислексии и дисграфии.
2. Работа будет вестись не только в школе, но и дома. Она предполагает прочтение текстов вместе с родителями, прочтение взрослыми предложений по принципу антиципации (например, вместо «Над домом пролетала стая аистов» родитель специально читает «Нап подом дролетама ктая аиктов», чтобы побудить ребенка исправить ошибки).
3. Запаситесь терпением и научитесь проговаривать с ребенком отдельные слова, которые после будут написаны на листе бумаги – так формируется речевой слух.
4. Просите, чтобы ребенок произносил каждое слово отдельно от другого с явной артикуляцией для формирования внутренних фонематических процессов.
5. Если малышу трудно запомнить букву, сравнивайте её с предметами окружающей среды (например, О – как мяч, Д – как дом, Р – как флажок, Ж – как жук).
6. Чтобы взгляд не «сползал» со строки, всякий раз просите ребенка водить пальцем или маленькой указкой за словами, которые он читает. Суть каждого занятия заключается в развитии речевого слуха и буквенного зрения.
7. Полезно списывание, зачеркивание определённых букв, самоисправление ошибок. Действуйте по принципу: «Лучше меньше, да лучше!».
8. Не ругайте ребенка за ошибки, развивайте в нем уверенность в своих силах и чувство защищенности — это гарантия устойчивых и успешных результатов коррекции речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...

Методическое пособие к программе дополнительного образования "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия" для детей младшего школьного возраста.

В  методическом пособии представлен большой теоретический и практический материал по профилактике осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста. Даны характеристики правильной осанки,...

Цикл занятий направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста. «Планета здоровья»

Методическое пособие представляет систему оздоровительных занятий для детей младшего школьного возраста, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата.    В струк...

ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нарушение чтения (дислексия)- это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психичес...

Профилактика нарушения чтения у детей младшего школьного возраста

Профилактикой нарушения речи должны заниматься еще в дошкольных образовательных учреждениях, особенно с детьми с речевыми нарушениями. Осуществляя работу по различным направлениям: развитие словаря. з...

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...