Статья «Выразительное чтение стихотворений»
статья по чтению

Ракитина Людмила Николаевна

     Если в начальной школе дети научатся читать выразительно, то это искусство они  пронесут через всю свою жизнь и смогут передать  другим. А заслуга учителя в этом будет очень велика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Выразительное чтение стихотворений»

Л.Н.Ракитина, учитель начальных классов МАОУ СОШ №2, с. Абатское, Тюменская область

 На первый взгляд кажется, что выразительно читать стихотворения это очень просто. С детского сада дети слышат: «Читай стихотворение. Так, хорошо! А теперь прочти выразительно. Громко! Тихо! Выговаривая каждое слово! Выделяя голосом главные слова!»

Хорошо, если ребёнок интуитивно чувствует, как нужно прочитать то или иное стихотворение. А если интуиция молчит? Неужели ребёнок никогда не научится читать выразительно?

        Для того чтобы читать выразительно выясним, к какому жанру принадлежит произведение. Каждый жанр требует особого прочтения.

Выберем для работы над выразительностью стихотворение. Стихотворение – небольшое произведение,  отражающее переживания, чувства человека, вызванные каким – либо событием, и имеющее стихотворную форму, ритм и рифму, то есть деление на строки.

Во-первых, учитель должен  научить работать детей  над выразительностью стихотворения в определённой последовательности.

Этому может помочь памятка.

Памятка

Как подготовиться к выразительному чтению

  1. Перечитай внимательно текст. Вспомни содержание, мысли, чувства героев, автора.
  2. Определи своё отношение к героям, событиям.
  3. Мысленно представь себе их.
  4. Подумай, что будешь говорить при чтении слушателям, что хочет сообщить автор.
  5. Реши, как ты будешь использовать интонационные средства: тон, темп чтения, логические паузы, логические ударения.
  6. Потренируйся дома, читая текст вслух для себя. Представь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
  7. Прочитай текст выразительно.

Во-вторых, детей нужно научить  выделять паузы  и ставить  логическое ударение, т. е. выделять голосом  особо значимое слово в строке.

Работа над выразительным чтением стихотворения

1. Пауза

        Для работы над выразительным чтением стихотворения очень важно делать паузы в нужном месте. Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. Иногда названием стихотворения является первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. Необходимы паузы при знаках препинания:

  • там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
  • Точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
  • Вопросительные и восклицательные знаки требуют паузы

        на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.

        Это графически обозначено на таблице, которая вывешивается на доске.

                                                                        Таблица 1

                                                    1. Паузы

п/п

    Знаки препинания

               Счёт

      Обозначение

1

               ,

Раз

I

2

           .  -  :

Раз, два

II

3

             ?  !

Раз, два, три

III

4

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

5

После прочтения

     заглавия

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII

  1. Логическое ударение

        При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово. Познакомимся с таблицей 2.

                                                                           Таблица 2

                                    2.Логическое ударение

          обозначение              

Слова, на которые падает логическое ударение

Соединение строчек, интонационный перенос

Повышение тона

Понижение тона

      _______________

                    +

                            

        

        Эти таблицы должны быть перед глазами учащихся на первых этапах обучения выразительному чтению.

3. Графическая работа

        На текст стихотворения накладывается калька и проставляются условные знаки (см. таблицы 1, 2).

4. Чтение стихотворения учащихся в соответствии с расставленными знаками.

5. Наблюдение над аллитерацией

        Аллитерация – это повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность.

6. Настроение стихотворение

        - Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющие его настроение? Такие слова мы называем ключевыми.

        - Какой знак стоит в конце предложения? Как следует прочитать это стихотворение?

        - Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо?

7. Повторное чтение стихотворения учащимися

Работа над выразительным чтением стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги»

- Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?

-Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?

     - С какой интонацией  читать последнюю строфу? Почему?

     - Расставьте паузы в стихотворении и подчеркните значимые слова.

( На текст стихотворения накладывается калька и проставляются условные знаки (см. таблицы 1, 2).)

Выразительное чтение стихотворения с расставленными паузами.

                                        * * *

                Густой зелёный ельник у дороги, I

                Глубокие пушистые снега. II

                В них шёл олень, I могучий, I тонконогий, I

                К спине откинув тяжкие рога. II

                Вот след его. II Здесь натоптал тропинок, I

                Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб – II

                И много хвойных крестиков,  I остинок +

                Осыпалось с макушки на сугроб. II

                Вот снова след, I  размеренный и редкий, I

                И вдруг – II  прыжок! III И далеко в лугу +

                Теряется собачий гон –  II и ветки, I

                Обитые рогами на бегу… III

                О, I как легко он уходил долиной! III

                Как бешено, I в избытке свежих сил, I

                В стремительности радостно-звериной +

                Он красоту от смерти уносил! III

        Если в начальной школе дети научатся читать выразительно, то это искусство они  пронесут через всю свою жизнь и смогут передать  другим. А заслуга учителя в этом будет очень велика.

Использованная литература

  1. Полная энциклопедия начальной школы.  Чтение – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 768с. – (Домашний репетитор).
  2. Шестипалова К. П. Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  2003. – 208 с. – (Б – ка учителя начальной школы).
  3.  Айгишева А. В. Банк заданий к урокам чтения. Журнал «Начальная школа» 2004. № 12. 80 с.

        

                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 57. Поэзия и история. Урок выразительного чтения стихотворений (4 класс. Чуракова Н. А.)

История России очень интересна и, согласитесь, противоречива. В разных источниках мы можем найти самые разные описания того или иного исторического события. Но есть очень правильный и точный ист...

Урок литертурного чтения в 4 классе "Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Детство"

В данной разработке показаны приемы работы над выразительным чтением лирического произведения....

Правила выразительного чтения стихотворения

Памятка для учащихся. Правила выразительного чтения стихотворений....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Работа над выразительным чтением стихотворения Н.М. Рубцова "Тихая моя родина"

Урок построен на использовании технологии работы с текстом и ИКТ, раскрывает этапы работы над выразительным чтением стихотворения....

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине». Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс ОС "Гармония" на тему: Ладонщиков "Скворец на чужбине"...

Реализация критериально – ориентированного подхода при оценки осознанного и выразительного чтения стихотворения

Реализация критериально – ориентированного подхода при оценки осознанного и выразительного чтения стихотворения...

Выразительное чтение стихотворений

Выразительное чтение стихотворений...