Урок 57. Поэзия и история. Урок выразительного чтения стихотворений (4 класс. Чуракова Н. А.)
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Мишина Наталья Валентиновна

 

История России очень интересна и, согласитесь, противоречива. В разных источниках мы можем найти самые разные описания того или иного исторического события. Но есть очень правильный и точный источник - это поэзия! Поэты описывали события и лю¬дей всей душой и сердцем.

Сегодня тема нашего урока «Поэзия и история».

-              Что вы ждете от урока? Что хотите узнать? (Читая стихи, мы можем узнать, как поэты относятся к историческим событиям, определить настроение, выбрать подходящие интонации.)

Викторина «История в стихах».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_57._poeziya_i_istoriya.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 57. Поэзия и история.

Урок выразительного чтения стихотворений

Цели: воспитывать любовь к поэзии; учиться с выражением читать стихи наизусть, передавать верную интонацию.

Примечание: готовясь к уроку, дети выбирают стихотворение о каком-либо историческом событии и заучивают наизусть.

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Подготовка к восприятию, сообщение темы

(Звучит песня «Гляжу в озера синие» (муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана.)

На фоне музыки идет показ слайдов с изображением картин русской природы и памятных мест России. Вступительное слово учителя.)

Храня преданья вековые,

Ты вся лежишь в грядущем дне.

Такой и видишься,

Россия, Ты наяву мне и во сне.

История России очень интересна и, согласитесь, противоречива. В разных источниках мы можем найти самые разные описания того или иного исторического события. Но есть очень правильный и точный источник - это поэзия! Поэты описывали события и лю¬дей всей душой и сердцем.

Сегодня тема нашего урока «Поэзия и история».

-        Что вы ждете от урока? Что хотите узнать? (Читая стихи, мы можем узнать, как поэты относятся к историческим событиям, определить настроение, выбрать подходящие интонации.)

III. Работа по новой теме

1. Викторина «История в стихах».

-        Внимательно прослушав стихотворение, назовите событие, о котором идет речь, и дату, когда это событие произошло.

(На доске изображена «лента времени», на нее заносятся ис¬торические даты.

Стихи читают заранее подготовленные ученики.)

Киев замер, в одночасье вымер,

Злые взгляды древних стариков:

В это утро светлый князь Владимир

Сокрушал языческих богов.

(988 год, Крещение Руси)

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

(1941-1945 гг., Великая Отечественная война.)

Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя, внука Чингизхана,

Свое соседство с ним кляня.

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли

В осенний день, по степи голой,

Топча сухие ковыли.

(1237 год, вторжение монголо-татар на Русь.)

Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки,

Катятся ядра, свищут пули,

Нависли хладные штыки,

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы.

(27 июня 1709 года, Полтавская битва.)

Впереди по звонким льдинам,

Гремя тяжелой чешуей,

Левонцы едут грозным клином,

Свиной железной головой.

(5 апреля 1242 года, Ледовое побоище.)

И вот нашли большое поле:

 Есть разгуляться где на воле!

 Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки

Французы тут как тут.

(Август 1812 года, Бородинское сражение.)

2. Выразительное чтение отрывка из цикла стихов Александра Блока «На поле Куликовом».

(Учитель показывает дату - 8 сентября 1380 года.)

- Вспомните, какое событие произошло в этот день? (Кули¬ковская битва.)

В битве принимало участие более 100 ООО воинов с обеих сто¬рон, это сражение надломило дух завоевателей, их уверенность в победе, ослабило наступательную активность.

Этому событию посвятил цикл стихов «На поле Куликовом» рус¬ский поэт Александр Блок. Послушайте отрывок из этого цикла.

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла

И словно облаком суровым

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем,

Теперь твой час настал. - Молись!

3. Чтение стихов о русских городах.

(Звучит песня «Моя Москва» (муз. М. Дунаевского сл. С. Агра-няна, М. Лисянского).

Чтение стихотворений о Москве.)

Москва (отрывок)

Близко... Сердце встрепенулось;

Ближе... ближе... Вот видна!

Вот раскрылась, развернулась, -

Храмы блещут: вот она!

Так - она! - Давно ль из пепла?

А взгляните: какова!

Встала, выросла, окрепла

И по-прежнему жива!

И кресты церквей далече,

В радость сердцу и очам,

Идут в золоте навстречу

Золотым небес лучам, -

И спокойный, величавый,

Бодрый сторож русской славы -

Кремль - и красен, и велик,

И светла, златовенчанна

Колокольня Иоанна

Движет звучный свой язык;

Только с бурей поборолась.

Глядь! Опять в лучах горит

И во весь свой медный голос

С божьим небом говорит.

                  1838 г., В. Г. Бенедиктов

-        С какого года начинается история Москвы? (Первое упоми¬нание в летописи в 1147 году.)

-        Кто был основателем Москвы? (Москву на холме среди лесов приказал строить Юрий Долгорукий, когда стал великим князем.)

-        О каком событии из истории города упоминается в стихо¬творении? (Пожар Москвы 1812 года.)

-        Какие чувства испытывает поэт при возвращении в родной город? (Огромную радость, восторг, особенно это чувству¬ется в первых строчках стихотворения.)

Москва

Город чудный, город древний.

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных...

Это матушка Москва!

Ты, как мученик, горела,

Белокаменная!

И река в тебе кипела

Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала

Полоненною,

И из пепла ты восстала

Неизменною!..

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

                       Ф.Н. Глинка

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Гордость, восхищение.)

- Как называет поэт Москву? (Матушка.)

Тем самым поэт выражает свои теплые чувства к этому городу.

- Обратите внимание на знаки препинания в конце предло¬жений. С какой интонацией надо читать стихотворение? (С торжественной.)

Евгений Онегин (отрывок)

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордился славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар Нетерпеливому герою.

Отселе в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

                                 А.С. Пушкин

- О чем это стихотворение (О Москве 1812 года.)

- Что вы себе представляете, слушая стихотворение?

- Правильно ли выбрана интонация? Как надо читать это сти¬хотворение? (Неторопливо, с раздумьем.)

- О войне 1812 года написано много стихов. Кто из поэтов рассказал о важнейшем сражении этой войны? (Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино».)

IV.        Физкультминутка

V.        Продолжение работы по теме

(Чтение стихов о Петербурге.)

Медный всадник (отрывок)

На берегу пустынных волн

Стоял он дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река -неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, и топи блат

Вознесся пышно, горделиво...

-        О ком говорит Александр Пушкин в своем стихотворении? (О Петре I.)

-        Что вы знаете об этом царе? Расскажите.

В мае 1703 года по велению царя Петра в устье реки Невы была заложена Петропавловская крепость. Местом для строительства новой крепости был избран Заячий остров, расположенный в са¬мом широком месте Невы и со всех сторон окруженный водой. Вокруг этой крепости и возник город, названный в честь Святого Петра.

Медный всадник (отрывок)

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

 Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

 Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

 И не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

 Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

                    А. С. Пушкин

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Какую особенность Петербурга описывает поэт в нем? (Бе¬лые ночи.)

- Как поэт рассказывает об этом городе? (Восторженно, он очарован красотой Петербурга.)

VI. Поэтический марафон

Дети читают наизусть подготовленные дома стихи. Проводится обсуждение выразительности: интонация, темп, логические уда¬рения.

VII. Итог урока

Вот и подходит к концу наш урок. Мы с вами перелистали страницы истории нашей Родины, а помогли нам стихи. Поэт - это гражданин своей страны, и без сомнения, ее история близка ему, как и всякому другому человеку. Вы помните, что поэт - человек, чувствующий по-особенному: ярко, остро. Надеюсь, что эти чув¬ства передались и вам.

(Звучит песня «Россия - Родина моя» (муз. В. Мурадели, сл. В. Харитонова).)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила выразительного чтения стихотворения

Памятка для учащихся. Правила выразительного чтения стихотворений....

Статья «Выразительное чтение стихотворений»

   Если в начальной школе дети научатся читать выразительно, то это искусство они  пронесут через всю свою жизнь и смогут передать  другим. А заслуга учителя в этом будет оч...

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине». Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс ОС "Гармония" на тему: Ладонщиков "Скворец на чужбине"...

Реализация критериально – ориентированного подхода при оценки осознанного и выразительного чтения стихотворения

Реализация критериально – ориентированного подхода при оценки осознанного и выразительного чтения стихотворения...

Выразительное чтение стихотворений

Выразительное чтение стихотворений...

«Техника выразительного чтения стихотворений»

Показаны приймы для обучению выразительному чтению...

Конспект урока "В. Берестов «Кошкин щенок». Выразительное чтение стихотворения".

Создать условия для ознакомления со стихотворениями о животных; способствовать развитию навыка чтения; содействовать воспитанию любви к животным...