Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине». Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла
методическая разработка по чтению (2 класс)

Кирилкина Елена Владимировна

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс ОС "Гармония" на тему: Ладонщиков "Скворец на чужбине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._chtenie.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА  УРОКА

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Составитель: Кирилкина Елена Владимировна,

учитель МОУ СОШ пос. Титово

 Пачелмского района Пензенской области

-2016г-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: Литературное чтение

ТЕМА: «Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине».  Выразительное чтение стихотворения  как интерпретация авторского замысла

КЛАСС: 2

ОС: Гармония

ТИП УРОКА: урок контроля и оценки

ЦЕЛЬ ТЕМЫ: через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения учащимися известным способом действия (выразительное чтение как интерпретация) и понимания границ его применения.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • формирование умения анализировать и интерпретировать стихотворение, наблюдать и открывать самостоятельно изобразительные авторские средства;
  • формирование личностных качеств читателя, способного оценивать индивидуальный авторский стиль, настроение, отношение к изображаемому в произведении;
  • формирование регулятивных и универсальных действий:
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

ОСНОВНЫЕ  ТЕРМИНЫ,  ПОНЯТИЯ: речевые звенья, ключевые слова, настроение, тон, темп, интонация.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  • Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.
  • Постановка учебной задачи
  •  Решение 1-й частной задачи
  • Решение 2-й частной задачи
  • Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения
  • Контроль и оценка выразительного чтения стихотворения

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные  связи

Ресурсы

Формы  работы

Литературное  чтение      Развитие речи

Информационный ресурс

1) Учебник  О.В.Кубасова «Литературное чтение» 2 класс.

2) Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение».

3) Рабочая тетрадь по литературному чтению.

4) Е.И. Матвеева «Деятельностный подход к обучению в начальной школе».

5) Е. И. Матвеева «Критериальное оценивание в начальной школе».

Демонстрационный ресурс

1.Памятка для составления партитуры

  • Подели каждое высказывание на синтагмы (речевые звенья).
  • Обозначь знаком / или // паузы между ними.
  • В каждой синтагме подчеркни ключевые слова.

  • Отметь особую интонацию в конце каждого высказывания

2. Иллюстрации

Интерактивный ресурс

Электронное приложение к уроку

 Индивидуальная

Парная

        Групповая

ХОД  УРОКА

1. Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Предоставить учащимся  проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме;
  • Создать условия для формулировки им собственных целей-мотивов.
  • Способствовать фиксации и систематизации информации.
  • Дать возможность услышать учащимся разные мнения по поводу стихотворения.

1.Речевая разминка

РА-РО-РЭ-РУ-РЫ

Прочитайте на одном выдохе:

  • Ритмично, чётко;
  • быстро;
  • с замедлением.

РЯ-РЁ-РЕ-РЮ-РИ

Прочитайте на одном выдохе:

  • ритмично, чётко;
  • медленно;
  • с убыстрением.

     РА-РЯ-РЯ-РАЗГОРАЕТСЯ ЗАРЯ

  • Прочитайте тихо.
  • Прочитайте, увеличивая громкость.

РЕ-РО-РО-НА ДВОРЕ СТОИТ ВЕДРО

  • Прочитайте громко.

Прочитайте, уменьшая громкость.

2. Выразительное чтение стихотворения

- Какие чувства у вас вызвало это произведение? Выслушиваются разные мнения.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2. Постановка учебной задачи

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- А вы смогли бы прочитать это стихотворение выразительно?    

- Нет. Мы ещё не поработали с произведением, не обсудили замысел автора. Думаю, что сразу его прочитать выразительно будет трудно.

- Как вы думаете, какое задание я хочу предложить сегодня на уроке? Обсудите это в паре.

- Мы думаем, что сегодня мы должны будем показать, как сами умеем читать выразительно. Но для этого надо сначала поработать над стихотворением.

- Действительно, сегодня на уроке мы продолжим учиться читать выразительно. Но читать не просто текст, а стихотворное произведение. Ведь именно чтение, исполнение может выразить авторский замысел.

- Что вы предлагаете сделать для того, чтобы подготовить выразительное исполнение произведения?

Составить партитуру текста. Прочитать текст по партитуре.

  • .умение структурировать знания;
  • постановка и формулирование проблемы;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

3. Решение 1-й частной задачи

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Дать возможность детям рассуждать самим и лишь направлять их ответы, выделять, усиливать правильные, точные ответы, поддерживать детский поиск.

- Предлагаю вам перечитать стихотворение для себя, а затем в парах обсудить, с каким настроением автор создавал это произведение?

- Как определить настроение стихотворения? Надо найти слова-настроения.

Приём «Кластеры»

Слова-настроения

                                           ___________

                                           _____________

Настроение                            ритм                                темп

__________                          ________                       _________

__________                         _________                     __________

В течение обсуждения учитель заполняет на доске схему.

- Найдите слова-настроения. Рвётся, скучает.

-Так с каким настроением, по-вашему, автор создавал это произведение? Настроение печальное. Скворец тоскует по родному дому и рвётся улететь домой.

- Что, по-вашему, решил сделать необычным поэт: персонажа, ситуацию или язык? Слова в этом стихотворении простые, ничего необычного в них нет. А вот сама ситуация, события – необычные: скворец тоскует даже по кошке.

- Итак, делаем первый важный вывод для исполнения: какое авторское настроение будем отражать при чтении?  Надо постараться создать печальное настроение во время чтения.

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты исследований.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания

4. Решение 2-й частной задачи

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Организовать обсуждение в группах.
  • Сравнить 2 варианта выполнения одного и того же задания и определиться с правильным ответом.
  • Учить оценивать ответ своих товарищей, соглашаясь или не соглашаясь, приводя свои доводы.

- Настроение мы определили, может быть, вы уже готовы читать выразительно? Нет. Мы не решили, какой надо выбрать темп для чтения.

- Раз вы решили, что надо ещё поработать, давайте вспомним, а что отличает стихотворный текст от прозаического? В стихотворении есть рифма. Обязательным в стихах является ритм.

- Действительно, ритм и рифма отличают стихотворную речь. Я предлагаю вам понаблюдать над ритмом и рифмой в этом произведении. И это мы сделаем в группах.

        Задание 1 для групповой работы:

  • Перечитайте стихотворение.
  • Выделите все рифмы в этом произведении.
  • Обратите внимание на то, все ли строки стихотворения рифмуются?
  • На какие рифмы падает логическое ударение?

Планируемый ответ по заданию1.

- Мы выделили следующие рифмы в этом произведении: стужи – лужи/живёт-поёт/родные – впервые/ рос- произнёс/ ручью – воробью/Алёшке- кошке.

- Логическое ударение падает почти на все рифмы.

Задание 2  для групповой работы

  • Перечитайте стихотворение.
  • Обратите внимание на то, каковы строки стихотворения по длине?
  • Вспомните, каким может быть ритм? Определите ритм этого стихотворения.

Планируемый ответ по заданию 2

-Строки стихотворения короткие, иногда состоят из2-3 слов. Читать такие строки легче, потому что так понятнее, где делать паузы. Ритм в этом стихотворении чёткий.

Задание 3 для групповой работы

  • Подумайте, на какие части можно разделить это произведение?
  • Понаблюдайте, как меняется высота голоса от одной части к другой.
  • Чем отличается последняя строфа от других строф? Какой темп надо выбрать для чтения последней строфы?

Планируемый ответ по заданию 3

- Стихотворение можно разделить на 3 части. В первой части скворец улетел из родного дома. Во второй части – рвётся, а в третьей – скучает. Со 2 части голос как будто поднимается, делается выше и громче, а в третьей – становится тише и тише.

- Сделаем вывод о ритме и темпе чтения стихотворения. Выводы фиксируются на доске.

Слова-настроения

рвётся

скучает

настроение                               ритм                                темп

печальное                                  чёткий                         не быстрый

грустное

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии,

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Личностные:

применять правила  делового сотрудничества.

5. Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Формировать действия контроля и оценки на основе выделенных критериев

Учитель раздаёт заготовки оценочных таблиц. Учащиеся выполняют задание по оформлению оценочных таблиц индивидуально. Один ученик работает за компьютером и проецирует на интерактивной доске.

Заготовка оценочной таблицы

Критерии выразительного чтения

Самооценка

Оценка учителя

1) Представлены…………………

2) Точное знание………………..

3) Выделены ключевые слова…..

Расставлены……………………..

4) Тон……………………………

Темп…………………………….

Ритм……………………………..

5) Настроение…………………..

Учащиеся представляют результаты работы с таблицами, аргументируют своё мнение.

Критерии выразительного чтения

Самооценка

Оценка учителя

1) Представлены автор и название произведения

2) Точное знание текста

3) Выделены ключевые слова (улетел, рвётся, тоскует)

Расставлены паузы, соответствуют концу строк

4) Тон меняется: то повышается, то понижается

Темп не быстрый

Ритм чёткий

5) Настроение печальное, грустное


6. Контроль и оценка выразительного чтения стихотворения

- Мы договорились, по каким критериям будем оценивать чтение.

-Прочитайте стихотворение выразительно и оцените исполнение

- Ребята, сами сформулируйте домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть и прочитать его выразительно уже без опоры на текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.

Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества....

Методическая разработка урока по литературному чтению: "Персонаж в авторской сказке о волшебстве"

Урок разработан в соответствии ФГОС. Технология деятельностного метода обучения....

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Рабочая программа по литературному чтению на основе авторской программы: О. В. Кубасовой (УМК «Гармония») для 2 класса на 2014 – 2015 учебный год

I. Пояснительная записка.Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, программы по литературному чтению автора О. В. ...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Авторские сказки. Н.Носов. "Приключения Незнайки и его друзей"

Конспект урока по литературному чтению по теме: Авторские сказки. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»...