Рабочая программа по литературному чтению на основе авторской программы: О. В. Кубасовой (УМК «Гармония») для 2 класса на 2014 – 2015 учебный год
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

I. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, программы по литературному чтению автора О. В. Кубасовой (УМК «Гармония») из расчета 4 учебных часов в неделю. Утверждена Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

 

– количество часов в год – 136;

– количество часов в неделю – 4;

– количество часов в 1-й четверти – 37;

– количество часов во 2-й четверти – 28;

– количество часов в 3-й четверти – 40

– количество часов в 4-й четверти – 31

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, не­обходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, спо­собные затронуть его душу, и овладеет специальными чита­тельскими умениями и навыками.

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

·         Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младшего школьника; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной художественной деятельности;

·         Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

·         Воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr._po_chteniyu.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературному чтению

на основе авторской программы: О. В. Кубасовой

(УМК «Гармония») для 2 класса

на 2014 – 2015 учебный год

I. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, программы по литературному чтению автора О. В. Кубасовой (УМК «Гармония») из расчета 4 учебных часов в неделю. Утверждена Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

– количество часов в год – 136;

– количество часов в неделю – 4;

– количество часов в 1-й четверти – 37;

– количество часов во 2-й четверти – 28;

– количество часов в 3-й четверти – 40

– количество часов в 4-й четверти – 31

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младшего школьника; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной художественной деятельности;
  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • Воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1.        Формирование устойчивого желания читать доступную
возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

  1. Совершенствование у детей навыка чтения: сознательности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
  2. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
  3. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5.Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6.        Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видожанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7.        Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Реализовать перечисленные выше задачи учителю поможет специально созданный для этого комплект учебников по чтению «Любимые страницы» 2 класс, 1, 2, 3 часть, автор О. В. Кубасова, изд-во «Ассоциация XXI век» 2012 г., Рабочая тетрадь по чтению 2 класс того же автора и издательства, и сборник методических рекомендаций по литературному чтению для начальной школы, 2класс, изд-во «Ассоциация XXI век» 2012 г

Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видожанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.

В учебнике для 2 класса литературные произведения систематизированы, что позволяет сформировать все стороны навыка чтения и первоначальные умения работы с художественным текстом. В первой части книги («Учимся читать») помещены произведения, которые способствуют развитию сознательности, правильности, беглости и выразительности чтения (разделы «Читаем — думаем», «Читаем правильно», «Читаем быстро», «Читаем выразительно»).

Во второй части книги («Учимся работать с текстом») заложены элементарные основы литературного анализа художественного текста (разделы «Автор и его герои», «Слова, слова, слова...», «План и пересказ»).

В третьей части книги («В мире книг»*) кроме текстов в качестве учебного материала дается определенный набор внетекстовых средств: обложка, титульный лист, предисловие, содержание (оглавление), иллюстрации. С помощью методического аппарата учебника у детей формируются навыки работы с книгой.

К концу 2 класса дети должны научиться ориентироваться в одной книге и в небольшой (до 5—6) группе книг. Итак, в книге для 2 класса тексты систематизированы в соответствии с конкретной методической направленностью каждого блока уроков на формирование того или иного компонента, составляющего сложное и, по сути, нерасчленимое умение читать. В силу этого обучение чтению приобретает ярко выраженный обучающий характер, при этом не теряя своей привлекательности для учащихся. Конкретная постановка учебной задачи, сформулированная в названиях частей и разделов, помогает и учителю, и учащимся работать целенаправленно. Вопросы и задания к текстам дают возможность полноценно организовать эту работу, а доступные и интересные произведения позволяют сохранить и приумножить желание школьников читать детскую литературу.

Региональный компонент на уроках литературного чтения реализуется через использование материалов хрестоматии по чтению «Литература Дона», которая составлена на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, разработанного Ростовским ИПК и ПРО и утвержденного министерством общего и специального образования Ростовской области.

                                    III. Содержание тем учебного курса.

Круг чтения:

Круг чтения составляют произведения фольклора, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.

Учимся читать: Читая думаем (27 ч).

М. Бородицкая, «Первое сентября»; В. Берестов, «Читалочка»; К. Ушинский, «Наше отечество»; В. Орлов, «Родное»; П. Воронько, «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков, «Скворец на чужбине»; О. Дриз, «Загадка»; Б. Заходер, «Два и три», «Как волк песни пел»; .  Р. Сеф, «Считалочка»; М. Юдалевич, «Три плюс пять»; В. Левин, «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня веселый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...»; А. Шибаев, «Кто слово найдет»; В. Берестов, «Кто хочет пить», «Гололедица»; С. Прокофьева, «Сказка о том, как зайцы  испугали серого волка»; В. Зотов, «За двумя зайцами»; Э. Шим, «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л. Толстой, «Косточка»; С. Прокофьева, «Когда можно плакать?»; В. Сухомлинский, «Пусть будут Соловей и Жук»; С. Козлов, «В сладком морковном лесу»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его», «Плохо»; А. Барто, «Рыцари»; Д.Хармс, «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»; В. Берестов, «Посадили игрушку на полку...»; Э. Мошковская, «Всего труднее дело...»; русская народная сказка «Самое дорогое»; С. Баруздин, «Кузнец»; Б. Заходер, «Петя мечтает»; русская народная сказка «Два мороза».

Учимся читать: Читаем правильно (8 ч).

В. Бардадым, «Мы читаем!»; В. Гусев, «Вот так кот»; И. Бурсов, «Кот и крот»; Д. Биссет, «Орел и овечка»; В. Драгунский, «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов, «Находчивость»; Дж. Родари, «Машинка для приготовления уроков»; Б. За-ходер, «Муравей».

Учимся читать: Читаем быстро (8 ч).

Скороговорки; И. Мазин, «Шла лисица»; Е. Благинина, «У Вари на бульваре...»; М. Бородицкая, «Были галчата в гостях у волчат...»; Р. Сеф, «Бесконечные стихи», Э. Мошковская, «Болельщик»; Ю. Ермолаев, «Угодили»; В. Осеева, «Просто старушка»; В. Голявкин, «Как я под партой сидел», «Про того, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик».

Учимся читать: Читаем выразительно (19 ч).

A.        Прокофьев, «Как на горке, на горе»; А. Фет, «Чудная картина:...»; С. Воронин, «Храбрый клоун»; С. Маршак, «Жадина»; О. Григорьев, «Яма»; Э. Успенский, «Все в порядке»; В. Осеева, «Три товарища»; Н. Матвеева, «Девочка и пластилин»; Ю. Ермолаев, «Два пирожных»; Э. Мошковская, «Обида», «Трудный путь»; Е. Благинина, «Посидим в тишине», И. Дик, «Красные яблоки»; А. Барто, «Перед сном»; С. Козлов, «Заяц и медвежонок»; И. Пивоварова, «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский, «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху»; Н. Юсупов, «Серый волк»; Дж. Родари, «Рыбы»; Б. Заходер, «Кискино горе»; Э. Мошковская, «Говорящая кошка»; А. Фройденберг, «Великан и мышь»; Д. Биссет, «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски»; К. Ушинский, «Спор деревьев».

Учимся работать с текстом: Автор и его герои (21 ч).

  1. Голявкин, «Про веселую книжку»; С. Баруздин, «Стихи о человеке и его делах»; Л.Пантелеев, «Карусели», «Как поросенок говорить научился»; В. Голявкин, «В шкафу»; А. Гайдар, «Совесть»; Ю. Юнгер, «Белая роза»;Г. Цыферов, «Град»; Г. Горбовский, «Розовый слон»,Ф. Кривин, «Родная коробка»; В. Чаплина, «Мушка»; Л. Пантелеев, «Две лягушки»; Е. Пермяк, «Волшебные краски»; С. Михалков, «Аисты и лягушки»; С. Козлов, «Правда, мы будем всегда?», «Вольный осенний ветер»; Л. Толстой, «Зайцы»; Н. Рубцов, «Про зайца»; русская сказка «Заяц-хваста».

Учимся работать с текстом: Слова, слова, слова... (10 ч).

Г. Цыферов, «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; Шотландская песенка; Б. Шергин, «Рифмы»; В. Даль, «Кузовок»; А. Барто, «Игра в слова»; И. Токмакова, «Лягушки»; В. Берестов, «Курица»; Б. Заходер, «Дырки в сыре»; А. Шибаев, «Переполох», «Прислушайся к слову»; Р. Сеф, «Кактус», «На свете все на все похоже...»; Г. Цыферов, «Что такое звезды?» А. К. Толстой, «Вот уж снег последний в поле тает...»; «Колокольчики мои...»; С. Есенин, «Черемуха»; М. Исаковский, «Ветер»; В. Рахманов, «Одуванчики».

Учимся работать с текстом: План и пересказ (21 ч).

Н. Сладков, «Медведь и солнце»; В. Осеева, «Добрая хозяюшка»; Б. Житков, «Храбрый утенок»; Э. Мошковская, «Жадина»; русская народная сказка «Мена»; В. Сухомлинский, «Вьюга»; Н. Носов, «На горке»; В. Осеева, «Хорошее»; Д. Биссет, «Про поросенка, который учился летать»; В. Гаршин, «Лягушка-путешественница»; С. Михалков, «Бараны»; К. Ушинский, «Два козлика»; С. Козлов, «Черный омут»; М. Пляцковский, «Как утенок свою тень потерял»; Е. Карганова, «Как цыпленок голос искал»; немецкая сказка «Русалочка».

В мире книг (22 ч.).

К. Ушинский, «Два плуга»; Л. Толстой, «Филиппок»; В. Авдеенко, «Маленькая Баба-Яга»; Д. Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца»; Н. Сладков, «Бежал ежик по дорожке»; М. Пришвин, «Еж»; Б. Заходер, «Птичья школа»; Н. Носов, «Затейники», «Живая шляпа»; Е. Пермяк, «Торопливый ножик», «Самое страшное»; Б. Емельянов, «Зеленая букашина».

IV. Требования  к уровню подготовки учащихся.

Правильность чтения: плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.

Скорость чтения к концу учебного года — 50—80 слов в мин. Формирование способа чтения «по догадке».

 Читательские умения.

Выработка осознанного, правильного чтения целыми словами.

Сознательность чтения.

Формирование следующих умений, определяющих сознательность чтения:

  • выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
  • пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
  • отвечать на вопросы по содержанию словами текста; определять эмоциональный характер текста;
  • выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
  • опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
  • определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;
  • уметь прогнозировать содержание читаемого;
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • формулировать тему небольшого текста;
  • работать с заголовками: выбор наиболее точного, озаглавливание текста или рисунка, прогнозирование содержания по заголовку и составление высказывания по заданному заголовку;
  • выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
  • определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте;
  • определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Выразительность чтения.

К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;
  • передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
  • выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

Работа с текстом и книгой.

К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

  • выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению составить образ автора;
  • определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;
  • выявлять авторское отношение к персонажам;
  • определять, от какого лица (автора, персонажа) ведется повествование;
  • характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;
  • выделять эпизод из текста;
  • озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
  • восстанавливать деформированный картинный план; подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
  • составлять картинный план;
  • пересказывать с опорой на картинный план; последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);
  • составлять подробный и творческий пересказ;
  • заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать; правильно называть книгу (автор, заглавие);

составлять представление о книге по обложке, прогнозировать тему, жанр, характер текста

  • ориентироваться в книге;
  • работать с содержанием (оглавлением);
  • ориентироваться в группе книг (5—6 книг).

 Литературоведческая пропедевтика.

К концу 2 класса обучающиеся должны:

  • расширить базу видожанровых и тематических литературных впечатлений;
  • осознавать условность литературного творения, его отличия от реальности (за счет внимания к личности автора);
  • осознавать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);

получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.

Развитие творческих способностей.

К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

  • говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);
  • читать по ролям;
  • инсценировать прочитанное в форме живых картин и произносить отдельные реплики за действующих лиц; инсценировать небольшой текст или фрагменты литературного произведения;
  • графически иллюстрировать прочитанное;
  • составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;

готовить творческий пересказ в форме продолжения текста

Уровень требований стандарта.

Ученик должен знать \ понимать:

--названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Ученик должен уметь:

--различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация);

--читать текст художественного произведения про себя (без учета скорости);

--определять тему и главную мысль произведения;

--пересказывать текст (объемом не более 1,5 страниц);

--делить текст на смысловые части, составлять простой план;

--составлять небольшое монологическое высказывание с опрой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

--читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

--создавать небольшой устный текст на заданную тему;

--приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

--различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ), различать сказки народные и литературные;

--приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

Ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  --самостоятельного чтения книг;

--высказывания оценочного суждения о прочитанном произведении;

--самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

--работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях

II. Учебно-тематический план. Тематическое планирование.

Содержание

Количество часов

Учимся читать. Читая – думаем.

27

Учимся читать. Читаем правильно.

8

Учимся читать. Читаем быстро.

8

Учимся читать. Читаем выразительно.

19

Учимся работать с текстом. Автор и его герои.

21

Учимся работать с текстом. Слова, слова, слова…

10

Учимся работать с текстом. План и пересказ.

21

В мире книг.

22

Итого:

136

V. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Программа по литературному чтению О. В. Кубасовой Сборник программ к УМК «Гармония», изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск, 2011 г.
  2. О.В. Кубасова «Литературное чтение», учебник для 2 класса в 2-х частях, изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск 2012г.
  3. О.В. Кубасова «Литературное чтение», рабочая тетрадь для 2 класса, изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск 2012г.
  4. О.В.Кубасова «Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы», изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск 2012 г.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ПО УЧЕБНИКУ О. В. КУБАСОВОЙ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС»

п/п

Кол-во уроков

Тема урока

 Характеристика деятельности учащихся

Домашнее

задание

Дата

По плану

фактически

Учимся читать: читая – думаем.(29 ч)

1

1

Знакомство с учебником.

Школа и школьная жизнь.

М. Бородицкая. «Первое сентября». В. Берестов. «Читалочка»

Рассматривают структуру учебника; приемы ориентирования в учебнике.

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– различают  элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

С. 3–6

2

1

Определение границ ответов в тексте.
К. Ушинский. «Наше отечество».

Патриотизм и выразительность в произведении

 название, содержание изученных произведений, их авторов.

–Читают  осознанно текст художественного

произведения;

– пересказывают  текст;

– делят   текст на смысловые части;

– создают  небольшой устный текст на заданную тему

С. 7–10

3

1

Словесное рисование. Картины природы. Правила заучивания стихотворений.

В. Орлов. «Разное». Л. Ладонщиков. «Скворец на чужбине». П. Воронько. «Лучше нет родного края». О. Дриз. «Загадка»

 - правила заучивания стихотворений.

– выполняют  словесное рисование картин природы;

– Читают  осознанно текст художественного произведения,

стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– приводят  примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

–анализируют  название произведения;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;– оценивать события, героев произведения

С. 11–13

4

1

Анализ названия произведения. Б. Заходер. «Два и три». Р. Сеф. «Считалка»

С. 14– 16

–анализируют  название произведения;

– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;– оценивать события, героев произведения

5

1

Рифма. В. Левин. «Чудеса в авоське».

С. Иванов. «Какой сегодня веселый снег…»; «Зимой Ваня сделал кормушку…»

   

–находят  рифму в произведении;

–рифмуют  слова, текст;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения;

– Читают  стихотворные  произведения наизусть
(по выбору);

– делят  текст на смысловые части;

– создают  небольшой устный текст на заданную тему;

С. 17– 19

6

1

Рифмование

текста. А. Шибаев. «Кто слово найдет?»

С. 20–23

7

1

Стихи о дружбе и взаимовыручке. Подбор пословиц к стихам.

В. Берестов. «Если хочешь пить»; «Гололедица»

С. 24–26

–подбирают  пословицы к стихам;

– приводят  примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различают  жанры художественной литературы
(сказка, рассказ, басня)

8–9

2

Прогнозирование характера текста. Определение жанра произведения. Храбрец и Глупец в сказках о животных. Б. Заходер. «Как волк песни пел»

–прогнозируют    характер  текста  по  названию  (заголовку);

– определяют   жанр произведения;

– читают  осознанно текст художественного произведения;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают события, героев произведения;

– пересказывают  текст;

– делят  текст на смысловые части, составлять его простой план;

С. 22–25,

С 27-31

10

1

Прогнозирование характера произведения по его заголовку С. Прокофьев. «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка»

С. 32–34

– приводят  примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

11

1

Сноска и работа с ней. В. Зотов. «За двумя зайцами»

   П онятие «сноска».

–работают  с элементом книги «сноска»;

–Читают  выразительно и осознанно текст художественного произведения;

– пересказывают текст;

– делят  текст на смысловые части, составлять его простой план;

– различают   жанры  художественной  литературы   (сказка, рассказ, басня);

– различают  сказки народные и литературные

С. 35–37

12

1

Выразительность – эмоциональная окраска при чтении произведений. Э. Шим. «Жук на ниточке»

–Читают  выразительно текст художественного произведения;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения

С. 38–40

13

1

Ориентировка

в книге по обложке.

Э. Шим.«Очень вредная крапива»

–ориентируются  в книге по обложке;

– Читают   осознанно текст художественного произведения;

– различают элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

С. 41–42

14

1

Поучение через осуждение поступка. Быль.

Л. Толстой. «Косточка»

– Читаю т осознанно текст художественного произведения;

– различают   жанры   художественной   литературы  (сказка, рассказ, басня);

 – привод ят примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

С. 43–44

15

1

Важное читательское качество – антиципация. Положительные и отрицательные качества человека в произведении С. Прокофьевой «Когда можно плакать?», Е  Пермяк «Как Маша стала большой»

 понятие «антиципация».

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– делят  текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составляют   небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– дают  характеристику персонажу;

–определяют    главную мысль произведения;

– создают  небольшой устный текст на заданную тему

С. 45-49

16

1

Главная мысль произведения.

В. Сухомлинский. «Пусть будут и Соловей и Жук»

В. Козлов. «В сладком морковном лесу»

С. 49–51

17

1

Работа над использованием силы голоса. В. Осеева. «Сторож». Характеристика героя

– используют силу голоса при чтении;

– пересказывают  текст, читать по ролям;

– делят  текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают события, героев произведения;

–анализируют  взаимоотношения героев, оценивать их поступки;

– Читают   стихотворные  произведения   наизусть   (по выбору);

– прогнозируют  содержание текста на основе заглавия и иллюстрации;

–определяют   эмоциональный характер произведения;

– Читают  осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости)

С. 52–55

18

1

Взаимоотношения героев. Ирония в произведениях В. Осеевой.

В. Осеева. «Кто наказал его?».

А. Барто. «Рыцари»

С. 56–58

19

1

Эмоциональный характер произведений. Хорошее и плохое в поступках детей в произведениях.

В. Осеева. «Плохо».

Д. Хармс. «Удивительная кошка».

Словесное рисование

С. 59–61

20

1

Контекстный способ чтения. Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

– Читают осознанно текст художественного произведения;

– приводят  примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различают   жанры   художественной  литературы   (сказка, рассказ, басня);

– различают  сказки народные и литературные;

–читают  выразительно, артистично текст художественного произведения;

– пересказывают  и инсценировать текст;

– различают    жанры  художественной   литературы   (сказка, рассказ, басня);

– оценивают  поступки героев сказки

С. 62–65

21

1

Выразительность чтения сказок.

Индийская сказка «Ссора птиц»

С. 66–68

22

1

Настроение в стихах. Эмоциональный характер читаемого произведения.

Э. Мошковская. «Всего труднее дело…»

–определяют  эмоциональный характер читаемого произведения;

– читают  осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно в парах по частям;

– высказываются  о чтении товарища

С. 69–70

23

1

Пересказ с опорой на картинный план. Русская народная сказка «Самое дорогое». Бытовые сказки

  Особенности бытовой сказки.

– пересказывают  с опорой на картинный план;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различают  жанры   художественной  литературы   (сказка, рассказ, басня)

С. 71–75

24

1

Авторская сказка. С. Баруздин. «Кузнец». Отражение в сказке народного быта

– Читают  осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– пересказывают  текст
(объем не более 1,5 страниц);

– приводят  примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различают   жанры  художественной  литературы   (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные

С.76-78

25

1

Характеристика персонажей, собственное отношение к их поступкам.

Б. Заходер.

«Петя мечтает»

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– оценивают события, героев произведения;

– Читают стихотворные произведения   наизусть   (по выбору);

– прогнозируют  содержание по заголовку;

– анализируют  стихотворный текст;

– отличают  «добрый смех» от иронии

С. 79-80

26

1

Выразительность чтения сказок.

Драматизация – язык сказки.

Русская народная сказка «Два Мороза». Персонажи,

прием противопоставления

  Понятия «драматизация», «волшебная сказка».

–Читают  выразительно текст художественного произведения и выделяя  главное в прочитанном;

– пересказывают , делят  текст на смысловые части, составляют его простой план;

С. 81-88

27

1

Выразительность чтения сказок.

Драматизация – язык сказки.

Русская народная сказка «Два Мороза».

– оценивают  события, героев произведения;

– приводят  примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различают  сказки народные и литературные;

– объясняют   главную мысль сказки, что «топор лучше шубы греет»

С. 81-88

С 89-94

28

1

Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь»

С 95-97

29

1

Братья Гримм «Звёздные талеры»

Обобщение по теме «Учимся читать: читая – думаем»

Учимся читать: читаем правильно. (8 ч)

30

1

Скороговорки. В. Бардадым.«Мы читаем!»В. Гусев. «Вот так кот!» И. Бурсов. «Кот и крот»

 понятие «скороговорка», ее назначение.

– Читают    стихотворные  произведения   наизусть    (по выбору);

– создают  небольшой устный текст на заданную тему

С. 98-101

31

1

Сказка зарубежного писателя.

Необычные персонажи. Д. Бисет.«Орел и овечка»

– дают  характеристику необычным персонажам;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют   тему и главную мысль произведения;

– оценивают  события, героев произведения;

– выделяют опорные слова в произведении

С. 102-104

32

1

Орфоэпическое чтение. Чтение по ролям. В. Драгунский. «Заколдованная буква»

  Понятие «орфоэпическое чтение».

–Читают  орфоэпическим чтением, по ролям;

– определяют   тему, характер и главную мысль произведения;

– пересказывают  текст;

– делят текст на смысловые части, составляя  его простой план;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения, составляя   словесный  портрет  (описание героя);

– объясняют  смысловой и эмоциональный подтекст;

С. 105-110

32

1

Словесное описание героя.

Рассказы о детях.

В. Драгунский. «Когда я был маленький»

С. 111-112

33–

34

1

Характер произведения.

Смысловой и эмоциональный подтекст. В. Драгунский. «Не пиф,

не паф!»

– Читают осознанно текст художественного произведения;

–определяют  авторское отношение к персонажам;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

С. 113-121

35

1

Авторское отношение к персонажам. Н. Носов. «Находчивость»

(радио спектакль)

С. 122-129

36

1

Определение мотивов поведения героя. Рассказ о детской мечте. Дж. Родари. «Машинка для приготовления уроков»

–определяют   мотивы поведения героев;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют   тему и главную мысль произведения;

– оценивают  события, героев произведения

С. 130-133

37

1

Картинный план. «Муравей»  (перевод  Б. Заходераиз Яна Бжехвы). Обобщение по теме «Учимся читать: читаем правильно»

–строя т рассказ по опорным картинкам;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют   тему и главную мысль произведения;

– составляют   небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события;

– находят в тексте логически законченные части произведения

С.134-142

Учимся читать: читаем быстро.  (9 ч)

38

1

Устное народное творчество. Скороговорки. И. Мазнин. «Шла лисица»

    Правила заучивания и определения скороговорок.

–четко проговаривают  скороговорки и чистоговорки в быстром темпе;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

С. 143-146

39

1

Литературные скороговорки.

Р.Сеф«Апчхи!». М. Яснов. «Чучело-мяучело»

– приводят  примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

С 147-149

40

1

Прогнозирование содержания произведения. Р. Сеф. «Бесконечные стихи».

Э. Мошковская. «Болельщик». Лирический герой

стихотворения

 определение лирического героя стихотворения.

–прогнозируют  содержание произведения;

– Читают осознанно текст художественного произведения;

– определяют   тему и главную мысль;

– Читают   стихотворные произведения   наизусть   (по выбору)

С. 150-152

41

1

Собственное отношение к персонажам. Ю. Ермолаев. «Угодили»

– Читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– оценивают  события, героев произведения;

– создают небольшой устный текст на заданную тему

С. 153-155

42

1

Определение характера персонажей. В. Осеева.«Просто старушка». Жизнь дана

на добрые дела

– определяют   характер персонажей;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– пересказывают  текст;

– оценивают события, героев произведения

С. 155-157

43

1

Определение, от какого лица ведется повествование. Комическое в рассказе В. Голявкина «Как я под партой сидел»

–определяют , от какого лица идет повествование, тему текста;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– пересказывают  текст;

– различают    жанры  художественной   литературы  (сказка, рассказ, басня)

С. 158-160

44

1

Смешные рассказы о детях.

Читаем быстро:

В. Голявкин. «Про то, для кого Вовка учится». Персонажи рассказа, их отношение к школе

– Читают осознанно текст художественного произведения;

– составляют   небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения

С. 161-162

45

1

Народные сказки мира. Дагестанская сказка «Храбрый мальчик».

– Читают  осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– пересказывают    текст    (объем не более 1,5 с.);

– оценивают события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– приводят  примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различают   жанры  художественной   литературы   (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные

С. 162-166

46

1

Г.Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения»

Обобщение по теме «Учимся читать: читаем быстро»

С. 167-172

Учимся читать:  читаем выразительно. (19 ч) 2 часть учебника

47

1

Выразительность чтения.

А. Прокофьев. «Как на горке,

на горе».

А. Фет. «Чудная картинка…»

–Читают  выразительно, осознанно текст художественного произведения;

– определяют тему и главную мысль произведения;

– Читают  стихотворные произведения наизусть

 (по выбору);

–  рассказывают   о  поэтах  А. Прокофьеве, А. Фете;

– понимают  настроение лирического героя

С. 3-6

48

1

Прогнозирование жанра. Определение мотива поведения героев путем выбора правильного ответа из текста. С. Воронина «Храбрый клоун»

–прогнозируют жанр произведения;

– определяют  мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют тему и главную мысль произведения;

– оценивают  события, героев произведения

– создают  небольшой устный текст на заданную тему;

С. 7-12

49

1

Творческое сочинение сказок.

С. Маршак. «Жадина».

О. Григорьев. «Яма».

Э. Успенский. «Все в порядке»

–выполняют  творческую работу (сочинение сказок);

– Читают осознанно текст художественного произведения;

– Читают  по ролям;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– оценивают  события, героев произведения;

– читать   стихотворные   произведения    наизусть    (по выбору)

С. 13-16

50

1

Умение характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. В. Осеева. «Три товарища».

Н. Матвеева. «Девочка и пластилин»

–характеризуют  персонажи;

– определяют  собственное отношение к их поступкам;

– Читают осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

С. 17-20

51

1

Авторское и собственное отношение к персонажам. Ю. Ермолаев. «Два пирожных»

– оценивают  события, героев произведения;

–объясняют   авторское и собственное отношение к персонажам;

– составляют   небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

С. 21-23

52

1

Эмоциональный тон персонажа.

Э. Мошковская. «Обида»

–определяют   эмоциональный тон персонажа;

– читать  стихотворные произведения   наизусть   (по выбору);

– проводят  лексическую работу;

– создают  небольшой устный текст на заданную тему

С. 24-27

53

1

Паузы – длительные и короткие – в зависимости от смысла читаемого.

Э. Мошковская. «Трудный путь».

Е. Благинина. «Посидим в тишине»

  Понятие «паузы».

– Читают  осознанно текст художественного произведения, соблюдая паузы;

– определяют   тему и главную мысль произведения;

– оценивают  события, героев произведения;

– Читают  стихотворные произведения наизусть

С. 27-28

54–

55

1

Построение, характер текста. Использование силы голоса для постановки логического ударения. И. Дик. «Красные яблоки», А. Барто. «Перед сном».

  Понятие «логическое ударение».

–определяют   построение, характер текста, глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;

– используют  силу голоса для постановки логического ударения;

– участвуют  в диалоге;

– формулируют  и высказывают  свое мнение о прочитанном по плану

С. 29-37

56

1

Темп чтенияи его зависимость от смысла читаемого.В Орлов «Светлячок-маячок».

  Понятие «темп чтения».

–устанавливают  темп чтения от смысла читаемого;

– работать с иллюстрациями;

– читают   осознанно текст художественного произведения;

– оценивают события, героев произведения;

– Читают стихотворные произведения

С. 38–41

57

1

Озаглавливание  иллюстраций и эпизодов текста. С. Козлов. «Заяц и медвежонок»

С.41-46

И. Пивоварова. «Про сверчка, мышь и паучка».Разнообразные и яркие образы животных

–озаглавливают  иллюстрации и эпизоды из текста;

– Чита ют осознанно текст художественного произведения;

– определяют   тему и главную мысль произведения;– читать стихотворные произведения наизусть;

– Читают   по ролям

58

1

Басня. Ее значение. К. Ушинский. «Гусь и журавль»,

«Кто дерет нос кверху»

–участвуют  в диалоге;

– отвечают  на вопросы

по тексту;

– Читают   осознанно текст художественного произведения

С. 47-48

59

1

Прогнозирование содержания текста по заголовку.

Н. Юсупова. «Серый волк»

– прогнозируют   содержание текста по заголовку;

– участвуют  в диалоге;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– создают  небольшой устный текст на заданную тему

С. 49-53

60

1

Интонация при чтении. Дж. Родари. «Рыбы». Б. Заходер. «Кискино горе»

–соблюдают  интонацию при чтении;

– читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– Читают  стихотворные произведения наизусть;

–определяют   мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения

С. 54-56

61

1

Определение мотива поведения героев путем выбора

правильного ответа из текста Э. Мошковская. «Говорящая кошка».

А. Фройденберг. «Великан

и мышь»

С. 57-60

62–

63

2

Главная мысль текста. Определение характера произведения по рисункам.

 Д. Биссет. «Про тигренка Бинка, у которого исчезли полоски»

–определяют  характер произведения по рисункам;

– работают  с иллюстрациями;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– составляют   небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– Читают  стихотворные произведения наизусть

С. 60-65

64

1

Драматизация сказки.

К. Ушинский. «Спор деревьев».

Разнообразные и яркие образы растений

  Понятие «драматизация».

–инсценируют , читать по ролям сказку;

– сравнивают  рассказ со сказкой;

– выражают  свои чувства по отношению к прочитанному;

– определяют  тему и главную мысль произведения

С. 66-68

65

1

Творческие пересказы в форме продолжения текста. Обобщающий урок по теме «Учимся читать: читаем выразительно»

–выполняют творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа)

Учимся работать с текстом: автор и его герои.  (22 ч)

66

1

Авторское отношение к героям. В. Голявкин.«Про веселую книжку»

–объясняют  авторское отношение к героям;

– Читают  бегло и осознанно текст художественного произведения;

– дают  характеристику героям рассказа

С. 69-73

67

1

Авторское отношение к героям.

С. Баруздин. «Стихи о человеке и его делах»

–объясняют   авторское отношение к героям;

– Читают  выразительно и по ролям стихотворение;

– определяют  тему и главную мысль произведения

С. 74-76

68–

69

2

Чтение по ролям с соблюдением интонации. Составление картинного плана.

Л. Пантелеев. «Карусели»

–соблюдают  интонацию;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– составляют  картинный план по прочитанному тексту;

– определяют  тему и главную мысль произведения

С.77-82

70

1

Творческий пересказ. Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»

– прогнозируют  содержание текста по его названию;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– выполняют  творческий пересказ;

– отличают  рассказ от сказки;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения

С. 83-86

71–

72

2

Составление картинного плана. Творческий пересказ. В. Голявкин. «В шкафу»

– составляют  картинный план;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– отвечают  за свои поступки

С. 87-92

73

1

Определение характера текста.

А. Гайдар.

«Совесть». Поучение через осуждение пороков

–определяют  характер текста;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– оценивают события, героев произведения

С. 93-96

74

1

Авторское отношение к героям текста.

Б. Юнгер. «Белая роза»

–объясняют  авторское отношение к героям текста;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения, анализировать сказку

С. 97-99

75

1

Описание характера героев текста.

Г. Цыферов.

«Град»

–описывают  характер героев текста;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– оценивают  события, героев произведения;

– создают   небольшой устный текст на заданную тему

С. 100-101

76

1

Творческая работа – сочинение рассказа. Г. Горбовский. «Розовый слон».Стихи о дружбе

–выполняют  творческую работу (сочинение рассказа);

– Читают выразительно стихотворение;

– создают  небольшой устный текст на заданную тему;

– отвечают  на вопросы

С. 102-104

77

1

Определение главной мысли, сформулированной в тексте.

Ф. Кривин. «Родная коробка». Поучительный смысл сказки

–определяют  главную мысль, сформулированную в тексте;

– читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

С. 105-108

78–

79

2

Подбор эпизодов из текста к иллюстрациям. Определение мотива поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений.

Отношения людей и собаки

в произведении В. Чаплиной «Мушка»

–подбирают  эпизоды из текста к иллюстрациям;

– определяют  мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения

С. 109-114

80

1

Творческий пересказ от лица автора и лягушки.

Л. Пантелеев. «Две лягушки»

–выполняют  творческий пересказ от лица автора и лица героев;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– пересказывают  текст;

– делят  текст на смысловые части, составляют  его простой план

С. 115-119

81–

82

2

Сила голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста.

Авторское отношение к персонажам текста.Е. Пермяк. «Волшебные краски»

  Понятие «логическое ударение».

–используют  силу голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста;

– объясняют  авторское отношение к персонажам текста;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– оценивают события и героев произведения

С. 120-126

83

1

Чтение по ролям. С. Михалков. «Аист и лягушки»

–Читают  по ролям;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– Читают  стихотворные произведения

С. 127-128

84

1

Характеристика персонажей через их собственное отношение к своим поступкам. С. Козлов. «Вольный осенний ветер»

– Читают  осознанно текст

художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– оценивают  события и героев произведения

С129-131.

85

1

Определение мотива поведения героев. Л. Толстой. «Зайцы». Н. Рубцов. «Про зайца»

–определяют  жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– Читают   стихотворные произведения   наизусть   (по выбору);

– создают  небольшой устный текст на заданную тему

С.132-135

86

1

Выделение эпизода из текста. Русская народная сказка «Заяц-хваста»

–выделяют  эпизоды из текста;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– прогнозируют  содержание текста перед чтением и в процессе чтения

С. 136-138

87

1

Литературная викторина.

Обобщающий урок по теме «Учимся работать с текстом: автор и его герои»

– читают  осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– пересказывают  текст
(объем не более 1,5 с.);

– делят  текст на смысловые части, составляют  его простой план;

– выполняют  творческие задания

С.139

Учимся работать с текстом: слова, слова, слова… (10 ч)

88

1

Произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык. Г. Цыферов.

«Как цыпленок впервые сочинил сказку», «Шотландская песенка»

  Произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык.

–участвуют  в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения

С. 140-142

90

1

Понятие «рифма». Б. Шергин. «Рифмы»

М Бородицкая «Разговор с пчелой»

:

  Языковые средства выразительности;

– понятие «рифма».

–Читают  выразительно и осознанно текст художественного произведения;

– выделяют  языковые средства выразительности;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– Читают  стихотворные произведения наизусть

С. 143-147

91

1

Знакомствосо словарем

В. Даля. «Толковый словарь живого великорусского языка».

В. Даль. «Кузовок» (игра). А. Барто. «Игра в слова». И. Токмакова. «Лягушка».

В. Берестов. «Курица»

–работают  со словарем;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– оценивают  события, героев произведения;

– Читают  стихотворные произведения

С. 149-152

92

1

Средства выразительности – звукоподражание. Б. Заходер. «Дырки в сыре»

  Средства выразительности – звукоподражание.

–находят  средства выразительности в произведении

С. 153-156

93

1

Образность художественной речи. Звукоподражание.

А. Шибаев. «Переполох», «Прислушайся к слову»

–анализируют  образность художественной речи;

– Читают  выразительно стихотворение;

– определяют  тему и главную мысль произведения

С. 156-159

94

1

Эмоциональность характера текста.

Р. Сеф. «Кактус», «На свете всё на всё похоже»

–определяют эмоциональность характера текста;

– Читают  выразительно и осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– читают  стихотворные произведения наизусть

С. 160-161

95

1

Научно-популярные книги. Прием сравнения. Г. Цыферов. «Что такое звезды?»

–анализируют  научно-популярные книги;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– сравнивают  предметы;

– определяют  тему и главную мысль произведения

С. 162-164

96

1

Эмоциональный тон произведения. Образность и выразительность в произведениях.

А. К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…», «Колокольчики мои».

С. Есенин. «Черемуха»

–определяют  эмоциональность характера текста;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– Читают   стихотворные произведения   наизусть   (по выбору);

– выполняют  лексическую работу;

– создают  небольшой устный текст на заданную тему

С. 165-166

97

1

Средства выразительности – звукопись.

М. Исаковский.«Ветер».

 В. Рахманов.

«Одуванчики»

  Понятие «звукопись».

–определяют  в тексте средства выразительности – звукопись;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения;

– Читают  стихотворные произведения наизусть

С. 167-172

98

1

Систематизация книг. Обобщение по теме «Учимся работать с текстом: слова, слова, слова…»

  Правила систематизации книг.

–систематизируют  книги;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– пересказывают  текст;

– делят  текст на смысловые части, составляют  его простой план;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения;

– Читают  стихотворные произведения   наизусть   (по выбору);

– создают  небольшой устный текст на заданную тему

Учимся работать с текстом:  план и пересказ. (22 ч) 3 часть учебника

99

1

Языковое оформление текста.

Н. Сладков. «Медведь и Солнце»

– анализируют  языковое оформление текста;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– пересказывают  текст;

– делят  текст на смысловые части, составляют  его простой план;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения

С

100

1

Редактирование сказки.

В. Осеева. «Добрая хозяюшка».

Отношения человека и животных

– редактируют  сказку; читать осознанно текст художественного произведения;

– определяют  идею произведения;

– характеризуют героев

С.

101

1

Определение темы текста по рисункам.

Б. Житков. «Храбрый утенок»

– определяют  тему текста по рисункам;

– работают  с иллюстрациями;

– составляют  картинный план;

– оценивают  события, героев произведения;

– Читают  текст по «цепочке», кратко пересказывать;

– различают   жанры  художественной  литературы   (сказка, рассказ, басня)

С.

102

1

Повторы слов – средство выразительности.

Э. Мошковская. «Жадина»

– определяют  средства выразительности;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– озаглавливают  стихотворение по содержанию;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– осуществляют   постановку «живых» картинок к каждому отрывку

С.

103–

104

2

Характеристика главных героев.

Диалог. Русская народная сказка «Мена»

  Понятие «диалог».

– составляют  характеристику главных героев;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– пересказывают  сказку по схематическому плану

105

1

Определение главной мысли текста. В. Сухомлинский. «Вьюга»

– определяют  главную мысль текста;

– Читают  осознанно текст
художественного произведения;

– определяют тему и главную мысль произведения;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают события, героев произведения

106

1

Определение характера произведения по рисункам.

Н. Носов.

«На горке»

– определяют  тему текста по рисункам;

– работают с иллюстрациями;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– создают  небольшой устный текст на заданную тему

107

1

Соответствие названия рассказа и содержания.

В. Осеева. «Хорошее»

– анализируют  соответствие названия рассказа и содержания;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения

108

1

Деформированный план и его корректировка.

Д. Биссет. «Про поросенка, который учился летать»

– корректируют  деформированный план;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– пересказывают  текст;

– соотносят  содержание сказки и древнего мифа

109

1

Характер главного героя сказки. Пересказ от лица главного героя произведения. Отбор отрывков к иллюстрациям. В. Гаршин. «Лягушка-путешест-венница»

– отбирают  отрывки к иллюстрациям;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– анализируют  характер главного героя;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– пересказывают  текст

110–

111

2

Пересказ от лица главного героя произведения.

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Отбор

отрывков к иллюстрациям

– пересказывают от лица главного героя произведения;

– определяют тему и главную мысль произведения;

– делят  текст на смысловые части, составляют  его простой план;

– пересказывают  с опорой

на план;

– оценивают  события, героев произведения, дают  характеристику персонажу на основе его поступков;

– отбирают отрывки к иллюстрациям;

– составляют  небольшое монологическое

высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения

112

1

Идея произведения. С. Михалков.

«Бараны».

К. Ушинский. «Два козлика»

– читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– оценивают события, героев произведения;

– сравнивают , наблюдают , делают  выводы

113–

114

2

Словесное рисование. Графическое рисование.

С. Козлов. «Черный омут»

– выделяют  народные черты

в авторской сказке;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– оценивают  события, героев произведения;

– преодолевают  трудности;

– различают сказки народные и литературные;

– инсценируют  фрагменты сказки

115

1

Деформированный план и его корректировка. М. Пляцковский. «Как утенок свою тень потерял»

– редактируют  деформированный план;

– прогнозируют  характер текста (прием антиципации);

– определяют  тему, идею и главную мысль произведения;

– пересказывают  текст;

– делят  текст на смысловые части, составляют  его простой план;

– различают  сказки народные и литературные;

– определяют  позицию автора

116

1

Озвучивание иллюстраций

картинного плана. Е. Карганова.

«Как цыпленок голос искал»

– озвучивают  иллюстрации картинного плана;

– Читают  осознанно текст художественного произведения

и рассуждают ;

– определяют тему и главную мысль произведения;

– составляют комиксы

117–

119

2

Деформированный план и его корректировка.

Словесное рисование. Перевод картинного плана в словесный Немецкая сказка «Русалочка»

– редактируют  деформированный план;

– выполняют словесное рисование;

– переводят  картинный план в словесный;

– выделяют  особенности героев сказки;

– анализируют  иллюстрации;

– различают  сказки народные и литературные;

– участвуют  в играх, викторинах и т. п. по пройденной теме;

– отвечают  на вопросы;

– соотносят  пословицы с изученными художественными произведениями;

– пересказывают  отрывок полюбившегося произведения

120

1

Чудесные и необычные существа. Обобщающий урок по теме «Учимся работать с текстом: план и пересказ». «Пословица недаром молвится»

Учимся читать: в мире книг.(16 ч)

121

1

Формулировка темы небольшого текста.

К. Ушинский. «Два плуга»

(дидактический рассказ)

– формулируют  тему небольшого текста;

– читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– создают  небольшой устный текст на заданную тему

122

1

Изложение события от имени героя текста. Л. Н. Толстой. «Филипок»

– излагают  события от имени героя текста;

– выразительно Читают  рассказ;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– делят  текст на смысловые части, составляют  его простой план;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– характеризуют  Филиппка

123

1

Авторские ремарки. В. Авдеенко. «Маленькая Баба Яга»

  Понятие «авторские ремарки».

– читают  осознанно, выразительно, по ролям;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– четко отвечают  на вопросы;

– различают  жанры  художественной   литературы  (сказка, рассказ, басня);

– различают  сказки народные и литературные

124

1

Фрагменты,

из которых состоит сказка. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

– определяют  основные фрагменты, из которых состоит сказка;

– отвечают  на вопросы;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– приводят  примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различают  сказки народные и литературные

125

1

Учимся искать ответы на вопросы в тексте.

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца»

– ищут  ответы на вопросы в тексте;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– различают  сказки народные и литературные

126

1

Картинный план.

Н. Сладков. «Бежал ежик по дорожке»

– составляют картинный план;

– Читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– отвечают  на вопросы, рассуждают , делают  выводы, придумывают  свои вопросы к сказке

127

1

Словесное рисование. М. Пришвин. «Еж». Отношения человека и животных

– выполняют словесное  рисование;

– Читают  осознанно текст художественного произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– пересказывают  текст;

– делят  текст на смысловые части, составляют  его простой план;

– находят  в тексте понравившийся фрагмент и выразительно Читают  его

128

1

Веселые стихи.

Б. Заходер. «Птичья школа». Словесное рисование

– анализируют  шуточные стихотворения;

– комментируют  прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды;

– сравнивают  стихотворения разных авторов;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– оценивают  события, героев произведения

129

1

Авторское отношение к героям текста. Н. Носов. «Затейники»

– объясняют  авторское отношение к героям текста;

– пересказывают , чтобы получилось смешно, таинственно, страшно, как у автора;

– определяют  тему и главную мысль произведения

130

1

Веселые рассказы. Словесное рисование.

Н. Носов. «Живая шляпа»

– выделяют  юмор в веселых рассказах;

– самостоятельно работают с текстом;

– «рисуют » картинки
к рассказу;

– пересказывают  текст;

– составляют  картинный план;

– Читают отрывок, соответствующий иллюстрации учебника

– участвуют  в беседе по содержанию рассказа;

– находят  главную мысль произведения;

– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения

132–

133

2

Собственное отношение к героям текста.

Н. Носов.

«Фантазеры». Злой умысел и фантазия. Инсценировка рассказа

, что такое фантазия, небылица, кто такой фантазер.

– высказывают собственное отношение к героям текста;

– выразительно Читают  по ролям, инсценируют  рассказ;

– находят  отрывки по заданию учителя;

– пересказывают  текст

134

1

Чему учат нас

книги.

Б. А. Емельянов. «Зеленая букашина»

– участвуют  в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;

– определяют по обложке, титульному листу, предисловию, о чем рассказывает книга;

– различают  элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

135

1

Книги о детях

  Книги о детях.

– называют известные произведения и их авторов;

– отвечают  на вопросы;

– инсценируют , Читают  выразительно, по ролям произведения;

– определяют  тему и главную мысль произведения;

– пересказывают  текст;

– составляют  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивают  события, героев произведения

136

1

Обобщающий урок по теме

«В мире книг»

– Читают  выразительно, наизусть, по ролям, инсценируют   произведения по выбору;

– выражают собственное аргументированное мнение о произведениях и героях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Рабочая программа педагога Извековой Елены Алексеевны базовая категория по искусству (изобразительное искусство) для 3 класса на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса на 2014-2015 учебный год

        Рабочая программа разработана на основе:1. Федерального  государственного образовательного  стандарта начального  общего образования (прика...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительное искусство» в 4 классе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основеПрограммы по изобразительной деятельности (Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа 210...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Литературное чтение» в 4 классе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального общего образования по лит...

Рабочая программа воспитательной работы с учащимися группы № 4 5Г с\с -6Г с\с классов на 2014-2015 учебный год.

Исходя из основных закономерностей развития нормального ребёнка и ребёнка с ОВЗ, в программе определены базовые направления воспитательной работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармонич...