Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса на 2014-2015 учебный год
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Нестеренко Елена Васильевна

 

          Рабочая программа разработана на основе:

1. Федерального  государственного образовательного  стандарта начального  общего образования (приказ МО и НРФ № 373 от 06.10.2009)-с изменениями и дополнениями

2.  ООП НОО МБОУ Ефремкинской СОШ № 8 . Приказ № 1 от 01.09.2014.

3.Положения МБОУ Ефремкинской СОШ №8 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов(модулей)» - Приказ 4/1 от 30.08.2014

 

 

 

 

      Цель и задачи учебного курса «Основы религиозных культур»

   Цель учебного курса – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи учебного курса:

1.      знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;

2.      развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.      обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.      развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_po_orkse.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8

Рассмотрено                                 Согласовано:                                          Утверждаю:

на заседании                            зам. директора по УВР                            директор МБОУ

методического                                                                                     Ефремкинской СОШ №8

объединения учителей            ____________                                          ____________

начальных классов                           Конникова Е.Г.                                           Бехер Е.А.

протокол №1 от 29.08.2014                                                                приказ № 1  от 30.08.2014

                                                          Рабочая программа

 по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

для 4 класса

на 2014-2015 учебный год

Разработала: учитель  начальных классов  Нестеренко Е.В.

2014г.

Пояснительная записка

          Рабочая программа разработана на основе:

1. Федерального  государственного образовательного  стандарта начального  общего образования (приказ МО и НРФ № 373 от 06.10.2009)-с изменениями и дополнениями

2.  ООП НОО МБОУ Ефремкинской СОШ № 8 . Приказ № 1 от 01.09.2014.

3.Положения МБОУ Ефремкинской СОШ №8 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов(модулей)» - Приказ 4/1 от 30.08.2014

 

      Цель и задачи учебного курса «Основы религиозных культур»

   Цель учебного курса – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

                                     

                                           Общая характеристика курса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

                         Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом в 4-м классе на изучение  курса «Основы мировых  религиозных культур» отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы мировых религиозных культур»: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина/-М.: Просвещение,2012

                                                         

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

    Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

      Требования к личностным результатам:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

                                                   Содержание учебного предмета

                                           «Основы религиозных культур» (34 часа)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.  

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В начальной школе  (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

   

              Тематическое планирование  предмета «Основы моровых религиозных культур»

4 класс (34ч)

Содержание программного материала

Характеристика

деятельности учащихся

Россия — наша Родина.(1ч)

Знакомятся с историей возникновения и особенностями

религиозных культур.

Изучают основы разных религиозных традиций.

Дают определения основных понятий религиозной культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

Знакомятся с описанием основных

содержательных составляющих

священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь.

Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.

Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества.

Знакомятся с развитием различных

религиозных культур в истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с

нормами религиозной культуры разных традиций.

Учатся толерантному отношению к

представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Учатся приводить примеры явлений

разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их.

Осуществляют поиск необходимой

информации для выполнения, заданий.

Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

Культура и религия.(2ч)

Возникновение

религий. Религии мира и их основатели.( 2ч)

Священные книги религий мира.(2ч)

Хранители предания в религиях мира. (1ч)

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.(2ч)

Человек в религиозных традициях мира.( 1ч)

Священные сооружения.(2ч)

Искусство в религиозной культуре.(2ч)

История религий в России.(3ч)

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.(2ч)

Паломничества и святыни.(1ч)

Праздники и календари.(2ч)

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.(2ч)

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. .(2ч)

Долг, свобода, ответ-ственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. .(2ч)

Подготовкатворческих проектов

Учащихся (5ч)

                                   Ожидаемые результаты:

1. Дети научатся поиску и обработке собранных материалов при помощи информационных  технологий – (создание генеалогического древа семьи, семейного фото и видео архива).

2. Дети научаться организации семейных праздников – (разработка и проведение праздника, изготовление подарков из подручных материалов, оформление семейных газет).

3. Сплочение  семей и расширение круга общения.

4. У всех детей сформируется позитивное отношение к семье, семейным традициям, семейному образу жизни.

5. Улучшится микроклимат в социуме, благодаря позиционированию  положительного опыта воспитания в семье.


                                Учебные пособия для комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль   «Основы мировых религиозных культур»

Для учеников:

1.Учебник для учащихся «Основы мировых религиозных культур»  4-5 классы.А.Л. Беглов, Е.В. Саплина,  Е,С. Токарева . – М.: Просвещение 2012г.

.

 Для учителя:

1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

3. Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы  мировых религиозных культур. 4-5.

4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

5. Энциклопедическая и справочная литература.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Оборудование:

  • Учебные столы.
  • Доска
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Телевизор
  • Аудиопроигрыватель
  • Компьютер


                                     Календарно- тематическое планирование

№ темы

Тема

Дата по плану

Дата факт.

Основные виды деятельности уч-ся

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества-1ч.

  1.  

Россия  - наша Родина.

01.09

II.

Основы мировых религиозных культур-28ч.

Знакомятся с историей возникновения и особенностями

религиозных культур.

Изучают основы разных религиозных традиций.

Дают определения основных понятий религиозной культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

Знакомятся с описанием основных

содержательных составляющих

священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь.

Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.

Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества.

Знакомятся с развитием различных

религиозных культур в истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с

нормами религиозной культуры разных традиций.

Учатся толерантному отношению к

представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Учатся приводить примеры явлений

разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их.

   2-3 

Культура и религия

08.09

15.09

Возникновение религий. Древнейшие верования

22.09

      5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

29.09

Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Типитака

06.10

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

13.10

8

Хранители предания в религиях мира

20.10

9-10

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

27.10

11 

Человек в религиозных традициях мира

10.11

 12-13

Священные сооружения

17.11

24.11

14- 15 

Искусство в религиозной культуре

01.12

08.12

16-17-18

 История религий в  России

15.12

22.12

29.12

19-20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

12.01

19.01

21

Паломничества и святыни

26.01

  1.  

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

02.02

09.02

24-25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

16.02

23.02

26

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

02.03

27

Семья, семейные ценности

09.03

28

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

16.03

29

Любовь и уважение к Отечеству

06.04

III.

Подготовка творческих проектов.-5ч.

Осуществляют поиск необходимой

информации для выполнения, заданий.

Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

30-31-32

Подготовка творческих проектов.

13.04

20.04

27.04

33 

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

04.05

34 

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

11.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Основы религиозной культуры и светской этики 4 класс»

   Рабочая программа составлена на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы»/А.Я.Данилюк.-2-е изд. - М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики, 4 класс

Данная рабочая программа по ОРКСЭ по УМК "Школа России" (модуль «Основы светской этики»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики. 4 класс.

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики. 4 класс. А.А.Шемшурин, Н.М.Брунчукова, Р.Н.Демин, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова; под ред. Т.Д.Шапошниковой....

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики 4 класс

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на пони...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики 4 класс

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики, Кураев А.В.  4 класс...

Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерал...