Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики 4 класс
рабочая программа по истории (4 класс) на тему

Павлова Лидия Васильевна

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_programma.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №3среднего общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/_________________/        

Протокол №______от «_____»____________2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

школы-интерната № 3 ОАО «РЖД»

__________/_____________________/

«______»_____________2016г.

«Утверждено»

Директор школы-интерната №3 ОАО «РЖД»

________________/_____________________/

Приказ №_______от

«______»______________2016г

Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики

 (основы православной культуры)

4 класс

 учителя Павловой Лидии Васильевны

Принято  на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от «__»_______ 2016г.

г. Ртищево

2016-2017 учебный год

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:  

1.  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

2.  Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от  31.12.2015 г.  № 1577)  «Об  утверждении  федерального  государственного образовательного  стандарта  основного  общего  образования»  (Зарегистрирован Минюстом  России  01.02.2011 г.  № 19644)  //  http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

3.  Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 31.03.2014 г.  № 253  «Об  утверждении  Федерального  перечня  учебников, рекомендуемых  к  использованию  при  реализации  имеющих  государственную аккредитацию  образовательных  программ  начального  общего,  основного  общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. №  576,  от  28.12.2015 г.  №  1529,  от  26.01.2016 г.  № 38)  //  http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

4.  Приказ  Минтруда  России  от  18.10.2013 г.  №  544н  (с  изм.  от  25.12.2014 г.) «Об утверждении  профессионального  стандарта  «Педагог  (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,  учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

5.  Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего  общего  образования»  (Зарегистрировано  в  Минюсте  России  01.10.2013 г. № 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

6.  Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об  утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  в  общеобразовательных  учреждениях»  (Зарегистрировано  в  Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного  санитарного  врача  Российской  Федерации  от  29.06.2011  №  85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного  государственного  санитарного  врача  РФ  от  24.11.2015 г.  №  81)  // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/  

7.  Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  Российской Федерации  от  10.07.2015 г.  № 26  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям  и  организации  обучения  и воспитания  в  организациях,  осуществляющих  образовательную  деятельность  по адаптированным  основным  общеобразовательным  программам  для  обучающихся  с ограниченными  возможностями  здоровья»  (Зарегистрировано  в  Минюсте  России 14.08.2015 г. № 38528) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

8.  Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 14.12.2009 г.  № 729  (ред.  от  16.01.2012 г.)  «Об  утверждении  перечня  организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в

образовательном  процессе  в  имеющих  государственную  аккредитацию  и реализующих  образовательные  программы  общего  образования  образовательных учреждениях»  (Зарегистрировано  в  Минюсте  России  15.01.2010 г.  №  15987)  // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ 9. Авторской  программы А. Я. Данилюка для общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» к учебнику А. В. Кураева «Основы православной культуры».  4-5класс. М., Просвещение, 2012.

10. Уставом Школы-интерната № 3 ОАО «РЖД»

 Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучение детей по программе «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих результатов

Личностные результаты:

- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие этических чувств;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-комууникационных технологий;

- осуществлять информационный поиск;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

- знакомство с основами религиозной морали;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»

 Россия – наша Родина.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Культура и религия.

Христианство. Православие. Культура. Религия. Возникновение и распространение православной    культуры. Связь  культуры народа и его религии. Значение  православной культуры в жизни людей, общества.

Человек и Бог в православии.

Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь. Взаимосвязь  между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Связь  человеческих представлений о Боге с законами добра. Основы духовной традиции православия.

Православная молитва.

Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать. Молитва  как разговор человека с Богом, форма возможного общения человека с Богом. Виды  молитвы.  Отличие  материальных благ от духовных радостей. Происхождение  молитвы «Отче наш»,  смысл входящих в нее слов и выражений.

Библия и Евангелие.

Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. Священное Писание. Пророк. Апостол. Значение  для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значение для христианской культуры сюжетов Библии.  Структура  Библии.  Библия как  обращение Бога к человечеству.

Проповедь Христа.

Нагорная проповедь Христа, учение о добре и зле, о ближнем

Христос и Его Крест.

Воплощение.  Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста. Христианский  смысл жертвенного отношения к другому человеку.

Пасха

Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо. Светлая седьмица. Радоница. Земной путь  Иисуса Христа. Суть  Воскресения Христова. Празднование  Пасхи, традиции праздника, его символы. Пасхальные  открытки.

Православное учение о человеке.

Тело. Душа. Внутренний мир человека. Христианское  представление о человеке. Христианское понимание взаимоотношения души и тела человека. Какие  качества души составляют внутренний мир человека. Различие телесных и душевных свойств и качеств человека.  Душа тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.

Совесть и раскаяние.

Раскаяние. Совесть. Различать  добро и зло человеку помогает совесть. Значение   покаяния в православной культуре. Разница  между покаянием и признанием ошибки.

Заповеди.

Заповеди. Моисей. Обстоятельства, при которых были даны заповеди. Структура заповедей  и значение. Заповеди  помогают людям различать добро и зло. Выполнение  или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.

Милосердие и сострадание.

Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня. Милосердие как основополагающий  нравственный постулат; начало, облагораживающее и улучшающее жизнь человека и общества. Этимологии слова «милосердие». Христианское  значение слова «ближний».

Золотое правило этики.

Грех. Неосуждение.  «Золотое правило» как условие оценивания собственного поведения. Связь  неосуждения с памятью о своих ошибках. различие отношения к греху и отношения к  согрешившему человеку.

Храм.

Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Внутреннее устройство православного храма. Традиции и правила поведения в нем.  Православные храмов родного края.

Икона.

 Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Иконопись  как достояние мировой художественной и духовной культуры.  Особенности иконописного изображения. Различия  в написании иконы и картины. Способы  и средства изображения в иконе духовного мира.  Отношение  к иконам, как к изображению священных для православных христиан  образов.

Урок-проект

Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих проектов учащихся

 Подведение итогов

Как христианство пришло на Русь.

Мудрость. Крещение. Исповедь. Вера в единого Бога. Святая Русь. Церковь.

Подвиг

Подвиг. Подвиг ради себя. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.

 Заповеди блаженств.

Заповеди блаженств. Нагорная проповедь Христа. Нищие духом. Блаженны плачущие. Блаженны кроткие. Блаженны милостивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Блаженны миротворцы. Блаженны чистые сердцем.

Зачем творить добро?

Самоотверженность. Святой.

Чудо в жизни христианина.

Добродетель. Вера. Надежда. Любовь. Святая Троица.

Православие о Божием суде

Божий суд. Смерть в христианстве. Вера в бессмертие.

Таинство Причастия.

Тайная вечеря. Причастие. Христова сила и благодать. Крещение. Литургия.

Монастырь.

Монах. Послушание. Монашеские обеты. Инок.

Отношение христианина к природе.

Ответственность за мир. Христианское милосердие.

Христианская семья.

Семья. Венчание. Бремя. Тактичность. Брак.

Защита Отечества.

Оборонительная война. Подвиг. Герои.

Христианин в труде.

Заповедь труда. Труд. Лень и гордыня.

Любовь и уважение к Отечеству.

Светская этика. Духовные традиции России. Любовь. Патриотизм.

Творческие проекты учащихся

1.Проект «Мой мир — мое Отечество».

2.Проект  «Толерантность. Мировые религии. Веротерпимость»

3.Проект «Религиозные  памятники»,  «Православные святые»

Итоговое повторение

Православная культура. Религиозная толерантность. Мировые религии. Я и моя Родина.

Учебно-тематическое планирование

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

Классы 4 А, Б

Учитель Павлова Лидия Васильевна

Количество часов

Всего 34 час; в неделю 1 час.

Программа составлена на основе  Программы для общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» автором которой является А.Я.Данилюк.

Учебник: А. В. Кураев. Основы православной культуры.  4-5 класс. М., Просвещение. 2012.

№ п/п

Название темы, раздела

Количество

часов

Количество контрольных работ (лабораторных работ, сочинений, проектов)

1

Россия – наша Родина

1

2

Культура и религия в жизни человека часть 1

14

Творческие проекты

1

1

3

Подведение итогов

1

1

4

Культура и религия в жизни человека часть 2

13

5

Творческие проекты

3

3

6

Подведение итогов

1

1

Итого

34

6

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»

Наименование разделов и тем

Количество часов

Виды учебной деятельности учащихся

Календарные сроки

Корректировка

план

факт

1.

Россия – наша Родина

1

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрацией, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге

06.09

2

Культура и религия

1

13.09

3

Человек и Бог в православии

1

20.09

4

Православная молитва

1

27.09

5

Библия и Евангелие

1

04.10

6

Проповедь Христа

1

11.10

7

Христос и Его Крест

1

18.10

8

Пасха

1

25.10

9

Православное учение о человеке

1

15.11

10

Совесть и раскаяние

1

22.11

11

Заповеди

1

29.11

12

Милосердие и сострадание

1

06.12

13

Золотое правило этики

1

13.12

14

Храм

1

20.12

15

Икона  

1

27.12

16

Урок-проект

1

10.01

17

Подведение итогов

1

17.01

18

Как христианство пришло на Русь

1

24.01

19

Подвиг

1

31.01

20

Заповеди блаженств

1

07.02

21

Зачем творить добро?

1

14.02

22

Чудо в жизни христианина

1

21.02

23

Православие о Божием суде

1

28.02

24

Таинство Причастия

1

07.03

25

Монастырь

1

14.03

26

Отношение христианина к природе

1

21.03

27

Христианская семья

1

04.04

28

Защита Отечества

1

11.04

29

Христианин в труде

1

18.04

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

25.04

Творческие проекты учащихся

3

31

Проект «Мой мир — мое Отечество».

1

02.05

32

Проект  «Толерантность. Мировые религии. Веротерпимость»

1

09.05

33

Проект «Религиозные  памятники» «Православные святые»

1

16.05

34

Итоговое повторение

1

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...