Урок чтения" ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ: АВТОРСКИЕ И НАРОДНЫЕ (на примере стихотворений Е. Благининой)"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок чтения 2 класс учебник Свиридовой В.Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_2_klass.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ: АВТОРСКИЕ И НАРОДНЫЕ
(на примере стихотворений Е. Благининой)
Цели: познакомить с авторскими и народными поэтическими текстами – загадкой и скороговоркой; развивать мышление, речь, дикцию; воспитывать интерес к авторскому и народному творчеству.
Ход урока
I. Организационный момент.
Угадай-ка, угадай-ка,
Интересная игра.
Есть в учебнике загадки,
Их разгадывать пора!
II. Введение в тему.
– Детективы продолжают расследование. Хотите присоединиться к ним?
– Отгадайте:
Стоит Егорка
В красной ермолке;
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает.
(Земляника.)
Если спелый –
Все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его ... (арбуз).
Две Егорки живут возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга не глядят.
(Глаза.)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это доктор ... (Айболит).
Посмотрю я в окошко:
Идет длинный Антошка.
(Дождь.)
Не шит, не кроен,
А весь в рубцах. (Капуста.)
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит ... (автомобиль).
– Составьте слово из первых букв отгадок. (Загадка.)
– Попробуйте сами дать определение загадки. (Загадки – это испытание на сообразительность, смекалку, догадку, увлекательное занятие, забава.)
– Итак, загадка – это краткое предложение или маленькое стихотворение, в котором указываются некоторые яркие признаки предметов и явлений, по которым надо определить их название. Загадки отражают окружающий мир человека. Мысль в загадках отражается не открыто, прямо, а переносно: чтобы догадаться об ответе, надо быть сообразительным и наблюдательным, уметь сравнивать.
III. Объявление темы урока.
– Тема нашего урока – «Поэтические тексты: авторские и народные». Загадки бывают народные и литературные. Как вы думаете, чем они отличаются? (Народные живут много столетий, со временем изменяются, они создаются и сегодня. Это произведения устного народного творчества. Литературные – созданы писателями и поэтами.)
IV. Работа по теме урока.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у. Чтение и разгадывание авторских загадок (
– Кто догадался – молчите. Но прежде чем сказать отгадку, вдумайтесь в значение каждого слова. Нарисуйте отгадку. (Работа на листах бумаги.)
– Что вы нарисовали и как вы размышляли? (Ответы детей. Отгадки: коньки, сосулька, печка.)
В ы с т а в к а наиболее удавшихся рисунков-отгадок учащихся.
2. П р а в и л а о т г а д ы в а н и я з а г а д о к.
– С чего надо начинать поиск отгадки? (Прочитать вдумчиво, чтобы понять все слова, постараться представить то, о чем говорится.)
– С какими предметами сравнивают коньки?
– На какие признаки коньков указывают эти предметы?
– Какое действие описывается в загадке?
Аналогично разбираются другие загадки.
3. З н а к о м с т в о с б и о г р а ф и е й Елены Благининой.
– Елена Благинина – уроженка орловской деревни – не сразу поняла, что родилась поэтом. Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же появились первые лирические стихи Елены Александровны.
Потом был Высший литературно-художественный институт в Москве.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя – Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи – прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», – вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
За журнальными публикациями последовали книги. Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, дразнилки, считалки, скороговорки, песенки, сказки.
4. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 5).
1) З н а к о м с т в о с п о н я т и е м «метафора».
– Чем загадки, прочитанные вами, похожи на народные и чем отличаются? (Предположения учащихся.)
Чтобы ответить на этот вопрос, сравним их с народными, а для этого… обратимся к рубрике «Опознай!» (работа с загадками, с. 5). К первой загадке учитель вывешивает на доске рисунок.
В народных загадках шифруются важные знания о природе и человеке, в них нет подсказок.
Метафора – особый художественный образ, скрытое сравнение, когда один предмет не просто сравнивается с другим предметом, но начинает его замещать. «Метафора» в переводе с греческого означает «перенос»: свойства одного предмета переносятся на другой.
2) С р а в н е н и е авторских и народных загадок по плану (с. 4).
– Какой прием использован при загадывании? (Метафора.)
– Какие загадки легче отгадывать? (Авторские; загадки Е. Благининой легко можно отгадать, в них есть и подсказка о применении предмета, о его свойствах.)
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их: преставление о мире облекалось в художественную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным.
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, «тайного» языка, чтобы скрыть свои намерения, уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и т. д.
К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, место охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами, или загадками.
Но загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, в свадебный обряд. Здесь загадки должны были отгадывать дружки жениха и сам жених. Это был своеобразный выкуп невесты.
С течением времени загадка становилась средством обучения детей.
У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок». Старшие загадывали младшим загадки, подобранные по группам: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости, народных представлений и способами их выражения словом. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.
– Какая цель у авторских загадок и какая у народных? (И в наше время загадки – это и игра, и состязание, развлечение и учение. Загадки любят и взрослые, и дети.)
Физминутка
5. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 5). Продолжение.
1) Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я Е. Благининой учащимися.
– Какой малый жанр фольклора напоминают эти стихи? (Скороговорки.)
– Что такое скороговорка? Сравните два определения. Какое из них является наиболее точным? Что бы вы добавили в определение?
Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.
Скороговорка – это гимнастика языка. Сначала язык еле-еле поворачивается, а произнесешь несколько раз подряд – и трудностей как не бывало.
Издавна люди старались научиться правильно, четко и красиво говорить. Для этого и еще для забавы они придумали словесные игры. Одна из самых веселых игр со словами – скороговорки. Условие этой игры понятно из названия – говорить нужно быстро. Но это не так-то просто, потому что слова в скороговорках похожи по звучанию, поэтому, когда их произносят быстро, они путаются, и получается смешно.
Кто знает скороговорки и может произнести их в быстром темпе? Прочитайте. (Дети произносят скороговорки и оценивают качество их произнесения.)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2) Р а с с м а т р и в а н и е р и с у н к а к скороговорке ( на доске).
– Что хотел сказать художник, почему к скороговорке он нарисовал такую иллюстрацию? (В шуточной форме показал трудности, которые есть в скороговорке. Рисунок помогает запомнить скороговорку.)
3) П р а в и л а ч т е н и я с к о р о г о в о р о к.
• Прочитай скороговорку медленно.
• Подумай, о чем говорится в скороговорке.
• Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется?
• Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить ее.
• Теперь проговори скороговорку шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее.
• Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
– Почему же скороговорки трудно произносить?
В ы в о д: в трудной скороговорке рядом стоят слова, в которых используются одни и те же звуки, но в разном порядке: язык при быстром произнесении не успевает перестраиваться и «вязнет», путается в похожих звуковых сочетаниях.
Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку:
«На дворе растет трава,
На траве лежат дрова» –
Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь!
М. Матусовский
4) Ч т е н и е с к о р о г о в о р к и учащимися («Кто быстро и правильно?»).
V. Итог урока.
– Что такое загадки, скороговорки?
– Для чего они служат?
Домашнее задание: работа с читательским дневником – выполнить рисунки к авторской и народной загадке и скороговорке (по желанию); выучить загадку и скороговорку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной (на примере сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца»)
С презентацией...
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ДОЧКА -МОЯ КУКОЛКА» ПО СТИХОТВОРЕНИЮ ЕЛЕНЫ БЛАГИНИНОЙ «АЛЁНУШКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 - 4 ЛЕТ
ЦЕЛЬ. Создать радостное настроение при встрече с игрушкой и музыкой....
Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».
Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....
Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова "Зима"
Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без "з...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Знакомство со стихотворением Е.Благининой "Посидим в тишине"
УМК "Школа России". Урок открытия новых знаний....