Урок чтения" ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ: АВТОРСКИЕ И НАРОДНЫЕ (на примере стихотворений Е. Благининой)"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок чтения  2 класс учебник Свиридовой В.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_2_klass.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ: АВТОРСКИЕ И НАРОДНЫЕ
(на примере стихотворений Е. Благининой)

Цели:  познакомить с авторскими и народными поэтическими текстами – загадкой и скороговоркой; развивать мышление, речь, дикцию; воспитывать интерес к авторскому и народному творчеству.

Ход урока

I. Организационный момент.

Угадай-ка, угадай-ка,

Интересная игра.

Есть в учебнике загадки,

Их разгадывать пора!

II. Введение в тему.

– Детективы продолжают расследование. Хотите присоединиться к ним?

– Отгадайте:

Стоит Егорка

В красной ермолке;

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

                        (Земляника.)

Если спелый –

Все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его ... (арбуз).

Две Егорки живут возле горки,

Живут дружно,

А друг на друга не глядят.

                        (Глаза.)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Это доктор ... (Айболит).

Посмотрю я в окошко:

Идет длинный Антошка.

                        (Дождь.)

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах. (Капуста.)

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит ... (автомобиль).

– Составьте слово из первых букв отгадок. (Загадка.)

– Попробуйте сами дать определение загадки. (Загадки – это испытание на сообразительность, смекалку, догадку, увлекательное занятие, забава.)

– Итак, загадка – это краткое предложение или маленькое стихотворение, в котором указываются некоторые яркие признаки предметов и явлений, по которым надо определить их название. Загадки отражают окружающий мир человека. Мысль в загадках отражается не открыто, прямо, а переносно: чтобы догадаться об ответе, надо быть сообразительным и наблюдательным, уметь сравнивать.

III. Объявление темы урока.

– Тема нашего урока – «Поэтические тексты: авторские и народные». Загадки бывают народные и литературные. Как вы думаете, чем они отличаются? (Народные живут много столетий, со временем  изменяются, они  создаются и сегодня. Это произведения устного народного творчества. Литературные – созданы писателями и поэтами.)

IV. Работа по теме урока.

1. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у.  Чтение и разгадывание авторских загадок (

– Кто догадался – молчите. Но прежде чем сказать отгадку, вдумайтесь в значение каждого слова. Нарисуйте отгадку. (Работа на листах бумаги.)

– Что вы нарисовали и как вы размышляли? (Ответы детей. Отгадки: коньки, сосулька, печка.)

В ы с т а в к а  наиболее удавшихся рисунков-отгадок учащихся.

2. П р а в и л а   о т г а д ы в а н и я   з а г а д о к.

– С чего надо начинать поиск отгадки? (Прочитать вдумчиво, чтобы понять все слова, постараться представить то, о чем говорится.)

– С какими предметами сравнивают коньки?

– На какие признаки коньков указывают эти предметы?

– Какое действие описывается в загадке?

  Аналогично разбираются  другие загадки.

3. З н а к о м с т в о   с   б и о г р а ф и е й  Елены Благининой.

– Елена Благинина – уроженка орловской деревни – не сразу поняла, что родилась поэтом. Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же появились первые лирические стихи Елены Александровны.

Потом был Высший литературно-художественный институт в Москве.

В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие  поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя – Е. Благинина.  «Ребята  любили  и  её,  и  её  стихи  –  прелестные  стихи  о  том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», – вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.

За  журнальными  публикациями  последовали  книги.  Елена  Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, дразнилки, считалки, скороговорки, песенки, сказки.

4. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 5).

1) З н а к о м с т в о   с   п о н я т и е м  «метафора».

– Чем загадки, прочитанные вами, похожи на народные и чем отличаются? (Предположения учащихся.)

Чтобы ответить на этот вопрос, сравним их с народными, а для этого… обратимся к рубрике «Опознай!» (работа с загадками, с. 5). К первой загадке учитель вывешивает на доске рисунок.

В народных загадках  шифруются важные знания о природе и человеке, в них нет подсказок.

Метафора – особый художественный образ, скрытое сравнение, когда один предмет не просто сравнивается с другим предметом, но начинает его замещать. «Метафора» в переводе с греческого означает «перенос»: свойства одного предмета переносятся на другой.

2) С р а в н е н и е  авторских и народных загадок по плану (с. 4).

– Какой прием использован при загадывании? (Метафора.)

– Какие загадки легче отгадывать? (Авторские; загадки Е. Благининой легко можно отгадать, в них есть и подсказка о применении предмета, о его свойствах.)

Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их: преставление о мире облекалось в художественную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, «тайного» языка, чтобы скрыть свои намерения, уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и т. д.

К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, место охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами, или загадками.

Но загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, в свадебный обряд. Здесь загадки должны были отгадывать дружки жениха и сам жених. Это был своеобразный выкуп невесты.

С течением времени загадка становилась средством обучения детей.

У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок». Старшие загадывали младшим загадки, подобранные по группам: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости, народных представлений и способами их выражения словом. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.

– Какая цель у авторских загадок и какая у народных? (И в наше время загадки – это и игра, и состязание, развлечение и учение. Загадки любят и взрослые, и дети.)

Физминутка

5. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 5). Продолжение.

1) Ч т е н и е   с т и х о т в о р е н и я  Е. Благининой учащимися.

– Какой  малый  жанр  фольклора  напоминают  эти  стихи?  (Скороговорки.)

– Что такое скороговорка? Сравните два определения. Какое из них является наиболее точным? Что бы вы добавили в определение?

Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

Скороговорка – это гимнастика языка.  Сначала  язык  еле-еле  поворачивается,  а  произнесешь  несколько  раз  подряд  –  и  трудностей  как  не бывало.

Издавна люди старались научиться правильно, четко и красиво говорить. Для этого и еще для забавы они придумали словесные игры. Одна из самых веселых игр со словами – скороговорки. Условие этой игры понятно из названия – говорить нужно быстро. Но это не так-то просто, потому что слова в скороговорках похожи по звучанию, поэтому, когда их произносят быстро, они путаются, и получается смешно.

Кто знает скороговорки и может произнести их в быстром темпе? Прочитайте. (Дети произносят скороговорки и оценивают качество их произнесения.)

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

2) Р а с с м а т р и в а н и е   р и с у н к а  к скороговорке ( на доске).

– Что хотел сказать художник, почему к скороговорке он нарисовал такую иллюстрацию? (В шуточной форме показал трудности, которые есть в скороговорке. Рисунок помогает запомнить скороговорку.)

3) П р а в и л а   ч т е н и я   с к о р о г о в о р о к.

 Прочитай скороговорку медленно.

 Подумай, о чем говорится в скороговорке.

 Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется?

 Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить ее.

 Теперь проговори скороговорку шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее.

 Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.

– Почему же скороговорки трудно произносить?

В ы в о д: в трудной скороговорке рядом стоят слова, в которых используются одни и те же звуки, но в разном порядке: язык при быстром произнесении не успевает перестраиваться и «вязнет», путается в похожих звуковых сочетаниях.

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку:

«На дворе растет трава,

На траве лежат дрова» –

Обязательно не свяжешь,

Обязательно не скажешь!

                        М. Матусовский

4) Ч т е н и е   с к о р о г о в о р к и   учащимися  («Кто быстро и правильно?»).

V. Итог урока.

– Что такое загадки, скороговорки?

– Для чего они служат?

Домашнее задание: работа с читательским дневником – выполнить рисунки к авторской и народной загадке и скороговорке (по желанию); выучить загадку и скороговорку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».

Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....

Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова "Зима"

Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без "з...