Урок литературного чтения "Секрет счастья в сказке Д.Родари "Солнце и туча"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Вечеркова Наталья Петровна

В начальной школе мы учим ребёнка читать не для взрослых, а для себя. Это значит - ребёнка необходимо научить понимать чужие мысли, скрытые в тексте, извлечь из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: ДжанниРодари «Солнце и туча»

Цели: 1. Формировать оценочные суждения детей.

Учить составлять оценочную характеристику героев.

Учить понимать идейное содержание текста через анализ поступков героев.

Формировать навык грамотного внимательного чтения.

2. Развивать словарный запас, устную связную речь.

3. Воспитывать доброе отношение к людям, которые тебя окружает.

. Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения

(удовлетворение читательского интереса, поиск фактов и суждений.
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, формировать умение договариваться, находить общее решение.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать

выводы.
Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.

Оборудование: выставка книг, портрет писателя, мульмедийная презентация карточки с дифференцированными заданиями

В начальной школе мы учим ребёнка читать не для взрослых, а для себя. Это значит - ребёнка необходимо научить понимать чужие мысли, скрытые в тексте, извлечь из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.

Деятельность учителя

Ну-ка, все проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

5 получит на уроке тот, кто:

-слушает внимательно учителя и товарищейC:\Users\учитель\Desktop\1 ухо.jpg

-отвечает на вопросы, поднимая руку, а не болтает попустуC:\Users\учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2 рука.jpg

-доказывает мнение, делает выводыC:\Users\учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\3 выводы.jpg

-читает внятно, выражая чувства C:\Users\учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\4 выраз.jpg

Я надеюсь, что будет много 5

У- Какое произведение читали дома?

Д- «Машинка для приготовления уроков»

У- Кто автор?

Д- Джанни Родари

У- Какова была тема?

Д- О мальчике и продавце машинок

У- Какова идея?

Д- Лень портит. Все в твоих руках.Счастье без ума, что дырявая сума.

У-Помогла машинка мальчику? Стал ли он счастливым?

Наверное, автор Д.Родарри знал, что счастлив не тот, кто все время отдыхает. Счастье, по его мнению, заключается в другом.

А вы счастливые люди? В чем ваше счастье?

Д.Родари открыл секреты счастья и почти все его произведения о том, как стать счастливым.

Я предлагаю вам прочитать еще одно из его произведений, в котором раскрывается секрет счастья.

И наша тема урока:

«СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ в произведении Джанни Родари

А чтобы разгадать секрет, нам надо:

1 Прочитать…сказку «Солнце и туча»

2 Понаблюдать…за поступками солнца и тучи

3 Разгадать…секрет счастья

Главных героев узнаете из загадок

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все…

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез.

Прочитаем сказку «Солнце и туча»

Ведь 1 задача – прочитать.

 А читать мы будем по частям

 Приготовились. Читаем первую часть. Возьмите лист №1

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно мчалось и щедро разбрасывало лучи – во все стороны. И всем было весело.

 Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно - у неё было грозовое настроение.

1 часть

- На чём путешествовало солнце?

Д. - На колеснице

У- Что такое колесница?

Д. Колесница – древняя двух- или четырёхколёсная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей.

  У- А как солнце путешествовало?

Что значит «горделиво»?

Горделиво – выражает собственное превосходство, достоинство, чувствуя себя главным.

У- Как разбрасывало лучи?

Д.Щедро – не скупясь, не жадничая. , не жалея, не считая 

У- Как чувствовали себя окружающие от солнечной щедрости?

Д. -Весело.

У- А туча?

Д- Злилась, ворчала.

У. - Почему?

Д- У неё было грозовое настроение.

У- Как вы понимаете грозовое настроение?   

Д.  Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее            сильный страх

Найдите в тексте

Какое ключевое слово характеризует солнце (щедро или весело)

Какое ключевое слово характеризует тучу (злилась)

Они такие разные

У- Значит, туча так злилась, что готова была на что…?

Д.- Туча была готова обрушить на всё живое бурное ненастье с дождём, громом  и молнией.

Предположите, что может произойти  дальше. Возьмите лист№2

2 часть

-Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

   А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

 -Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Наши предположения сбылись?

(вот вы предположили одно, а автор вот как это показал)

У . - Почему все старались заполучить свою частичку солнца? 

Д. -Солнце – это тепло. Тепло – это жизнь

 У -Как туча называла солнце?

Д. - Транжира, дырявые руки.

У- Что значит «транжира»?

Транжира – тот, который легкомысленно тратит и раздаёт что либо, 

 без разбора, не считая

У- Почему «дырявые руки»?

 Ничего не остается в руках, теряет 

У. Права ли туча, называя так солнце транжирой?

 А солнце послушает тучу не тратить лучи?

Давайте проверим. Возьмите лист№3

 3 часть 

Солнце весело продолжало катиться по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами,  без счета – всем, кто в них нуждался.

     Только на закате оно вздумало пересчитать свои лучи, и что вы думаете? Ни один не пропал! Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

У.Послушало солнце тучу?

Д.Нет

А кто-нибудь вообще прислушался к туче? (никто не обращал внимания н а тучу, так как она злая)

У.Чему удивилась туча?

У- Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика.

У- Чем закончился день для тучи?

Д. Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём)

У - А для солнца?

Д.А солнце весело бултыхнулось в море.

Бултыхнулось  - что это значит? Не нырнуло,а прямо бултыхнулось.(озорно, по-хулигански, с брызгами, с радостью)  

                       

Знаете, у настоящего писателя ни одно слово не написано напрасно или необдуманно. Слова подбираются так, чтобы как можно точнее передать образ героя.

Давайте и мы с уважением отнесемся к авторским словам и поработаем или лучше поиграем со словами

                       Приём «Кластер».

    Найдите слова, характеризующие солнце и тучу,распределите                            

Прочитайте с правильной интонацией слова о солнце( радости, задорно)

Прочитайте с правильной интонацией слова о туче(недовольства, сердито)

- Кто же был счастливым в этой сказке? (внимание на последнее слово)

 - Солнце . Оно дарило всем свет и тепло. От этого получало удовольствие. А, значит, было счастливо.

-А кто несчастлив?

 -А туча только злилась. Она была одинока, значит несчастна.

У какого героя больше слов-характеристик. О чем это говорит?

- Добро все видят, его больше. Зло одиноко

У- На чьей стороне симпатии автора?

- Почему?

У- Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью?

Д- Людей.

У- Каких людей мы можем сравнить с солнышком?

Д- Добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых.

У- А про каких людей мы можем сказать «ходят чернее тучи»?

Д- Мрачных, нелюдимых, злых.

- Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас?

  СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!                                           

О счастье  писал не только Д. Родарри

У русского народа много пословиц и поговорок с секретами. Выберите ту, которая подходит к теме нашего урока, отражает идею сказки.

Предлагаю поработать группами. Вспомните правила работы в группах:

  • 1 читает, остальные слушают
  • Каждый высказывает своё мнение
  • После обсуждения принимается решение
  • Выбирается из группы 1 выступающий

Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает

Счастье без ума, что дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь

Счастье всегда на стороне отважных

Кто за счастье борется, тому оно и клонится

Счастье не в богатстве, а в труде.

Счастье — вольная пташка: где захотела, там и села.

Счастье не лошадь: его не запряжешь.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Счастье — в нас, а не вокруг да около.

Чем больше отдаешь, тем больше остается

Как аукнется, так и откликнется

Жадность - всякому горю начало.

Кто умеет веселиться, того горе боится.

У мрачного веселье скучно, у веселого и скука веселье

Что посеешь, то и пожнёшь

За добро добром плати

Худо тому, кто добра не делает никому

Жизнь дана на добрые дела

         

 Давайте вернемся к началу урока.

Что мы планировали? (раскрыть секрет счастья)

Еще раз скажем, в чем секрет счастья?

 СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!                                          

Все ли задачи выполнили?(прочитали, понаблюдали, сделали выводы) 

Оценивание (критерии в начале урока)

ДЗ

Дети секретов счастья много. Человек всю жизнь ищет и находит секреты счастья. И у каждого они свои…. На то они и секреты. У Д. Родарри есть маленькая сказочка «Цепь», в которой скрыт еще один секрет счастья. Я вам дарю эту сказочку, а вы тайно прочитаете её дома.

Рефлексия

Попробуем продолжить утверждения

Раньше я не знал…

Теперь я знаю…

Я согласен с автором…

Могу похвалить…

Урок заставил меня задуматься…

Все желающие поставят пальчиком отпечаток под тучкой или солнцем, в зависимости от того, чей образ вам ближе

Закончить хотелось

бы хорошими  словами одного поэта:

«А счастье бывает разного роста

От точки и до Казбека – в зависимости от человека»

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечание

I. Организационный момент

Личностные УУД

Ну-ка, все проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

II. Этап до чтения текста

1. Актуализация знаний

МОТИВАЦИЯ.

БЕСЕДА, ПОДВОДЯЩАЯ К ТЕМЕ УРОКА.

Коммуникативные УУД (ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт)

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

У- Какое произведение читали дома?

Д- «Машинка для приготовления уроков»

У- Кто автор?

Д- Джанни Родари

У- Какова была тема?

Д- О мальчике и продавце машинок

У- Какова идея?

Д- Лень портит. Все в твоих руках.

У-Помогла машинка мальчику? Стал ли он счастливым?

Наверное, автор Д.Родарри знал, что счастлив не тот, кто все время отдыхает. Счастье, по его мнению, заключается в другом.

А вы счастливые люди? В чем ваше счастье?

Д.Родарри открыл секреты счастья и почти все его произведения о том, как стать счастливым.

Я предлагаю вам прочитать еще одно из его произведений, в котором раскрывается секрет счастья.

.

Слайд 1

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ФИЗМИНУТКА

Технология здоровьесбереже

ния

И наша тема урока:

«СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ в произведении Джанни Родари

А чтобы разгадать секрет, нам надо:

1 Прочитать…сказку «Солнце и туча»

2 Понаблюдать…за поступками солнца и тучи

3 Разгадать…секрет счастья

Главных героев узнаете из загадок

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все…

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез.

Д.Солнце и туча.

 У- Рассмотрите их. Они уже здесь.

- Опишите, какое солнце.

Д- Солнце -веселое, улыбчивое,  яркое, праздничное, ласковое.

У- А как выглядит туча?

Д- Туча -хмурая, неприветливая, грозная, мрачная, тяжёлая

У- Что может произойти между солнцем и тучей.

Д.Думаю, между ними может  произойти что – то хорошее или не очень хорошее.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Познавательные УУД (понимают текст по содержанию)

 Приготовились. Читаем первую часть

Познавательные УУД (поиск информации в тексте)

Продуктивное чтение.

(чтение вслух, беседа по ходу чтения, словарная работа)

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно мчалось и щедро разбрасывало лучи – во все стороны. И всем было весело.

 Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно - у неё было грозовое настроение.

1 часть

- На чём путешествовало солнце?

Д. - На колеснице

У- Что такое колесница?

Д. Колесница – древняя двух- или четырёхколёсная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей.

У- А почему у солнца была огненная колесница?

Д. - Солнце жаркое, как огонь. Поэтому и колесница огненная как солнце.

У- Как разбрасывало лучи?

Д.Щедро – не скупясь, не жадничая. , не жалея, не считая

   У- А как солнце путешествовало?

Что значит «горделиво»?

Горделиво – выражает собственное превосходство, достоинство, чувствуя себя главным.

У- Как чувствовали себя окружающие от солнечной щедрости?

Д. -Весело.

У- А туча?

Д- Злилась, ворчала.

У. - Почему?

Д- У неё было грозовое настроение.

У- Как вы понимаете грозовое настроение?   

Д.  Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее            сильный страх

У- Значит, туча так злилась, что готова была на что…?

Д.- Туча была готова обрушить на всё живое бурное ненастье с дождём, громом  и молнией.

Предположите, что произошло дальше.

2 часть

-Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

   А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

 -Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Наши предположения сбылись?

 У -Как туча называла солнце?

Д. - Транжира, дырявые руки.

У- Что значит «транжира»?

Д.Транжира – тот, который легкомысленно тратит и раздаёт что либо. 

Транжира – тот, кто тратит деньги без разбора, не считая

У- Почему «дырявые руки»?

 Д.  Ничего не остается в руках, теряет

  У . - Почему все старались заполучить свою частичку солнца? 

Д. -Солнце – это тепло. Тепло – это жизнь.

У. Права ли туча, называя так солнце

 А солнце послушает тучу?

Давайте проверим.

 3 часть 

Солнце весело продолжало катиться по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами,  без счета – всем, кто в них нуждался.

     Только на закате оно вздумало пересчитать свои лучи, и что вы думаете? Ни один не пропал! Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

У.Послушало солнце тучу?

Д.Нет

У.Чему удивилась туча?

У- Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика.

У- Чем закончился день для тучи?

Д. Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём)

У - А для солнца?

Д.А солнце весело бултыхнулось в море.

Бултыхнулось  

             

             

-

ФИЗМИНУТКА

Технология здоровьесбереже

ния

Зрительная

гимнастика

Познавательные УУД (поиск информации в тексте)

                       Приём «Кластер».

    Найдите слова, характеризующие солнце и тучу,распределите                            

Прочитайте с правильной интонацией слова о солнце

Прочитайте с правильной интонацией слова о туче

- Кто же был счастливым в этой сказке?

 - Солнце . Оно дарило всем свет и тепло. От этого получало удовольствие. А, значит, было счастливо.

-А кто несчастлив?

 -А туча только злилась. Она была одинока, значит несчастна.

У какого героя больше слов-характеристик. О чем это говорит?

- Добро все видят, его больше. Зло одиноко

Автор использовал прием  противопоставления, чтобы подчеркнуть какие разные герои

Слайд2

Познавательные УУД (поиск информации в тексте)

У- На чьей стороне симпатии автора?

- Почему?

У- Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью?

Д- Людей.

У- Каких людей мы можем сравнить с солнышком?

Д- Добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых.

У- А про каких людей мы можем сказать «ходят чернее тучи»?

Д- Мрачных, нелюдимых, злых.

.

Предположения детей.

У- Вернёмся к началу разговора

.

ИТОГ УРОКА

РЕФЛЕКСИЯ

Регулятивные  УУД (оценка собственного продвижения)

У- В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что-то очень важное.

- Какой совет даёт автор читателям?

Д- Быть не только добрыми, но и щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не беднеет, а, наоборот, становится духовно богаче

 

У, Выберите пословицу которая подходит к нашей сказке:

1). У скупого середь зимы снега не выпросишь.                                                                               2). Собака на сене лежит – сама не ест и другим не дает.                                                             3).  Чем больше отдаешь, тем больше остается.

У. Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас?

 Д. СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!                                          

У.В этом секрет счастья.

         

 

 - Какую роль вы бы хотели сыграть:тучи или солнца?

Что для этого надо?

 И наша тема урока:

«СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ в произведении Джанни Родари

А чтобы разгадать секрет, нам надо:

1 Прочитать…сказку «Солнце и туча»

2 Понаблюдать…за поступками солнца и тучи

3 Разгадать…секрет счастья

Закончить хотелось бы хорошими  словами одного поэта:

«А счастье бывает разного роста

От точки и до Казбека – в зависимости от человека»

               

 Домашнее задание

Сочинить сказку о…

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно мчалось и щедро разбрасывало лучи – во все стороны. И всем было весело.

Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно - у неё было грозовое настроение.

 -Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

   А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

 -Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце весело продолжало катиться по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами,  без счета – всем, кто в них нуждался.

Только на закате оно вздумало пересчитать свои лучи, и что вы думаете? Ни один не пропал! Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно мчалось и щедро разбрасывало лучи – во все стороны. И всем было весело.

Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно - у неё было грозовое настроение.

 -Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

   А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

 -Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце весело продолжало катиться по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами,  без счета – всем, кто в них нуждался.

Только на закате оно вздумало пересчитать свои лучи, и что вы думаете? Ни один не пропал! Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

       "ЦЕПЬ"

   Цепь стыдилась самой себя. "Увы, - думала она, - все презирают меня.  И

это понятно. Люди любят свободу и ненавидят оковы".

   Проходил мимо человек. Он взял цепь, забрался на дерево,  привязал  оба

ее конца к самому крепкому суку и сделал качели.

   Теперь цепь служит для того, чтобы  высоко  взлетали  на  качелях  дети

этого человека. И она очень довольна.

"ЦЕПЬ"

   Цепь стыдилась самой себя. "Увы, - думала она, - все презирают меня.  И

это понятно. Люди любят свободу и ненавидят оковы".

   Проходил мимо человек. Он взял цепь, забрался на дерево,  привязал  оба

ее конца к самому крепкому суку и сделал качели.

   Теперь цепь служит для того, чтобы  высоко  взлетали  на  качелях  дети

этого человека. И она очень довольна.

"ЦЕПЬ"

   Цепь стыдилась самой себя. "Увы, - думала она, - все презирают меня.  И

это понятно. Люди любят свободу и ненавидят оковы".

   Проходил мимо человек. Он взял цепь, забрался на дерево,  привязал  оба

ее конца к самому крепкому суку и сделал качели.

   Теперь цепь служит для того, чтобы  высоко  взлетали  на  качелях  дети

этого человека. И она очень довольна.

"ЦЕПЬ"

   Цепь стыдилась самой себя. "Увы, - думала она, - все презирают меня.  И

это понятно. Люди любят свободу и ненавидят оковы".

   Проходил мимо человек. Он взял цепь, забрался на дерево,  привязал  оба

ее конца к самому крепкому суку и сделал качели.

   Теперь цепь служит для того, чтобы  высоко  взлетали  на  качелях  дети

этого человека. И она очень довольна.

"ЦЕПЬ"

   Цепь стыдилась самой себя. "Увы, - думала она, - все презирают меня.  И

это понятно. Люди любят свободу и ненавидят оковы".

   Проходил мимо человек. Он взял цепь, забрался на дерево,  привязал  оба

ее конца к самому крепкому суку и сделал качели.

   Теперь цепь служит для того, чтобы  высоко  взлетали  на  качелях  дети

этого человека. И она очень довольна.



Предварительный просмотр:

Тема: ДжанниРодари «Солнце и туча»

Цели: 1. Формировать оценочные суждения детей.

Учить составлять оценочную характеристику героев.

Учить понимать идейное содержание текста через анализ поступков героев.

Формировать навык грамотного внимательного чтения.

2. Развивать словарный запас, устную связную речь.

3. Воспитывать доброе отношение к людям, которые тебя окружает.

. Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения

(удовлетворение читательского интереса, поиск фактов и суждений.
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, формировать умение договариваться, находить общее решение.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать

выводы.
Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.

Оборудование: выставка книг, портрет писателя, мульмедийная презентация карточки с дифференцированными заданиями

В начальной школе мы учим ребёнка читать не для взрослых, а для себя. Это значит - ребёнка необходимо научить понимать чужие мысли, скрытые в тексте, извлечь из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.

Деятельность учителя

Ну-ка, все проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

5 получит на уроке тот, кто:

-слушает внимательно учителя и товарищейC:\Users\учитель\Desktop\1 ухо.jpg

-отвечает на вопросы, поднимая руку, а не болтает попустуC:\Users\учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2 рука.jpg

-доказывает мнение, делает выводыC:\Users\учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\3 выводы.jpg

-читает внятно, выражая чувства C:\Users\учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\4 выраз.jpg

Я надеюсь, что будет много 5

У- Какое произведение читали дома?

Д- «Машинка для приготовления уроков»

У- Кто автор?

Д- Джанни Родари

У- Какова была тема?

Д- О мальчике и продавце машинок

У- Какова идея?

Д- Лень портит. Все в твоих руках.Счастье без ума, что дырявая сума.

У-Помогла машинка мальчику? Стал ли он счастливым?

Наверное, автор Д.Родарри знал, что счастлив не тот, кто все время отдыхает. Счастье, по его мнению, заключается в другом.

А вы счастливые люди? В чем ваше счастье?

Д.Родари открыл секреты счастья и почти все его произведения о том, как стать счастливым.

Я предлагаю вам прочитать еще одно из его произведений, в котором раскрывается секрет счастья.

И наша тема урока:

«СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ в произведении Джанни Родари

А чтобы разгадать секрет, нам надо:

1 Прочитать…сказку «Солнце и туча»

2 Понаблюдать…за поступками солнца и тучи

3 Разгадать…секрет счастья

Главных героев узнаете из загадок

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все…

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез.

Прочитаем сказку «Солнце и туча»

Ведь 1 задача – прочитать.

 А читать мы будем по частям

 Приготовились. Читаем первую часть. Возьмите лист №1

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно мчалось и щедро разбрасывало лучи – во все стороны. И всем было весело.

 Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно - у неё было грозовое настроение.

1 часть

- На чём путешествовало солнце?

Д. - На колеснице

У- Что такое колесница?

Д. Колесница – древняя двух- или четырёхколёсная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей.

  У- А как солнце путешествовало?

Что значит «горделиво»?

Горделиво – выражает собственное превосходство, достоинство, чувствуя себя главным.

У- Как разбрасывало лучи?

Д.Щедро – не скупясь, не жадничая. , не жалея, не считая 

У- Как чувствовали себя окружающие от солнечной щедрости?

Д. -Весело.

У- А туча?

Д- Злилась, ворчала.

У. - Почему?

Д- У неё было грозовое настроение.

У- Как вы понимаете грозовое настроение?   

Д.  Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее            сильный страх

Найдите в тексте

Какое ключевое слово характеризует солнце (щедро или весело)

Какое ключевое слово характеризует тучу (злилась)

Они такие разные

У- Значит, туча так злилась, что готова была на что…?

Д.- Туча была готова обрушить на всё живое бурное ненастье с дождём, громом  и молнией.

Предположите, что может произойти  дальше. Возьмите лист№2

2 часть

-Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

   А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

 -Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Наши предположения сбылись?

(вот вы предположили одно, а автор вот как это показал)

У . - Почему все старались заполучить свою частичку солнца? 

Д. -Солнце – это тепло. Тепло – это жизнь

 У -Как туча называла солнце?

Д. - Транжира, дырявые руки.

У- Что значит «транжира»?

Транжира – тот, который легкомысленно тратит и раздаёт что либо, 

 без разбора, не считая

У- Почему «дырявые руки»?

 Ничего не остается в руках, теряет 

У. Права ли туча, называя так солнце транжирой?

 А солнце послушает тучу не тратить лучи?

Давайте проверим. Возьмите лист№3

 3 часть 

Солнце весело продолжало катиться по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами,  без счета – всем, кто в них нуждался.

     Только на закате оно вздумало пересчитать свои лучи, и что вы думаете? Ни один не пропал! Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

У.Послушало солнце тучу?

Д.Нет

А кто-нибудь вообще прислушался к туче? (никто не обращал внимания н а тучу, так как она злая)

У.Чему удивилась туча?

У- Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика.

У- Чем закончился день для тучи?

Д. Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём)

У - А для солнца?

Д.А солнце весело бултыхнулось в море.

Бултыхнулось  - что это значит? Не нырнуло,а прямо бултыхнулось.(озорно, по-хулигански, с брызгами, с радостью)  

                       

Знаете, у настоящего писателя ни одно слово не написано напрасно или необдуманно. Слова подбираются так, чтобы как можно точнее передать образ героя.

Давайте и мы с уважением отнесемся к авторским словам и поработаем или лучше поиграем со словами

                       Приём «Кластер».

    Найдите слова, характеризующие солнце и тучу,распределите                            

Прочитайте с правильной интонацией слова о солнце( радости, задорно)

Прочитайте с правильной интонацией слова о туче(недовольства, сердито)

- Кто же был счастливым в этой сказке? (внимание на последнее слово)

 - Солнце . Оно дарило всем свет и тепло. От этого получало удовольствие. А, значит, было счастливо.

-А кто несчастлив?

 -А туча только злилась. Она была одинока, значит несчастна.

У какого героя больше слов-характеристик. О чем это говорит?

- Добро все видят, его больше. Зло одиноко

У- На чьей стороне симпатии автора?

- Почему?

У- Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью?

Д- Людей.

У- Каких людей мы можем сравнить с солнышком?

Д- Добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых.

У- А про каких людей мы можем сказать «ходят чернее тучи»?

Д- Мрачных, нелюдимых, злых.

- Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас?

  СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!                                           

О счастье  писал не только Д. Родарри

У русского народа много пословиц и поговорок с секретами. Выберите ту, которая подходит к теме нашего урока, отражает идею сказки.

Предлагаю поработать группами. Вспомните правила работы в группах:

  • 1 читает, остальные слушают
  • Каждый высказывает своё мнение
  • После обсуждения принимается решение
  • Выбирается из группы 1 выступающий

Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает

Счастье без ума, что дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь

Счастье всегда на стороне отважных

Кто за счастье борется, тому оно и клонится

Счастье не в богатстве, а в труде.

Счастье — вольная пташка: где захотела, там и села.

Счастье не лошадь: его не запряжешь.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Счастье — в нас, а не вокруг да около.

Чем больше отдаешь, тем больше остается

Как аукнется, так и откликнется

Жадность - всякому горю начало.

Кто умеет веселиться, того горе боится.

У мрачного веселье скучно, у веселого и скука веселье

Что посеешь, то и пожнёшь

За добро добром плати

Худо тому, кто добра не делает никому

Жизнь дана на добрые дела

         

 Давайте вернемся к началу урока.

Что мы планировали? (раскрыть секрет счастья)

Еще раз скажем, в чем секрет счастья?

 СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!                                          

Все ли задачи выполнили?(прочитали, понаблюдали, сделали выводы) 

Оценивание (критерии в начале урока)

ДЗ

Дети секретов счастья много. Человек всю жизнь ищет и находит секреты счастья. И у каждого они свои…. На то они и секреты. У Д. Родарри есть маленькая сказочка «Цепь», в которой скрыт еще один секрет счастья. Я вам дарю эту сказочку, а вы тайно прочитаете её дома.

Рефлексия

Попробуем продолжить утверждения

Раньше я не знал…

Теперь я знаю…

Я согласен с автором…

Могу похвалить…

Урок заставил меня задуматься…

Все желающие поставят пальчиком отпечаток под тучкой или солнцем, в зависимости от того, чей образ вам ближе

Закончить хотелось

бы хорошими  словами одного поэта:

«А счастье бывает разного роста

От точки и до Казбека – в зависимости от человека»

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечание

I. Организационный момент

Личностные УУД

Ну-ка, все проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

II. Этап до чтения текста

1. Актуализация знаний

МОТИВАЦИЯ.

БЕСЕДА, ПОДВОДЯЩАЯ К ТЕМЕ УРОКА.

Коммуникативные УУД (ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт)

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

У- Какое произведение читали дома?

Д- «Машинка для приготовления уроков»

У- Кто автор?

Д- Джанни Родари

У- Какова была тема?

Д- О мальчике и продавце машинок

У- Какова идея?

Д- Лень портит. Все в твоих руках.

У-Помогла машинка мальчику? Стал ли он счастливым?

Наверное, автор Д.Родарри знал, что счастлив не тот, кто все время отдыхает. Счастье, по его мнению, заключается в другом.

А вы счастливые люди? В чем ваше счастье?

Д.Родарри открыл секреты счастья и почти все его произведения о том, как стать счастливым.

Я предлагаю вам прочитать еще одно из его произведений, в котором раскрывается секрет счастья.

.

Слайд 1

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ФИЗМИНУТКА

Технология здоровьесбереже

ния

И наша тема урока:

«СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ в произведении Джанни Родари

А чтобы разгадать секрет, нам надо:

1 Прочитать…сказку «Солнце и туча»

2 Понаблюдать…за поступками солнца и тучи

3 Разгадать…секрет счастья

Главных героев узнаете из загадок

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все…

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез.

Д.Солнце и туча.

 У- Рассмотрите их. Они уже здесь.

- Опишите, какое солнце.

Д- Солнце -веселое, улыбчивое,  яркое, праздничное, ласковое.

У- А как выглядит туча?

Д- Туча -хмурая, неприветливая, грозная, мрачная, тяжёлая

У- Что может произойти между солнцем и тучей.

Д.Думаю, между ними может  произойти что – то хорошее или не очень хорошее.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Познавательные УУД (понимают текст по содержанию)

 Приготовились. Читаем первую часть

Познавательные УУД (поиск информации в тексте)

Продуктивное чтение.

(чтение вслух, беседа по ходу чтения, словарная работа)

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно мчалось и щедро разбрасывало лучи – во все стороны. И всем было весело.

 Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно - у неё было грозовое настроение.

1 часть

- На чём путешествовало солнце?

Д. - На колеснице

У- Что такое колесница?

Д. Колесница – древняя двух- или четырёхколёсная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей.

У- А почему у солнца была огненная колесница?

Д. - Солнце жаркое, как огонь. Поэтому и колесница огненная как солнце.

У- Как разбрасывало лучи?

Д.Щедро – не скупясь, не жадничая. , не жалея, не считая

   У- А как солнце путешествовало?

Что значит «горделиво»?

Горделиво – выражает собственное превосходство, достоинство, чувствуя себя главным.

У- Как чувствовали себя окружающие от солнечной щедрости?

Д. -Весело.

У- А туча?

Д- Злилась, ворчала.

У. - Почему?

Д- У неё было грозовое настроение.

У- Как вы понимаете грозовое настроение?   

Д.  Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее            сильный страх

У- Значит, туча так злилась, что готова была на что…?

Д.- Туча была готова обрушить на всё живое бурное ненастье с дождём, громом  и молнией.

Предположите, что произошло дальше.

2 часть

-Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

   А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

 -Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Наши предположения сбылись?

 У -Как туча называла солнце?

Д. - Транжира, дырявые руки.

У- Что значит «транжира»?

Д.Транжира – тот, который легкомысленно тратит и раздаёт что либо. 

Транжира – тот, кто тратит деньги без разбора, не считая

У- Почему «дырявые руки»?

 Д.  Ничего не остается в руках, теряет

  У . - Почему все старались заполучить свою частичку солнца? 

Д. -Солнце – это тепло. Тепло – это жизнь.

У. Права ли туча, называя так солнце

 А солнце послушает тучу?

Давайте проверим.

 3 часть 

Солнце весело продолжало катиться по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами,  без счета – всем, кто в них нуждался.

     Только на закате оно вздумало пересчитать свои лучи, и что вы думаете? Ни один не пропал! Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

У.Послушало солнце тучу?

Д.Нет

У.Чему удивилась туча?

У- Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика.

У- Чем закончился день для тучи?

Д. Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём)

У - А для солнца?

Д.А солнце весело бултыхнулось в море.

Бултыхнулось  

             

             

-

ФИЗМИНУТКА

Технология здоровьесбереже

ния

Зрительная

гимнастика

Познавательные УУД (поиск информации в тексте)

                       Приём «Кластер».

    Найдите слова, характеризующие солнце и тучу,распределите                            

Прочитайте с правильной интонацией слова о солнце

Прочитайте с правильной интонацией слова о туче

- Кто же был счастливым в этой сказке?

 - Солнце . Оно дарило всем свет и тепло. От этого получало удовольствие. А, значит, было счастливо.

-А кто несчастлив?

 -А туча только злилась. Она была одинока, значит несчастна.

У какого героя больше слов-характеристик. О чем это говорит?

- Добро все видят, его больше. Зло одиноко

Автор использовал прием  противопоставления, чтобы подчеркнуть какие разные герои

Слайд2

Познавательные УУД (поиск информации в тексте)

У- На чьей стороне симпатии автора?

- Почему?

У- Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью?

Д- Людей.

У- Каких людей мы можем сравнить с солнышком?

Д- Добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых.

У- А про каких людей мы можем сказать «ходят чернее тучи»?

Д- Мрачных, нелюдимых, злых.

.

Предположения детей.

У- Вернёмся к началу разговора

.

ИТОГ УРОКА

РЕФЛЕКСИЯ

Регулятивные  УУД (оценка собственного продвижения)

У- В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что-то очень важное.

- Какой совет даёт автор читателям?

Д- Быть не только добрыми, но и щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не беднеет, а, наоборот, становится духовно богаче

 

У, Выберите пословицу которая подходит к нашей сказке:

1). У скупого середь зимы снега не выпросишь.                                                                               2). Собака на сене лежит – сама не ест и другим не дает.                                                             3).  Чем больше отдаешь, тем больше остается.

У. Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас?

 Д. СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!                                          

У.В этом секрет счастья.

         

 

 - Какую роль вы бы хотели сыграть:тучи или солнца?

Что для этого надо?

 И наша тема урока:

«СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ в произведении Джанни Родари

А чтобы разгадать секрет, нам надо:

1 Прочитать…сказку «Солнце и туча»

2 Понаблюдать…за поступками солнца и тучи

3 Разгадать…секрет счастья

Закончить хотелось бы хорошими  словами одного поэта:

«А счастье бывает разного роста

От точки и до Казбека – в зависимости от человека»

               

 Домашнее задание

Сочинить сказку о…

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно мчалось и щедро разбрасывало лучи – во все стороны. И всем было весело.

Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно - у неё было грозовое настроение.

 -Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

   А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

 -Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце весело продолжало катиться по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами,  без счета – всем, кто в них нуждался.

Только на закате оно вздумало пересчитать свои лучи, и что вы думаете? Ни один не пропал! Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно мчалось и щедро разбрасывало лучи – во все стороны. И всем было весело.

Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно - у неё было грозовое настроение.

 -Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

   А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

 -Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце весело продолжало катиться по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами,  без счета – всем, кто в них нуждался.

Только на закате оно вздумало пересчитать свои лучи, и что вы думаете? Ни один не пропал! Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

       "ЦЕПЬ"

   Цепь стыдилась самой себя. "Увы, - думала она, - все презирают меня.  И

это понятно. Люди любят свободу и ненавидят оковы".

   Проходил мимо человек. Он взял цепь, забрался на дерево,  привязал  оба

ее конца к самому крепкому суку и сделал качели.

   Теперь цепь служит для того, чтобы  высоко  взлетали  на  качелях  дети

этого человека. И она очень довольна.

"ЦЕПЬ"

   Цепь стыдилась самой себя. "Увы, - думала она, - все презирают меня.  И

это понятно. Люди любят свободу и ненавидят оковы".

   Проходил мимо человек. Он взял цепь, забрался на дерево,  привязал  оба

ее конца к самому крепкому суку и сделал качели.

   Теперь цепь служит для того, чтобы  высоко  взлетали  на  качелях  дети

этого человека. И она очень довольна.

"ЦЕПЬ"

   Цепь стыдилась самой себя. "Увы, - думала она, - все презирают меня.  И

это понятно. Люди любят свободу и ненавидят оковы".

   Проходил мимо человек. Он взял цепь, забрался на дерево,  привязал  оба

ее конца к самому крепкому суку и сделал качели.

   Теперь цепь служит для того, чтобы  высоко  взлетали  на  качелях  дети

этого человека. И она очень довольна.

"ЦЕПЬ"

   Цепь стыдилась самой себя. "Увы, - думала она, - все презирают меня.  И

это понятно. Люди любят свободу и ненавидят оковы".

   Проходил мимо человек. Он взял цепь, забрался на дерево,  привязал  оба

ее конца к самому крепкому суку и сделал качели.

   Теперь цепь служит для того, чтобы  высоко  взлетали  на  качелях  дети

этого человека. И она очень довольна.

"ЦЕПЬ"

   Цепь стыдилась самой себя. "Увы, - думала она, - все презирают меня.  И

это понятно. Люди любят свободу и ненавидят оковы".

   Проходил мимо человек. Он взял цепь, забрался на дерево,  привязал  оба

ее конца к самому крепкому суку и сделал качели.

   Теперь цепь служит для того, чтобы  высоко  взлетали  на  качелях  дети

этого человека. И она очень довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"

Урок литературного чтения в 3 классе.Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка".Конспект урока и презентация....

Презентация к уроку литературного чтения. Английская народная сказка "Сказка про трех поросят".

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе  УМК " Начальная школа ХХ I  века"   по теме:  Английская народная сказка " Сказка про трех поросят"...

Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"

Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива....

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Урок литературного чтения. Мир народной сказки. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

Цели урока: • Познакомить учащихся с устным народным творчеством. • Учить работать с учебной книгой, с текстами. • Учить прогнозировать содержание раздела. • Обогащать словарный запас детей. • Р...

Конспект урока литературного чтения «Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» Цели деятельности учителя: закрепление знаний об английской сказке «Сказка про трёх поросят»; развитие навыка ...