Методическая разработка урока. Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Методическая разработка урока. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_2_kl.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

Цели урока:

  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать литературное произведение;
  • содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
  • содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.
  • организовать деятельность учащихся по изучению литературной сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»;
  • обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности;
  • организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов деятельности.

Задачи:

  • воспитывать любовь и доброе отношение к животным;
  • формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, выделять положительных и отрицательных героев сказок,  составлять план произведения, пересказывать по готовому плану;
  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно;
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Оборудование: учебник, тетради, конвертики с заданиями, карточки с цифрами, презентация

УМК: концепция системы учебников «Начальная школа XXI века», руководитель  Н. Ф. Виноградова – доктор       педагогических наук, профессор

 

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Прозвенел уже звонок

Нам пора начать рок.

Урок будет не совсем обычный. Я предлагаю провести телемост, на связи с нами будет «Лесная Школа», где сейчас тоже  урок «Литературное чтение».

-  Поднимите руку, кто не знает что такое телемост?

- Ну, что, подключаемся? (на экране отрывок из мультфильма «Крошка енот» звучит куплет песни)    

                 От улыбки станет всем светлей

И слону и даже маленькой улитке

Так пускай повсюду на Земле,

Словно лампочки, включаются улыбки.

- Пока нет связи, давайте, и мы дружно за руки возьмёмся   и друг другу улыбнёмся

                    и с хорошим настроением

                    проведём сейчас урок.

- Связь появилась.

- Добрый день Топтыгин.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

  1. Работа с детскими книгами.

У каждого ученика «Лесной школы»  конверт, почти такой, как у вас. Откройте их, внимательно прочитайте задание и приступайте к работе. (Дифференцированная работа в группах. Приложение 1)

                       1 группа – выбрать авторские сказки;

2 группа – выбрать книги к данной модели обложки;

3 группа – выбрать книги к данной модели обложки;

Работать будете вместе, когда справитесь  –  возьмитесь за руки.

  1.  Самопроверка            

- Давайте посмотрим, как с этим заданием справились звери.

- Поднимите руку, кто не согласен с бельчонком?      (молодцы – по щелчку на медведе)

  1. Провокационный вопрос

- Покажите обложку произведения, с которым работали дома.(Такой обложки нет)

- Как называется произведение, с которым работали дома? (Зимовье зверей)

                  - Топтыгин предлагает вам посмотреть на модели обложек.

             - Какая из данных моделей обложки, соответствует сказке «Зимовье зверей»?  Поднимите соответствующую карточку. (умные ребята – щелчок)

              4. Работа с деформированным планом    

                   - Волчонок составил план к сказке «Зимовье зверей». Ёжик, прочитав план, сильно удивился. Как вы думаете, почему?

(дети исправляют план, по щелчку изменяется план)              

               5. Пересказ  

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание,  как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Выявление места и причины затруднения

         Топтыгин -  Я предлагаю вам познакомиться с произведением Д. Мамина – Сибиряка». Посмотрите, какую книгу я принёс!)

          Связь прервалась… Учитель - Такая книга есть и у меня – это «Алёнушкины сказки». Книга из золотого фонда детской литературы. В неё вошли сказки, которые писатель рассказывал своей маленькой дочке Алёнушке. Прочитав эти сказки, вы попадете в волшебную страну, где оживают игрушки и разговаривают растения, а обыкновенные комары могут одолеть огромного медведя. И, конечно же, вы посмеетесь над глупой мухой, уверенной, что люди достают из шкафа варенье только для того, чтобы ее угостить.

 - Одно из произведений есть и в нашем учебнике.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Что мы сейчас будем делать?

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем:самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построенного проекта.

  1. Первичное восприятие. Текст читают хорошо читающие дети, остальные следят по учебнику.
  2. Проверка первичного восприятия текста.

- Поднимите руку, кому понравилось произведение.

- Что понравилось?

- К какому жанру относится произведение?

- Назовите тему сказки

- Прочитайте название сказки

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Немножко отдохнули – будем работать дальше. Нарисуйте модель обложки этого произведения.

Самопроверка.   

        - Посмотрите на модель обложки, которую сделали енот и зайчик.  Поднимите руку, у кого получилась другая модель.(хорошо – по щелчку)

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная  работа в группах. Задания разной сложности

- Пока нет связи, поработайте самостоятельно. Возьмите светлый конверт и выполняйте задание.    

Задания для учащихся 1 группы

Прочитайте сказку шёпотом по цепочке.

Договоритесь, кто за кем будет читать. Приступайте к чтению

Задания для учащихся 2 группы

        Прочитайте сказку и самостоятельно.

        Выполните задание № 3 в тетради на стр. 20

Задания для учащихся 3 группы

     Подготовьте выразительное чтение сказки по ролям.

  1. Распределите роли: воробей, ёрш, автор
  2. Трое читают свои роли, а четвёртый следит по учебнику и контролирует

Проверка самостоятельной работы - Выразительное чтение сказки по ролям.                

 - Пока мы читали «Лесная школа» снова на связи. Топтыгин, вам понравилось, как читали ребята?   (молодцы – по щелчку)

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Регулятивные: коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

Включение в систему знаний и повторение.

Время осталось – можно поиграть. Игра «Да, нет».

                         

Вариант 1

  1. Это произведение авторское.
  2. Это произведение – рассказ.
  3. Герои произведения – воробей и ёрш.
  4. Это произведение – сказка.
  5. Автор произведения К. Ушинский
  6. Герои сказки жили в большой дружбе.
  7. Автор произведения Д. Мамин – Сибиряк.
  8. Это сказка народная.
  9. Заголовок этого произведения «Сказка про Воробья
  10. Воробеича и Ерша Ершовича»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Да

Нет

Вариант 2

  1. Герои произведения воробей и ёрш.
  2. Это произведение народное.
  3. Это произведение авторское.
  4. Это произведение – сказка.
  5. Герои этого произведения – волк и лиса.
  6. Герои этого произведения жили в большой дружбе.
  7. Автор произведения Д. Мамин – Сибиряк.
  8. Автор произведения В. Бианки.
  9. Заголовок этого произведения «Сказка про Воробья
  10. Воробеича и Ерша Ершовича»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Да

Нет

Взаимопроверка.

Регулятивные: прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Информация о домашнем задании

т. стр. 19, 20

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Продолжи предложения.

Своей работой на уроке я…

Моё настроение …

Урок для меня показался…

На уроке я…

Материал урока мне был…

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Приложение 1

Задание для учащихся 1 группы

           Из данных обложек книг выберете только  авторские сказки. (Курочка ряба, Зимовье зверей, По щучьему велению,

          К.Д.ушинский «Плутишка кот», В.Сутеев «Под грибом», Л.Пантелеев «Две лягушки» )

Задание для учащихся 3 группы

Из данных обложек книг выберете только те,  которые подходят к данной модели. (По щучьему велению,

К.Д.ушинский «Плутишка кот»,  В.Сутеев «Под грибом», Л.Пантелеев «Две лягушки», И.А.Крылов «Ворона и

Лисица», Л.Н.Толстой «Лев и собачка»)

Задание для учащихся 2 группы

Из данных обложек книг выберете только те,  которые подходят к данной модели.    (К.Д.ушинский «Плутишка кот»,

 В.Сутеев «Под грибом», Л.Пантелеев «Две лягушки», Л.Н.Толстой «Лев и собачка», Н.Носов «Живая шляпа»,

Е.Пермяк «Смородинка»)                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича, 2 класс

Конспект урока литературного чтения Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича, 2 класс...

Конспект урока по чтению на тему: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

Конспект урока по чтению на тему:   Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»...

Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д Н. Мамин -Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича"

Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д.Н.Мамин - Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича" Презентация...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу&raq...