Звуки [ф], [ф,], буква Ф. Играют волны, ветер свищет.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Очаковская А.А.

УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_f._zvuki_f_f.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [ф], [ф,], буква Ф. Играют волны, ветер свищет.

УМК «Школа России», 1 класс

Учитель: Очаковская А.А.

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическая цель урока для детей: изучить звуки [ф], [ф,], буквы Ф,ф.

Дидактическая цель  для учителя: создать условия для изучения звуков [ф], [ф,], букв Ф,ф.

Задачи:

Познавательные: создать условия для развития у учащихся умения: отличать на слух звуки [ф], [ф,], характеризовать  их, находить в слого-звуковых схемах; находить буквы Ф, ф в словах и текстах, читать слоги, слова и тексты с ними, сопоставлять слоги-слияния, читать предложения с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Метапредметные задачи: создать условия для развития у учащихся умения: контролировать выполнение учебной задачи; применять базовые предметные понятия; работать со знако-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, лентой букв); осознанно и выразительно читать небольшие тексты и стихотворения, строить высказывания о чувстве гордости за Родины, российский народ и историю России при знакомстве с российским флотом.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мотивация

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы

в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

6) эстетическое воспитание.

ΙI. Актуализация знаний

1. Прочитайте четверостишие, подумайте, из какого произведения отрывок? 1,5,7, 1,2

…Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

                          А.С.  Пушкин

   Человек издревле мечтал о покорении небесного и водного пространства,  постоянно совершенствовал механизмы, которые помогли бы ему в этом. Человек не может, как рыба, дышать кислородом, растворенным в воде, а силы его не хватит, чтобы переплыть большое пространство. Поэтому нужно было изобрести какие-то плавательные средства, чтобы переплывать большие реки, плавать по озерам, морям, океанам.

Как вы думаете, какое плавательное средство было у древнего человека первым? (Бревно)

 - Рассмотрите рисунки на с. 70. Распределите корабли на группы. 1

- Назовите корабли, которые уже не используются: галера, парусник, пароход.

- Современные корабли: атомный ледоход, круизный лайнер,  подводная лодка, военный корабль.

- Как одним словом называют соединение судов? (Флот)

- Определите тему урока. Назовите её. 4 4

– Давайте составим план урока.

Составление плана урока.

План (примерный) 3 2

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.
  2. Звуко-буквенный анализ слов.
  3. Чтение слогов и слов.
  4. Чтение предложений и текстов.

– Что нового мы узнаем сегодня?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Чтение текста детьми.

Слушание.

Ответы детей.

Дети сопоставляя тему урока и формулируют самостоятельно цель урока, составляют план.

  • Изучить новый звук и новую букву.
  • Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.

Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1. Работа в «Букваре» (с. 140). 1  2  5  6

1) Выделение звуков [ф], [ф’] из слов шарф и шарфик 

– Что нарисовано? (Шарф.)

– Сколько слогов в слове шарф? (Один.)

– Произнесите выделенный звук. 

– Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой согласный [ф].)

2) Звуко-буквенный анализ слова шарф выполняется коллективно, а затем дети самостоятельно выполняют звуко-буквенный анализ слова шарфик Обращают внимание на четвертый звук, сравнивают его со звуком [ф]. Дают характеристику новому звуку. ([ф’] – согласный глухой, мягкий.)

3) Сравнительный анализ слов. Выяснение различий лексического значения слов.

4) Подберите слова, которые начинаются с этих звуков.

5) Найдите на ленте букв, какой буквой обозначаются новые звуки.

6) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф.

– На что похожа буква Ф?

Всем известно без подсказки:

Буква Ф –

Как ключ от сказки.

Никогда его у нас не отнимет Карабас.

                              (В. Степанов)

Показываем жестами:

Федя ходит руки в боки.

Значит, выучил уроки.

                                  (Г. Виеру)

Показываем иллюстрацию:

Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой Ф.

                                       (А. Шибаев)

Работа в парах.

Дети называют слова с буквой ф и делают вывод:

 звук [ ф ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении, твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса. Аналогично звук [ф’].

Шарф – большой предмет. Шарфик - уменьшительно-ласкательное значение.

Ответы детей.

Определение места: парный согласный ф-в. Объяснение детей.

Дети по желанию читают стихи на доске. Не читающие запоминают.  

ΙΙΙ. Применение нового знания

  1. Работа в «Букваре» (с.71). 5  6  2 

Чтение слогов (с. 71).

– Прочитайте слоги.

– Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цветным карандашом.

– В каких словах встретятся эти слоги?

– На какие группы возможно разделить данные слоги?

– В чём их различие?

– Что вы заметили? (Не все гласные использованы)

– Попробуйте составить слоги с буквами я, ю, э. Существуют ли слова с данными слогами?

- Для русского языка нехарактерен слог фя, сочетание фю  (парфюм, фюрер, фюзеляж). Слов с с этим сочетанием немного и они заимствованы из других языков.

– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

 

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше, выше.

2. Работа в «Букваре».   3  7  1   1

Чтение слов.

– Просмотрите слова на этой странице.

– Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)

– Прочитайте слова про себя. 

– Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фотография.)

– Прочитайте слово, которое называет место выращивания животных.(Ферма) 

– Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.)

– В словах первого и второго столбиков выделите соответствующими цветами звуки, которые обозначает на письме буква Ф.

Проверка с самооценкой.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали? (Читали слова и анализировали их.)

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)

Чтение слов (с.71). 3  1  7  1

1) – На какие группы можно распределить слова? Почему?

– Прочитайте его.

– Сколько слогов в этих словах?

– Почему?

– Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.) 

2) Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лексического значения.

Фотография – 1. Изображение предметов на чувствительной пленке.

2. Снимок – изображение, полученное таким способом. 3. Учреждение, мастерская для съемок.

Фотоаппарат – аппарат для фотографии.

Фотограф, фотокорреспондент – специалист по фотографии. Фоторобот – составленное из деталей по словесному описанию

изображение человека.

– Что объединяет слова? (Они однокоренные.)

– Выделите корень. (ПРОПЕДЕВТИКА.)

2) Однокоренные слова и формы слова с корнем -флаг-.

– Объясните значение слова флаг. (Прикреплённое к стержню полотнище.)

– Как из большого флага сделать маленький? (С помощью суффикса -ок-. Флажок.)

– Что такое флагшток? (Шест для флага.)

– Какое из слов является формой слова флаг? (Флаги.)

– Что мы сейчас делали? (Читали слова и анализировали их.)

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)

Работа в «Букваре».   3  1  7  1

Работа с отрывком А.С. Пушкина «Медный всадник» (с.71).    3 

1) Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите рисунок.

– Подсказывает ли картинка, о чем текст?

2) Чтение текста самостоятельно.

а) Выявление первичного восприятия.

– О каком событии отрывок?

б) Повторное комментированное чтение вслух.

в) Обобщающая беседа.

– Какой фрагмент текста изобразил наш художник?

– Расскажите, что особенно в этом стихотворном произведении?

– Прочитайте голосом диктора радио. Помните, что речь диктора всегда четкая и выразительная.

г) Проблемный вопрос к тексту.

– А почему автору захотелось рассказать об этом событии?

3) Работа с текстом после чтения.

– Об основании какого города рассказал поэт? (Санкт-Петербург)

– Что значит «в Европу прорубить окно»? (Общение с помощью моря с другими странами)

– Для кого волны новые? (Для стран Европы)

–Что означает «все флаги будут в гости к нам» (Корабли с флагами других государств)

– Флаг корабля на рисунке чей? (Российский)

– Что мы сейчас делали? (Читали текст и анализировали его.)

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)

Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение.

Работа в парах - взаимопроверка.

Составление детьми слогов и придумывание слов с данными слогами.

Подведение итога данного этапа.

Выполнение детьми действий, соответствующих словам.

Поиск слов с буквой ф, чтение  и отметка количества букв.

Работа над значением слов.

Обозначение звука цветом.

Самооценивание.

Распределение слов по количеству слогов с опорой на правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Выявление и называние родственных слов.

Выделение корня.

Слушание.   Индивидуальное чтение.

Повторное чтение в слух.

Ответы детей .

Основание Санкт-Петербурга.

Ответы детей

ΙV. Итог

– Что нового узнали? 4  4

– Какие уже известные нам знания повторили?

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

Узнали согласный, твердый и мягкий, глухой, звук

 Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились рассуждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парные согласные звуки и буквы. Дидактическая игра

Автор: Федотова В.А. Дидактическая игра для урока обучения грамоте и русского языка. Картинки следует вырезать, в окошечках домиков сделать прорези для вставки букв...

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Урок по теме: "Согласные звуки [в][в\'], буквы В, в. Спортивные игры.

Конспект к уроку обучение грамоте 1 класс, УМК "Школа России"....

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема урока: Согласные звуки [в],[в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знанийПособия к уроку: лента букв, карточки, рабочая тетрадь,  Азбука, электронное приложение к ученику (УМК «Школа России»)...

Сценарий воспитательного мероприятия проведенного в экологическом кружке ко Дню экологических знаний - занятие-игра "Волнуется природа неспроста"

Содержание этого материала направлено на углубление экологических знаний о природе, о тесных взаимосвязях и взаимозависимостях между всеми живыми существами планеты Земля, включая человека, и неживой ...