Урок внеклассного чтения "Цветик-семицветик"
план-конспект урока по чтению по теме

Проценко Галина Александровна

Урок внеклассного чтения по произведению В. Катаева "Цветик-семицветик"

Если кого-то заинтересовала презентация к уроку вышлю по электронной почте. ProcenkoGA@yandex.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Тимирязевская средняя общеобразовательная школа»

УРОК

ВНЕКЛАССНОГО

ЧТЕНИЯ

В 3 КЛАССЕ

В.П. Катаев

«Цветик-семицветик»

                               Провела:

учитель начальных классов

                                                                   Проценко Г.А.

2013 год

Тема урока:  Нам жизнь дана на добрые дела.

                       В.П. Катаев «Цветик-семицветик».

Цели урока:  раскрыть перед учениками значения близких по содержанию слов мечта и желание; познакомить с творчеством В.П. Катаева, его краткой биографией; подвести детей к мысли, что сказка учит задумываться над своими желаниями; научиться выбирать для себя дорогу в жизни; делать только добрые дела, ценить дружбу; способствовать формированию нравственных принципов; честности, порядочности, сострадания, трудолюбия; развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к русскому языку, изобразительному искусству, интерес к творчеству В. Катаева.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, выставка книг В. Катаева, портрет писателя, видеозапись мультипликационного фильма «Цветик-семицветик», «Волшебный цветик-семицветик» (на доске), словарь С.И. Ожегова, карточки с домашним заданием.


Ход урока:

I.Организационный момент.

- Ребята! Сегодня к вам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь, пожалуйста. И, как настоящие хозяева, вам нужно быть гостеприимными, т.е. стараться, чтобы гостям было у вас хорошо. А для этого нужно активно работать и хорошо себя вести.

II.Актуализация знаний. Слайд 1.

- Ребята, какую книгу вы сегодня принесли для работы? Покажите мне ее, пожалуйста.

-Как она называется? («Цветик - семицветик»)

-Кто ее автор? (Валентин Петрович Катаев)

1. Рассказ учителя. Слайд 2.

- Посмотрите на экран. Перед вами портрет очень известного писателя, создавшего книги для взрослых и детей, - Валентина Петровича Катаева.

Родился Катаев в южном портовом городе Одессе, где на улицах звучала греческая, албанская, турецкая, французская, немецкая, английская речь, потому что приходили туда торговые пароходы со всего мира.

Родился он в семье учителя математики, учился в Одесской гимназии. Одесса была не только торговым, но и культурным центром. Там был хороший оперный театр, книжные магазины, музыкальная школа.

По воскресеньям на бульваре играл военный духовой оркестр. Валентин очень любил море, отлично плавал, нырял. Он дружил с рыбаками, портовыми рабочими и их детьми. Еще в школьные годы он начал писать стихи, и их даже поместили в газете. Интересовался В. Катаев и политикой.

В годы Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом. В своих статьях он рассказывал о мужестве наших солдат, о смелых разведчиках, партизанах и о детях, которые помогали нашим воинам.

Валентин Петрович Катаев прекрасный детский писатель. Он написал много детских книг. Об одной из них мы сегодня побеседуем.

Книга «Цветик - семицветик» (книга в руках учителя) написана в 1940 году. Ей  уже почти 70 лет. Когда я была такой, как вы, я с удовольствием прочитала эту книгу и полюбила ее. Она, безусловно, понравилась вашим родителям, вашим старшим братьям и сестрам.

-А кому из вас понравилась эта книга?

-Всем? Я так и предполагала.

Прошло столько лет, а дети и сейчас с удовольствием читают ее.

-В чем же секрет? Сейчас разберемся.

2. Рассматривание выставки книг. Слайд 3.

Перед вами книжная выставка.

Две книги, представленные в ней, - это «Цветик - семицветик» и «Дудочка и кувшинчик». Изданы эти книги в разное время (1986, 1987).

А есть еще книга, изданная в 1988 году, самая красивая: она необычной формы, в ней яркие выразительные иллюстрации.

3. Постановка целей урока. Слайд 4.

-Сейчас мы познакомились с краткой биографией Катаева, выставкой книг – это является не основной целью нашего урока, а главная цель – раскрыть значение близких по содержанию слов мечта и желание; и мы должны выяснить над чем учит нас задуматься сказка «Цветик - семицветик».

III.Изучение нового материала.

Человек – особое существо на Земле. Он один умеет говорить, передавать в звуках речи свои мысли, а главное, может мыслить. Мышление человека связано с игрой его ума, мечтанием, фантазией, воображением.

- Мы познакомимся со значением двух важных слов русского языка, побеседуем о сказке Катаева и выясним, чему она учит и как помогает  понять себя и окружающий нас мир.

- Вот посмотрите на экран (Слайд 5).

Здесь записаны слова. Прочитайте их, подумайте и скажите, как вы понимаете значение каждого из этих слов.

Мечта - …(отвечают дети).

Желание -…(отвечают дети).

Слайд 6.

-Ребята, а вот Сергей Иванович Ожегов (ученый в области русского языка) в своем словаре русского языка дает такое разъяснение значения слова мечта – это…, желание – это… .

Слайд 7 .

-Как вы видите, эти слова очень похожи, это слова-синонимы.

-Откройте свои словари по русскому языку и давайте запишем эти слова, которые вызывают трудность и в написании.

мечта                                                        желание

-Ребята, мы не случайно разобрали эти слова, т.к. они очень связаны с нашей книгой. Мы выяснили с вами, какую роль сыграло слово «желание» в судьбе главной героини сказки (девочки Жени).

Анализ сказки. Слайд 8.

-Ребята, почему книгу «Цветик - семицветик» писатель назвал сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

(«Цветик - семицветик» назван сказкой потому, что в ней действует волшебница, которая неоткуда появляется и неизвестно куда пропадает. В сказке есть цветок волшебный, исполняющий все желания; невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика. Это произведение Катаева похоже на народную сказку «По щучьему веленью»).

Слайд 9.

- Что случилось с девочкой Женей, когда мама послала ее в булочную за баранками, и почему это произошло?

Слайд 10.

(Жене не очень хотелось идти в магазин, она не запомнила дорогу домой и заблудилась).

-Кто и как ей помог?

(волшебница).

Слайд 11.

-Посмотрите внимательно на экран. Найдите и прочитайте отрывок в книге, соответствующий этой иллюстрации.

(страница 5, где Фея…)

Чтение отрывка.

-Ребята, и у нас есть волшебный цветок.

(«Цветик - семицветик» на доске).

- Вы уже знаете, что в цветовом спектре краски располагаются в особом порядке, нарушать который нельзя.

(Порядок: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).

-В радуге семь цветов и располагаются они в определенном порядке.

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

И у нашего цветик – семицветика семь радужных лепестков.

- Итак, на что потратила девочка свой первый лепесток?

(вернуться домой)

-Разумное ли это желание?

(да)

(учитель убирает с доски желтый лепесток)

- Какие волшебные слова нужно было произнести, чтобы исполнилось желание?

Давайте все вместе их вспомним и произнесем:

-Встали.

Физкультминутка:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Быть по - моему вели…

-Какая неприятность случилась с Женей, когда она хотела поставить цветок в вазу?

(Разбилась любимая вазочка мамы).

Слайд 12.

-На что потратила девочка второй лепесток и почему?

(Чтобы склеилась разбитая ваза, которую очень любила мама. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь).

-Найдите в книге иллюстрацию, которая подтверждает ваши слова, посмотрите. (Страница 9).

-Итак…(учитель убирает с доски красный лепесток).

-Ребята, в следующем эпизоде из сказки говорится о мальчиках, которые играли во дворе в папанинцев.

Слайд 13.

Словарная и воспитательная работа.

Папанин и его товарищи - ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные явления, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смертью.

И вот, ребята, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.

Чтение по ролям:

-Давайте, найдем этот эпизод и прочитаем его в лицах.

Словарная работа.

Сильное сжатие.

-Что почувствовала девочка, когда ее не приняли в игру, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?

(Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе).

(учитель убирает с доски синий лепесток)

Слайд 14.

-Ребята, знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там?

-Глядя на эту иллюстрацию, скажите, что Жене грозило?

(В обществе огромных белых медведей ей угрожала смерть, она могла замерзнуть в одном платьице и сандаликах).

-Разумным ли было это желание Жени, оказаться на Северном полюсе?

(Это глупое желание)

-Что она сделала, чтобы вернуться домой?

(она потратила свой четвертый лепесток на то, чтобы оказаться в родном дворе) Вот это желание было очень разумным.

(учитель убирает зеленый лепесток)

Итак, Женя снова оказалась во дворе.

-Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?

(они играли с разными игрушками, а у Жени их в тот момент не было)

-Что чувствовала Женя, когда девочки не взяли ее в игру? Какое желание она загадала, чтобы позлить их?

(Женя обиделась, рассердилась и решила показать девочкам, что у нее во много раз больше игрушек, чем у них)

(учитель убирает оранжевый лепесток)

Слайд 15.

-Найдите в сказке отрывок, подтверждающий эту иллюстрацию и прочитайте его.

(Страница 13, дети читают вслух страница 12)

-Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось? Разумно ли это было и почему?

(Когда на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась; поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нудно только две, три игрушки. Желание это было глупое, потому что оно было необдуманным.)

-На что потратила Женя шестой лепесток?

(Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому и пожелала она их вернуть на место, в свои магазины).

Это разумное желание. (Учитель убирает фиолетовый лепесток).

Слайд 16.

Посмотрите на экран и скажите, кого встретила девочка на бульваре?

-Что она предложила мальчику и о чем пожелала, оторвав свой последний, седьмой лепесток?

(Учитель убирает голубой лепесток)

(Мальчик не может бегать, потому что он хромой, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы бегать, как все здоровые дети.)

Слайд 17.

-Это хорошее, доброе желание.

-Итак, у Жени истрачены семь лепестков. Она загадала семь желаний.

-Сколько из них у нее было разумных? Посчитайте и назовите ее разумные желания.

(Вернуться домой, склеить разбитую вазу, вернуться с полюса, отправить все ненужные игрушки опять в магазины, вернуть здоровье больному мальчику.)

Это пять разумных желаний.

И два – неразумных, глупых.

(Попасть на Северный полюс, иметь все игрушки мира).

Слайд 18.

-Почему у Жени появились такие глупые желания?

(Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она, не подумав, высказывает свои желания. Женя даже бывает злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму  из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.)

-Так какое же желание, на ваш взгляд, было самым важным?

(Седьмое желание, так как Женя истратила не на себя, а на то, что бы помочь человеку в беде.)

Слайд 19.

-Ребята, по мотивам сказок В. Катаева «Цветик - семицветик» и «Дудочка и кувшинчик» режиссер Цехановский создал мультипликационные  фильмы. Но режиссер вправе вносить свои изменения, художественный вымысел в экранизацию произведения.

-Вы смотрели мультфильм «Цветик - семицветик»?

-Сейчас мы с вами посмотрим концовку мультфильма, чтобы увидеть разницу между художественным текстом Катаева и задумкой режиссера.

Просмотр видео.

-Дети, как вы думаете, с лепестками нового цветка Женя ответственно будет поступать? (Да)

Итог урока:

-Чему учит эта сказка?

Эта добрая сказка Катаева учит нас: когда у тебя появляются желания, сначала подумай, нужно ли то, что ты вдруг пожелал, а не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство твоим родителям, товарищам, просто людям.)

Сказка учит, что надо не просить выполнять твое желание, а стараться больше знать и просить только очень важное, полезное, возможное. А главное, надо стараться самому, своими усилиями и трудом осуществлять свои желания, причем так, чтобы это не мешало другим людям, никого не обижало, не огорчало.

Слайд 20.

-Давайте прочитаем пословицу, которая является темой нашего урока

«Жизнь дана на добрые дела»

-Как вы понимаете эту народную мудрость?

(Нужно делать добрые дела, человека они красят…)

-Ребята, посмотрите, осталась серединка от волшебного цветка. Все лепестки девочка израсходовала. Мы выяснили, что это были разумные и неразумные желания.

-Давайте представим, что серединка имеет тоже волшебную силу. Я прошу вас сейчас загадать свое заветное желание, но не для себя, а для друзей, близких, родных. Ваше желание должно быть разумным.

(Ребята подходят к серединке, дотрагиваясь до нее, загадывают желание).

-Я тоже загадала желание:

  • Чтобы вы всегда делали добрые дела,
  • Чтобы вы всегда помнили о своих близких,
  • Чтобы вы не огорчали их,
  • Чтобы вы ценили настоящую дружбу.

Т.е творили добро на всей Земле.

Слайд 21.

-И я хочу закончить строчками стихотворения современной поэтессы Наталии Аркатовой:

Какой бы жизнь тяжелой не была,

В конце концов творим судьбу  мы сами.

Любите, люди, тех, кто рядом с вами!

Спешите  делать добрые дела!

Оценки за урок.

Задание на дом: Каждый учащийся получает карточку с вопросами, на которые они должны дать письменные ответы.

Учитель.

-Наш урок прошел не даром. Он научил вас ответственно, разумно подходить к своим поступкам и желаниям.

А это все нам удалось благодаря замечательному человеку Валентину Петровичу Катаеву. Давайте скажем ему: Спасибо!

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "От благодарных читателей"

При подготовке к этому уроку учащимся было дано задание провести исследовательскую работу «Мой любимый литературный герой» по следующему плану: 1.Кто твой любимый герой? 2.Из какой он книги? 3.Что...

Урок внеклассного чтения «Животные в нашем доме».

Урок внеклассного чтения для 4-ого класса. Цель урока воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей. Учить сопереживать, сочувствовать через произвед...

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Урок внеклассного чтения 4 класс. "Урок из прошлого" по произведению Ю.Яковлева "Сыновья Пешеходова"

Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником  9 мая.На уроке  реализовывались  следу...