П.П. Бажов. «Серебряное копытце».(первый урок)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Рогозина Ирина Викторовна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema1.docx20.74 КБ
Файл bazhov.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: П.П. Бажов. «Серебряное копытце».(первый урок)

Цели : 1. ознакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова; отрабатывать

навыки правильного выразительного чтения; обогащать словарный запас

учащихся; обучать чтению по ролям, умению характеризовать поступки

героев.

2.развивать память, речь, мышление;

3.воспитывать любознательность, доброту.

Планируемые результаты:

Предметные: умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про

себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном

чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа

материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе

 с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы

на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной

мысли, отбор опорных(ключевых) слов для создания собственного текста,

поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной

и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги:

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста

учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе(распределение

обязанностей, составление плана совместных действий, умение

договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к

природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим. Ценность человеческой жизни), проявление интереса к

чтению и изучению творчества П.П.Бажова.

Оборудование: презентация.

Ход урока 1

I.        Организационный момент

II.        Проверка домашнего задания

-Посмотрим на выставку ваших книжек-самоделок. Интересные формы

вы придумали. Послушаем несколько   ваших сказок.

*Остальные учитель собирает на проверку. Самые лучшие из них будут

использованы на обобщающем уроке.

III.Сообщение темы и целей урока.

—        Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию писателя, с

творчеством которого мы ознакомимся на уроке.

(Кроссворд см. в приложении.)

Ответы: 1. Балаган. 2. Кошка. 3. Рожки. 4. Сирота. 5. Выслеживать.

IV.Работа по теме.

        

1.Рассказ учителя о жизни и творчестве П. П. Бажова

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая

серая борода — на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума — словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

А родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. Став учителем, он в свободное время бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в толстую тетрадь всё, что они ему рассказывали — были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция.

И тогда Павел Бажов оставил учительство, запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию, чтобы с винтовкой в руках защищать молодую Советскую Республику. Только после окончания гражданской войны Павел Бажов снова достал свои заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К этому времени он был журналистом. Ему приходилось очень часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводим. И он не терял ни одной возможности, чтобы записывать все, что его так сильно привлекало.

Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера, талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только таким открываются стихийные силы природы, только отважным и чистым душой людям удается проникнуть в заветные кладовые Уральских гор, только им дано разгадать их тайны. Так рассказывалось в тех преданиях, которые переходят от поколения к поколению.

В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были». А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Ключ-камень», «Хозяйка медной горы», «Великий полоз» и многие другие уральские сказы, как назвал их автор.

Они были радостным открытием для всех читателей — от детворы до умудренных старцев. В этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Впервые героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец» — так называли в уральских сказах таких людей.

По мотивам сказок созданы кинофильм «Каменный цветок», многочисленные произведения музыки, скульптуры,

живописи. Слава нового и необыкновенного сказочника разошлась по всей стране, вышла далеко за ее пределы.

V.        Физкультминутка

VI.        Ознакомление со сказкой.

1.Словарно-лексическая работа.

БАРСКАЯ РУКОДЕЛЬНЯ - ручной труд (преимущественно вышивание,

вязание, шитье).

 ВЗЪЕСТЬСЯ — невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начать

упрекать, обвинять, бранить. ГОЛБЧИК - приступка для выхода на печь.

ПОЖИТКИ - мелкое имущество, домашние вещи.

 ПОХЛЕБКА — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

НЕСПОДРУЧНО - неудобно, неловко.

ПОСОБНИК — помощник в делах.

ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ - широкие, пологие овраги, покрытые травой.

СТАТОЧНОЕ ЛИ ДЕЛО - (устар.) хорошее ли дело.

2.Прослушивание сказки. Приложение.

*Учащиеся слушают сказку и следят по учебнику на стр.180- 191.

3.Беседа после чтения.

-Что прослушали?

-Кто автор?

-Как называется сказка?

-Ваши впечатления от прочитанного?

VII.Рефлексия.

        

VIII. Итог урока.

-С творчеством какого писателя ознакомились на уроке?

-Что вы запомнили о нем?

Домашнее задание: перечитать сказку; подготовить выразительное,

безошибочное чтение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бажов Павел Петрович Русский советский писатель. Родился 15 января в Сысертском заводе, близ Екатеринбурга, в семье горнозаводского мастера. rizhkova.ira@yandex.ru 1879–1950

Слайд 2

Юность писателя rizhkova.ira@yandex.ru Учился в духовном училище (1889-93) в Екатеринбурге, затем в Пермской духовной семинарии (1893-99). В годы учебы принимал участие в выступлениях семинаристов против преподавателей-реакционеров. Бажов работал учителем русского языка и литературы в Екатеринбурге, затем в Камышлове. В эти же годы увлекся уральскими народными сказками.

Слайд 3

В 1923-29 жил в Свердловске и работал в редакции "Крестьянской газеты", с 1924 выступая на ее страницах с очерками о старом заводском быте, о гражданской войне. В это время им было написано свыше сорока сказов на темы уральского заводского фольклора. В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказок "Малахитовая шкатулка", за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами: "Ключ-камень" (1942), "Сказы о немцах" (1943) и др.

Слайд 4

Произведения Бажова в современности Произведения Бажова, восходящие к уральским "тайным сказам" - устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности. По мотивам сказов созданы кинофильм "Каменный цветок" (1946), балет С. С. Прокофьева "Сказ о каменном цветке" (пост. 1954), одноименная опера К. В. Молчанова (пост. 1950), многочисленные произведения музыки, скульптуры, живописи.

Слайд 5

В последние годы В 1946 был избран депутатом Верховного Совета: "...занимаюсь теперь другим - приходится много писать по заявлениям своих избирателей". Награжден орденом Ленина.

Слайд 6

Памятник на Ивановском кладбище г. Свердловск В 1950 в начале декабря П. Бажов скончался в Москве. Похоронен в Свердловске

Слайд 7

В доме-музее П.П.Бажова в г. Сысерть

Слайд 8

В гостиной

Слайд 9

В гостиной

Слайд 10

Книги Павла Петровича Бажова

Слайд 11

Сказки П.П.Бажова

Слайд 12

Словарная работа голбчик пособник п риказчик Управляющий хозяйством помещика - балаган Временная лёгкая деревянная постройка - покосные ложки Широкий , длинный овраг покрытый травой- статочное ли дело Хорошее ли дело - н есподручно Неудобно - ныне Сегодня - похлёбка Жидкая пища, род супа из картофеля или крупы- очаг Устройство для разведения и поддержания огня - горюн Горевать - бирюзовый Зеленовато-голубой цвет - Ручной труд (шитьё, вышивание, вязание ) - Приступка со ступеньками для входа на печь - Помощник - рукодельня Справка Чтобы данное произведение вам было более понятным и интересным проведём словарную работу.

Слайд 13

Игра «Найди ошибку» Рукодельня – Голбчик - Пособник – Приказчик – управляющий хозяйством помещика Балаган – временная лёгкая деревянная постройка Покосные ложки – широкий, длинный овраг покрытый травой Статочное ли дело – хорошее ли дело Несподручно – неудобно Ныне – сегодня Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы Очаг – устройство для разведения и поддержания огня Горюн – горевать Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет ручной труд (шитьё, вышивание, вязание) приступка со ступеньками для входа на печь помощник

Слайд 14

Домашнее задание: перечитать сказку; подготовить выразитель­ное, безошибочное чтение. rizhkova.ira@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ П.П.БАЖОВ "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ"

УРОК-ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ П.П. БАЖОВА "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ" .ЦЕЛЬЮ ДАННОГО УРОКА ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЗЮМЕ, ЧЕРЕЗ РАБОТУ НАД ПО...

Урок чтения в 4 классе"П.П.Бажов"Серебряное копытце".Анализ произведения."

Урок имеет комбинированную структуру. Цели урока конкретны и доступны:- развитие умения в глубоком понимании смысла  текста;-формировать умение  опрелелять и анализировать композицию произве...

Урок литературного чтения по теме:"П.П.Бажов. Серебрянное копытце"

Урок литературного чтения по  теме: "П.П.Бажова. Серебрянное копытце"....

Презентация к уроку чтения по теме П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Презентация к уроку чтения 2 класс УМК "Школа-2100" . Тема урока: П.П. Бажов "Серебряное копытце"....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: П. П. Бажов. «Серебряное копытце»

Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания произведения; способствовать формированию целостного представления об основной идее сказа,...

Технологическая карта урока Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце».(второй урок) УМК Школа России.

Создать условия для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки»....

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». Цель урока: расширить читательский кругозор н...