Урок обучение грамоте, чтение 1 класс, ФГОС, В.Г. Горецкий, Буква Ю.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Михайлина Ольга Ивановна

Решаемая проблема: выяснить, когда буква Ю обозначает один звук, а когда два.

Ожидаемые предметные результаты:

  1. Называть  особенности буквы Ю;
  2. Приводить предметы ранее изученных букв, имеющих ту же особенность;
  3. Сравнивать звуковой состав слов их буквенную запись;
  4. Формировать способ чтения буквы ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов;
  5. Объяснять в каких случаях буква ю обозначает слияние двух звуков, а в каких – мягкость предшествующего согласного;
  6. Читать, озаглавливать текст, отвечать на вопросы по тексту.

РУУД: принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; отвечать на итоговые  вопросы урока  и оценивать свои достижения.

ПУУД: производить с опорой на схему – модель  слого – звуковой анализ слова с гласным звуком (,у) после мягкого согласного, читать слоги –слияния с буквой ю, делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится (,у), то пишется буква ю.

КУУД: вести диалог, работать в парах.

ЛУУД: прививать любовь к музыке, размышлять об отношениях с друзьями (хитрить – не хитрить).

Пропедевтика: транскрипция слов с йотированными гласными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – обучение чтению, 1 класс

Дата: декабрь

Тема: Буква Ю, чтение слов с буквой Ю.

Решаемая проблема: выяснить, когда буква Ю обозначает один звук, а когда два.

Ожидаемые предметные результаты:

  1. Называть  особенности буквы Ю;
  2. Приводить предметы ранее изученных букв, имеющих ту же особенность;
  3. Сравнивать звуковой состав слов их буквенную запись;
  4. Формировать способ чтения буквы ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов;
  5. Объяснять в каких случаях буква ю обозначает слияние двух звуков, а в каких – мягкость предшествующего согласного;
  6. Читать, озаглавливать текст, отвечать на вопросы по тексту.

РУУД: принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; отвечать на итоговые  вопросы урока  и оценивать свои достижения.

ПУУД: производить с опорой на схему – модель  слого – звуковой анализ слова с гласным звуком (,у) после мягкого согласного, читать слоги –слияния с буквой ю, делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится (,у), то пишется буква ю.

КУУД: вести диалог, работать в парах.

ЛУУД: прививать любовь к музыке, размышлять об отношениях с друзьями (хитрить – не хитрить).

Пропедевтика: транскрипция слов с йотированными гласными.

Ход урока

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

1.Включение в учебную деятельность

А) Игра «Угадай, кому принадлежат слова»:

1.- Кому принадлежат слова «По щучьему веленью, по моему хотенью»?;

(Учитель выставляет книги на книжную выставку)

2.-«Ах вы трутни, дармоеды, из чего я вас пою, кормлю! Вынь, да положь, подайте мне брата с сестрой!»;

3.-«А всё- таки, какой я? – спросил этот сказочный герой маму.

-«Когда обижаешь кого – нибудь, плохой, а когда делаешь что – то доброе – хороший».

Б) Упражнение на объединение слов в одну группу

-Емеля, Баба Яга, Ежик – что объединяет эти слова?

В)Упражнение на выделение буквы из слова

-Выберите (карточки с гласными на наборном полотне) и назовите буквы, с которых начинаются имена сказочных героев.

-Эти слова принадлежат Емеле, из русской народной сказки «По щучьему веленью»

-Это Баба Яга, из русской народной сказки «Привередница»

-Ежик, сказка «Ёжик» автор Марианна Вехова

-Это имена сказочных героев

Дети выбирают с наборного полотна буквы: я, ё, е, вывешивают, называют их.

2.Постановка целей и определение темы урока

А)Упражнение на обобщение знаний

-Что объединяет буквы Я,Ё,Е в одну группу?

-Какую бы букву вы еще добавили в эту группу букв? Почему?

Б) Определение темы урока

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

В) Определение цели урока

-А какой еще секрет букв:  Я, Ё,Е,Ю мы знаем?

        

-Как вы думаете, какова цель нашего урока?

-Это гласные звуки, они указывают на мягкость впереди стоящего согласного звука.

-Буква Ю, потому что она обозначает гласный звук и тоже показывает мягкость впереди стоящего согласного.

- Буква Ю.

-Буквы Я, Ё,Е,Ю в некоторых случаях обозначают два звука, один из которых (Й), а второй гласный звук

-Научиться определять  в каких случаях буква Ю дает два звука, а в каких один звук?

3.Развитие речевого аппарата

А)Упражнение на релаксацию

-Закройте глаза. Представьте себе зимний вечер, старый деревянный дом, топится печь, а за окном вьюга. Давайте покажем, как она воет.

Б)Дыхательная гимнастика, упражнение: «Воет вьюга»

-Вывешивает  слово вьюга

-Про вьюгу говорят – воет, а если бы я была вьюгой, я бы сказала: Я пою.

-Вывешивает слово пою

-Составьте предложение со словами: вьюга, пою

В)Артикуляционная разминка, упражнение «Верблюд»

Вывешивает слово верблюд.

Составьте предложение со словом верблюд.

Г)Упражнение на развитие навыков быстрого чтения:

Чтение слогов (таблица из учебника с.49)

Д)Игра «Доскажи словечко»

На доске вывешены слоги слияния: лю, рю, ню, дю, тю.

Е)Упражнение на развитие навыков скороговорения:

-Назовите предмет (показывает юлу).

Вывешиваю слово юла.

Прочитайте скороговорку (запись на доске):

Юлил – юлил и выюлил.

-Можно так сказать про поведение человека?

-Каким другим, словом можно заменить слово юлил при характеристике поведения человека?

-А вам нравятся люди, которые хитрят по отношению к вам?

-А сами вы хитрите по отношению к другим людям?

Дети закрывают глаза

-Глубокий вдох носом, задерживают дыхание; на выдохе протяжно (у), усиливая, ослабляя.

Дети открывают глаза.

-Зимой вьюга поет свою песню.

Выполняют круговые, вращательные движения нижней челюстью с закрытым ртом, имитируя пережевывание пищи верблюдом.

-Верблюд живет в пустыне. Верблюд питается колючками.

Первичное чтение слогов – 1 ученик,

Вторичное чтение – хором.

Люда, Рюрик, Нюра, дюшес, тюльпан

-Это детская игрушка юла.

Самостоятельное чтение, чтение вслух.

-Так можно сказать про поведение человека.

-Хитрил.

-Мне не нравятся люди, которые хитрят по отношению ко мне, надо быть честным по отношению к друзьям и близким.

4.Актуализация знаний

А)Самостоятельная работа

-Сейчас вы будете работать самостоятельно. Перед вами на столе лежат карточки.

-Прочитайте еще раз слова: вьюга, пою, верблюд, юла.

-Выберите из этих четырех слов любое слово, для которого вы сможете самостоятельно составить транскрипцию и схему.

-Если кто захочет, может разобрать большее количество слов. Для работы у вас 3 минуты.

Б)Работа у доски.

-У работы будут работать (вызывает 4 человека). Принцип работы тот же, составить транскрипцию, схему слова.

В)Работа в парах

-Поменяйтесь с соседом по парте карточками, проверьте друг у друга работу, если нашли ошибку объясните, как сделать правильно. Верните карточки назад.

-Возьмите светофоры, оцените свою работу и работу товарища (зеленый цвет – все правильно, красный допущены ошибки)

Г)Работа по схеме анализа буквы  Ю.

На доске появляется запись:

Верблюд –(в,эрбл,ут)+ схема

Юла-(й,ула)+схема

Пою-(пай,у)+схема

Вьюга-(в,й,уга)+схема

-Сделайте вывод по схеме:

-Где стоит буква Ю в начале, середине, конце слова?

-После гласной или согласной стоит буква Ю?

-Сколько звуков она обозначает?

Д)Обобщение материала

-Давайте сделаем вывод . Когда буква Ю обозначает один звук, два звука?

-Дети на карточках самостоятельно читают слова: вьюга, пою, верблюд, юла.

-Дети составляют схемы слов

-Дети пишут транскрипцию, строят схемы, меняются местами, проверяют

-Дети обмениваются карточками, проверяют, объясняют друг другу.

-Оценивают свою работу и работу товарища.

Каждый ученик у доски рассказывает о своем слове

Буква Ю обозначает один звук, если стоит в середине слова, после согласного.

Два звука, если стоит в начале слова, перед согласным и два звука, если в середине слова после гласного, после мягкого знака.

5.Музыкальная физминутка

6.Работа по теме  урока

А)Чтение Загадки – шутки, с.48

-Найдите в учебнике, на с. 48 Загадку – шутку.

-Прочитайте самостоятельно, кто прочитает текст раньше, тот может найти отгадку, используя подсказку в конце текста.

-Давайте прочитаем текст вслух, цепочкой.

-Кто нашел отгадку? Что за зверь на букву Ю?

Б)Подведение итогов исследовательско – проектной деятельности

-С какой буквы начинается слово Юлька?

-Ребята, вы придумали и нарисовали «Веселую букву Ю», посмотрите на результат своего труда (открываются буквы, вывешенные на доске)

-У нас есть жюри (жюри выбирается заранее), оно должно выбрать три самых веселых буквы.

-Вручите призы победителям.

-Остальные участники, зарабатывают поощрительные призы.

В)Конкурс загадок

-А кто знает загадку, чтобы в отгадке была буква Ю?

-Жюри вручает поощрительные призы.

-Чья загадка самая интересная?

Г)Чтение текста

-Рассмотрите картинку с. 49

-Можно ли сразу сказать, какой танец танцуют дети?

-Что нам поможет узнать, какой танцуют танец дети?

-Прочитайте самостоятельно стихотворение.

-Какой танец танцуют дети?

-Выразительное чтение вслух.

Д)Региональный компонент

-В нашем городе, много  лет назад жил замечательный человек, величайший композитор Петр Ильич Чайковский (слайды)

-Он написал много величайших музыкальных произведений, одно из них – это балет «Щелкунчик».

Балет «Щелкунчик» был создан на основе сказки Эрнеста Гофмана, только у П.И. Чайковского эта сказка получилась музыкальная – её не рассказывают, а танцуют под музыку.

Послушайте отрывок, который называется «Вальс цветов»

-Давайте попробуем этот танец, кто желает, выходите к доске.

-Дети читают самостоятельно текст

-Чтение вслух, цепочкой

-«Юлькой кошку звать мою»

-С буквы Ю

Жюри выбирает

Вручаются призы победителям

Дети читают загадки наизусть

Вручается приз победителю

Нет, нельзя

Прочитать текст стихотворения

Дети читают самостоятельно

Дети танцуют вальс

Читает сильный ученик

Звучит музыка «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского

Дети танцуют в парах.

7.Подведение итогов

А)Рефлексия

-Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке?

-Что вас удивило больше всего?

-Что вам понравилось больше всего?

Б)Оценка результатов деятельности

-Оцените свою работу на уроке: если вы были активны, довольны  своей работой – зеленый;

-если не очень довольны своей работой - красный

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Чтение. Согласный звук ш и строчная буква ш.

Образовательная программа "Школа 2100". 1 класс. На уроке использована технология формирования типа правильной читательской деятельности. Ознакомление с новым звуком происходило с помощью частично-пои...

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ. ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

УРОК  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ.1 класс, 2 четверть ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.ЦЕЛИ: образовательные:- познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц;- учить чита...

Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме "Гласный звук [у]. Буквы У, у".

Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме «Гласный звук [у].  Буквы У, у»....

Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш.

Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш. Программа "Школа России "...

Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внимание, н...

Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внимание, н...

Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...