Использование нетрадиционных технологий на уроках в начальной школе
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

Медведева Нина Анатольевна

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. В своей работе на уроках я использую технологии критического мышления.Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. 

Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в   приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.  Я использую два из них. Это методы  ИНСЕРТ и КЛАСТЕРЫ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие критическогомышления на уроках литературного чтения МКОУ Заводская СОШ Калачеевского района Медведева Н.А.

Слайд 2

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Девизом нашей работы на уроках чтения является пословица «В книге ищи не буквы, а мысли»

Слайд 4

Наша АЗБУКА «Как нельзя поступать и каким человеком надо быть» Задание На листе с алфавитом выписать, какие черты характера у героя произведения

Слайд 5

А.Барто «Помощница» - лень, хитрость А.Барто «Зайка» - ненадежный друг М. Пришвин «Глоток молока» - милосердие К.Ушинский «Наше Отечество» - патриотизм Л.Толстой «Правда всего дороже» - честность, смелость Л.Толстой «Два товарища» - трусость, предательство

Слайд 6

А – аккуратный Б – благодарный, благородный, благожелательный, бессовестный В – вежливый, воспитанный, важный, вор Г – грамотный, гостеприимный, гордый, гениальный, герой, грубый Д – добрый, дружелюбный, драчливый Е – естественный Ж – жизнерадостный, жадный З – заботливый, злой И – искренний, интересный, изобретательный К – культурный, красивый Л – любящий, ласковый, любознательный, ленивый М – милый, миролюбивый, мудрый, мягкий, милосердный Н – нежный, надежный, настойчивый, находчивый, ненадежный, неряшливый, неприятный, нервный О – организованный, образованный, общительный, откровенный, обаятельный, обходительный

Слайд 7

П – приятный, приличный, прилежный, правильный, порядочный, предатель, патриот Р - разговорчивый, работящий, радушный, равнодушный С – спокойный, скромный, сообразительный, счастливый, совестливый Т – талантливый, тихий, трудолюбивый, терпеливый, тактичный У – умный, уважительный, усидчивый, уверенный, учтивый Ф - фантазер Х –храбрый, хороший, хитрый Ц – ценный, целеустремленный Ч – честный, чуткий, чувствительный, человечный Ш – шикарный, шалун Щ – щедрый Э – экономный, эрудированный Ю – юморист Я – яркий

Слайд 8

Критическое мышление (в данной технологии) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть

Слайд 9

Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Слайд 10

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении учебных проблем.

Слайд 11

Данная педагогическая технология состоит из трех фаз: Вызов Реализация (осмысление) Рефлексия

Слайд 12

Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Мы рассмотрим два из них это методы ИНСЕРТ и КЛАСТЕРЫ .

Слайд 13

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Слайд 14

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Слайд 16

Составление кластера - Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - басня? (Высказывания уч-ся) (Ассоциации помещаем в кластер) - В словаре говорится так: (зачитываем) Басня – это небольшой рассказ или стихотворение, написанное в нравоучительном жанре, созданное для «исправления нравов», для воспитания.

Слайд 17

Система кластера Кластер (опорная схема) Это схематический рисунок небольшого произведения или элемент крупного произведения Помогает выделить ключевые слова, образы Помогает зрительно представить пространство произведения (или его изменение ) Задействована зрительная и моторная память Помогает выстроить опорную схему, на которую проецируется содержание произведения Помогает выстроить систему структуры оппозиций (если есть)

Слайд 18

Последовательность действий 1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word , слайде написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Слайд 19

Кластер Тема: «Настоящая дружба. Какая она?» По произведению В.А.Осеевой «Три товарища» ПОРТРЕТ ДРУГА Добрый Отзывчивый Верный Надежный Внимательный Заботливый

Слайд 21

Прием «Кубик» Приём « Синквейн » Прием « Зигзаг» или «Отсюда – туда»

Слайд 22

Синквейн 1 строка- 1 существительное 2 строка- 2 прилагательных ( Какой?) 3 строка- 3 глагола (Что он делает? ) 4 строка- предложение 5 строка- 1 слово-резюме ( Одно значимое слово )

Слайд 23

В. М. Гаршин «Лягушка путешественница» Лягушка Лупоглазая, толстая. Соображает, болтает, хвастает. Изобретает необыкновенный способ передвижения. Путешественница.

Слайд 25

Метод Инсерт ( insert ) I – interactive : самоактивизирующая "У" – уже знал; N – noting : системная разметка "+" – новое; S – system : для эффективного "–" – думал иначе; E – effective : чтение и размышление "?" – думал иначе. R – reading T – thinking

Слайд 26

Инсерт , относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема « Инсерт » возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами.

Слайд 27

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Слайд 28

Приём чтение с пометками» или « инсерт » (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления ) Учащиеся читают текст в учебнике, ставят на полях соответствующие знаки. Пометки могут быть следующие: Знаком «галочка» ( v ) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. ? Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. + Знаком « плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Слайд 30

Практическая работа (парами) Прочитать притчу Создать кластер «Притча» Написать синквейн по притче Применить прием « Инсерт »

Слайд 31

Творческих Вам успехов, д орогие коллеги !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедиа технологий на уроках в начальной школе.

В статье раскрываются возможности использования мультимедийных презентаций на различных этапах современного урока, рассматриваются гигиенические требования к созданию презентаций....

Статья «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе»

Согласно «Образовательному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям» ученики должны:•Получить знания, составляющие основу информационн...

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, пи...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». ...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....