Рабочая программа по внеурочной деятельности "Загадки Тридесятого царства"
рабочая программа по чтению на тему

Рабочая программа  курса «Загадки Тридесятого царства» относится к научно-познавательному и художественно-эстетическому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Основные виды деятельности – игровая и познавательная, что пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zagadki_tridesyatogo_tsarstva.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Загадки Тридесятого царства»

 

научно-познавательное направление

            Разработана  учителем начальных классов 

            ГБОУ СОШ  № 384 им. Д.К. Корнеева ШО № 1                                 

              Кутенковой  Н. А

         

Возраст детей  8-10 лет            

Срок реализации 1 год         

                    

Пояснительная записка

Программа  курса «Загадки Тридесятого царства» относится к научно-познавательному и художественно-эстетическому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Основные виды деятельности – игровая и познавательная.

Эта деятельность пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при обучении в школе, творческой самореализации личности ребёнка.

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.

В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Курс направлен на достижение следующих целей:

- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На занятиях формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс «Загадки Тридесятого царства»  пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Изучение  курса «Загадки Тридесятого царства» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Цели курса

  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности;
  • углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

   Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой  отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

 

Задачи курса

  • развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формирование умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  • формирование потребности в постоянном чтении книг, развития интереса к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • формирование эстетического отношения ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • развитие речи учащихся и формирование навыка чтения и речевые умения;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
  • формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать;
  • развитие навыков рефлексивных действий;
  • развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 7-10 летнего возраста.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

- занимательность;

- сознательность и активность;

- наглядность;

- доступность;

- связь теории с практикой;

- деятельностный подход;

- личностно-ориентированный подход.

Структура занятий: 

  1. Беседа, рассказ учителя.
  2. Слушание.
  3. Различные виды чтения.
  4. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
  5. Устный журнал, театрализация.
  6. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
  7. Конкурсы, викторины.
  8. Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.

Формы и режим занятий

   Занятия учебных групп проводятся 1 раз  в неделю по 45 минут. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации  занятий:

занятие-спектакль;

интегрированное занятие;

устный журнал;

конкурсы;

литературные встречи;

литературная гостиная;

литературный ринг и т. д.

     Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

    Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

      Данная программа реализуется в течение 1 года во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.

В содержание программы два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД)

       Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

       При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: произведения устного народного творчества и авторские сказки.

             Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг  во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на праздничный мероприятиях, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Ведущие принципы программы курса

«Загадки Тридесятого царства»

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

   Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

   Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

     В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

    Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает литературные жанры: сказки, стихи. При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

       Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Условия реализации программы

      Реализация целей  невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

 Программа  ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Формы подведения итогов реализации программы

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями этой системы являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.

Ожидаемые результаты

(личностные и общепредметные компетенции)

Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

договариваться;

разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность;

организовать свою работу;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям;

находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решение конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: (метапредметные УУД):

  • психолого-диагностические методики.
  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение,
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в литературных олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Календарно-тематическое планирование

занятий по программе курса «Загадки Тридесятого царства»

п/п

Дата

Тема

Виды деятельности

Примечание

Ох уж эти сказочники

Принести любимую сказку, рассказать о содержании и об авторе (если есть).

Истории рождения сказок.

Виды сказок.

Организовать выставку книг. Определение особенностей жанра сказок

Русские народные сказки

Пересказ по иллюстрациям. Разыгрывание сказки по ролям.

Колобок, Репка

Разыгрывание сказки по ролям.

Гуси-лебеди

Конкурс на лучшего чтеца.

Коза-дереза

Чтение сказки, рисование героев сказки, лепка колобка, инсценирование.

Василиса Прекрасная

Чтение, иллюстрирование.

Иван-царевич и Серый Волк

Чтение, краткий пересказ, составление кроссворда.

Медное,серебряное и золотое царства

Слушание, выборочный пересказ.

Волшебные помощники

Вопрос-аукцион.

«На ярмарке»

Выделение отличительных особенностей русского фольклора.  Выучить потешку, небылицу, скороговорку.

Творческие поиски. «Меняем сказку».

Изменение  начала, концовки, сюжета сказки. Создаём свои сказки.

Ехали медведи на велосипеде

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

Жил-был пес

Чтение, краткий пересказ, викторина.

Пес и кот

Составление кроссворда.

Кто сказал «Мяу»?

Слушание, выборочный пересказ.

Сказочные цветы

Рассказывание, чтение, лепка.

«Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце».

Сочинение сказки о неживом предмете (портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)

Мориса Дрюона «Тисту – мальчик с зелеными пальцами»

Викторина по сказке

Эльсе Бесков «Девочка с цветущими волосами»

Викторина по сказке

Сказочные числа

Вопрос-аукцион.

Сказочная Старая Европа

Составление кроссворда.

Сказочные чудовища

Вопрос-аукцион.

Приключения в волшебной стране знаний

Чтение, иллюстрирование.

Сказки Астрид Линдгрен

Чтение, иллюстрирование.

Сказки Астрид Линдгрен

Викторина.

Сказки С. Прокофьевой

Чтение, краткий пересказ.

Сказки В.А. Каверина

Чтение, краткий пересказ.

Сказки В.А. Каверина

Викторина по сказке.

Сказки братьев Гримм

Викторина по сказке.

Загадки Тридевятого царства

Подготовка к КВН.

Итоговое диагностирование

Тестирование по выявлению читательского кругозора.  

Литературное лото «Герои книг — мои герои».

Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию.

Обобщающее занятие

КВН «Загадки Тридесятого царства».

Методическое обеспечение программы

   Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту учащегося.

Используемая  литература:

  1. Н.Ф. Виноградова  «Сборник  программ  внеурочной деятельности». Москва: «Вента-Граф» -   2011 г.;
  2. Загадки Тридесятого царства. Сборник сказочных викторин 1-6 классы – Волгоград: «Учитель», 2013.
  3. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. «Учимся любить книгу» - Москва, «Просвещение» - 1982 г.;
  4. Гусман Генрих  «О книге» - Москва, «Книга» - 1982 г.;
  5. Словарь-справочник «Юному книголюбу» - Москва, «Книга» - 1978 г.;
  6. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. «Большая книга игр и развлечений» - Москва, «Педагогика» - 1992 г.;
  7. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М.,  2005.
  8. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
  9. Что такое? Кто такой?  М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
  10. Русские детские писатели XX века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
  11. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
  12. Светловская Н.Н.,  Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1- 3 классах. М. Просвещение, 1985.
  13. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», - М. 1991.
  14. Морис Дрюон «Тисту – мальчик с зелеными пальцами». - М., «Детская литература», 1973.
  15. Сказки братьев Гримм. М., «Просвещение», 2008.
  16. В.А. Каверин «Три сказки и еще одна…» М., «Детская литература», 2003.
  17. С.Л. Прокофьева «Повелитель волшебных ключей: сказки» - М.: Эксмо, 2008.
  18. Лучшие сказки Астрид Линдгрен. М., «Просвещение», 2013.
  19. Эльсе Бесков «Девочка с цветущими волосами».-  М., «Просвещение», 2002.
  20. В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?» - М., «Детская литература», 1972.
  21. Интернет-ресурсы с литературными презентациями:

metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики,  

viki.rdf.ruitem/373,

lit-studia.rumethod/46.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Книжкино царство"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе 2 отделения школы слабослышащих "Книжкино царство"...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Программа по внеурочной деятельности "Книжкино царство"

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В царстве Логики" для 1 класса

Рабочая программа «В царстве Логики» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций. В основе построения данного курса лежит идея развитие самостоят...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...