Роль сказки в эмоционально –нравственном развитие младших школьников.
статья по чтению (2 класс) на тему

Сказка люба не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомить детей с окружающим миром, нравственными нормами,законами жизни и учит жить по этим законам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbs.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУШИ (II виды) №20

г. Санкт – Петербург

Андриуцэ Т.Н., воспитатель.

Роль сказки в эмоционально –нравственном развитие младших школьников.

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам.

Сказка по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: она является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, элементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Однако познание языка  через сказку в период младшего школьного детства нераздельно связан с развитием речи детей.

В начальных классах учащиеся еще не расстались с миром сказки, часто их фантазии приобретают сказочную форму. Сказочный мир дарит радость, будит воображение, дети представляют себя его героями, примеряя на себя  поведение и качество личности героев. Определяют для себя: на кого они хотели бы быть похожими или наоборот не похожими. Превращая реальный мир в сказки, мы дарим возможность глубже проникнуть в тайны волшебства и чудес.

Необходимо включить элемент личного участия учеников в сказочной реальности. Именно разыгрывание сценок и небольших театральных сказок объединенных идеей раскрытия человеческих возможностей, помогает маленьким актерам и зрителям на равных воспринимать  их, наделяя мыслями, чувствами, чудесами.

Одним из немаловажных условий предлагаемым видом работы является возможность включить в активную работу слабоуспевающих и не уверенных в себе учеников. Тем самым поднять их личностную самооценку, утвердить в глазах одноклассников, глубже понять изучаемый материал.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка "Репка" учит младших школьников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ("Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка"), мудрость восхваляется ("Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел"), забота о близком поощряется ("Бобовое зернышко").

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественных произведений в духовно-нравственном развитии младших школьников

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую литературу, которая способствует духовно-нравственному развитию личности....

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Статья "Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников" расскажет о роли краеведения в воспитании младших школьников...

Статья "Проект "Мой младший товарищ" как средство эмоционально-нравственного развития младшего школьника".

Статья посвящается воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника....

Творческие работы и их роль в мыслительно-речевом и нравственном развитии младших школьников

Наблюдения за речью младших школьников показывают, что многие из детей затрудняются в выражении своих мыслей, не могут их логично развернуть, плохо строят связное высказывание. Научить маленького школ...

«Роль классного руководителя в нравственном воспитании младших школьников»

Статья о роли классного руководителя в нравственном воспитании школьников....

Роль музыки в духовно-нравственном воспитании младших школьников

На сегодняшний день сформировалась проблема духовного вакуума, упадка нравственности, кризиса ценностей у подрастающего поколения и практически полного бессилия современной школы перед этими явлениями...