Е. Чарушин «Страшный рассказ»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Нуртдинова Елена Рафкатовна

познакомить учащихся с содержанием произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon УМК "Перспектива"86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»

Задачи:

  • Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • Формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям  произведения. Развивать умение аргументировать свою точку зрения;
  • Учить самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
  • Развивать умение самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.
  • Воспитывать гуманное отношения к животным, к родной природе.

Формирование УУД:

Предметные умения: познакомить с творчеством и биографией Е. Чарушина; продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь читателя, развивать речь и мышления учащихся, умение участвовать в диалоге.

Метапредметные УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Познавательные УУД:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: определять жанр произведения, давать характеристику героям, делать выводы по прочитанному.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Личностные УУД:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Мотивация учащихся:

- Ребята, сегодня  мы отправимся в путешествие. Путешествие длится целый урок, на нашем пути будут препятствия и интересные задания.

Стадия вызова.   Игра «Верите ли Вы»:

  • что нас ждёт увлекательный урок?
  • что можно научиться плавать, держась за коровий хвост?
  • что можно научиться понимать животное по его мимике и жестам?
  • что маленькое безобидное животное может быть хищником?
  • что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?
  • - Сегодня на уроке мы будем учиться думать и предполагать, размышлять и рассуждать, понимать смысл прочитанного и  услышанного, а также делать для себя какие-то выводы. И, возможно, в конце урока вы поверите в то, во что раньше не верили.

Ход  урока:

- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?  - Кто он может быть по профессии? (Писатель).

Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя. (Прикрепляю табличку «Писатель»)

Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших). Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных) – В этот раздел включено и произведение Е. Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал? (О животных)

Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Чарушина. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?)

Записываю на доске предположения

- О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О животном)

Записываю предположения на доске

I этап: Работа с текстом до чтения (антиципация):

- Давайте прочитаем, как Е.Чарушин назвал свой рассказ.

- Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске.

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь?

Высказывания детей записываются на доске.

«Стратегия ключевых слов»  Фразы на доске.

  • Шура и Петя остались одни;
  • у самого леса;
  • ни папы, ни мамы;
  • темно;
  • не страшно, не боялся;
  • кто-то топает;
  • закрылись с головой;
  • прижались друг к другу;
  • пришли (родители);
  • зажгли;
  • ёжик

- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

- Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?

Работа в четвёрках. Один человек из группы  делает свой прогноз.

Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.

II этап: Работа с текстом во время чтения:

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Выясняем, какое из предположений подтвердилось.

«Чтение вслух с остановками».

После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

- Почему мальчики остались одни?

- Для чего автор описывает место, где происходило событие?  (Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков)

- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)

-Кто по стене может ползать?

- Как вы думаете, дети сразу уснули?

- Представьте, что ваши родители ушли, и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)

Прочитайте разговор мальчиков.

- О чём говорили дети?

- На самом деле им было страшно?

- Какой вопрос хочется задать автору? (Что случилось вдруг?)

Словарная работа (по ходу чтения):

- Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)

-Как бы вы повели себя на месте мальчиков?

- Как повели себя мальчики? Прочитайте.

- Почему мальчики спрятались?

-Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)

- И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?)

Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.

- Кто испугал ребят? (Ёжик)

- Кто из вас видел ежа? (Показываю изображение ежа)

- Что вы знаете о ежах?

- Чем полезны ежи?

- Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.

Прочитаем вслух цепочкой. Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.

Да это ёжик!

Как мы будем читать это предложение?

Выберите варианты:

Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение

- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?

(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен  лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)

- Почему ёж навестил ребят ночью?  (Ночной житель)

Физкультминутка:

- Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?

- Как бы вы поступили с ежом?

Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.

- Какие непонятные слова встретились?

Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана

Чтение теста вслух с остановками до конца

…, прочитай текст до конца.

- Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?

Почему ёж свернулся шариком?  Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению. (Свернулся клубком)

- Как поступили с ежом мальчики?

- Почему его уже потом никто не боялся?

- Почему ёж остался жить с ребятами на даче?

- Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы?

III Работа с текстом после прочтения:

- Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером)

Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).

- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:

ТОН – спокойный или взволнованный

ТЕМП – быстро, медленно или не спеша

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

Чтение диалога по ролям.

- Как же автор относится к своим героям?

(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть  свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость?

Смелость – это способность перебороть страх.

- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?

- Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?

- Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.

Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина

Рассказ учителя  о Е. Чарушине:

Е.И. Чарушин родился 29 октября 1901 года в г. Вятке (сейчас это город Киров). Мать с детства прививала маленькому Жене любовь к животным. Он вместе с мамой выкармливал уток, цыплят, индюшат, ухаживал за ними, лечил птицу с перебитым крылом, ухаживал за своим любимым трёхногим псом Бобкой и, живя в деревенском доме,  мечтал даже воспитывать жирафа. Так проходило его детство.

Рассказывают, что будучи 6-летним мальчиком Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Так, он наелся «невообразимой гадости» – каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

Плавать научился Женя в 11 лет, когда вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику.  Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. « Я рос с карандашом в руках» - так говорил. Е. Чарушин, вспоминая своё детство. Когда Женя вырос  и стал Евгением Чарушиным, он иллюстрировал книги о животных. Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге С. Маршака «Детки в клетке». В своих рисунках Е. Чарушин точно изображает животных в движении, действии.

(Показываю книги с рисунками Е. Чарушина, вывешиваю иллюстрации на доску)

Это только часть книг, которые иллюстрировал Чарушин.

А также он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а также про зверей, живущих в лесу.

Художник, который рисует животных, называется анималист. (Вывешиваю табличку)

Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Например, в своих книгах Е. Чарушин написал об удивительном котёнке Тюпе. Он жил у него дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как-будто разговаривал. Как точно художник изобразил пушистого котёнка – Тюпа притаился, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде!

- Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (Наблюдательным)

- А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните как выглядит это животное?

- Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим о ком был рассказ.  (3-4 человека)

Е. Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного».

Игра « Завершите фразу»

- Ребята, я говорю вам, начало фразы, а вы её продолжаете:

  • Будущий писатель полюбил природу, потому что …
  • Е. Чарушин правдиво изображал животных, потому что...
  • Из его книг можно узнать о …
  • Художник, который рисует животных, называется…
  • Котёнка, который жил у Чарушиных дома звали...

-Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

- Соответствует ли название рассказа его содержанию?

Соответствует иллюстрация прочитанному тексту? Какой момент изображён? Подберите и зачитайте строки к иллюстрации на с.137

- Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так? (Мальчики очень испугались)

- Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?

- Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Поработайте в паре.  Задайте друг другу вопросы. Дети рассказывают свои случаи из жизни.

Проверка и оценивание ЗУН:

Сейчас мы узнаем, кто  в нашем классе был самым внимательным. Дети выполняют тест по содержанию текста в парах.

1. Мальчиков звали Шура и Петя.

2. Без мамы и папы дети не ложились спать.

3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.

4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5. В углу свернулся шариком ёжик.

6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

После  проверки теста:

-  Почему дети не могли дать ежу яблоко? (Ёж не питается яблоками)

Рефлексия деятельности на уроке.

Составление коллективного синквейна «Ёжик»

Ёжик

Круглый, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёжик охотится по ночам.

Хищник.

Ученики говорят «спасибо» ребятам, которые активно работали на уроке. Пояснение выбора с помощью слов-помощников.

Слова – помощники на доске:

  • работал на уроке активно;
  • давал полные и правильные ответы на вопросы;
  • не допускал ошибок при чтении;
  • помогал товарищу;
  • был внимателен и сосредоточен;
  • использовал для ответа знания, полученные на других уроках;

- За отличную работу эти ребята получают изображение ёжика на память.

- Где бы вы могли найти и прочитать другие  произведения Е. И. Чарушина?

Домашнее задание:

домашнее задание и задание по желанию.

1. Выразительно читать текст -  Учебник с 136-138., 2. По желанию:

– Подготовить краткий пересказ.

– Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

– Подобрать к прочитанному тексту пословицы,

загадки.

– Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е.Чарушин "Страшный рассказ"

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения....

Конспект открытого урока по чтению во 2 классе. Е.Н.Чарушин «Страшный рассказ»

Данный урок позволяет пробудить интерес у детей  к чтению произведений  о животных, знакомит детей с творчеством Е.И.Чарушина.На уроке совершенствуются умения детей читать целыми словами, со...

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ».

Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, УМК "Школа России"...

Урок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».

Этот урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)....

Евгений Чарушин "Страшный рассказ" . Методическая разработка урока чтения во 2 классе

Цель: Ознакомить с творчеством Е.Чарушина; развивать навыки выразительного чтения, беглого чтения; Учить делить текст на смысловые части и озаглавливать; способствовать воспитанию любви к природ...

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

Урок литературного чтения по программе "Школа России" 2 класс...

урок литературного чтения во 2 классе на тему Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

Данный урок был разработан для участия в конкурсе "Учитель года 2010". К нему прилагается и презентация....