Н. Артюхова "Трудный вечер"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Толстоусова Елена Анатольевна

материалы к уроку "Литературное чтение" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.artyukhova.doc34 КБ
Office presentation icon n.artyukhova.ppt808.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Слайд 1.

На доске афоризм: «Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайну».

Прочтите афоризм, который является эпиграфом к уроку, и определите его задачу.        

Будем открывать тайну слова, читать осознанно критически оценивать прочитанное.        

Класс разделен на три команды:

1 команда: «Жизнь дана на добрые дела»;

2 команда: «Делать добро спеши»;

3 команда: «Добро

творить – себя веселить».

Работа с афоризмами.        

Обогащение словарного запаса.

I. Поскольку мы будем много читать, и размышлять, подготовимся для этого.

Слайд 2.

1. Читайте сначала плавно по слогам, затем − целыми словами.        

Чтение слов:

КО-МАН-ДИ-РОВ-КА

КОМАНДИРОВКА

ПРО-МЕЛЬК-НУЛ

ПРОМЕЛЬКНУЛ

ЗА-БРО-ШЕН-НЫЙ

ЗАБРОШЕННЫЙ

РАЗ-БЕ-ЖАВ-ШИ-Е-СЯ

РАЗБЕЖАВШИЕСЯ        

Работа в парах (чтение за диктором – один ученик читает, второй повторяет за ним).        

Совершенствование навыков чтения, безошибочное чтение.

Слайд 3.

2. Читайте правильно.        

Чтение слов:

ГРУСТНО, СКУЧНО

Слайд 3.

3. Читайте правильно.        

Чтение слов:

ТОРОПИ−ТОРОПИЛИСЬ−ЗАТОРОПИЛИСЬ

РЕШИ−РЕШИТЕЛЬНО−НЕРЕШИТЕЛЬНО

ПЛЕТИ−ПЕРЕПЛЕТИ−ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ

Слайд 4.

4. Читайте внимательно.        

Чтение слов:

СТАТЬ – СПАТЬ

ТЕПЕРЬ – ТЕРПЕТЬ

ПОЛЕЖАЛИ – ПОБЕЖАЛИ

ОТОРВАЛСЯ – ОТОЗВАЛСЯ

СПРОСИЛ – СБРОСИЛ

КАЗАЛОСЬ − КАСАЛОСЬ

Слайд 5.

II. Растолкуйте слова.        

Чтение слов и их толкование:

КОМАНДИРОВКА – служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь.

ЭСКАЛАТОР – вид подъёмника.

ШАЛЬ – долгий платок на плечи, двойной плат.

ЧУТКИЙ – 1. быстро и легко воспринимающий  что-нибудь органами чувств; 2. отзывчивый, сочувственный (чуткое отношение к людям, чуткая душа).

ЧУТКОСТЬ – свойство чуткого человека, тонкость чувств.        

Коллективная работа.        

Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи.

Слайд 6.

III. О чем будет текст? Выскажите свои предположения по ключевым словам: командировка, береги, папа, сын, мама, чуткий, усталая.        

Выслушиваются предположения 2-3 учащихся.

Слайд 7.

Вспомните, над каким разделом мы продолжаем работать?        

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.        

Откройте учебник на странице 58, прочтите название рассказа, узнайте имя автора.        

Н.М. Артюхова «Трудный вечер».        

Работа с заголовком, текстом, иллюстрацией.        

Умение ориентироваться в книге.

С какими произведениями Н.М. Артюховой мы знакомились ранее?        

«Трусиха».        

Какова особенность её рассказов?        

Доброта, чуткость, внимательность.        

Прочитайте первый абзац текста на странице 58-59. Оправдались ли наши предположения?        

Ответы учащихся.        

Вопрос.

− Почему мама тянула Алёшу?

Просмотрите текст на странице 59 (до конца) и на странице 60 (1 абзац), и отметьте карандашом кому принадлежат слова,

Вопросы.

− Почему, когда Алеша был на руках у папы, ему всё вдруг стало неинтересным?

− Отчего папины глаза смотрели грустно?

− Понял ли Алёша, что такое «командировка»?

− А как вы думаете сколько лет Алеше?

− Почему?

− А почему длинная командировка − это беда?        

Ответы учащихся.        

Слайд8.

− Как связана эта пословица с нашим выводом?        

Вся семья вместе, так и душа на месте.        

Коллективная работа.        

− А что же понял Алёша по-вашему?

− Какой наказ дал отец сыну?

− А понял ли этот наказ сын?

− Почему рельсы, убегающие вдаль серебряные?

− Зачем писательница использует однокоренные глаголы?

− Как оправдались наши предположения?

− А как в дальнейшем будут развиваться события? Читаем, страница 60-61.

− Как поменялось настроение Алеши?

− Что хотелось сказать ему маме?

− Почему мама не ответила, когда сын её окликнул?

− А почему она заснула?

− Отчего Алеше стало страшно?

− Почему он вдруг раздумал плакать?        

Ответы учащихся.        

Работа в командах.        

Умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений, выделять главное.

− Какие черты характера он проявил? Докажите.

− Верно, ли поступает мальчик?

− Почему 1 и 2 абзацы начинаются с одинаковых слов?

− Отчего мама улыбалась во сне?        

Ответы учащихся.        

Коллективная работа.        

Слайд9.

Какова главная мысль рассказа?

Чему научил вас этот рассказ?

Как вы думаете, каким человеком вырастет Алеша?

Почему рассказ назван «Трудный вечер»?        

Ответы учащихся.        

Слайды10, 11, 12, 13, 14.

Составьте синквейны на тему:

1 команде «Сын»;

2 команде «Отец»;

3 команде «Мама»;

всем командам «Семья».        

1 команда. «Сын»

Чуткий, догадливый.

Вертел (головой), прикрыл (маму), уснул.

Красив тот, кто красиво поступает.

Умник.

2 команда. «Папа»

Умный, добрый.

Уезжает, заботится, грустит.

Своя семья – самые верные друзья.

Друг.

3 команда. «Мама»

Усталая, заботливая.

Тянула, согрела, заснула.

При солнышке тепло, при матери добро.

Солнышко.

Все. «Семья»

Крепкая, дружная.

Помогают, заботятся, любят.

В семье лад – не нужен и клад.

Счастье.        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного вечера в начальной школе

В сценарии выпускного вечера много переделанных песен на известные мелодии....

Сценарий выпускного вечера в 4 классе

Сценарий выпускного вечера с Новыми Русскими Бабками....

Семейный вечер «Когда семья вместе, и сердце на месте»

Семейный вечер «Когда семья вместе, и сердце на месте» способствует укреплению семейных отношений, коллективных и классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса....

Сценарий выпускного вечера

Сценарий торжественной части выпускного в 4 классе...

Вечер встречи с выпускниками

ко дню родной школы...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...

Урок по литературному чтению. 3 класс. А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

Урок по литературному чтению. 3 класс.  А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера....