Русская народная сказка «Журавль и цапля». 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Акопян Анна Рубеновна

Методическая разработка урока по литературному чтению

в системе учебников «Начальная школа XXI века»

по теме: русская народная сказка «Журавль и цапля».

 

                                                                                                                         2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhuravl_i_tsaplya.docx216.27 КБ
Файл zhuravl_i_tsaplya.pptx499.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Белореченский район посёлок Родники

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 им. В. Толкуновой

Методическая разработка урока по литературному чтению

в системе учебников «Начальная школа XXI века»

по теме: русская народная сказка «Журавль и цапля».

2 класс

Выполнила:

Акопян Анна Рубеновна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №31

2014г.

Тема урока: русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой «Журавль и цапля»; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения.

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.
  • Предметные результаты – познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев фольклорного произведения.
  • Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть .2 класс; рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», иллюстрации к сказке и художественная книга «Журавль и цапля», мультимедийный проектор,  карточки со словами-признаками.

        

Этапы урока

Задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация учебной деятельности.

Заинтересовать учащихся, привлечь внимание к теме урока.

-Ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Ведь ваши улыбки располагают к приятному общению.

- Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, аккуратны, активны.

Учащиеся готовятся к  работе.

2.Проверка домашнего задания.

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в заданиях.

- Какое произведение мы исследовали на прошлом уроке? Какое было Д\з?

- Что можете о ней рассказать?

- Почему К.Ушинский именно так озаглавил сказку? Как вы поняли?

- Давайте поиграем в  «Переводчиков на новый лад»: я вам устаревшее слово, вы озвучьте его по современному.

-А теперь конкурс рисунков.

-Найдём подходящие строки к иллюстрациям.

- Сказка народная или авторская?

- А кто является автором народных сказок?

- Похожа ли сказка «Плутишка кот» на народную?

-Знаете ли вы народные сказки о животных? Какие? Хотите познакомиться ещё с одной?

-А теперь я вам загадаю загадки.

-Читали  сказку К.Ушинского «Плутишка кот».

_ Д/з – нарисовать иллюстрацию к сказке «Плутишка кот».

- Авторская, о животных, о том, как кот…

(Ответы детей)

Слайд 1

Выставка рисунков на доске.

-Несколько учеников читают подходящие строки к иллюстрациям.

 

- Авторская, написал автор К.Ушинский.

- Народ

Слайд 2

(Ответы детей)

3. Актуализация знаний.

Постановка целей и задач.

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся,

определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выделение его героев, актуализация читательского опыта.

- Ребята, откройте рабочие тетради на стр.18 и найдите задание 3. Запишите отгадки к загадкам.

- Как вы думаете, о ком будет произведение?

- Какую цель на уроке себе поставите?

- Итак, сегодня на уроке вы становитесь исследователями русской народной сказкой «Журавль и цапля».

 ( Иллюстрации к сказке на экране).

-Что вы знаете об этих птицах?

-Журавль.

-Цапля.

- Это птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Знакомство со сказкой «Журавль и цапля», работа с текстом.

Первичное целостное восприятие произведения; чтение, слушание текста.

- Как найти в учебнике эту сказку?

- На какой странице находится?

Приготовьтесь слушать и читать сказку. Возьмите простой карандаш и отметьте слова, значение которых покажутся вам непонятными.

- По оглавлению.

- После сказки К.Ушинского на стр.24.

Чтение присказки

Чтение 2-ой части

Словарная работа

- Чтение последней части сказки

(читает учитель)

- Чтение продолжит…

(читает ученик)

- Как исследователи вы подчёркивали устаревшие, непонятные вам слова или словосочетания. Зачитайте их. (По ходу чтения слов, происходит обсуждение)

- Интересно ли вам узнать, чем закончилась сказка? Тогда слушайте внимательно (читает учитель).

- Ноги долги (длинные ноги);

- Худо летать (плохо летать)

- Долговязый (высокий)

- Несолоно хлебавши (остаться ни с чем)

Физминутка.

Гимнастика для глаз.

Приложение 1

5.  Первичная проверка понимания.

Беседа после чтения.

Анализ сказки. Выборочное чтение.

Работа в парах.

Физминутка

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого материала, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

-Давайте побеседуем по содержанию сказки.

- Ребята, кому понравилась сказка?

- Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

- Сколько раз журавль сватался к цапле?

- Исполнилось ли желание журавля?

- Как вы думаете, почему?

- Какой фрагмент проиллюстрировал художник на стр.24?

- У каждой пары на столе есть конверт со словами-признаками,  откройте их и распределите слова. Те слова, которые по вашему мнению относятся к цапле – расположите под картинкой цапли, те слова, которые более подходят к характеристике журавля расположите под картинкой журавля.(Слова в конверте: Приложение 2

 

- Прочитайте выбранные слова.

- У каких пар такой же ответ?

- У всех ли получилось договориться друг с другом?

- Зачем нужно это умение?

- Какие слова объединяют цаплю и журавля?

- Ребята, послушайте, я прочитаю вам пословицу: «Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга»

- Как вы ёё понимаете?

- Как вы думаете, подходит ли она к сказке «Журавль и цапля»?

Приложение3

(Ответы детей)

- «Стало скучно жить одному».

- Два раза.

- Нет.

- Не могут договориться, отказывают друг другу.

- Разговор героев сказки.

(Ответы детей)

- Упрямые, капризные, нерешительные, несговорчивые, придирчивые.

(Ответы детей)

6. Первичное закрепление.

Работа по учебнику

Выполнение учащимися модели обложки.

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

- Давайте вспомним, как начиналась эта история? Что вы можете сказать о начале сказки?

- Что такое присказка? Найдите ответ в учебнике на стр.18.

- Зачем нужна присказка?

- Давайте ещё раз прочитаем присказку. Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой. А как это?

- Какие слова повторяются в присказке?

-  А как называется разговор двух героев?

- Ребята, найдите и прочитайте вместе со своим соседом по парте  первый диалог журавля и цапли .

- Второй диалог.

- Третий диалог.

- Смогли ли договориться журавль и цапля в этой сказке?

- Какие получились все диалоги у журавля и цапли? Приятные для них или нет?

- Давайте, попробуем составить такие диалоги, чтобы они не были такими обидными для героев сказки и научим журавля и цаплю договариваться друг с другом. На доске для вас есть небольшие подсказки, которыми вы может воспользоваться, но можно также применить и свои высказывания. Вы можете поблагодарить, за предложение, отказать, но в вежливой форме, оставить человеку надежду.

(На доске открываются слова:  

Приложение 4

- У вас на партах есть листочки, выполните на них модель обложки к этому произведению.

- Покажите свои модели.

- Сравните свою модель с модель на доске (На доске увеличенная модель обложки).

- Поднимите руки, у кого такая же модель обложки - Почему так нарисовали?

- Какие советы, пожелания вы высказали бы героям данного произведения?

- Начинается с присказки.

(Ответы детей)

- Нет.

(Ответы детей)

Инсценировка.(Ответы детей)

(Ответы детей)

7.Домашнее задание.

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

- А дома попробуйте перед зеркалом представить себя журавлём или цаплей и расскажите эту историю про себя. А на уроке нам расскажите от имени цапли или журавля.

Письменно выполнить задания в рабочей тетради на стр.18 №1,2.

8. Итог урока.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.

- Могла ли эта история приключиться с людьми?

- Какое правило из этой сказки нам надо взять?

- Так достигли мы сегодня целей, которые ставили в начале урока? (учитель открывает доску, где записаны цели урока)

Оценки за урок.

- Да, могла. Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.

- Надо учиться общаться друг с другом, учиться договариваться.

(Ответы детей)

9.Рефлексия

Зафиксировать содержание, которое закреплено и уточнено на уроке, оценить собственную коррекционную деятельность, зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности.

-Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы оценки:

Зелёным цветом – Я справился с заданиями.

Жёлтым цветом - испытываю затруднения.

Красным цветом – Было трудно. Мне нужна помощь.

- Спасибо за урок.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Приложение 1

- Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Закройте глаза ладошками.

- Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

- Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

- Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

- Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

- Откройте глаза. Поморгайте.

Приложение 2

упрямый(ая)

смешной(ая)

капризный (ая)

нерешительный (ая)

добрый (ая)

умный (ая)

несговорчивый (ая)

придирчивый (ая)

хвастливый (ая)

честный (ая), а также иллюстрации цапли и журавля)

 Приложение3

«Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться».

Приложение 4

-Спасибо за предложение.

Я очень благодарна тебе, что ты выбрал меня.

- Дай мне время подумать.

Можно мне подумать?

- У тебя такие замечательные перья.

- Как прекрасен твой клюв.

- У тебя такие великолепные ноги.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К.Ушинский «Плутишка кот» - Простой мужичок - Избавиться от чего-либо Жаловаться, плакать Болезнь случилась - Рассуждать, договариваться - «мужичок серячок» - «избыть» - «запеть лазаря » - « хворостьприкинулась » - «судить да рядить»

Слайд 2

Загадки На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад- Ищет в речке лягушат. Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек .

Слайд 3

Цели урока - Познакомиться со сказкой, - найти в ней мудрые мысли, -исследовать построение русской народной сказки, -познакомиться с устаревшими словами, -уметь договариваться друг с другом.

Слайд 4

Русская народная сказка «Журавль и цапля» в пересказе В.И.Даля. Художник E.Гpoмoв Выполнила учитель нач.классов МБОУ СОШ 31 п.Родники Акопян Анна Рубеновна

Слайд 5

Летела сова - веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась и опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам посмотрела, а глаза у неё как плошки, не видят ни крошки! Это не сказка, это присказка, а сказка впереди.

Слайд 6

Пришла весна по зиму и ну её солнышком гнать – допекать, а травку-муравку из земли вызывать; высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые - подснежные: и голубые и белые, сине-алые и жёлто-серые. Потянулась из-за моря перелётная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнёзда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.

Слайд 7

Стоит журавль один в поле, по сторонам всё поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: "Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть ". Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается: "Ведь уродился же неуклюжий какой!"

Слайд 8

Тем временем надумался журавль: "Дай, говорит, посватаю цаплю, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока ". Вот и пошел он нетореной дорожкой по болоту тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот он упрётся клювом - хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит - хвост увязнет- насилу до цаплиной кочки дошёл, поглядел в тростник и спрашивает: -А дома ли сударушка-цапля?

Слайд 9

-Здесь она. Что надо? - ответила цапля. -Иди за меня замуж, - сказал журавль. -Как не так, пойду за тебя, за долговязого: на тебе и платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь! Слова эти показались журавлю обидными. Молча, он повернул, да и пошел домой: тяп да тяп, тяп да тяп.

Слайд 10

Цапля, сидючи дома, пораздумалась: "А что ж; и вправду для чего я ему отказала, нешто мне лучше жить одной? Он хорошего роду, зовут его щегольком , ходит с хохолком; пойду к нему доброе слово перемолвить ". Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одну ногу увязит, то другую. Одну вытащит - другую увязит. Крылышко вытащит - клюв засадит; ну пришла и говорит: -Журавль, я иду за тебя!

Слайд 11

-Нет, цапля, - говорит ей журавль, - уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла! Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал; вот он выскочил из гнезда и пошел следом за нею болото месить. Приходит и говорит: -Ну, так уж быть, цапля, я беру тебя за себя. А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлём хочет.

Слайд 12

-Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя, - повторил журавль. -Ты берёшь, да я не иду, - отвечала она. Нечего делать, пошёл опять журавль домой. "Этакая нравная, - подумал он, - теперь ни за что не возьму её!" Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону Где цапля живет. А та опять передумала: "Лучше жить вдвоем, чем одной. Пойду помирюсь с ним и выйду за него".

Слайд 13

Вот и пошла опять ковылять по болоту. Путь до журавля долог, болото вязко: то одну ножку увязит, то другую. Крылышко вытащит - клюв засадит; насилу добралась до журавлиного гнезда и говорит: - Журонька , послушай-ка, так и быть, я иду за тебя! А журавль ей в ответ: -Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берёт. Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла.

Слайд 14

Думал, думал журавль, да опять пожалел, для чего ему было не согласиться взять за себя цаплю, пока та сама хотела; встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит - клюв увязит, а клюв вытащит - хвост увязнет. Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили.

Слайд 15

Пословица Цель урока Сказка складом, песня ладом красна. Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. Согласие питает, раздор объедает. Знать художественные особенности сказок. Уметь объяснять содержание сказки, опираясь на текст . обсудить, что такое согласие и как можно достичь его.

Слайд 16

Рефлексия Я сегодня узнал … Я сегодня научился … Мне понравилось … Но мне ещё надо …

Слайд 17

Источник http://bayb.ru/detskie-skazki/1773-zhuravl-i-caplya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля» 2 класс

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля»2 класс...

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»....

Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века

Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого ...

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Журавль и цапля"

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе русская народная сказка "Журавль и цапля" УМК начальная школа 21 века....

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа XXI века" на тему: "Русская народная сказка."Журавль и цапля".

Познакомить со сказкой, помочь овладеть читательскими умениями, обогащать читательский опыт учащихся.Включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах,...

Урок литературного чтения (УМК «Начальная школа 21 век») 2 класс : Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой «Журавль и цапля»; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обу...