А. С. Пушкин. Сказки
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Козлова Алла Ивановна

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a._s._pushkin._skazki.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (ЧТЕНИЕ)

Тема

А. С. Пушкин. Сказки

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, его сказками, развития речи, памяти и логического мышления

Планируемые результаты (предметные)

Выбирают из представленных на выставке книг знакомые; соотносят иллюстрацию в учебнике с книгами на выставке; определяют название сказки на основе иллюстрации; читают самостоятельно отрывок из сказки; определяют, из какой книги прочитанный отрывок

Личностные результаты

Проявляют интерес к чтению художественных книг

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации; логические – выстраивают логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

Основное содержание темы, понятия и термины

А. С. Пушкин. Сказки. Стихотворения

Образовательные ресурсы

Портрет А. С. Пушкина. Выставка книг А. С. Пушкина. Иллюстрации к сказкам. Предметные картинки для игры

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые
действия

Формируемые умения

I. Организация начала урока

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют готовность начать учебную деятельность

Фронтальный. Наблюдение учителя

 II. Актуализация опорных знаний

Игра «Угадай сказку». Работа с иллюстрациями к сказкам

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, игра

– «Какие книги вы любите читать больше всего?»

– Конечно, сказки мы любим

все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольствием читаем их сами. Послушайте отрывки из сказок. Назовите сказку и ее автора.

1. Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

2. Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана…

3. Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

4. День за днем идет, мелькая,

А царевна молодая

– Сказки.

Слушают стихотворные строки, называют сказку, находят на доске иллюстрацию к ней.

1. «Сказка о попе и его работнике Балде».

2. «Сказка о царе Салтане».

3. «Сказка о рыбаке
и рыбке».

4. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Воспринимают текст отрывка на слух. Определяют название сказ-

ки по отрывку из нее. Соотносят отрывок сказки и иллюстрацию к сказке

Фронтальный. Игра, устные ответы

 

Все в лесу, не скучно ей

У семи богатырей.

5. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка

5. «Сказка о золотом петушке»

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Кто написал сказки, отрывки из которых вы слушали?

– Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

– А. С. Пушкин.

– Знакомиться с биографией А. С. Пушкина
и его произведениями

Формулируют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Жизнь и творчество А. С. Пушкина

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя

Рассказ о жизни и творчестве А. С. Пушкина с опорой
на портрет и выставку книг

Слушают рассказ учителя, рассматривают выставку книг А. С. Пушкина

Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес. Выбирают из представленных на выставке книг знакомые

Фронтальный. Наблюдение учителя

2. Работа с отрывком из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Чтение учениками («цепочкой»). Выразительное чтение отрывка (учебник, с. 93)

 

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Послушайте фрагмент сказки.

– Что в этой сказке случилось с царевной?

– Как она была освобождена?

– Какие знаки препинания встретились в отрывке?

– Прочитайте отрывок «цепочкой».

– Назовите действующих лиц в стихотворении.

– Прочитайте отрывок выразительно

Слушают фрагмент сказки. Отвечают на вопросы.

Читают текст «цепочкой». Выразительно читают отрывок

Воспринимают отрывок сказки на слух. Правильно формулируют ответы на вопросы. Привлекают имеющиеся знания сказки. Распознают в тексте знаки препинания, правильно называют их. Умеют читать «цепочкой».

Фронтальный. Чтение, устные ответы

3. Работа с иллюстрацией к «Сказке о рыбаке и рыбке» (учебник,
с. 93)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ по картинке, беседа

– Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? К какой сказке Пушкина она относится?

– Где жили старик со старухой?

– Чем занимался старик? Что делала старуха?

– Кого однажды поймал старик? Какую?

– Какие просьбы старухи рыбка выполнила?

– Какой приказ старухи рыбка оставила без ответа? Почему?

– Охарактеризуйте старика и старуху. Какие они?

Рассматривают картинку, описывают сюжет. Отвечают на вопросы

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Грамотно строят ответы на вопросы по содержанию сказки

Фронтальный. Рассказ, устные ответы

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Любимые сказки А. С. Пушкина

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, пересказ

– Какие еще произведения
А. С. Пушкина вы знаете?

– Перескажите своими словами самую любимую из сказок Пушкина

Называют знакомые произведения А. С. Пушкина. Пересказывают любимые сказки

Соотносят названия произведений и автора. Пересказывают сказки, соблюдая логику изложения

Фронтальный. Пересказ, устные ответы

 2. Игра «Доскажи словечко»

Коллективная. Словесный, практический. Игра

1. Жил старик со своею …

У самого синего … .

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три …

2. Белка песенки …

Да орешки все … ,

А орешки не простые,

Все скорлупки … .

3. Пошел старик к синему …;

Стал он кликать золотую …

Приплыла к нему …, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

4. У лукоморья… зеленый;

Златая… на дубе том;

И днем, и ночью… ученый

Все ходит по цепи кругом.

5. Ветер на море…

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в…

На раздутых…

6. Я сегодня поймал было …

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила…

Домой в… синее просилась.

Слушают отрывки из сказок, вставляют пропущенные слова

Распознают сказку.
По смыслу и тексту договаривают пропущенные слова

Коллективный. Устные ответы, игра

 3. Игра «Узнай сказку»

Групповая. Словесный, практический, наглядный. Игра

– Рассмотрите картинки (яблоко, зеркальце, петушок, рыбка, белочка, корыто).
В каких сказках встречаются эти предметы?

Рассматривают предметные картинки, называют сказку

Соотносят предмет
и сказку. Оказывают взаимопомощь друг другу

Групповой. Игра

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось
и понравилось?

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют и оценивают работу на уроке

Фронтальный. Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....

Литературный турнир по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Этот материал поможет учителю начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения....

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....