Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Есина Ольга Валерьевна

1. Пояснительная записка

2. календарно - тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx80.35 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты- Мансийский автономный округ –Югра

Нижневартовский  район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Излучинская  общеобразовательная средняя школа №2»

Рассмотрено                                                                                  Утверждаю

на методическом совете                                                     исп. обязанности  директора школы

Протокол                                                                                   ______________ Ю. Шитиков

от 27.08.2013 г. №2                                                                    приказ от 30.08. 2013 № 468

                        Рабочая программа

    по литературному чтению

                                     для 2 класса

                      по УМК «Школа России»

                                учителя начальных классов

                                      Есиной Ольги  Валерьевны

                                                                                                   

                                                                                   

г.п. Излучинск

                                                                2013

  1. Пояснительная записка

        Программа  по литературному чтению для  2 класса разработана в соответствии с требованиями:

-  Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273

-  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373);

- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189

 «О внесении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10».

Программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса  составлена на основе примерной программы по  литературному чтению  к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М. :  Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова,  М. А. Бантова,  М. В. Бойкина, С. И. Волкова,  В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова,    к учебнику  «Литературное чтение .2 класс в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградова, М. В. Бойкина -  М.: Просвещение, 2012 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе ( Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 /2014 учебный год»).

      Общими целями учебного предмета «Литературное чтение во 2 классе являются:»

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

2. Общая характеристика учебного предмета

     Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

       Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

      В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

      Курс литературного чтения пробуждает интерес к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

     Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Рабочая программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

     Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); обучающиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).

     Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

    Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности..

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение литературного чтения во 2 классе отводится   136 часов в год (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

   Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

        Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

        Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

5 Личностные, метапредметные и предметные  результаты

освоения учебного  предмета

        Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

• оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

• высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами  во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план.

4. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

5. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях.

6. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Коммуникативные УУД:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметными результатами во 2-м классе является формирование следующих умений:

• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

• понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

• делить текст на части, озаглавливать части;

• выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

• подробно и выборочно пересказывать текст;

• составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

• размышлять о характере и поступках героя;

• относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

• относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

6.Содержание учебного предмета «литературное чтение, 2 класс»

Раздел курса

Содержание учебного раздела

1

Самое великое чудо на свете

(2 часа)

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого

Напутствие читателю Р. Сефа

2

Устное народное творчество (12 ч)

Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.

Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».

3

Люблю природу русскую. Осень (7 ч)

Осенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина

4

Русские писатели (15 ч)

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила».

И. А. Крылов. Басни.

Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.

5

О братьях наших меньших (10 ч)

Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.

Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.

Научно-популярный текст Н. Сладкова.

6

Из детских журналов (10 ч)

Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский

Проект «Мой любимый детский журнал»

7

Люблю природу русскую. Зима (10 ч)

Зимние загадки.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза»

Новогодняя быль С. Михалкова

Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева

8

Писатели детям (21ч)

К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе».

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

А. Л. Барто. Стихи.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей

9

Я и мои друзья (13 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.

10

Люблю природу русскую. Весна (8ч)

Весенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.

11

И в шутку и в серьез (12 ч)

Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.

Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.

12

Литература зарубежных стран (16 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.

Ш. Перро «Кот  в сапогах», «Красная Шапочка»

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Эни Хогарт «Мафин и паук»

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»


                                                          7.Тематическое планирование по литературному чтению 2 класс

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Тема урока

№ урока

Количество часов

Дата проведения

Самое великое чудо на свете

(2 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению для 2 класса. Введение в тему «Самое великое чудо на свете».

-ориентироваться в учебнике;

-соотносить иллюстрации с содержанием;

-пользоваться словарём в конце учебника.

Книга – великое чудо. Библиотеки.

1/1

1

02.09

Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на тему «Старинные книги Древней Руси», «О чем может рассказать старинная книга»

-участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека»;

-находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.

Книги. Р. С. Сеф «Читателю»

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека»

2/1

1

03.09

Устное народное творчество (12 ч)

Знакомство с названием раздела.

Устное народное творчество. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

-прогнозировать содержание раздела;

-читать, выражая настроение произведения;

- находить созвучные окончания в тексте.

Русские народные песни.

Вводная диагностическая работа 

3/1

1

04.09

Потешки и прибаутки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.

-находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ;

-находить различия в потешках и прибаутках.

Потешки и прибаутки, считалки и небылицы.

4/2

1

05.09

Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа.

Развитие речи: сочинение по пословице.

-анализировать загадки;

-моделировать загадки;

-распределять загадки и пословицы по тематическим группам;

-объяснять смысл пословиц;

-соотносить смысл пословиц с содержанием и жизненным опытом;

-придумывать рассказ по пословице.

Загадки, пословицы и поговорки

5/3

1

09.09

Обучение орфоэпически правильному произношению слов. Обучение пересказу сказки

-придумывать свои собственные сказочные сюжеты;

-исправлять допущенные ошибки при повторном чтении;

-контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

Сказки Ю. П. Мориц «Сказка по лесу идёт»

6/4

1

10.09

Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка».

С отнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказок на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица ее героев. Осознанное чтение текста художественного произведения, пересказ сказки, используя иллюстрации учебника. Приводить примеры произведений фольклора.

Оценка достижений.

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-читать, передавая настроение героя;

-читать по ролям;

-рассказывать сказку, используя иллюстрацию в книге.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

7/5

1

11.09

-читать, передавая настроение героя;

-характеризовать героев сказки;

-придумывать свои собственные сказочные сюжеты;

- исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

8/6

1

12.09

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-характеризовать героев сказки;

-составлять план сказки;

-пересказывать по составленному плану;

- исправлять допущенные ошибки при пересказе.

Русская народная сказка

«Лиса и тетерев».

9/7

1

16.09

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-характеризовать героев сказки;

-составлять план сказки;

-рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге;

- исправлять допущенные ошибки при пересказе.

Русская народная сказка

«Лиса и журавль».

10/8

1

17.09

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-характеризовать героев сказки;

-составлять план сказки;

-пересказывать по составленному плану;

- исправлять допущенные ошибки при пересказе.

Русская народная сказка

«Каша из топора»

11/9

1

18.09

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-характеризовать героев сказки;

-составлять план сказки;

-рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге;

- исправлять допущенные ошибки при пересказе.

Русская народная сказка

«Гуси и лебеди».

12/10

1

19.09

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-характеризовать героев сказки;

-соотносить пословицы со сказками.

Внеклассное чтение «Русские народные сказки»

А. А. Шибаев «Вспомни сказку».

13/11

1

23.09

Понимание содержания литературного произведения. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному.

-систематизировать и проверить свои знания по теме;

-отвечать на вопросы;

-формулировать выводы по теме.

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».

Тест №1.

14/12

1

24.09

Люблю природу русскую. Осень

(7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Картины осенней природы.

Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

- прогнозировать содержание раздела;

- отвечать на вопросы, используя свои наблюдения;

-формулировать ответы;

-составлять загадки, используя свои знания сезонных изменений в природе;

-работать в парах.

Нравится ли вам осень? Осенние загадки.

15/1

1

25.09

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Прием звукозаписи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Выразительное чтение стихотворений.

-читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

-сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему;

-объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...» К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника…»

 А.Н. Плещеев «Осень наступила…».

16/2

1

26.09

-читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

-представлять картины осенней природы;

-слушать звуки осени, переданные в лирическом произведении.

А.А. Фет «Ласточки пропали…»

 А. Толстой «Осень».  

17/3

1

30.09

-читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

-сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему;

-объяснять интересные выражения в лирическом тексте; -иллюстрировать стихотворение.

С. Есенин «Закружилась листва золотая»

В. Брюсов «Сухие листья»

И. Токмакова «Опустел скворечник»

18/4

1

01.10

-читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

-наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;

-объяснять интересные выражения в лирическом тексте; -иллюстрировать стихотворение.

В.Д. Берестов «Хитрые грибы».

19/5

1

02.10

-читать произведение, передавая с помощью интонации настроение автора;

- иллюстрировать рассказ;

- наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

М.М.  Пришвин «Осеннее утро».

20/6

1

03.10

Оценка достижений.

-читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

-сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему;

-объяснять интересные выражения в лирическом тексте; -иллюстрировать стихотворение;

-проверить свои знания.

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Осень» Проверочная работа №1

21/7

1

07.10

Русские писатели (15 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А.С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».

-прогнозировать содержание раздела;

-сравнивать авторские и народные произведения;

- отгадывать загадки;

- отвечать на вопросы викторины;

-познакомиться с биографией А. С. Пушкина.

А.С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта.

22/1

1

08.10

Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения.

-наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста;

-находить средства художественной выразительности;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте;

-иллюстрировать стихотворение.

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...».

23/2

1

09.10

-наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста;

-находить средства художественной выразительности;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте;

-иллюстрировать стихотворение.

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..», «Зима! Крестьянин торжествуя...»

24/3

1

10.10

-читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-называть волшебные события и предметы в сказках;

-находить авторские сравнения и подбирать свои;

-определять главных героев произведения.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.

25/4

1

14.10

-находить авторские сравнения и подбирать свои;

-определять главных героев произведения;

-характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое;

-составлять план произведения.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке.

26/5

1

15.10

-пересказывать сказку выборочно  по плану;

-объяснять интересные выражения в произведении;

-оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения.

27/6

1

16.10

Басни. Нравственный смысл басен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни и пословицей.

-познакомиться с биографией И. А. Крылова;

-отвечать и задавать вопросы.

И.А Крылов. Басни.

28/7

1

17.10

-отличать басню от стихотворения и рассказа;

-знать особенности басенного текста;

-характеризовать героев басни с опорой на текст.

И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

29/8

1

21.10

-отличать басню от стихотворения и рассказа;

-знать особенности басенного текста;

-соотносить пословицы и смысл басенного текста;

-характеризовать героев басни с опорой на текст.

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

30/9

1

22.10

Басни Л. Н. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение смысла басни и пословицей. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ.

- определять главных героев произведения;

-давать характеристики героев;

-участвовать в обсуждении;

-составлять план произведения;

-соотносить пословицы и смысл прозаического произведения.

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

31/10

1

23.10

- определять главных героев произведения;

-давать характеристики героев;

-участвовать в обсуждении;

-составлять план произведения.

Л.Н.Толстой «Филиппок».

32/11

1

24.10

- пересказывать текст;

-соотносить пословицы и смысл прозаического произведения;

-участвовать в обсуждении;

-составлять план произведения.

Л.Н.Толстой «Правда всего дороже»

33/12

1

28.10

- определять главных героев произведения;

-давать характеристики героев;

-участвовать в обсуждении;

-составлять план произведения.

Л.Н. Толстой «Котенок».

34/13

1

29.10

-оценивать свой ответ;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Внеклассное чтение. Рассказа, сказки, басни Толстого и Ушинского.

Разноцветные страницы.

Проверка техники чтения

35/14

1

30.10

Оценка достижений.

-оценивать свой ответ;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Обобщающий урок по теме «Русские писатели».

Контрольная работа №1

36/15

1

31.10

О братьях наших меньших (10 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Весёлые стихи о животных.

Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приемы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова.

Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов и рисунков.  

-прогнозировать содержание раздела;

-воспринимать на слух прочитанное;

-участвовать в обсуждении;

-обогащение словарного запаса;

-тренировка в заучивании наизусть.

Н.И. Сладков «Они и мы»

А.А. Шибаев «Кто кем становится?»

37/1

1

11.11

-находить авторские сравнения и подбирать свои;

-определять главных героев произведения;

-воспринимать на слух прочитанное;

-участвовать в обсуждении.

Б.В. Заходер «Плачет киска в коридоре».

И.М. Пивоварова «Жила - была собака».

38/2

1

12.11

-находить авторские сравнения и подбирать свои;

-определять главных героев произведения;

-воспринимать на слух прочитанное;

-участвовать в обсуждении.

В.Д. Берестов «Кошкин щенок».

39/3

1

13.11

-сравнивать художественный и научно-познавательный тексты;

-сравнивать сказки и рассказы о животных;

-определять последовательность событий.

М.М. Пришвин «Ребята и утята»

40/4

1

14.11

определять главных героев произведения;

-воспринимать на слух прочитанное;

-участвовать в обсуждении.

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

41/5

1

18.11

-определять героев произведения, характеризовать их;

-выражать своё собственное отношение к героям;

-давать нравственную оценку поступкам героев;

-оценивать свой ответ.

Б.С. Житков «Храбрый утенок»

42/6

1

19.11

видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях;

-составлять план произведения;

-пересказывать подробно по плану произведение;

-участвовать в обсуждении.

В.В. Бианки «Музыкант»

43/7

1

20.11

видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях;

-составлять план произведения;

-пересказывать подробно по плану произведение;

-участвовать в обсуждении.

В.В. Бианки «Сова».

44/8

1

21.11

-оценивать свой ответ;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;

выбирать книги по темам и по авторам.

Внеклассное чтение «Рассказы о животных».

Разноцветные страницы.

45/9

1

25.11

Оценка планируемых достижений.

-проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;

-пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших».

Контрольная работа №2

46/10

1

26.11

Из детских журналов

 (10 ч)

Знакомство с названием раздела.  Обучение составлению вопросов. Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

Запуск проекта «Мой любимый детский журнал».

-прогнозировать содержание раздела;

-планировать работу на уроке;

-придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Знакомство с детскими журналами.

Проект «Мой любимый детский журнал».

47/1

1

27.11

-отличать журнал от книги;

-придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Д. Хармс «Игра»

48/2

1

28.11

-находить интересные и нужные статьи в журнале;

-находить нужную информацию по заданной теме;

-создавать собственный журнал устно, описывать его оформление;

-выразительно читать.

Д. Хармс «Вы знаете?»

49/3

1

02.12

-планировать работу на уроке;

-подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Д. Хармс «Веселые чижи»

50/4

1

03.12

-рисовать иллюстрации для собственного детского журнала;

-писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.

Д. Хармс «Что это было?»

«Очень - очень вкусный пирог»

51/5

1

04.12

-планировать работу на уроке;

-придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Ю.Д. Владимиров «Чудаки».

А.И. Введенский «Ученый Петя».

52/6

1

05.12

-планировать работу на уроке;

-подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

А.И. Введенский «Лошадка».

53/7

1

09.12

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-отличать журнал от книги;

-ориентироваться в журнале.

Внеклассное чтение «Весёлые стихи Хармса и других поэтов».

Д. Хармс «Веселый старичок».

54/8

1

10.12

Оценка своих достижений.

-оценивать свои достижения;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проект «Мой любимый детский журнал»

55/9

1

11.12

-участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»;

-создавать собственный журнал устно, описывать его оформление;

-рисовать иллюстрации, писать свои стихи и рассказы для собственного детского журнала.

Обобщающий урок по теме «Из детских журналов».

Тест №2.

56/10

1

12.12

Люблю природу русскую. Зима (10 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

-прогнозировать содержание раздела;

-соотносить загадки и отгадки;

-воспринимать на слух прочитанное;

-участвовать в обсуждении.

Нравится ли вам зима? Зимние загадки.

57/1

1

16.12

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.

-наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста;

-находить средства художественной выразительности;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте;

-иллюстрировать стихотворение.

И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло».

К. Бальмонт Светло-пушистая…»

58/2

1

17.12

-читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

-рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения;

-находить авторские сравнения и подбирать свои.

Я.Л. Аким «Утром кот принес на лапах».

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

59/3

1

18.12

-читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

-сравнивать произведения разных поэтов на одну тему;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

С.Есенин «Поёт зима - аукает…», «Береза».

60/4

1

19.12

Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев.

-понимать особенности были и сказочного текста;

-сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков;

-использовать слова-антонимы для характеристики героев.

Русская народная сказка «Два Мороза».

61/5

1

23.12

Особенности данного жанра. Чтение по ролям.

-читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

С. Михалков «Новогодняя быль».

62/6

1

24.12

Веселые стихи о зиме.

-наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста;

-находить средства художественной выразительности;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте;

-иллюстрировать стихотворение.

А.Л. Барто «Дело было в январе». С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет». Проверка техники чтения

63/7

1

25.12

-читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Зима».

Контрольная работа №3

64/8

1

26.12

Оценка достижений.

-оценивать свои достижения;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Разноцветные страницы. Стихи о зиме.

65/9

1

09.01

Анализировать свои успехи/неуспехи

Внеклассное чтение «Стихи о детях и для детей».

66/10

1

13.01

Писатели – детям

(21 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

-прогнозировать содержание раздела;

-познакомиться с биографией К. И. Чуковского;

-совершить обзор по произведениям писателя;

-работа в группах.

К.И. Чуковский  

67/1

1

14.01

Настроение стихотворения. Рифма. Прием звукозаписи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.

-воспринимать на слух художественный текст;

-определять особенности юмористического произведения;

-характеризовать и сравнивать героев;

-использовать слова- антонимы для их характеристики.

К.И. Чуковский

«Путаница»

68/2

1

15.01

-читать выразительно, передавая с помощью интонации настроение поэта;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

К.И. Чуковский

«Радость»

69/3

1

16.01

-воспринимать на слух художественный текст;

-характеризовать и сравнивать героев;

-использовать слова - антонимы для их характеристики.

К.И. Чуковский

«Федорино горе»

70/4

1

20.01

-определять смысл произведения;

- составлять план;

-давать характеристику героям;

-выражать свое мнение в адрес главной героини;

-читать по ролям.

К.И. Чуковский

«Федорино горе»

71/5

1

21.01

-пересказывать в прозе и наизусть;

-коллективно составлять картинный план.

К.И. Чуковский

«Федорино горе»

72/6

1

23.01

-пересказывать в прозе и наизусть;

-коллективно составлять картинный план;

-анализировать отношение автора к главной героине в начале сказки и в конце.

К.И. Чуковский

«Федорино горе»

73/7

1

24.01

Герои произведений. Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.

-познакомиться с биографией С.Я. Маршака;

-совершить обзор по произведениям писателя;

-работа в группах.

С.Я. Маршак

74/8

1

27.01

-читать выразительно, передавая с помощью интонации настроение поэта;

-соотносить смысл пословицы с содержанием произведения;

-характеризовать героев произведения.

С.Я. Маршак «Кот и лодыри»

75/9

1

28.01

Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки

-познакомиться с биографией С.В. Михалкова;

-совершить обзор по произведениям писателя;

-работа в группах.

С.В. Михалков

76/10

1

29.01

- определить смысл произведения;

-обсудить заголовок стихотворения;

-дать характеристику герою по его поступкам.

С.В. Михалков «Мой секрет»

77/11

1

30.01

- определить смысл произведения;

-обсудить заголовок стихотворения;

-дать характеристику герою по его поступкам;

-разделить текст на смысловые части.

С.В. Михалков «Сила воли»

78/12

1

03.02

- определить смысл произведения;

-рассказать о героях, отражая собственное отношение;

-дать характеристику герою по его поступкам;

-разделить текст на смысловые части.

С.В. Михалков «Мой щенок»

79/13

1

04.02

Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукозапись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.

-познакомиться с биографией А.Л. Барто;

- определить смысл произведения;

-обсудить заголовок;

- прочувствовать ритм стихотворения;

-вспомнить детские считалки и сопоставить с данным произведением.

А.Л. Барто «Веревочка»

80/14

1

05.02

-анализировать заголовки стихотворений;

- подобрать свои;

-выразительно читать.

А.Л. Барто «Мы не заметили жука».

«В школу»

81/15

1

06.02

-анализировать заголовок стихотворения;

- определить тему и главную мысль произведения;

-дать характеристику герою стихотворения.

А.Л. Барто «Вовка -добрая душа»

82/16

1

10.02

Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана.

-познакомиться с биографией Н.Н.  Носова;

- определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу;

-анализ заголовка произведения;

-составление картинного плана

Н.Н.  Носов «Затейники»

83/17

1

11.02

- определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу;

-анализ заголовка произведения;

-составление картинного плана

Н.Н. Носов «Живая шляпа»

84/18

1

12.02

- определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу;

-анализ заголовка произведения;

-составление картинного плана

Н.Н. Носов «На горке»

85/19

1

13.02

-знакомство с понятием «скороговорка»;

-работа над выразительностью чтения, ритмом;

-участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умении читать;

- определение темы текста.

Внеклассное чтение «Рассказы и сказки Носова».

86/20

1

17.02

Оценка достижений.

-обучение правильному называнию книги (автор, заглавие);

- обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию;

-проверка предметных универсальных учебных умений.

Обобщающий урок по теме «Писатели - детям». Контрольная работа №4

87/21

1

18.02

Я и мои друзья

(13 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

-прогнозировать содержание раздела;

- обогащение словарного запаса;

-обучение выбору книги по заданной учителем теме.

Я и мои друзья. Развитие речи

88/1

1

19.02

Стихи о дружбе и друзьях. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.

- дать характеристику персонажу;

-составление небольшого рассказа о персонаже;

-выявление подтекста читаемого произведения;

-определение идеи произведения.

В.Д. Берестов «За игрой».

Э.Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»

89/2

1

20.02

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

-формирование осознанности и выразительности чтения.

В.Д. Берестов «Гляжу с высоты» В. В. Лунин «Я и Вовка»

90/3

1

24.02

-анализ заголовка произведения;

-озаглавливание

прочитанного текста, иллюстрации;

-определении идеи произведения. 

Н. Булгаков « Анна, не грусти!»

91/4

1

25.02

Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказа о дружбе, взаимовыручке.

- дать характеристику персонажу;

-составление небольшого рассказа о персонаже;

-выявление подтекста читаемого произведения;

-определение идеи произведения.

Н. Булгаков « Анна, не грусти!»

92/5

1

26.02

-определять идею произведению;

-отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Ю.И. Ермолаев «Два пирожных»

93/6

1

27.02

-определять идею произведению;

-отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

В.А. Осеева «Волшебное

слово»

94/7

1

03.03

-формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности,

стремление прийти на помощь, смелости, скромности.

В.А. Осеева «Хорошее»

95/8

1

04.03

-анализ заголовка произведения;

-определять идею произведению;

-озаглавливание

прочитанного текста, иллюстрации;

-объяснять и понимать поступки героев;

-понимать авторское отношение к героям и их поступкам.

В.А. Осеева «Почему?»

96/9

1

05.03

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- составление плана;

-характеристика персонажа.

В.А. Осеева «Почему?»

97/10

1

06.03

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- составление плана;

-характеристика персонажа.

Внеклассное чтение «Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники.

98/11

1

11.03

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- составление плана;

-характеристика персонажа.

Е.А. Благинина «Простокваша». В.Н. Орлов «На печи»

99/12

1

12.03

Оценка достижений.

-обучение правильному называнию книги (автор, заглавие);

- обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию;

-проверка предметных универсальных учебных умений.

Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья».

Проверочная работа №2

100/13

1

13.03

Люблю природу русскую. Весна (8 ч)

Знакомство с названием раздела.

Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

-прогнозировать содержание раздела;

-читать стихотворения, загадки с выражением;

-отгадывать загадки;

-соотносить отгадки с загадками;

-сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок;

-передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса

Нравится ли вам весна? Весенние загадки. Сочинение весенних загадок.

101/1

1

17.03

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворений. Приемы контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукозапись.

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- формирование осознанности и выразительности чтения;

-характеристика персонажа.

Ф.И.  Тютчев «Зима недаром злится»,  «Весенние воды»

102/2

1

18.03

-определять идею произведения, отношению автора к литературному персонажу;

-представлять картины весенней природы;

-объяснять отдельные выражения в лирическом тексте;

-анализ заголовка произведения.

А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

103/3

1

19.03

-анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои;

-сравнивать стихотворения о весне разных поэтов;

-выразительно читать.

А. А. Блок «На лугу».  С.Я. Маршак «Снег уже теперь не тот…» Проверка техники чтения.

104/4

1

20.03

-понимать авторское отношение к герою и его поступкам;

-придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению;

-проверка предметных универсальных учебных умений;

- контролировать и оценивать своё чтение.

И.А. Бунин «Матери».

105/5

1

31.03

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

-формирование осознанности и выразительности чтения;

-определение темы произведения.

А.Н. Плещеев «В бурю»

106/6

1

01.04

-формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности,

стремление прийти на помощь, смелости, скромности.

Е.А. Благинина  «Посидим   в   тишине».

Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

107/7

1

02.04

Оценка своих достижений.

-проверка предметных универсальных учебных умений;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

И.М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Весна». Проверочная работа №3

108/8

1

03.04

И в шутку, и в серьёз (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- формирование осознанности и выразительности чтения;

-определение темы произведения.

«Мозговая атака».  Развитие речи

109/1

1

04.04

Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок – «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения.

Веселые рассказы Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- формирование осознанности и выразительности чтения;

-обогащение словарного запаса.

Б.В. Заходер «Что красивей всего?»,  «Товарищам детям»

110/2

1

07.04

-находить авторские сравнения и подбирать свои;

-определять главных героев произведения;

-воспринимать на слух прочитанное;

-участвовать в обсуждении.

Б.В. Заходер. Песенки Вини – Пуха

111/3

1

08.04

-анализировать заголовок произведения;

-сравнивать героев произведения;

-определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Э.Н. Успенский «Чебурашка»

112/4

1

09.04

-пополнение словарного запаса;

-пересказывать подробно на основе вопросов учебника;

-составление рассказа по иллюстрации.

Э.Н. Успенский «Чебурашка»

113/5

1

10.04

-анализировать заголовок произведения;

-определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»

114/6

1

14.04

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- формирование осознанности и выразительности чтения;

-придумывать собственные весёлые истории;

-обогащение словарного запаса.

В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»

115/7

1

15.04

-анализировать заголовок произведения;

-определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу;

-составление картинного плана.

И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

116/8

1

16.04

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- формирование осознанности и выразительности чтения.

Г.Б. Остер «Будем знакомы»

117/9

1

17.04

-анализировать заголовок произведения;

-определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

В.Ю. Драгунский «Тайное

становится явным»

118/10

1

21.04

-обучение правильному называнию книги (автор, заглавие);

-обучение выбору книги по заданной учителем теме;

-ранжирование произведений по тематике, жанру.

Внеклассное чтение «Рассказы Драгунского».

119/11

1

22.04

Оценка планируемых достижений.

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- формирование осознанности и выразительности чтения;

-проверка предметных универсальных учебных умений;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Ю. Тувим «Про пана Трулялинского». Обобщающий урок по теме «И в шутку и всерьёз». Проверочная работа №4

120/12

1

23.04

Литература зарубежных стран (16 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг. Сравнение русских и зарубежных песенок.

-прогнозировать содержание раздела;

-выбирать книгу для самостоятельного чтения;

-пополнение словарного запаса.

Викторина. Развитие речи. Восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям

121/1

1

24.04

-анализ заголовка произведения;

-определить отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

122/2

1

28.04

-анализ заголовка произведения;

-определить отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Английские народные песенки

«Перчатки», «Храбрецы».

123/3

1

29.04

- формирование осознанности и выразительности чтения.

-сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия;

-объяснять значение незнакомых слов;

-определять героев произведений.

Французская народная песенка

 «Сюзон и мотылек»

Немецкая народная песенка

«Знают мамы, знают дети»

124/4

1

30.04

Герои сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки.  

-знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими);

-сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок;

-давать характеристику героев произведения;

-анализ заголовка произведения;

-определить отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Ш.Перро «Кот в сапогах»

125/5

1

05.05

-обучение художественному пересказу;

-освоение приема драматизации;

-составление рассказа по иллюстрации.

Ш.Перро «Кот в сапогах»

126/6

1

06.05

-сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран;

-составлять план сказки, определять последовательность событий;

-пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке.

Ш.Перро «Красная шапочка»

127/7

1

07.05

Герои зарубежных сказок.

-анализировать заголовок произведения;

-определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу;

-составление картинного плана.

Г.X. Андерсен «Принцесса на горошине»

128/8

1

08.05

Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.

-давать характеристику героев произведения;

-составление небольшого рассказа о персонаже;

-пополнение словарного запаса.

Э. Хогарт «Мафин и паук»

129/9

1

12.05

-анализировать заголовок произведения;

-определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу;

-составление картинного плана.

Внеклассное чтение «Сказки зарубежных авторов».

130/10

1

13.05

Развитие речи: восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям.

Оценка достижений.

-инсценировать литературные сказки зарубежных писателей;

-находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках.

Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран»

Контрольная работа №5

131/11

1

14.05

-участвовать в проектной деятельности;

- создавать свои собственные проекты.

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

132/12

1

15.05

Оценка достижений.

-проверка предметных универсальных учебных умений

Проверка техники чтения

133/13

1

19.05

Оценка достижений.

-проверка предметных универсальных учебных умений;

-составлять списки книг для чтения летом (с учителем);

Итоговая диагностическая работа

134/14

1

20.05

КВН «Цветик-семицветик»

135/15

1

21.05

Обобщающий урок. Читательская конференция.

136/16

1

22.05


Сведения о контроле

Раздел курса

Содержание учебного раздела

1

Самое великое чудо на свете

(2 часа)

-

2

Устное народное творчество

(12 ч)

Вводная диагностическая работа – 1

Тест  № 1

3

Люблю природу русскую. Осень (7 ч)

Проверочная работа  № 1

4

Русские писатели (15 ч)

Контрольная работа  № 1

Проверка техники чтения

5

О братьях наших меньших

(10 ч)

Контрольная  работа  № 2

6

Из детских журналов (10 ч)

Тест  № 2

7

Люблю природу русскую. Зима (10 ч)

Проверка техники чтения

Контрольная работа  № 3

8

Писатели детям (21ч)

Контрольная работа  № 4

9

Я и мои друзья (13 ч)

Проверочная работа  № 2

10

Люблю природу русскую. Весна (8ч)

Проверка техники чтения

Проверочная работа  № 3

11

И в шутку и в серьез (12 ч)

Проверочная работа  № 4

12

Литература зарубежных стран (16 ч)

Контрольная работа  № 5

Проверка техники чтения

Итоговая диагностическая работа

Итого

136 часов

Тестов - 2

Проверочных работ - 4

Контрольных работ - 5

Проверка техники чтения - 4

Диагностических работ - 2

К концу года обучающиеся научатся:

  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


8.Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М. :  Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова,  М. А. Бантова,  М. В. Бойкина, С. И. Волкова,  В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова,

В программе определены цели и ценностные ориентиры начального курса литературного чтения; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение.

Учебники.

1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,  М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина);  (Москва, «Просвещение» 2013 год)

Методический аппарат учебников организует ориентировку учащихся при формировании важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделить главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т. д.) и обеспечивает их поэтапную отработку. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений. Текстовой материал учебников способствует духовно-нравственному развитию младших школьников, осознанию ими важнейших нравственно-этических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.).

Рабочие тетради

Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина;  Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс   (Москва, «Просвещение» 2013 год)

.

Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях приведены в полном соответствии с содержанием учебников.

Методические пособия для учителя

 Климанова Л. Ф, Горецкий В. Г  Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс

Книги для учителя

  1. Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность.
  2. Чутко Н. Г.  Формирование познавательной активности у младшего школьника

В пособиях рассматриваются теоретические основы обучения чтению, , основные положения  программы «Литературное чтение» в начальной школе, даются общие рекомендации по организации урока.

В книгах рассматривается требование к обучению творческому чтению и подходы к формированию читательской активности младших школьников.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку.

Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей

Комплекты для обучения грамоте используются для организации практической работы на уроке. Их применение обеспечивает реализацию деятельностного метода.

Технические средства обучения

Интерактивная  доска

Настенная  магнитная доска (3шт.) с набором магнитов для крепления таблиц

Компьютер

Мультимедийный проектор

Сканер

Принтер лазерный

Экранно-звуковые пособия

Климановой Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Электронное приложение

Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в класса, а также для самостоятельного изучения программного материала дома.

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектов стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Держатели для схем и таблиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....