Система работы по формированию читательской компетентности младших школьников
статья (1 класс) на тему

Шкода Ольга Юрьевна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_shkoda_o.yu_.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

«Система работы по формированию

 читательской компетентности младших школьников»

 учителя начальных классов МОУ гимназии №76 Шкода Ольги Юрьевны

Моя фамилия созвучна со словом «школа». Меня зовут Шкода Ольга Юрьевна. Вот с такой «озорной» фамилией я работаю в гимназии №76 учителем начальных классов уже больше 25 лет.

В нумерологии число 25 означает «силу, приобретённую опытом». Мой профессиональный опыт сформировался благодаря взаимодействию с коллегами, наставникам-учителям, сотрудничеству с родителями моих учеников.

Наша гимназия одна из первых в Сочи работает по новым стандартам. Я прошла курсовую подготовку по теме: «Организация образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» и накопила опыт по теме: «Система работы по формированию читательской компетентности младших школьников». 

Почему я решила заниматься этой темой?

Составляя, рабочую программу по литературному чтению я обратила внимание на то, что одним из Предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению является достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности.

А я добиваюсь достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности у своих учеников? Обладаю ли я знаниями, методами, необходимыми для достижения этого результата? Что такое читательская компетентность?

Я обратилась к ФГОС и поняла, что ждёт стандарт от меня как от учителя. То, что раньше для моего учительского ума оставалось на уровне теоретических знаний, стало для меня профессиональной потребностью.

В Стандарте прописано, что «Современное качество образования в начальной школе определяется  уровнем  овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни». Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Проблема актуальна не только для начальной школы, но и для страны. «Учитель сопричастен будущему России». 2015 год объявлен в России ГОДОМ ЛИТЕРАТУРЫ. Идёт обсуждение в сети Интернет: «В российском обществе возрос дефицит знаний и конструктивных идей», обусловленный снижением интереса к чтению у населения, а прогресс государства  определяется мерой освоения информации всем обществом. «Чтение - это важнейший способ освоения и поддержания базовой социально значимой информации». 

Кроме того, снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ, которые вытесняют чтение.

В России с 2006 года существует государственная Программа  поддержки и развития чтения, в которой разработаны рекомендации по повышению уровня читательской компетентности. Они нашли отражение в примерных образовательных программах.

Ведущими российскими педагогами апробированы современные технологии, методики чтения:

Технология продуктивного чтения – формирование типа правильной читательской деятельности ( Н.Н. Светловская);

Приемы развития критического мышления средствами чтения и письма (РКМЧП) (И. О. Загашев);

Техника быстрого чтения (О.А.Андреев, Л.Н. Хромов);

Сетевой проект «Школа успешного чтения»

Процесс чтения рассматривали многие ученые: Ф. Смит, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя и другие.

Изучив педагогический опыт, я смогла определить различие между понятиями “компетенция” и “компетентность”.  Компетенция – это набор знаний, умений и навыков, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.

Введение понятия компетентности позволит решить типичную  проблему для большинства российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных практических задач.

Я поставила цель: формирование читательской компетентности младших школьников, опираясь на требования ФГОС НОО

Задачи:

1)проанализировать свою педагогическую деятельность  и выявить формы организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности;

2)разработать образовательный проект «Чтение – вот лучшее учение» и реализовать его на практике с учащимися 1-4 классов;

3)улучшить результативность освоения обучающимися образовательных программ по предметам начальной школы путем повышения интереса к чтению и мотивации детей к обучению.

Поставленные задачи по формированию читательской компетентности младших школьников  помогает решить деятельностный подход. 

Развитие читательской компетентности учащихся начинается:  

В урочной деятельности: при реализации содержания программы «Литературное чтение, 1- 4 классы, авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И, а также других программ начального образования УМК «Начальная школа 21 века». Одним из основных направлений этого учебно-методического комплекта является развитие у учащихся навыка чтения.

Продолжается во внеурочной деятельности: при реализации образовательных программ студии «Волшебный мир театра», кружков «Риторика», «Проектная и исследовательская деятельность». На занятиях кружков продолжается совершенствование навыка чтения, отработки технологических приёмов дыхания, дикции, темпа, интонации.

Во внеклассной деятельности: в рамках общешкольной игры «Идущие вместе», при реализации программы воспитательной работы «Дружная семья». Формы внеклассных занятий: беседа, дискуссия, конкурсы чтецов, праздники, литературная игра, викторина, театральный фестиваль, экскурсия в библиотеку, день театра, день книги, акции «Книжкина больница», «Подарок библиотеке»…

Мы сотрудничаем с образовательными организациями г.Сочи: Центром Детского Творчества, с центром детского и юношеского туризма, с эколого-биологическим центром, с работниками поселковой и школьной библиотеки.

Успех развития у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям необходима «читающая» среда, книжное окружение. Тесный контакт с родителями учащихся позволяет мне обрести в их лице надежных помощников, поддерживающих у детей интерес к чтению. Формы работы с родителями: родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, праздник, тематическая консультация.

Определив формы организации деятельности младших школьников, я выполнила первую поставленную задачу по формированию читательской компетентности.

Образовательный проект «Чтение – вот лучшее учение» - это результат решения второй поставленной задачи.

Цель проекта: формирование компетентного читателя.

Участники проекта: учащиеся 1-4 классов, родители, учитель

Место в образовательном процессе: в каникулярное время, а также через внеурочную и внеклассную деятельность.

Срок реализации: 4 года.

Этапы:

1.Определение круга чтения на четверть, на год для учащихся класса: «Портфель Читателя».

2. Коллективное и самостоятельное чтение произведений учащимися.

3.Проведение викторины по  рекомендованным книгам (в форме игры, праздника, олимпиады).

4.Подведение итогов проекта. Награждение победителей званием «Читатель года».

Этапы формирования читательской компетентности младших школьников

 1 этап (1 – 2 классы): ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ (овладение техникой чтения вслух и про себя);

2 этап (3 – 4 классы): ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ (Овладение приемами интерпретации. Анализ и преобразование художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий)

Понять, достигнуты ли результаты по формированию читательской компетенции обучающихся, позволяет проведение мной как учителем Итоговой комплексной работы. Комплексные контрольные работы в системе НОО как новая форма КИМов, отражающая сформированность межпредметных навыков и УУД школьников. Эта безотметочная диагностика позволяет мне увидеть степень компетенции учащихся и провести корректировку образовательной деятельности в данном направлении.

Результаты моей работы представлены в презентации в виде таблицы, данные которых указывают на позитивную динамику.

Кол-во уч-ся верно выполнивших работу

Осознанность

чтения

Выборочное чтение

Чтение

работа с информацией

1

класс

2

класс

1 класс

2 класс

1

класс

2 класс

17

25

10

14

1

7

53 %

78 %

32%

44%

3%

28%

Сопоставляя полученные результаты с результатами первого года обучения, следует признать, что все показатели значительно улучшились. Это связано и с возрастными особенностями, но у детей заметно улучшилась техника чтения.

Контроль за техникой чтения учащихся также относится к диагностике уровня сформированности читательской компетентности и проводится ориентируясь на следующие критерии: скорость чтения, способы чтения, правильность, понимание прочитанного, выразительность чтения. При последней проверке техники чтения улучшили свои показатели 28 учащихся - 87 %.

Также показателями повышения интереса к чтению и мотивации детей к обучению являются практические результаты:

  • создание коллективного журнала детского поэтического творчества, детских рукописных книжечек «Мое творчество», (придуманные тексты с нарисованными иллюстрациями).
  • постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений;
  • эффективность участия школьников в предметных олимпиадах и научно – практических конференциях;
  • эффективность участия школьников в творческих международных, всероссийских, муниципальных, региональных детских конкурсах.

Моей следующей педагогической задачей будет создание базы эффективных методов и приемов по формированию читательской компетентности учащихся.

Сейчас мои ученики читают: с удовольствием!  с пониманием!  правильно!  и выразительно!

Я уверена, что чтение позволит им достичь успехов в деятельности, в различных жизненных ситуациях (компетентное чтение).

Я и раньше считала, что работать учителем – значит учиться вместе с детьми.

Теперь я в этом убедилась: быть современным учителем – значит учитывать современные требования к деятельности учителя.

Веди учитель за собою

По новым ФГОСам, в добрый путь!

Мой опыт, плод исканий трудных

С собою взять не позабудь!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2011.
  2.  Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
  3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М., 2001
  4. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя// Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18.
  5. Интернет-ресурсы:

http://минобрнауки.рф/документы/922

http://novostiliteratury.ru/2014/02/novosti/2015-god-v-rossii-obyavyat-godom-literatury/

http://www.znanie.org/docs/Ershovo2013.doc

http://mcbs.ru/chtenie

http://www.rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/29/2009_report_regions.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики".

Система работы по теме «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики» представлена Е.В.Бушуевой через информационно - педагогические модули (ИПМ)....

Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).

Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...

Система работы по интеллектуальному развитию младших школьников на уроках русского языка

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:Современная школа уделяет большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех...

Система работы по обучению слабослышащих младших школьников сложному предложению.

Одной из основных задач школы слабослышащих является обучение слабослышащих детей коммуникативной стороне речи, а единицей коммуникативности является предложение....

Методическая разработка на тему:"Система работы над развитием речи младшего школьника в 1 классе на уроках русского языка"

Речевое развите младшего школьника необходимо осуществлять в системе, начиная с подготовительного этапа - периода обучения грамоте. Учебные пособия для 1 класса ("Прописи", "Азбука",   уче...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы по социальной адаптации младших школьников"

                             Одной   из   основных   задач   воспита...

Презентация опыта работы «Формирование информационной компетентности младших школьников посредством использования проектов во внеурочной деятельности»

Использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проекти...