Система работы по формированию читательской компетентности младших школьников
статья (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
«Система работы по формированию
читательской компетентности младших школьников»
учителя начальных классов МОУ гимназии №76 Шкода Ольги Юрьевны
Моя фамилия созвучна со словом «школа». Меня зовут Шкода Ольга Юрьевна. Вот с такой «озорной» фамилией я работаю в гимназии №76 учителем начальных классов уже больше 25 лет.
В нумерологии число 25 означает «силу, приобретённую опытом». Мой профессиональный опыт сформировался благодаря взаимодействию с коллегами, наставникам-учителям, сотрудничеству с родителями моих учеников.
Наша гимназия одна из первых в Сочи работает по новым стандартам. Я прошла курсовую подготовку по теме: «Организация образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» и накопила опыт по теме: «Система работы по формированию читательской компетентности младших школьников».
Почему я решила заниматься этой темой?
Составляя, рабочую программу по литературному чтению я обратила внимание на то, что одним из Предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению является достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности.
А я добиваюсь достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности у своих учеников? Обладаю ли я знаниями, методами, необходимыми для достижения этого результата? Что такое читательская компетентность?
Я обратилась к ФГОС и поняла, что ждёт стандарт от меня как от учителя. То, что раньше для моего учительского ума оставалось на уровне теоретических знаний, стало для меня профессиональной потребностью.
В Стандарте прописано, что «Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Проблема актуальна не только для начальной школы, но и для страны. «Учитель сопричастен будущему России». 2015 год объявлен в России ГОДОМ ЛИТЕРАТУРЫ. Идёт обсуждение в сети Интернет: «В российском обществе возрос дефицит знаний и конструктивных идей», обусловленный снижением интереса к чтению у населения, а прогресс государства определяется мерой освоения информации всем обществом. «Чтение - это важнейший способ освоения и поддержания базовой социально значимой информации».
Кроме того, снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ, которые вытесняют чтение.
В России с 2006 года существует государственная Программа поддержки и развития чтения, в которой разработаны рекомендации по повышению уровня читательской компетентности. Они нашли отражение в примерных образовательных программах.
Ведущими российскими педагогами апробированы современные технологии, методики чтения:
Технология продуктивного чтения – формирование типа правильной читательской деятельности ( Н.Н. Светловская);
Приемы развития критического мышления средствами чтения и письма (РКМЧП) (И. О. Загашев);
Техника быстрого чтения (О.А.Андреев, Л.Н. Хромов);
Сетевой проект «Школа успешного чтения»
Процесс чтения рассматривали многие ученые: Ф. Смит, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя и другие.
Изучив педагогический опыт, я смогла определить различие между понятиями “компетенция” и “компетентность”. Компетенция – это набор знаний, умений и навыков, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.
Введение понятия компетентности позволит решить типичную проблему для большинства российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных практических задач.
Я поставила цель: формирование читательской компетентности младших школьников, опираясь на требования ФГОС НОО
Задачи:
1)проанализировать свою педагогическую деятельность и выявить формы организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности;
2)разработать образовательный проект «Чтение – вот лучшее учение» и реализовать его на практике с учащимися 1-4 классов;
3)улучшить результативность освоения обучающимися образовательных программ по предметам начальной школы путем повышения интереса к чтению и мотивации детей к обучению.
Поставленные задачи по формированию читательской компетентности младших школьников помогает решить деятельностный подход.
Развитие читательской компетентности учащихся начинается:
В урочной деятельности: при реализации содержания программы «Литературное чтение, 1- 4 классы, авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И, а также других программ начального образования УМК «Начальная школа 21 века». Одним из основных направлений этого учебно-методического комплекта является развитие у учащихся навыка чтения.
Продолжается во внеурочной деятельности: при реализации образовательных программ студии «Волшебный мир театра», кружков «Риторика», «Проектная и исследовательская деятельность». На занятиях кружков продолжается совершенствование навыка чтения, отработки технологических приёмов дыхания, дикции, темпа, интонации.
Во внеклассной деятельности: в рамках общешкольной игры «Идущие вместе», при реализации программы воспитательной работы «Дружная семья». Формы внеклассных занятий: беседа, дискуссия, конкурсы чтецов, праздники, литературная игра, викторина, театральный фестиваль, экскурсия в библиотеку, день театра, день книги, акции «Книжкина больница», «Подарок библиотеке»…
Мы сотрудничаем с образовательными организациями г.Сочи: Центром Детского Творчества, с центром детского и юношеского туризма, с эколого-биологическим центром, с работниками поселковой и школьной библиотеки.
Успех развития у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям необходима «читающая» среда, книжное окружение. Тесный контакт с родителями учащихся позволяет мне обрести в их лице надежных помощников, поддерживающих у детей интерес к чтению. Формы работы с родителями: родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, праздник, тематическая консультация.
Определив формы организации деятельности младших школьников, я выполнила первую поставленную задачу по формированию читательской компетентности.
Образовательный проект «Чтение – вот лучшее учение» - это результат решения второй поставленной задачи.
Цель проекта: формирование компетентного читателя.
Участники проекта: учащиеся 1-4 классов, родители, учитель
Место в образовательном процессе: в каникулярное время, а также через внеурочную и внеклассную деятельность.
Срок реализации: 4 года.
Этапы:
1.Определение круга чтения на четверть, на год для учащихся класса: «Портфель Читателя».
2. Коллективное и самостоятельное чтение произведений учащимися.
3.Проведение викторины по рекомендованным книгам (в форме игры, праздника, олимпиады).
4.Подведение итогов проекта. Награждение победителей званием «Читатель года».
Этапы формирования читательской компетентности младших школьников
1 этап (1 – 2 классы): ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ (овладение техникой чтения вслух и про себя);
2 этап (3 – 4 классы): ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ (Овладение приемами интерпретации. Анализ и преобразование художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий)
Понять, достигнуты ли результаты по формированию читательской компетенции обучающихся, позволяет проведение мной как учителем Итоговой комплексной работы. Комплексные контрольные работы в системе НОО как новая форма КИМов, отражающая сформированность межпредметных навыков и УУД школьников. Эта безотметочная диагностика позволяет мне увидеть степень компетенции учащихся и провести корректировку образовательной деятельности в данном направлении.
Результаты моей работы представлены в презентации в виде таблицы, данные которых указывают на позитивную динамику.
Кол-во уч-ся верно выполнивших работу | Осознанность чтения | Выборочное чтение | Чтение работа с информацией | |||
1 класс | 2 класс | 1 класс | 2 класс | 1 класс | 2 класс | |
17 | 25 | 10 | 14 | 1 | 7 | |
53 % | 78 % | 32% | 44% | 3% | 28% |
Сопоставляя полученные результаты с результатами первого года обучения, следует признать, что все показатели значительно улучшились. Это связано и с возрастными особенностями, но у детей заметно улучшилась техника чтения.
Контроль за техникой чтения учащихся также относится к диагностике уровня сформированности читательской компетентности и проводится ориентируясь на следующие критерии: скорость чтения, способы чтения, правильность, понимание прочитанного, выразительность чтения. При последней проверке техники чтения улучшили свои показатели 28 учащихся - 87 %.
Также показателями повышения интереса к чтению и мотивации детей к обучению являются практические результаты:
- создание коллективного журнала детского поэтического творчества, детских рукописных книжечек «Мое творчество», (придуманные тексты с нарисованными иллюстрациями).
- постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений;
- эффективность участия школьников в предметных олимпиадах и научно – практических конференциях;
- эффективность участия школьников в творческих международных, всероссийских, муниципальных, региональных детских конкурсах.
Моей следующей педагогической задачей будет создание базы эффективных методов и приемов по формированию читательской компетентности учащихся.
Сейчас мои ученики читают: с удовольствием! с пониманием! правильно! и выразительно!
Я уверена, что чтение позволит им достичь успехов в деятельности, в различных жизненных ситуациях (компетентное чтение).
Я и раньше считала, что работать учителем – значит учиться вместе с детьми.
Теперь я в этом убедилась: быть современным учителем – значит учитывать современные требования к деятельности учителя.
Веди учитель за собою
По новым ФГОСам, в добрый путь!
Мой опыт, плод исканий трудных
С собою взять не позабудь!
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2011.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М., 2001
- Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя// Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18.
- Интернет-ресурсы:
http://минобрнауки.рф/документы/922
http://novostiliteratury.ru/2014/02/novosti/2015-god-v-rossii-obyavyat-godom-literatury/
http://www.znanie.org/docs/Ershovo2013.doc
http://www.rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/29/2009_report_regions.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-137706-1357985209.jpg)
Система работы «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики".
Система работы по теме «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики» представлена Е.В.Бушуевой через информационно - педагогические модули (ИПМ)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-213733-1363694012.png)
Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).
Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-286788-1377764474.png)
Система работы по интеллектуальному развитию младших школьников на уроках русского языка
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:Современная школа уделяет большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех...
Система работы по обучению слабослышащих младших школьников сложному предложению.
Одной из основных задач школы слабослышащих является обучение слабослышащих детей коммуникативной стороне речи, а единицей коммуникативности является предложение....
Методическая разработка на тему:"Система работы над развитием речи младшего школьника в 1 классе на уроках русского языка"
Речевое развите младшего школьника необходимо осуществлять в системе, начиная с подготовительного этапа - периода обучения грамоте. Учебные пособия для 1 класса ("Прописи", "Азбука", уче...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-346266-1391009119.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Система работы по социальной адаптации младших школьников"
Одной из основных задач воспита...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-371836-1524373621.jpg)
Презентация опыта работы «Формирование информационной компетентности младших школьников посредством использования проектов во внеурочной деятельности»
Использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проекти...