Урок литературного чтения А.П. Гайдар "Совесть"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Дидактический процесс урока построен на основе "Технологии критического мышления через чтение и письмо". В течение урока выдерживалась модель "Вызов-Осмысление- Рефлексия". На стадии ВЫЗОВА были созданы условия для того, чтбы ученик актуализировал имеющиеся знания и,  опираясь на них, был организован обмен мнениями. Работа ведётся индивидуально, в парах, в группах. На стадии ОСМЫСЛЕНИЯ идёт получение информации на основе приёма чтения с остановками. Проводится работа в группах по заполнению сравнительной таблицы.На стадии РЕФЛЕКСИИ организовано осмысление полученной информации, обмен мнениями и самооценка усвоения знаний по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_a.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока А.П.Гайдар «Совесть»

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2

Технология: Критическое мышление.

Учебник: О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс часть 2.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Тема урока: А.П. Гайдар « Совесть».

Оборудование: учебники, компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Электронный информационный объект: электронная презентация.

Характеристика исходного  уровня знаний, умений, навыков.

У учащихся класса сформированы следующие УУД:

- определяют жанр произведения;

- дают характеристику героев произведения;

- определяют выбор художественных средств произведения;

- определяют настроение произведения;

- пересказывают, включая в пересказ элементы описания;

- находят в конкретном тексте, понимают и объясняют значение изобразительно-выразительных средств языка, умеют использовать их в речи при описании событий, героев, природы.

- умеют составлять рассказ: от имени одного из героев; с изменением лица рассказчика; с элементами описания и рассуждения;

- выявляют характерные особенности речи героев произведения, делают вывод о характере героя;

- отличают своё отношение к героям и событиям от авторского;

- пользуются оценочной лексикой;

- проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;;

- умеют задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

- осуществляют поиск нужной информации в учебнике и других источниках.

Цели урока:

1. Образовательная: развитие умения анализировать текст и выделять в нём главную мысль; умения  сравнивать героев текста и их поступки; умения  сопоставлять поступки героев со своей жизненной концепцией, ввести элементы сопоставительного анализа.

2. Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки, нравственные качества через анализ содержания рассказа "Совесть"; воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность

3. Развивающая: развивать литературное произношение в соответствии с современными орфоэпическими нормами.    

           

Планируемые результаты

Предметные:

-научатся создавать образы героев через описания поступков, отношения к другим героям;

-определять главную мысль рассказа, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;

-познакомятся с понятием «автор-герой произведения»;

- осмысленно,  правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Личностные:

- формирование  морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определять собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности).

Метапредметные:

 Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД: Уметь формировать коммуникативно-речевые действия,  конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы, поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, в учебнике,  и др. источниках, представлять информацию в виде текста, таблицы, составлять ответы на вопросы

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс 2 часть. (Автор О.В.Кубасова); компьютерная презентация.

План урока

Этапы урока, его задачи

Формы организации учебной деятельности

Методы, приемы, используемые на уроке

1.Стадия вызова:

-Актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

-Пробудить к ней интерес;

-Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

-Структурировать последующий процесс изучения материала.

Индивидуальные и групповые формы работы.

Мозговой штурм, прогнозирование текста-АНТИЦИПАЦИЯ.

2. Осмысление:

-Получение новой информации;

-Ее осмысление ( в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем;

-Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Индивидуальные и фронтальные  формы работы.

Осмысленное чтение текста, мозговые атаки, сравнительная таблица.

3. Рефлексия:

-Выражение новых идей и информации собственными  словами;

-Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем.

Индивидуальные и групповые формы работы. Работа в парах.

Выделение главной мысли текста. Составление пословиц (синтез целого из частей). Дифференциация по уровню сложности: индивидуальная и письменная работа, синквейн.

Ход урока:

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Стадия вызова:

Учитель читает притчу.

Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому,  что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

- Как поступит герой притчи?

-Почему он вернет кошелек хозяину?

-Что помогает человеку поступить именно так?
-Конечно же, это совесть.

Дети слушают притчу, высказывают свое мнение

Мозговой штурм: с чем у вас ассоциируется слово «совесть».

Руководство поисковой деятельностью учащихся.

Выполнение задания по поиску своих слов-ассоциаций, обмен  мнениями друг с другом.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.  Произвольное и осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Руководство формулированием выводов, обобщений:

-Что же такое совесть?

- Давайте поближе познакомимся со словом совесть. Обратимся за помощью к предложенным вариантам. Я буду зачитывать варианты вслух, а вы мне хором будете отвечать «да» или «нет».
Это слово связано:
- с растениями
- с животными
- с игрушками
- с человеком
Это слово можно:
- подержать в руках
- изготовить
- потрогать
- почувствовать 
- Итак, что теперь мы знаем о слове совесть? 
- Слово совесть связано с человеком, совесть можно почувствовать.
 

-А теперь обратимся к словарю С.И.Ожегова и посмотрим, какое определение даётся слову «совесть» в словаре.
 

Выполнение работы по формулированию выводов, обобщений: находят в словаре Ожегова толкование значения данного слова,  высказывают своё  мнение. 

По словарю С.И.Ожегова

«Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми»

Познавательные УУД: информационный поиск.

2. Стадия осмысления: 

Применение ЭОР: демонстрация фотоиллюстрации писателя. А.П. Гайдар прожил недолгую жизнь. Он был смелым и честным, воевал на фронте и совершил много хороших поступков. «Гайдар» в переводе на русский значит «всадник», скачущий впереди». Он написал много произведений для детей.

У Аркадия Петровича Гайдара есть произведение, которое называется «Совесть».

Руководство выдвижением гипотез:

-Попробуйте по ключевым словам определить, о чем пойдет речь в этом произведении:

Не пошла в школу, встретила мальчика, смекнуть, плакать, угрызение совести.

Выдвижение гипотез: ученики прогнозируют содержание произведения.

Регулятивные УУД: прогнозирование.

  1. Руководство словарной работой 

 В тексте  нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте уточним их лексическое  значение.

-Что нам в этом сможет помочь? (Помощь одноклассников, учителя, словарь)

Роща – небольшой лес.

Украдкой  - тихо, незаметно. 
Смекнула – сообразила, быстро придумала.
Вышмыгнула – выбежала, выскочила.
Беспощадная – никого не жалеет.
Нахмурилась – сердится.

Добродушный - добрая душа.  

 Болтается  - ходит без причины.

Фронтальная работа. Работа со словарём.

Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний

Руководство чтением с остановками. Читают учитель или дети.

1 остановка.

-Подтвердились ли ваши предположения?

-Почему Нина решила не идти в школу?

-Дети всегда в таких случаях  не ходят в школу?

-Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)

-Так почему Нина не пошла в школу?

- Как вы думаете, что произойдёт с Ниной дальше?

Выполнение чтения с остановками (дети отмечают простым карандашом место остановки и закрывают учебник.

Сравнение своих предположений с авторским текстом. Рассуждают, отвечая на вопросы.

Регулятивные УУД: прогнозирование и контроль.

Познавательные УУД: произвольное и осознанное построение речевого высказывания.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.

2 остановка.

- Подтвердились ли наши предположения?

 – Кого увидела Нина в роще?

–С какими словами она к нему обратилась, когда увидела.

– О чем она подумала?

–Что ответил ей мальчик?

– Почему он удивился, когда его назвали прогульщиком?

– Удалось ли Нине подшутить над малышом?

- Что произойдёт дальше?

Отвечают на вопросы, сравнивают свою позицию поведения в определенной жизненной ситуации с позицией героев. Характеризуют героев произведения.

Личностные УУД-нравственно-этическая ориентация: нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Познавательные УУД: произвольное и осознанное построение речевого высказывания; смысловое чтение.

4 остановка. Руководство по сравнению своих предположений с авторским текстом.

-Подтвердились ли наши предположения?

– Что обнаружила Нина, когда вернулась обратно?

– Что она сделала?

– Опишите настроение Нины в конце рассказа.

Прочитайте последнее предложение.

– Как понимаете выражение «Грызла беспощадная совесть»?

– Отчего она себя так чувствовала? (Ей было стыдно)

– Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе?

Сравнение своих предположений с авторским текстом. Высказывают свое отношение к поступкам героев.

Общеучебные УУД: смысловое чтение.

Регулятивные УУД: прогнозирование и контроль.

Личностные УУД: ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора. Коммуникативные:

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного

Руководство по проведению сравнительного анализа героев:

-Назовите главных героев произведения.

 –Кто из героев вам нравиться больше?  Почему?

-Найдите в тексте слова, помогающие описать  Нину, мальчика.

-- Предлагаю вам проанализировать героев, сравнить их поведение, определить отношение к ним автора.

А теперь  в группах заполните сравнительную таблицу.

Герой рассказа

По возрасту

Отношение к школе

Человеческие качества

Нина

Старше (изучает алгебру)

Не пошла на урок намеренно (не приготовила урок)

Ленивая, трусливая,

совестливая

Мальчик

Маленький (1 класс)

Не пошёл на урок случайно (заблудился)

Добрый, доверчивый,

добродушный

Групповая работа по заполнению сравнительной таблицы.

Анализируют, обсуждают в группе,  делают выводы. Фиксирует выводы в таблице.

Представляют свои результаты, обосновывают их, уточняют и дополняют выводы других групп.

Познавательные УУД-логические: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез.

Руководство формулированием выводов:

 - Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? Почему?

– Так что такое СОВЕСТЬ?

-Кого можно назвать совестливым человеком?

Формулирование выводов, выполнение упражнения на сравнительный анализ. Высказывают свое отношение по поводу поступков героев произведения.

Познавательные УУД: произвольное и осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. Логические УУД: анализ.

Личностные УУД:

Овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений

Руководство работой творческого характера по составлению синквейна (на выбор):

Нина                     мальчик

Выполнение синквейна, анализируя и обобщая прочитанный материал о героях произведения.

Регулятивные УУД:

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

3.Рефлексия: подбор упражнений по применению новых знаний, руководство выполнением этих упражнений.

-К какому литературному жанру относится произведение?

- Определите вид рассказа:  развлекательный

                                          познавательный

                                          поучительный

– Какую мысль хотел донести до нас автор?

- Определите, какой нравственный вопрос поднимает автор в своем произведении? (Дети приходят к выводу,   что совесть живет в человеке, ее можно чувствовать,  в каждом человеке должна быть совесть.)

Об этом же гласит и народная мудрость в русских пословицах.

-Попробуйте соединить половинки пословиц и объяснить их смысл. (Работа с компьютером, все выводится на экран)

На обмане далеко                                   не уедешь.
Счастлив тот,                                          у кого совесть спокойна.
Совесть без зубов                                   грызет

С ложью и обманом                               трусость рядом живет.  

Без совести и при большом уме            не проживешь.

- Какая из пословиц подходит к нашему произведению? Почему вы так считаете?

-У А.П.Гайдара много произведений, в которых поднимаются вечные вопросы, которые заставляют задуматься об истинных ценностях. Я думаю, что многие из вас возьмут их в библиотеке и прочитают.

- Можете ли вы назвать себя совестливым человеком?

Выполнение упражнений по применению новых знаний на практике. Включение самостоятельно приобретенных знаний в систему уже имеющихся и их применение к решению учебных и жизненных задач.

Личностные УУД: самопознание и самоопределение, нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Логические УУД: синтез.

Руководство по оцениванию собственной деятельности.

Закончи предложение.

      Сегодня я узнал…

      Было интересно…

      Было трудно…

      Я выполнял задания…

      Я понял, что…

      Я почувствовал, что…

      Я приобрел…

      Я научился…

      У меня получилось …

      Я смог…

      Я попробую…

      Меня удивило…

      Урок дал мне для жизни…

      Мне захотелось…

Оценивание собственной деятельности.  

Регулятивные УУД: оценка.

Инструктирует по вопросам выполнения домашнего задания (дифференцированно):

  1. Подробный пересказ отрывка
  2. Попробуйте придумать своё окончание рассказа.

Записывают задание, выбирая для себя нужный вариант.

-Наш урок я хочу закончить словами:

-Изгоняйте гнев, живите в ладах с совестью и пусть ваше сердце светится, как солнце для других людей.

-Понравились вам эти слова? Тогда они ваши.

-Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...