Методическая разработка раздела
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Фадеева Ирина Владимировна

Методическая разрабока раздела программы "Устное народное творчество"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Учитель начальных классов МОУ Пильнинская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.Горького Пильнинский район Нижегородской области Фадеева Ирина Владимировна Методическая разработка раздела образовательной программы «Устное народное творчество» Литературное чтение (авторы программы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) УМК «Школа Росси»

Слайд 2

Совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного чтения и нравственных качеств у учащихся на уроках литературного чтения. Преподаваемый предмет – литературное чтение. УМК – «Школа России». Сроки реализации раздела программы: 3 сентября –20 сентября. Возраст детей, участвующих в реализации раздела программы – 7-8 лет. Цель разработки

Слайд 3

«Истоки нравственности высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого…»

Слайд 4

Пояснительная записка Актуальность – одна из приоритетных задач Федерального образовательного стандарта нового поколения – воспитание духовно нравственной личности, формирование нравственных качеств учащихся, а также знаний и представлений о жизни наших предков. Новизна - разработана система уроков с использованием разнообразных технологий, форм, методов и приёмов, формирующих нравственные качества у учащихся.

Слайд 5

Психолого-педагогическое обоснование учебной деятельности необходимо придать новую личностно значимую мотивацию. мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. произвольное поведение основной мотив, преобладающий в этом возрасте — мотив достижения успеха. дети ищут новые групповые формы активности, занятий появляется планирование результатов действия и рефлексия.

Слайд 6

Психологические особенности учащихся 2 класса ПАМЯТЬ Преобладание механического запоминания, которое вызывает затруднения в обучении МЫШЛЕНИЕ Преобладает словесно – логическое и образное, менее развито абстрактное мышление. САМОКОНТРОЛЬ Недостаточное сформированное произвольное внимание, требует развития. РЕЧЬ Речь влияет на развитие мышления, требуется постоянное развитие речи.

Слайд 7

Цель и задачи раздела Цель: создание условий для формирования и воспитания нравственных качеств у учащихся через совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного чтения Задачи: Образовательная: Овладение осознанным, правильным и выразительным чтением, как базовым умением. Развивающая : Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, совершенствование всех видов речевой деятельности. Воспитательная : Обогащение нравственного опыта младших школьников, активное влияние на личность читателя, его чувства, сознание, волю

Слайд 8

Особенности учебной программы Ведущей идеей курса литературного чтения является: - воспитание любви к Родине, к своей семье; - уважение к другим народам, к культурному наследию России; - формирование гражданской позиции, чувства патриотизма; - стремление осознавать и признавать этические и моральные нормы, сохранившиеся в менталитете россиян.

Слайд 9

Новизна учебной программы На страницах учебников курса «Литературное чтение» УМК «Школа России» реализуются требования ФГОС НОО : формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Всё это реализуется через систему уроков с разнообразными современными технологиями, методами и приёмами.

Слайд 10

Специфика восприятия и освоения учебного материала Содержание изучаемого раздела «Устное народное творчество» имеет чрезвычайно важное значение для формирования ценностных ориентаций младшего школьника. Специфика восприятия содержания раздела программы обусловлена: особенностями возраста (младший школьный возраст); особенностями содержания раздела, его непосредственной связью с установками на нравственное поведение младшего школьника; особенностями класса, для которого характерны: высокий уровень общительности, саморегуляция в деятельности и поведении. Учащиеся 2 класса имеют хорошее личностное развитие, адекватную самооценку, стремятся к сотрудничеству. Большая часть класса имеет выраженные познавательные мотивы, остальные руководствуются социальными мотивами обучения. Ребята уже имеют некоторый жизненный опыт, интеллектуальные навыки и знания, поэтому вполне могут освоить понятия данного раздела.

Слайд 11

Система знаний и система деятельности Ожидаемые результаты освоения раздела программы. По окончанию изучения данного раздела учащиеся должны Знать: понятия «устное», «творчество», «народное», малые фольклорные жанры, понятия «бытовая сказка», «сказка о животных», «волшебная сказка», «драматизация». Уметь: различать малые и большие жанры фольклора; определять основную мысль сказки; приводить примеры произведений фольклора; различать загадки авторские и народные; составлять свои загадки о животных; объяснять смысл пословиц; пересказывать по картинному плану; оценивать события героев произведения;

Слайд 12

Личностные результаты - формирование положительного отношения к иному мнению; - развитие самостоятельности и ответственности за личные поступки; - развитие доброжелательности, отзывчивости и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умение не создавать конфликтов; - формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат

Слайд 13

Метапредметные результаты овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей; активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа информации; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение В результате изучения раздела учащиеся получают возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Слайд 14

Предметные результаты осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы; формирование этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждениях, давать нравственную оценку поступков героев; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Слайд 15

Методы и приёмы Интерактивные (в режиме беседы, диалога учащиеся сами раскрывают новые сведения) Словесные (художественное чтение; эвристическая беседа; речевые упражнения; вчитывание; вычитывание; вслушивание; словарная работа;). Наглядные (использование художественно – иллюстративных пособий; средства музыкальной выразительности; натуральные объекты природы и продукты человеческой деятельности; драматизация; экскурсии, наблюдения. Практические ( театрализация; дидактическая игра; практические работы с текстом, предложением, словом; создание рисованных диафильмов). Методы стимулирования (определённые поощрения в формировании мотивации)

Слайд 16

Технологии, используемые при изучении раздела Объяснительно-иллюстративная технология Технология продуктивного чтения Игровая технология Информационно-коммуникативные технологии Здоровьесберегающая технология

Слайд 17

№ урока Название темы Кол-во часов Тип урока Формы и виды контроля Устное народное творчество 1 Русские народные песни, потешки. 1 изучение нового материала Фронтальный опрос 2 Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы 1 комбинированный Индивидуальный опрос 3 Загадки, пословицы и поговорки. 1 урок-игра Фронтальный опрос 4 Сравнение и сопоставление малых жанров фольклора. 1 комбинированный Индивидуальный опрос 5 Русские народные сказки 1 урок-викторина фронтальный Тематическое планирование

Слайд 18

6 «Петушок и бобовое зёрнышко» 1 Изучение нового материала Фронтальный опрос 7 «У страха глаза велики» 1 Изучение нового материала тест 8 «Лиса и тетерев» 1 Изучение нового материала Индивидуальный опрос 9 «Лиса и журавль» 1 Изучение нового материала Индивидуальный опрос 10 «каша из топора» 1 Изучение нового материала Фронтальный опрос 11 «Гуси-лебеди» 1 Изучение нового материала Фронтальный опрос 12 Русские народные сказки. Обобщение. 1 Урок-викторина Фронтальный опрос

Слайд 19

Разработка урока Тема урока: Русская народная сказка «Каша из топора» Дата проведения: 20 сентября Цели урока: 1.Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой, учить полноценно воспринимать художественное произведение. 2.Развивать образное мышление, наблюдательность, устную речь, обогащать словарный запас детей. 3.Воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу; коммуникативные умения: учитель-ученик, ученик-ученик. Данный урок является десятым в разделе «Устное народное творчество» Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний Оборудование: детские рисунки к сказкам, слайды Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный Принципы: доступности, систематичности, последовательности Формы организации познавательной деятельности: фронтальная Формы контроля: фронтальный опрос

Слайд 20

Структура урока I Организационный момент II Актуализация знаний Беседа Речевая разминка Проверка домашнего задания a) Пересказ сказки «Лиса и журавль» б) Выставка рисунков в) Чтение по ролям III Сообщение темы и цели урока IV Изучение нового материала Вступительная беседа Подготовительная работа Первичное чтение Проверка понимания V Физкультминутка VI Закрепление изученного материала VII Итог урока VIII Домашнее задание

Слайд 21

Физминутка для глаз

Слайд 23

Заключение Таким образом, в результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети учатся говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках; занимательные задания способствуют развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширению их кругозора и общей осведомленности об окружающем мире. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердие, сострадание, правдолюбие, в стремлении их к добру и неприятию зла. Хочется верить, что посеянные в детских сердцах зёрна Истины прорастут и дадут свои плоды. «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро...» В.А.Сухомлинский.

Слайд 24

Используемая литература 1. Амонашвили Ш.А Личностно – гуманная основа педагогического процесса.- Мн.: Университетское, 1990 2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Концепция и программы для начальных классов. Школа России.: в 2 ч., ч1 - 3-е изд., - М.:Просвещение, 2008. 3. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. 1995, № 1 4. Гальцова Е.А. Нравственное воспитание в начальное школе.: разработки внеклассных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007. 5.Гостимская Е.С. Поурочные разработки по чтению к учебнику Головановой М.В., Климановой Л.Ф. – М: Вако, 2005. 6. Гримак Л.П. резервы человеческой психики: Введение в психологию активности – М.: Политиздат, 1987 7 Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников: Философские, психологические и педагогические истоки: науч. - метод. пособие. М.: Глобус, 2009. 8. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Родная речь: учеб, для 2 кл. нач.шк.: в 2 ч., ч1- 2-е изд., - М.: Просвещение, 2005 9. Селевко В.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. 10. Сухомлинский В.А. «Советы взрослым и юношеству».- М.: Народное образование, 1961


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы

Раздел образовательной программы по математике 3 класс по УМК "Планета знаний" к аттестации учителя...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

методическая разработка раздела учебной программы

методическая разработка раздела программы включает текстовый документ и презентацию...

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Окружающий мир» автор – А.А.Плешаков

Возможности использования проблемного обучения как способа стимулирования  творческой познавательной активности младших школьников на уроках естествознания»....

методическая разработка раздела

"Формирование УУД младших школьников на уроке русского языка"...

Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»

Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала.         Для до...

Методическая разработка раздела учебной программы - раздел «Части речи. Имя существительное»

Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения и вышел на мировую и международную арену, став языком высокогуманной куль...