методическая разработка раздела
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Преснякова Любовь Николаевна

"Формирование УУД младших школьников на уроке русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка раздела352 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородский институт развития образования

Кафедра начального образования

Аттестационная работа на 1 категорию

Методическая разработка раздела учебной программы

Тема разработки:

 «Формирование УУД младших школьников

при работе со словами, которые отвечают на вопросы

кто? что? в рамках введения ФГОС»

Выполнил:

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 59

Автозаводского района

Преснякова Любовь Николаевна

Образование: средне-специальное

Педагогический стаж: 7лет 8 мес.

Стаж работы учителем

начальных классов:7 лет 8 мес.

Контактные телефоны: 297-54-74,

8-908-728-86-16

Нижний Новгород

2013 год

Содержание:

 Пояснительная записка……………………………………………...…...…....с. 3

Глава I. Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………...с. 5

1.1 Определение понятия «универсальные учебные действия»……….……с.5

1.2  Характеристики универсальных учебных действий младших школьников…………………………………………………….………………….с. 6

    1.2.1 Личностные универсальные учебные действия……………...……..с. 7

    1.2.2 Регулятивные универсальные учебные действия…………………..с. 7

    1.2.3 Познавательные универсальные учебные действия………………..с. 8

    1.2.4 Коммуникативные универсальные учебные действия……………с. 10

Глава II. Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка……………………………………....…с.11

2.1 Связь универсальных учебных действий с содержанием  раздела: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»………………………………...…...с. 11

2.2 Календарно-тематическое планирование по разделу…………..……..с. 13

2.3 Разработка урока на тему «Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы»…………………………………….……….….…с. 18

2.4 Комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование

УУД младших школьников в курсе русского языка…………..…….…..…с.20

2.5 Планируемые результаты………………………………………………..с.21

2.6 Проверка эффективности системы при работе со словами, которые отвечают на вопросы кто? что?...........................................................................с.24

 Заключение…………………………………………………………………..с.26

 Список литературы……………………………………………………....…с.27

 Приложение

Пояснительная записка

Перед каждым новым поколением людей, прежде всего, встает задача овладения накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности, которые наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность. Ведь без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирование и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная задачи реализуются в органическом единстве.

За последние годы  в  мире произошли значительные изменения приоритетов  в  образовании: переориентация  на  компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни  в  постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.

Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Универсальными способами учебной познавательной деятельности являются универсальные учебные действия, которые можно определить как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности. Результатом развития ОУУН учащихся является личность школьника, наделенная такими характеристиками как самоорганизуемость, самообразованность и саморазвиваемость, т.е. компетентность в сфере образования.

Универсальные учебные действия находят свое отражение в образовательной компетенции, которая предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. Универсальные учебные действия и составляют синтезированное понятие «умение учиться». Впервые программа формирования умения учиться была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман и др.

На сегодня одной из самых актуальных проблем в практике преподавания морфологии в начальных классов является формализация процесса усвоения грамматических знаний: ученики механически заучивают лингвистические определения и правила, зачастую не осознавая сущности отражаемых ими явлений. В результате для учащихся типичным оказывается ограниченность, неполнота осознания изучаемых морфологических признаков на практике, смешение собственных грамматических и неграмматических свойств слов, подмена одних признаков другими. Усваиваемые сведения быстро забываются и не становятся прочной основой дальнейшего изучения этого раздела в основном звене школы. Кроме того, формальное, неосознанное усвоение раздела ведет к снижению интереса к дальнейшему курсу, низкому уровню познавательной деятельности.

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Сказанное выше определило проблему исследования, которая заключается в следующем: выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

Проблема определила цель работы: обобщить педагогический опыт по использованию различных форм и методов формирования лингвистических способностей на уроках русского языка при изучении слов, которые отвечают на вопросы кто? что?, найти наиболее эффективный подход к решению проблемы формирования универсальных учебных действий на начальном этапе обучения.

Для этого мною были поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение понятия слов, которые отвечают на вопросы кто? что?
  2. Рассмотреть различные способы активизации познавательной деятельности.
  3. Выбрать наиболее оптимальные для изучения данной проблемы.

Выше говорилось, что компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни.

Глава I. Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий у младших школьников

1.1 Определение понятия «универсальные учебные  действия».

Согласно ФГОС универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие  широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение «умения учиться», как требование ФГОС к результатам образования начальной ступени,  предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся в требованиях ФГОС обозначены:

1.        соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

2.        соответствие свойств  универсальных действий заранее         заданным требованиям.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов УУД определяется  его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.  Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер;  реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия   обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в  метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребенка младшего школьного возраста являются: словесно логическое мышление; произвольная смысловая память; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учетом цели и условий коммуникации; интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные  умения, способность к реализации внутреннего плана действий.

Универсальные учебные действия выступают как цель, результат и одновременно как  средство специально организованной учебной деятельности детей и подростков. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством  педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

1.2  Характеристики универсальных учебных действий  младших школьников.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники должны овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

1.2.1 Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

-  внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению;

- широкая мотивационная основа  учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы;

-  готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;

 - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков;

- осознание себя как гражданина России, россиянина, как представителя одного из её народов с определённой культурой; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

- эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении, в творческом, созидательном процессе;

-  основы экологической культуры, бережное отношение к природе;

-   установка на здоровый образ жизни.

У выпускника могут быть сформированы:  

- понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация, устойчивый познавательный интерес;

-  способность выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами;

- стремление соблюдать безопасные, экологически грамотные нормы поведения в обществе (семья, школа, общественные места) и природе;

патриотические чувства к своему Отечеству, народу, его культуре; интерес к особенностям  других стран, народов, к их традициям;

- осознанное принятие правил здорового образа жизни, понимание ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушением здоровья;

- личностная и социальная активность в различной природоохранной, созидательной, творческой деятельности, направленной на поддержание чистоты и красоты окружающей среды.

1.2.2 Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;

- действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д.

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

- адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне), осознавать трудности, понимать их причины, в сотрудничестве с учителем намечать действия для преодоления затруднений, восполнять пробелы в знаниях и умениях.

1.2.3 Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;

- осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;

- различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.);

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);

- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных),описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;

- сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.

- владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;

- проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять подведение под понятие на основе разграничения  существенных и несущественных признаков объектов;

- под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

- строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;

- использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;

преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта;

- кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;

- декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.

Выпускник получит возможность научиться:  

- пользоваться различными дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научно-популярные, учебно-познавательные книги, СМИ и др.), осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации, фиксировать её разными способами и сопоставлять;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структурировать информацию, отображая её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);

- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи; устанавливать аналогии с целью более простого и быстрого её решения;

- проводить синтез как составление целого из частей, самостоятельно восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;

- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств;

- выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования;

- анализировать результаты исследования и представлять их в разных формах (словесной, наглядной).

- создавать собственные простые модели;

- участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время.

1.2.4 Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

- под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- создавать высказывания для решения различных коммуникативных задач, адекватно использовать в них  разнообразные средства языка;

- оперировать в речи языком предметной области(филологии, математики, естествознания, технологии), правильно(адекватно) использовать соответствующие понятия(лингвистические, математические, естественнонаучные и др.);

- стараться уважать позицию партнёра в процессе совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение;

- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, оказывать помощь взрослым и сверстникам для достижения общего успеха.

Глава II. Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка

2.1 Связь универсальных учебных действий с содержанием  предмета с содержанием  раздела: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов  определяется   следующими утверждениями:

УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить  взаимосвязанные и взаимообуславливающие  виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие?3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. 
   Каждый из предметов УМК «Школа 2100», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:

  1. Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
  2. Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;

Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
    Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий

2.2 Календарно-тематическое планирование по разделу.

2 класс

4. Раздел

 Слова, которые отвечают на вопросы что? и кто? 

(5 часов)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

28

Какие слова отвечают на вопрос кто? , а какие на вопрос что?

1

Вести диалог с автором при чтении текста.

Ставить к словам вопросы кто? что?

Различать слова, которые

называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы.

Конструировать словосочетания и предложения.

Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

29

Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы

1

30

Конструирование сочетаний слов и предложений

1

31-32

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам

2

 3 класс

16. Раздел

Части речи в русском языке

(1 час)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

61

Части речи в русском языке

1

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой

вариант с вариантом учебника.

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи.

 Определять грамматические признаки имён существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Наблюдать за использованием имён существительных в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу - составление текста-описания с помощью имён существительных.

17. Раздел

Имя существительное как часть речи

(2 часа)

62

Определение имени существительного

1

63

Роль имен существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста

1

18. Раздел

 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

(2 часа)

64

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

1

65

Обобщение. Что мы знаем об именах существительных

1

19. Раздел

 Род имён существительных

(3 часа)

66

Имена существительные мужского, женского и среднего рода

1

67

Род - постоянный признак имён существительных

1

68

Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода

1

20. Раздел

Число имён существительных (3 часа)

69

Изменение имён существительных по числам

1

70

Образование множественного числа имён существительных

1

71

Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе. Разбор имени существительного как части речи

1

21. Раздел

Словообразование имён существительных

(7 часов)

72

Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

1

73

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов

1

74

Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами

1

75

Разбор имён существительных по составу

1

76

Р/р Обучающее изложение «Мурлыка»

1

77

Употребление имён существительных в речи

1

78

Повторение. Проверочная работа № 8

1

  4 класс

Имя существительное (33 часа)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

5. Раздел

Что мы уже знаем об имени существительном (3 часа)

47

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных

1

Выделять в предложении самостоятельные

и служебные части речи. Накапливать опыт

 по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи.

Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.

Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж.

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков

48

Роль имён существительных в предложении, в речи. Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»

1

49

Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы

1

6. Раздел

 Изменение имён существительных по падежам

(10 часов)

50

Наблюдение за словоизменением имён существительных

1

51

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

1

52

Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе

1

53

Именительный и винительный падежи

1

54

Родительный падеж

1

55

Дательный падеж

1

56

Творительный падеж

1

57

Предложный падеж

1

58

Обобщение знаний о падежах. Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам»

1

59

Упражнение на повторение. Проверочная работа № 3

1

7. Раздел

Три склонения имён существительных

(5 часов)

60

Что такое склонение? Три склонения имён существительных

1

61

Развитие умения определять склонение имён существительных

1

62

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного

1

63

Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

1

64

Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами

1

8. Раздел

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

(6 часов)

65

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

1

66

Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ъ после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания

1

67

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4

1

68

Развитие орфографических умений

1

69

Контрольный диктант № 5

1

70

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

9. Раздел

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

(9 часов)

71

Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных

1

72

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму

1

73

Р/р Обучающее изложение «Первая газета»

1

74

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант

1

75

Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка»

1

76

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5

1

77

Развитие орфографических умений, повторение

1

78

Контрольный диктант № 6

1

79

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование

1

 

2.3 Разработка урока на тему «Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы». (2 класс)

Тип урока: урок развития умений

Цель как деятельность учеников:

 - развитие умений группировать слова по вопросам, разграничивать слова, называющие одушевлённые и неодушевлённые предметы, находить ошибки в группировках;

- развитие умений разграничивать омонимичные названия типа Пушок и пушок и правильно писать имена собственные (имена, фамилии людей, клички животных, названия городов).

1. Оргмомент.

2. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

а) Проверка тестовых заданий №6, 7, тема 4 в «Рабочей тетради».

 – Почему оказалось лишним выбранное в задании №6 слово (вафля)? 

 – Какое слово «лишнее» в задании №7? (Друг) Почему?

б) Упр. 34 («Дидактический материал»).

- Прочитайте слова, к которым вы задали вопрос кто?     

- Прочитайте слова, к которым задали вопрос что?     

- Что нужно, чтобы правильно задать вопрос ? (Понимать, что называет слово.)

- Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос кто? (Это названия людей и животных.)

- Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос что? (Это названия предметов.)

3. Введение в тему урока с самостоятельной формулировкой цели.

Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос «кто?» и словами, отвечающими на вопрос «что?»

- У меня в руке фотографии. Я буду показывать вам, а вы называть то, что увидите. (Слова записываются на доске.)

Москва, Пушкин, Рязань, Ирина, Египет

- Что общего вы заметили у этих слов? (Пишутся с заглавной буквы.)

- А какие вопросы вы зададите к ним? Почему?

- Уточните, к каким словам можно задать вопрос кто? (На вопрос кто? отвечают слова, которые называют имена и фамилии людей.), а к каким что? (На вопрос что? отвечают слова – названия стран, городов.)

- Сформулируйте цель урока. (Изучить слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, которые пишутся с большой буквы.)

4. Ознакомление с новыми словами из словаря.

- Прочитайте предложение, написанное на доске.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- О какой красоте Москвы вы бы могли рассказать?

- Запишите пословицу.

- Запишите ряд однокоренных слов к слову Москва.

Москва, москвич, москвичка, московский.

- На какие вопросы отвечают 2-е и 3-е слова? А первое? Почему?

Звуко-буквенный анализ слова человек.

- Где опасные места в этом слове? Запишите и запомните правописание.

5. Развитие языковых и правописных умений.

1.Работа по учебнику.

Упр. 50 – развивается умение группировать слова, отвечающие на вопросы кто? или что?, включающие собственные наименования.

- Какие слова отвечают на вопрос «кто?» ? (Они называют живые, одушевлённые предметы.)

- Какие слова отвечают на вопрос «что?» ? (Они называют неживые, неодушевлённые предметы.)

2. Выполнение заданий № 1, 2, тема 4 в «Рабочей тетради». После выбора варианта ответа необходимо уточнить:

- Как рассуждали, задавая вопрос? (Определяли, что обозначает слово.)

- Почему слово Зорька написано с большой буквы? (Кличка животного.)

- Значит, что помогло? (Написание с большой буквы.)

- Почему слова Дед Мороз написаны с большой буквы? (Это сказочный герой, его имя.)

- Что такое капкан? (Ловушка для зверей.)

- Кто не допустил ошибки при выполнении этих заданий? Молодцы! Вы близки к достижению цели, поставленной на уроке.

3. «Найди ошибки». 

Упр. 51 – развивается умение задавать вопросы к названиям имён, фамилий, городов, разграничивать значения слов, сходных в звучании (Пушок и пушок) и исправлять ошибки в группировках слов по вопросам.

Выполняется самостоятельно. При проверке вспомнить и повторить названия: одушевлённые и неодушевлённые предметы.

- Как можно одним словом назвать слова, записанные в столбик с вопросом «кто?». (Одушевлённые.)

- А слова, записанные во 2-й столбик? (Неодушевлённые.)

6. Итог урока.

- Назовите ключевые слова урока. (Одушевлённые, неодушевлённые.)

- Уточните тему урока с опорой на новые ключевые слова (Одушевлённые и неодушевлённые предметы.)

- На какие вопросы они отвечают? (Одушевлённые – кто?, неодушевлённые – что?)

- Какие слова входят в группу одушевлённых, а какие – неодушевлённых?

7. Домашнее задание.

1. Задание № 3, тема 4 в «Рабочей тетради».

2. Упр. 35 («Дидактический материал»).

2.4 Комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование УУД младших школьников в курсе русского языка

1) Задание: Вставьте вместо точек слово, состоящее из трех букв так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками. Чтобы первое слово было неодушевленным существительным, а второе - одушевленным.

Образец. Ва (гон) ец.

что? вагон; кто? гонец.

к у (…) о л

сор

т е (…) р о ж

бег

п о (…) ч и к

сто

м у (...) о к а

лет

п о (...) л е ц

сок

2) «Игра в прятки».

(текст у детей на партах).

        В тексте спрятались слова, их необходимо срочно отыскать.
Все выше солнце, но туман
Лежит в глуби лесных полян.
Сбегу скорее под откос,
Улягусь спать в тени берез.
Туманы предрассветной ранью
Болото затянули тканью.
В озерке лилии цветут,
Как хорошо! Как славно тут!
            Что общего у этих слов?

3) «Третье лишнее»

Понедельник, среда, осень (дни недели)

Гроза, гром, театр (явления природы)

Лимон, кабачок, огурец (овощи)

Тарелка, тетрадь, кувшин (посуда)

На какой вопрос отвечают слова каждой группы? Придумать свою тематическую группу слов. Взаимопроверка (ученик читает, остальные называют тему)

  1. Игра «Волшебное превращение»

Замените в словах ответа одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?. Запишите.

Что это?

Это коса, мак, капля, сон. (Кто это? Это коза, рак, цапля, сом)

5) Задание:  Найдите в стихотворении все имена существительные. Выпишите их и определите – одушевленные они или нет. Обратите внимание, что автор стихотворения "одушевляет" явления и предметы неживой природы, которые в разговорной речи являются неодушевленными!

* * *
Нашумелись,
Наплясались,
Нарезвились,
Наигрались.
    И подкралась
    Тишина,
    Тихо села
    У окна.
Ветерок
Листвы не тронет,
Под кустом
Улёгся он.
    Колокольчик
    В дрёму клонит,
    Одуванчик
    Видит сон.
Сон пушистый
Не спугните
Невзначай.
Доброй ночи.
Доброй ночи.
Спите, дети,
Баю–бай.
             
О. Дриз

6)Упражнение:  Прочитать стихотворение, подчеркнуть синим цветом одушевленные имена существительные, зеленым неодушевленные.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой,

Долбит дятел на суку.

                       С. Есенин.


     
7)Упражнение:  Послушайте скороговорку. Какие существительные одушевленные, а какие нет?

Скороговорка: 

Мышка сушек насушила, 

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Зубы сразу же сломали.

8)Упражнение:  Ответить на вопросы:

«Живые и неживые вопросы»

Кто летает? Что летает?

Кто барабанит по крыше? Что барабанит по крыше?

Кто плавает? Что плавает? 

Кто молчит? Что молчит?

Кто уходит под воду? Что уходит под воду?

Кто шипит? Что шипит?

2.5 Планируемые результаты

Личностные:

-положительное отношение к учению;

- проявление интереса к новому материалу,

-развитие настойчивости, терпения, умения преодолевать трудности,

 Регулятивные:

-умение определять цель учебной деятельности с помощью  учителя  и одноклассников  при работе со словами, отвечающими на вопросы кто? что?  

-умение составлять  план совместно с учителем  при рассматривании данной темы, 

-контролировать способ выполнения учебной задачи  и результат по ранее составленному плану,

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении темы «Слова отвечают на вопрос кто? что?»

Познавательные:

- постановка проблемы: как различают названия одушевленных и неодушевленных предметов,

-  что такое диалог,

- почему одинаковые слова пишутся с большой и маленькой буквы.

- создавать тематические группы слов, определять их название; 

- точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста; проверять написанное, сравнивая с образцом,

- составлять сочетания слов по схемам; видеть опасные места и изученные орфограммы в словах,

Коммуникативные:

-умение слушать,

-отвечать  на вопросы учителя,

-договариваться по поводу выполнения заданий,

-приходить к общему мнению

2.6 Проверка эффективности системы при работе со словами, которые отвечают на вопросы кто? что?

В первой четверти 2012-2013 учебного года во 2 «А» классе МБОУ СОШ№59 была проверена эффективность системы по формированию УУД при работе со словами, которые отвечают на вопросы кто? что?

Задачи проверочных работ:

- выявить результаты проверочной работы;

- проследить динамику уровня сформированности УУД в данном классе.

Были проведены предварительная, текущая и итоговая проверочные работы (см. Приложение).

Сравнительные результаты написания проверочных работ:

Предварительная проверочная работа

Текущая проверочная работа

Итоговая проверочная работа

Написали без ошибок

10 человек

(38%)

11 человек

(42%)

15 человек (58%)

Допустили

1-2 ошибки

8 человек

(31%)

9 человек

(35%)

8 человек (31%)

3-4 ошибки

7 человек

 (27%)

6 человек

(23%)

3 человека (11%)

5 и более ош.

1 человек (4%)

______

_____

Как видно из таблицы, улучшились результаты написания слов, отвечающих на вопросы кто? что?. Проанализировав результаты проведённых исследований, можно доказать эффективность разработанного комплекса заданий и упражнений.

Сравнительный анализ проверочных работ

Сравнительный анализ предварительной, текущей и итоговой проверочных работ показали, что качество усвоения пройденного материала по теме: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»  возросло на 19%.

А так же можно видеть динамику результатов проверочных работ по каждому ученику (см. Приложение 4).

     

   

   

       

   

     



Заключение

 Сегодня, информационные технологии – это мощное орудие, с помощью которого можно повысить познавательную активность учащихся, развивать интеллект ребёнка, повысить интерес к процессу обучения, развивать навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. В своей практической профессиональной деятельности возможность компьютера я использую по нескольким направлениям: использование компьютерных презентаций, дидактических игр, применение развивающих методов и приёмов, отслеживание результатов учебной деятельности(тестирование).

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). 

Данная работа посвящена проблеме, которая заключается в следующем: выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

 Формирование универсальных учебных действий учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.

 Реализация на практике разработанного подхода по формированию УУД младших школьников при работе со словами, которые отвечают на вопросы кто? что? дала положительные результаты, подтверждающие его эффективность.

 Формирование всего комплекса УУД происходит за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.).

Список литературы

1. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. Начальная школа.2008. №8

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

3.  Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

7.  Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
    8.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Москва. Просвещение 2010г.

10.  Планируемые результаты начального общего образования /Л.А. Алексеева, С. В. Анащенкова , М. З. Биболетова и др./; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М., 2011 .

11.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А. Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011 г.

12.  Коррекция дисграфии и дислексии. Г.М. Зегебарт.  «Учение без мучения», Генезис , М-2009г.

13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.

14.   Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии  «полного усвоения».-М.:

   Дрофа,2004.

15.   Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность.- Р.:  Эксперимент,1999.

16.   Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред.    А.А.Леонтьева М.,2006.

17.  Г.К.Селевко Энциклопедия  образовательных технологий. М., 2006.

18.  Интернет-ресурсы.

Приложение 1

Предварительный контроль знаний:

Проверочная работа по теме: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

1Подчеркните имена существительные.

Школьник, школьник, ты силач!

Шар земной несёшь, как мяч.

(С. Маршак)

2. Выпишите слова, которые отвечают на вопрос кто?

Рассказ, яблоня, учитель, гусь, холод, насекомое, стриж, пчела, капитан.

__________________________________________________________________

3Напишите десять слов, которые отвечают на вопрос что?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение 2

Текущий контроль знаний:

Проверочная работа по теме: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

1. Подчеркните одушевлённые существительные.

Мёд медведь в лесу нашёл  

Мало мёду, много пчёл.

(С. Маршак)

2. Выпишите неодушевлённые существительные.

Берёза, птица, листва, воробей, муха, гнез до, лес, двор, горох, карандаш, доска, ули ца.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Подберите к данным словам однокоренные        имена существительные.

Зелёный  __________________________________________________________________

Зимняя __________________________________________________________________

Садовый  __________________________________________________________________

Цветная  __________________________________________________________________

Приложение 3

Итоговый контроль знаний:

Проверочная работа по теме: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

1. Запишите слова в два столбика.

Мёд, лето, поросёнок, лист, светлячок, пас тух.

____________________                                __________________

____________________                                __________________

____________________                                __________________

2. Выпишите слова, которые отвечают на вопрос        что?

Флаг, гость, орёл, сад, сторожка, варенье, молоток, река, лёд, берег, рыбка.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3Напишите десять слов, которые отвечают на вопрос кто?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. В именах существительных выделите корень.

Краснее, красный, краснота.

Вечер, вечереет, вечерний.

5. Спишите. Подчеркните имена собственные.

Кролик Труня жуёт морковку. Денис был в Твери.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Подчеркните неодушевленные имена существительные.

Лёня с Петей,

Взяв лопаты,

Помогать пришли весне.

 Разбивают лёд ребята

И разбрасывают снег.

(Г. Ладонщиков)

7Напишите пять имен существительных из трех слогов.

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы

Раздел образовательной программы по математике 3 класс по УМК "Планета знаний" к аттестации учителя...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

методическая разработка раздела учебной программы

методическая разработка раздела программы включает текстовый документ и презентацию...

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Окружающий мир» автор – А.А.Плешаков

Возможности использования проблемного обучения как способа стимулирования  творческой познавательной активности младших школьников на уроках естествознания»....

Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»

Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала.         Для до...

Методическая разработка раздела учебной программы - раздел «Части речи. Имя существительное»

Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения и вышел на мировую и международную арену, став языком высокогуманной куль...

Методическая разработка раздела учебной программы Раздел «Части речи. Имя существительное»

Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальных классах, самый боль­шой: специально этому разделу в программах 2 – 4 классов отводится 212 час, т. е. почти ...