Обобщающий урок по произведениям К.И Чуковского
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Стрединина Наталья Александровна

Урок литературного чтения с элементами театрализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_proizvedeniyam_chukovskgo.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок литературного чтения, посвященный жизни и творчеству К. И. Чуковского для учащихся начальных классов.

Подготовила и провела:

 учитель начальных классов

 МКОУ «Орловская СОШ»

Н.А.Стрединина.

Цели:

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя К. И. Чуковского.

Формировать позитивное отношение учащихся к личности Чуковского как гражданина, отца, писателя.

Развивать навыки выразительного чтения, развитие речи через объяснение лексического значения слов, понимание и знание текста, навыки сочинительства и рисования. Развивать внимание, любознательность, сосредоточенность

Оформление:

На сцене из большого листа бумаги сделан силуэт дерева, на котором висят рисунки с изображением предметов по произведениям К. И. Чуковского (самовар, свечка, градусник, лопата, носки, мочалка, телефон).

Перед доской расположены детские игрушки.

На сцене висят два воздушных шарика с буквами “К” и “Ч”.

Оформлена выставка книг К. И. Чуковского и детских рисунков по его произведениям.

Ход праздника.

Учитель

Сегодня Королева книга приглашает нас в гости  писателю, которого любят и взрослые, и дети, к Корнею Ивановичу Чуковскому.

 – В гости дедушка Корней

 Приглашает всех детей!

 Но особенно он рад

 Пригласить таких ребят,

 Кто умеет слушать сказки

 Или любит их читать.

1. й ученик:

У Корнея Ивановича была большая и интересная жизнь. Родился он в 1882 году в Петербурге. Младенца Николая Корнейчукова крестили во Владимирской церкви. Мать новорожденного, Екатерина Осиповна Корнейчукова, крестьянского сословия. К этому времени у нее уже была трехлетняя дочь Мария.

2- й ученик:

Мама мечтала дать детям образование, поэтому Коля ходил в детский сад мадам Бухтеевой, что по тем временам было редкостью небывалой.

После детского сада мальчик поступил в гимназию.

Учиться Коля любил, латынь знал на “отлично”.

3-й ученик.

Верите ли вы, что К.И. выгнали из гимназии?

Это было на самом деле. Коля учился в то время, когда был издан указ, запрещать принимать в гимназию детей кучеров, лакеев, поваров. Семья будущего писателя была бедна и тогда двери в гимназию для Николая закрылись.

Коля самостоятельно изучал английский язык, впоследствии перевел многие произведения английской литературы на русский язык. Все рассказы о Шерлоке Холмсе известны русскому читателю под редакцией К. И. Чуковского. К. И. Чуковский перевел и “Робинзона Крузо» и произведения Марка Твена.

Учитель.

Давайте послушаем некоторые из его переведенных стихотворений.

(Дети читают стихи английские народные песенки“Котауси и Мауси” )

Корней Чуковский

Котауси и Мауси

Жила-была мышка Мауси

И вдруг увидала Котауси.

У Котауси злые глазауси

И злые-презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси:

"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!"

Но ответила умная Мауси:

"Ты меня не обманешь, Котауси!

Вижу злые твои глазауси

И злые-презлые зубауси!"

Так ответила умная Мауси -

И скорее бегом от Котауси.

1926

 4 – ученик.

В 20-х годах писатель преобразовал свою прежнюю фамилию и назвался Корнеем Чуковским. У К. И. Чуковского было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело.

5= ченица:

Дети, верите ли вы, что стихотворение «Чудо - дерево» Чуковский написал для своей дочки?

Это, правда, стихотворение было написано после того, как дочка Мурочка потеряла свою туфельку.

Дети читают стихотворение

Как у нашего Мирона,

На носу сидит ворона.

А на дереве ерши,

Строят гнёзда из лапши,

Сел баран на пароход,

И поехал в огород.

В огороде-то на грядке,

Вырастают шоколадки.

А у наших у ворот,

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,

Мама с дерева сорвёт

Туфельки, сапожки.

Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,

Папа с дерева сорвёт

Маше — гамаши,

Зинке — ботинки,

Нинке — чулки,

А для Мурочки такие

Крохотные голубые

Вязаные башмачки

И с помпончиками!

Вот какое дерево,

Чудесное дерево!

Эй вы, ребятки,

Голые пятки,

Рваные сапожки,

Драные калошки.

Кому нужны сапоги,

К чудо-дереву беги!

Лапти созрели,

Валенки поспели,

Что же вы зеваете,

Их не обрываете?

Рвите их, убогие!

Рвите, босоногие!

Не придётся вам опять

По морозу щеголять

Дырками-заплатками,

Голенькими пятками!

6 - ученик

Гуляя на даче с любимой дочкой Мурочкой, Чуковский сочиняет “Федорино горе”, “Мойдодыр”.

Оба эти произведения – о чистоте.

К “Мойдодыру” Чуковский написал даже подзаголовок: “Мурке, чтобы умывалась”.

Скачет сито по полям,

 А корыто по лугам.

 За лопатою метла

 Вдоль по улице прошла.

 Топоры-то, топоры

 Так и сыплются с горы.

 Испугалася коза.

 Растопырила глаза:

 “Что такое? Почему?

 Ничего я не пойму”.

 А за ними вдоль забора

 Скачет бабушка Федора:

 “Ой-ой-ой!Ой-ой-ой!

 Воротитеся домой!”

 И ответила посуда:

 “Было нам у бабы худо,

 Не любила нас она,

 Била, била нас она,

 Запылила, закоптила,

 Загубила нас она!”

Вдруг из маминой из спальни,

 Кривоногий и хромой,

 Выбегает умывальник

 И качает головой:

 “Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

 Неумытый поросенок!

 Ты чернее трубочиста,

 Полюбуйся на себя:

 У тебя на шее вакса,

 У тебя под носом клякса,

 У тебя такие руки,

 Что сбежали даже брюки,

 Даже брюки, даже брюки

 Убежали от тебя.

 Рано утром на рассвете

 Умываются мышата,

 И котята, и утята,

 И жучки, и паучки.

 Ты один не умывался

 И грязнулею остался,

 И сбежали от грязнули

 И чулки и башмаки.

Проведем аукцион.

Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Ребята, а верите ли вы, что К.И. написал «25 загадок»?

 (ответ детей)

 Да это правда и сейчас мы с вами по загадываем загадки, которые написал К.И.

 (дети загадывают загадки)

Учитель.  В одном из живописнейших мест Подмосковья, в знаменитом поселке писателей Переделкино, отрылся музей Корнея Чуковского.

Это необычный музей: здесь посетителей называют гостями, здесь каждый день смеются дети, и звучат стихи не только К.Чуковского, но и А.Блока, С.Маршака, Б.Пастернака.

Побывав в музее, вы снова встретитесь и с давно знакомым Мойдодыром, и с Бармалеем, и с Крокодилом, увидите те самые комнаты, где жил проказник Бибигон.

Возможно, когда-то кому-нибудь из вас повезет, и вы сможете посетить этот чудесный уголок.

Ученик.

-  К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.

Ученик

Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

Дети инсценируют

Муха-Цокотуха.

Я по полю утром шла?

 Дети. Да!

 Муха-Цокотуха.

На полянке я копеечку нашла.

 Дети. Побежала на базар и купила самовар.

 Муха-Цокотуха.

 Я – Муха-Цокотуха,

 Позолоченное брюхо.

 Я сегодня жду гостинца,

 Я сегодня – именинница.

 Я ходила на базар,

 Я купила самовар.

 Угощу друзей чайком,

 Пусть приходят вечерком.

 Я – Муха-Цокотуха,

 Позолоченное брюхо!

 У меня для гостей

 Много вкусных сластей!

 Воспитатель. Спасибо Муха-Цокотуха, присаживайся к ребятам.

 – Ребята, скажите, эта героиня из какой сказки к нам пришла?

 Дети. Из сказки “Муха-Цокотуха”.

Ученик.        Чуковский часто был гостем в школе, где учились его дети, готовил спектакли, приглашал своих друзей-литераторов для выступления перед детьми.

Ведущий.

Добрый доктор Айболит!

 Он под деревом сидит.

 Приходи к нему лечиться

 И корова, и волчица,

 И жучок, и червячок,

 И медведица!

 Всех излечит, исцелит

 Добрый доктор Айболит.

Ведущий читает текст. На сцене ученики в костюмах: доктор Айболит, около него пес с перевязанной лапой и другие больные звери, доктор им оказывает помощь.

Ведущий. И пришла к Айболиту лиса.

Лиса. Ой, меня укусила оса!

Айболит имитирует движение удаления жала, обрабатывает рану, радостная лиса уходит под музыку, поблагодарив Айболита.

Ведущий. И пришел к Айболиту Барбос.

Барбос. Гав! Гав! Меня курица клюнула в нос.

Нос завязан, пес показывает на него, жалобно скулит. Айболит гладит бедного Барбоса, мажет ему нос зеленкой. Барбос благодарит, пританцовывая, пристраивается около Айболита.

Ведущий. Прибежала зайчиха

 И закричала.

Зайчиха.

Ай! Ай!

 Мой зайчик попал под трамвайчик!

 Мой зайчик, мой мальчик

 Попал под трамвайчик!

 Он бежал по дорожке,

 И ему перерезало ножки.

 И теперь он больной и хромой,

 Маленький заинька мой.

Ведущий. И сказал Айболит...

Айболит. Не беда!

 Подавай-ка его сюда!

 Я пришью ему новые ножки,

 Он опять побежит по дорожке.

Ученик в костюме зайца сидит за сценой, а доктору передают большого плюшевого зайца (осторожно, из рук в руки) все собравшиеся на сцене звери; звучит тревожная музыка, на ее фоне ведущий читает текст, Айболит имитирует движения пришивания ног большой иглой.

Ведущий. И принесли к нему зайку,

 Такого больного, хромого.

 И доктор пришил ему ножки,

 И заинька прыгает снова.

Игрушку незаметно убирают, а из-за сцены выскакивает ученик, исполняющий роль зайца, и под веселую музыку исполняет танец, потом вместе с ним танцуют зайчиха и все звери из танцевальной группы.

Ведущий. А с ним и зайчиха-мать

 Тоже пошла танцевать.

 И смеется она, и кричит...

Зайчиха. Ну, спасибо тебе, Айболит!

 У зайчишки ничто не болит.

 Может, может зайчишка плясать

 И от хитрой лисички удрать.

Зайчиха благодарит Айболита, берет его за руки и вместе с ним танцует в центре сцены.

Музыка стихает. Заяц обращается к Айболиту и всем присутствующим на сцене и в зале.

Зайчишка.

Буду правила я выполнять,

 И по рельсам трамвайным

 Не буду гулять.

 (Обращается к Зайчихе.)

 Лучше нам в свой лесок убежать

 И историю эту друзьям рассказать.

Зайчишка и зайчиха убегают. В центре сцены остается Айболит. Участники танцевальной группы располагаются с двух сторон от него.

Ведущий. А все вместе хотим мы сказать:

 Будем мы много раз повторять...

Группа 1. Ну, спасибо тебе, Айболит!

Становятся на правое колено.

Группа 2. Слава, слава тебе, Айболит!

Поднимают руки, обращенные к Айболиту, в знак признания и благодарности.

Все (хором). И у нас ничего не болит (кланяются Айболиту).

Айболит. Я желаю здоровья всем вам.

 Но сейчас я бегу в Занзибар.

Айболит показывает направление своего маршрута на карте или на большом глобусе.

Айболит. Бегемоты объелись, и вот

 У них разболелся живот.

 Извините, скорей побегу!

 Обещаю: я им помогу.

Свои слова Айболит сопровождает показом лекарств и медицинского оборудования, складывая все в сумку с красным крестом.

Айболит. Гоголь-моголь с собой захвачу!

 Напою им тигрят, верблюжат,

 Бегемотикам дам шоколад

 И поставлю всем градусники.

 Я желаю здоровья всем вам,

 Но сейчас я спешу в Занзибар!

Доктор Айболит убегает, а перед сценой и на сцене вылеченные им звери танцуют под мелодию песни "Маленькая страна" и скандируют.

Все (хором). Слава, слава Айболиту!

 Слава добрым докторам!

Ребята, Корней Иванович очень любил детей, Посмотрите, сколько сказок нам написал Корней Иванович Чуковский

Давайте, еще раз назовем их (перечисляют).

Рефлексия.

 – Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?

 Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.

 Учитель Чему нас учат сказки?

 Дети. Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.

 Учитель Спасибо К. И. Чуковскому за замечательные сказки. Я вижу, вы нарисовали рисунки к своим любимым сказкам. Какие они у вас получились замечательные.

 – А сейчас я вас приглашаю посмотреть выставку рисунков.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по произведениям К.И.Чуковского

Презентация к обобщающему уроку по произведениям К.И.Чуковского...

Урок внеклассного чтения по теме «Чудо-сказки по произведениям К.И.Чуковского»

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.Класс: 3 План урока:Организационный момент....

Литературное чтение. Обобщающий урок по произведению Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». 3 класс

Цели: - углубленный анализ содержания-  составление портретных характеристик персонажей- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее;заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживан...

Чтение "Чуковский - детям" (урок - обобщение по произведениям К.И.Чуковского)

Цели урока6- помочь учащимся понять прелесть стихотворных сказок, лаконичность и ёмкость произведений Чуковского;- развивать устную речь, читательский кругозор, умение работать с книгой, библиографиче...

: «Урок- игра «Счастливый случай». Обобщающий урок по произведениям Л.Н.Толстого»

: «Урок- игра «Счастливый случай». Обобщающий урок по произведениям Л.Н.Толстого»...

Технологическая карта-обобщающий урок по произведениям М.Горького «Случай с Евсейкой» А.И. Куприна «Слон» К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей»(3 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями М.Горького «Случай с Евсейкой», В.И.Куприна «Слон», К.Г. Паустовского «Растрепанный...